Мастер – класс для родителей в рамках консультационного центра «Дыхательно – звуковая гимнастика»
консультация

Мастер-класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнение  «Колечко»

Упражнение укрепляет мышцы языка и шеи.

И. п. – произвольное

Взрослый. Представим, что у нас во рту находится колечко.

Потрогаем его кончиком языка, а потом прижмем к нёбу и со звуком «л-л-л…» или «ль-ль-ль….» будем задвигать колечко как можно глубже. Теперь двигаем колечко к зубам. Колечко возле зубов? Тогда произнесем звук «о-о-о-о….».

Попробуем задвигать колечко не произнося при этом ни звука, а затем закрыв рот. Положим ладонь на горло и станем продвигать колечко быстро-быстро. Чувствуете, как напряглись мышцы?

Я с кольцом играю:

Я во рту кольцо катаю.

Быстро бегает кольцо

И поет «ль-ль-ль-о-о…».

Ощущения. Какое колечко находилось у тебя во рту? Чувствовал ли ты напряжение? Где? Что ты чувствуешь сейчас?

Упражнение  «Зевота»

Упражнение улучшает кровоснабжение сосудов мозга, помогает снять стресс.

И. п. – произвольное

Взрослый. Представим, что день подошел к концу и мы все почувствовали усталость.

Опускаем голову, широко-широко раскрываем рот и, не закрывая его. Вслух или мысленно произносим «о-о-хо-хо-хо….». Вот и пришла к нам сладкая зевота.

Позеваем ещё немного, а теперь поднимем руки вверх и, не отрывая пяток от пола, потянемся высоко-высоко, после чего расслабим все мышцы.

Ночь настала,

Спать пора,

Трет глазенки детвора.

Ротики мы раскрываем:

Сладко перед сном зеваем

Ощущения. Прислушайся к себе: все ли части тела расслаблены? Изменилось ли твое настроение? Как?

Упражнение  «Гудок парохода»

Упражнение активизирует двигательные и речевые центры мозга.

И. п. – произвольное.

Взрослый. Представим, что мы превратились в огромный пароход. А как гудят пароходы, когда здороваются друг с другом?

Делаем резкий короткий вдох, задерживаем дыхание на 1-2 секунды и выполняем длинный протяжный выдох со звуком «у-у-у…»

Я огромный пароход,

У меня отличный ход.

По волнам вперёд иду,

Прочь с дороги «у-у-у…».

Ощущения. Каким пароходом ты был? Что ты чувствовал, когда был пароходом? Почему?

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад       компенсирующего вида №14г. Туймазы муниципального района Туймазинский район     Республики Башкортостан

Практические рекомендации

для родителей.

«Дыхательно – звуковая гимнастика».

Подготовила:

учитель – дефектолог

Кудряшова

Маргарита

                                                    Фаритовна

В процессе выполнения упражнений следует придерживаться следующих рекомендаций:

   - Не переутомлять ребенка, то есть строго дозировать количество и темп  проведения упражнений.

   - Следить, чтобы грудь ребенка не переполнялась воздухом.

   - Следить, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, ощущал движения диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота.

   - Движения ребенок должен производить плавно, под счет, тихо.

   - Не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате.

   - Не заниматься после еды.

   - Занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений.

   - Не переутомляться, при недомогании отложить занятия.

   - Дозировать количество и темп проведения упражнений.

   - При проведении занятий наиболее удачной является форма «разговора» с детьми.

Примеры упражнений:

«Дыхание и звук»

При выполнении упражнений важно следить за тем, чтобы звук был ровным и находился на одной высоте в течение всего выдоха.

Звук «А»

Стимулирует работу легких, трахеи, гортани. По окончании произнесения происходит углубление дыхания и увеличение потребления кислорода

И.п. (исходное положение) – произвольное.

Взрослый. Положим правую руку на голову, а левую – на грудь. Глубоко вдохнем, и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «а-а-а-а…». Тянем его как можно дольше.

Ощущения. При произнесении звука ты ощущал вибрацию гортани и верхней части грудной клетки? А вибрацию головы? Что ты чувствуешь сейчас? Какой вкус появился у тебя во рту?

Звук «М»

Положительно влияет на сосуды головного мозга, способствует преодолению психоэмоционального напряжения, дает ощущение покоя, улучшает память.

И.п. (исходное положение) – произвольное.

Взрослый. Сложим кисти рук в  «замок». Глубоко вдохнем, и на выдохе закрытым ртом протяжно произнесем звук «м-м-м-м…». Тянем его как можно дольше.

Ощущения.  В каких местах тела ты ощущал вибрацию при произнесении звука? Что ты чувствуешь сейчас? Какой вкус появился у тебя во рту?

Звуки «О-У-М»

Произнесение звуков в данном порядке положительно воздействует на вес отделы головного мозга.

\ И.п. (исходное положение) – произвольное.

Взрослый. Глубоко вдохнем, и на выдохе громко и протяжно произнесем звуки

«о-о-о-у-у-у-м-м-м…». Тянем их как можно дольше.

Ощущения.  Что ты чувствуешь сейчас? Какое у тебя настроение?Какой вкус появился у тебя во рту?

«Дыхание, звук и образ»

Упражнение  «Дровосек»

Упражнение дает возможность выплеснуть негативные эмоции и снижает психоэмоциональное напряжение.

И. п. – стоя. Ноги широко расставлены. Руки опущены.

Взрослый. Представим, что мы превратились в дровосека. А чем обычно занимается дровосек? Давайте тоже попробуем наколоть дров.

Глубоко вдыхаем. На выдохе поднимаем руки над головой и соединяем ладони.

Резко и быстро, словно «топор» очень тяжелый, наклоняемся, опускаем руки и со звуком «бах» «разрубаем» пространство между ступнями.

Дровосек топор берет,

Он дрова рубить идет.

По бревну ударит крепко,

«Бах» - и полетела щепка!

Ощущения. Какой ты дровосек? Понравилось ли тебе быть дровосеком? Что ты чувствуешь сейчас? Что чувствует твое тело?

Примечание. Упражнение рекомендуется повторить 5-8 раз.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 14» г. Туймазы

Муниципального  района Туймазинский район республики Башкортостан

Мастер – класс для родителей

в рамках консультационного центра

«Дыхательно – звуковая гимнастика»

Подготовила

учитель – дефектолог

Кудряшова М.Ф.

г. Туймазы  2021 г.

Слайд 1 Здравствуйте, уважаемые родители! Тема нашего мастер – класса «Дыхательно – звуковая  гимнастика»

Слайд 2 Работоспособность головного мозга, его здоровье и долголетие во многом определяются культурой дыхания. Ведь дыхательные упражнения – это своеобразная зарядка нервной системы, помогающая сбросить напряжение, которая к тому же является хорошим средством профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.

Слайд 3 Известно, что правильное дыхание помогает насытить организм человека оптимальным количеством кислорода, укрепляет его иммунную защиту и стимулирует обмен веществ, благоприятно воздействует на эндокринную систему и работу сердца.  При дыхании организм усваивает не все количество выдыхаемого кислорода. Специальные дыхательные упражнения, при которых происходит напряженный выдох с криком, позволяют удалить излишки кислорода и избежать ненужных окислительных реакций.

Слайд 4 Звук воздействует и на психику человека, и, следовательно, с его помощью может проводиться определенная коррекция поведения.

Вступая в резонансный контакт с тканями организма, звук улучшает их работу, усиливает защитные реакции и положительно влияет на некоторые участки тела и головного мозга.

Слайд 5 Дыхательно - звуковая гимнастика направлена на решение следующих задач:

обучение  детей дыханию через нос; профилактика заболеваний верхних дыхательных путей и простудных заболеваний; содействие речевому  развитию детей; обогащение общего развития ребёнка; коррекция аномального развития.

Слайд 6   В процессе выполнения упражнений следует придерживаться следующих рекомендаций: не переутомлять ребенка; следить, чтобы грудь ребенка не переполнялась воздухом; следить, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, ощущал движения диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота; движения ребенок должен производить плавно, под счет, тихо; не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате; не заниматься после еды; занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений; не переутомляться, при недомогании отложить занятия; дозировать количество и темп проведения упражнений.

Слайд 7 При проведении занятий наиболее удачной является форма «разговора» с детьми. Лучше, если взрослый вместе с ребенком будет выполнять упражнения. Это помогает снять некую преграду между взрослым и ребенком, даст ребенку возможность почувствовать себя равным, что положительно влияет на самооценку ребенка.

А сейчас давайте перейдём к практической части. 

      Я хочу представить вашему вниманию комплекс специальных упражнений дыхательно – звуковой гимнастики, используемый мной в работе с детьми с ОВЗ.

          Уважаемые родители!  Я предлагаю вам  выполнить данный комплекс  вместе со мной.

     В звуке можно выразить многое. Кроме того звуки имеют вкус. Например, если в течении некоторого времени тянуть звук «О-о-о-о» во рту появится кисловатый привкус, звук «А-а-а-а» дает ощущение сладости.

Звук «В» (выделить первый звук в слове).

Первое упражнение  позволяет стабилизировать состояние нервной системы, а также головного и спинного мозга ребенка.

Ход. И.п. (исходное положение) - произвольное.

Взрослый. Глубоко вдохнем, и на выдохе громко и протяжно произнесем звук  «в - в - в - в…». Тянем его как можно дольше.

Ощущения.  В каких местах тела ты ощущал вибрацию при произнесении звука? Что ты чувствуешь сейчас? Какой вкус появился у тебя во рту?

   

Следующее упражнение способствует  профилактике бессонницы, положительно влияет на состояние организма ребенка в целом.

Ход. И.п. (исходное положение) - произвольное.

Взрослый. Глубоко вдохнем, и на выдохе громко и протяжно произнесем звук  «ч - ч - ч - ч…». Тянем его как можно дольше.

Ощущения.  В каких местах тела ты ощущал вибрацию при произнесении звука? Что ты чувствуешь сейчас? Какой вкус появился у тебя во рту?

Слайд 8 Предлагаю выполнить несколько упражнений по лексической теме «Транспорт»

Упражнение  «Гудок парохода»

Упражнение активизирует двигательные и речевые центры мозга.

И. п. – произвольное.

Взрослый. Представим, что мы превратились в огромный пароход. А как гудят пароходы, когда здороваются друг с другом?

Делаем резкий короткий вдох, задерживаем дыхание на 1-2 секунды и выполняем длинный протяжный выдох со звуком «у-у-у…»

Я огромный пароход,

У меня отличный ход.

По волнам вперёд иду,

Прочь с дороги «у-у-у…».

Ощущения. Каким пароходом ты был? Что ты чувствовал, когда был пароходом? Почему?

Слайд 9 Упражнение  «Трактор»

Упражнение укрепляет мышцы языка.

И. п. – произвольное

Взрослый. Представим, что мы превратились в трактор. А как стучит трактор?

Изображаем звук работающего трактора – энергично произносим «д-т,д-т», меняя громкость и долготу звуков.

В поле трактор стоит                                                                                

Трактор новенький на вид.                                                                        

Вокруг него такой простор!                                                                        

«Д-т, д-т», - стучит мотор.

Ощущения. Какой ты трактор? Понравилось ли тебе быть трактором? Почему? Что ты чувствуешь сейчас?

Слайд 10 Упражнение  «Самолет»

Упражнение способствует нормализации кровяного давления и улучшению работы почек.

И.п.— стоя. Руки вытянуты в стороны.

Взрослый. Представим, что мы превратились в быстрый реактивный самолет.

Наш самолет взлетает: со звуком «у-у-у..." не спеша передвигаемся, поочередно поднимая при выполнении виража "руки-крылья".

Вот мы и в небе! Самолет набирает скорость: передвигается быстрее, чаще меняем положение «крыльев» — чем выше поднята одна из рук, тем выше произносим звук «у-у...".

Пришло время возвращаться на землю. Идем на посадку: уменьшаем скорость движения, понижая при этом звук «у-у...". Останавливемся, опускаем «крылья».

Самолет летит, Как птица,
В синем небе серебрится.
Я пилоту помогу!"    

А мотор гудит: «У-у-у,
Ощущения. Что тебе понравилось больше: взлет, полет, посадка? Почему? Что ты чувствуешь сейчас? Какое у тебя настроение?

Слайд 11 Упражнение  «Гудок паровоза»

Упражнение активизирует двигательные и речевые центры мозга, положительно влияет на состояние организма в целом.

И. п. – стоя в колонне «паровозиком».

Взрослый. Представим, что мы превратились в паровоз с вагончиками. Цепляйтесь друг за друга. Поехали!

Дети колонной, не спеша, передвигаются по комнате, попеременно работая согнутыми в локтях руками и произнося «чух-чух-чух».

А как гудит паровоз? Делаем резкий короткий вдох, задерживаем дыхание на 1-2 секунды и выполняем длинный протяжный выдох со звуком «у-у-у…»

Точно сказочная птица

Паровоз по рельсам мчится.

Он несется во весь дух,

И пыхтит «Чух-чух, чух-чух».

Паровоз летит вперед.  

  И гудок дает, «У-у- у»,

Ощущения. Каким паровозом ты был? Что ты чувствовал, когда был паровозом? Почему?

Слайд 12 Уважаемые родители! Я благодарю вас за внимание и усердие, надеюсь, что наша встреча  была для вас информативна и  интересна.

Слайд 6   В процессе выполнения упражнений следует придерживаться следующих рекомендаций: не переутомлять ребенка; следить, чтобы грудь ребенка не переполнялась воздухом; следить, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, ощущал движения диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота; движения ребенок должен производить плавно, под счет, тихо; не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате; не заниматься после еды; занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений; не переутомляться, при недомогании отложить занятия; дозировать количество и темп проведения упражнений.

Слайд 7 При проведении занятий наиболее удачной является форма «разговора» с детьми. Лучше, если взрослый вместе с ребенком будет выполнять упражнения. Это помогает снять некую преграду между взрослым и ребенком, даст ребенку возможность почувствовать себя равным, что положительно влияет на самооценку ребенка.

А сейчас давайте перейдём к практической части мастер-класса. 

      Я хочу представить вашему вниманию комплекс специальных упражнений дыхательно – звуковой гимнастики, используемый мной в работе с детьми с ОВЗ.

          Уважаемые коллеги!  Я предлагаю вам  выполнить данный комплекс  вместе со мной.

     В звуке можно выразить многое. Кроме того звуки имеют вкус. Например, если в течении некоторого времени тянуть звук «О-о-о-о» во рту появится кисловатый привкус, звук «А-а-а-а» дает ощущение сладости.

Звук «В» (выделить первый звук в слове).

Первое упражнение  позволяет стабилизировать состояние нервной системы, а также головного и спинного мозга ребенка.

Ход. И.п. (исходное положение) - произвольное.

Взрослый. Глубоко вдохнем, и на выдохе громко и протяжно произнесем звук  «в - в - в - в…». Тянем его как можно дольше.

Ощущения.  В каких местах тела ты ощущал вибрацию при произнесении звука? Что ты чувствуешь сейчас? Какой вкус появился у тебя во рту?

Следующее упражнение способствует  профилактике бессонницы, положительно влияет на состояние организма ребенка в целом.

Ход. И.п. (исходное положение) - произвольное.

Взрослый. Глубоко вдохнем, и на выдохе громко и протяжно произнесем звук  «ч - ч - ч - ч…». Тянем его как можно дольше.

Ощущения.  В каких местах тела ты ощущал вибрацию при произнесении звука? Что ты чувствуешь сейчас? Какой вкус появился у тебя во рту?

Уважаемые коллеги! Я благодарю вас за внимание и усердие, надеюсь, что мастер – класс был для вас информативен и  интересен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: "Артикуляционная гимнастика, как основа правильной речи"

Цель: Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию артикуляционной гимнастики в работе с детьми, пропаганда и распространение форм работы....

Мастер-класс для родителей "Увлекательная артикуляционная гимнастика"

Часто родители обращаются к логопеду, когда замечают, что их ребенок не выговаривает определенные звуки.Одной из важных причин нарушения звукопроизношения у детей является недостаточная подвижность ор...

Мастер-класс для родителей "Выполнение артикуляционной гимнастики с детьми дома"

Представляю Вашему вниманию мастер-класс, проведенный для родителей детей средней группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР "Выполнение артикуляционной гимнастики с детьми дома"....

Мастер-класс «Обучение родителей приёмам артикуляционной гимнастики»

Мастер-класс «Обучение родителей приёмам артикуляционной гимнастики» направлен на решение правильного произношения звуков. Представлен теоритический материал, но больше практического....

Мастер-класс для родителей "Дыхательная и артикуляционная гимнастика"

Познакомить и научить родителей проводить артикуляционную и дыхательную гимнастику с детьми дома....