Презентация "Нарушение речи"
презентация к уроку

Коррекционная педагогика

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Презентация "Нарушение речи"580.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нарушение речи брадилалия тахилолия дислалия ринололия

Слайд 2

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявлятся в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

Слайд 3

Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

Слайд 4

По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения.

Слайд 6

Брадилалия

Слайд 7

Брадилалия - это патологически замедленный темп речи. Замедленность речи обусловлена затруднениями артикуляции вследствие поражения бледного шара и черного вещества головного мозга или мозжечка.

Слайд 8

Выделяют так называемую мозжечковую брадилалию , обусловленную поражением мозжечка и его путей, которая нередко сочетается с другими нарушениями речи, например со скандированной или неправильно модулированной речью.

Слайд 9

Брадилалия может отмечаться при общей психической заторможенности, деменции, психо-органическом синдроме. При тяжелой степени нарушается процесс коммуникации, и расстройства речи определяются как патологические.

Слайд 10

Выделяют наследственную природу, экзогенные факторы (интоксикация), психологические причины (воспитание). Брадилалия может быть как самостоятельное нарушение темпа речи, а также наблюдаться в клинике некоторых форм психических заболеваний: при олигофрении, при органических заболеваниях центральной нервной системы, опухолях головного мозга. Как самостоятельное нарушение брадилалия встречается чаще всего у лиц флегматичных, медлительных, вялых.

Слайд 11

Речевая характеристика брадилалии многообразна: замедленность темпа внешней и внутренней речи, замедленность процессов чтения и письма, монотонность голоса. Голос теряет модуляцию. Неречевая симптоматика при брадилалии выражается в нарушениях общей моторики, тонкой моторики рук, пальцев, мимических мышц лица. Движения замедленные, вялые.

Слайд 12

Симптомами брадилалии являются: замедленность темпа внешней и внутренней речи; замедленность процессов чтения и письма (замедленный темп чтения носит название брадилексии); монотонность голоса; удлинение пауз между словами; растянутое произношение звуков.

Слайд 13

При устранении брадилалии логопедические приемы направлены на воспитание более быстрых и четких речевых движений в процессе речи; убыстрение речевых реакций; темпа внутренней речи; темпов письма и речи. Все виды коррекционной работы основываются на различных речевых упражнениях.

Слайд 14

Основные упражнения: 1. Произношение речевого материала различной сложности, чтение. 2. Занятия по логопедической ритмике. 3. Упражнения, активизирующие внимание.

Слайд 15

Рекомендуемые упражнения 1. Счет в быстром темпе. В быстром темпе посчитать до 10 (если ребенок не умеет считать до 10, то счет ведется до 5). Школьникам предлагаем счет до 100. Как вариант задания: посчитать в быстром темпе от заданного числа до заданного числа (например: посчитай в быстром темпе от 3 до 10; посчитай от 10 до 2 и т.д.), - посчитать двойками до 10 (от заданного числа до заданного числа), - посчитать тройками до 12 (от заданного числа до заданного числа).

Слайд 16

2. Произнесение слогов со стечением согласных. - Четко произносить слоги, например: фра-вра фро-вро пру-бру пры-бры 3. Быстро изменить одну букву в слове так, чтобы получилось новое слово. Например: мак - рак - бак.

Слайд 18

Тахилолия - излишне ускоренная речь.

Слайд 19

Дислалия

Слайд 20

Дислалия – нарушение звукопроизношения. Неразборчивость речи, обусловленная нечеткой артикуляцией одного или группы звуков. Сложные звуки: р, рь, л, ль, ш, ж, с, сь.

Слайд 21

Особенностью нарушения речи при дислалии является то, что неправильное произношение не оказывает значительного влияния на остальные стороны речи - словарный запас, грамматический строй речи, умение правильно выстраивать предложения.

Слайд 22

Однако подчас вместе с неправильным произношением у ребенка формируется и неправильное восприятие звуков речи, что приводит, к трудности звукового анализа, необходимого для овладения навыками грамотной речи, чтения и письма.

Слайд 23

В теории и практике данного вопроса принято различать сложную и простую дислалии.

Слайд 24

Простая дислалия - это нарушение одного звука, какой-либо одной группы звуков, например, свистящих [С, Сь, З, Зь, Ц] или шипящих [Ш, Ж, Щ] или звуков [Р, Л].

Слайд 25

Сложная дислалия - это неправильное произнесение нескольких групп звуков, а ряд звуков может неверно оглушаться или озвончаться (вместо правильного суП, малыш произносит суБ и т.д.).

Слайд 26

Очень важным представляется и то, что зачастую вместе с неправильно произносимыми звуками речи дети и воспринимают их искаженно, не различая в устной речи сходные звуки, а в дальнейшем и буквы при письме (вместо каШка, слышат каСка, Дочка - Точка и др.)

Слайд 27

Но даже при выявлении у ребенка сложной дислалии не стоит отчаиваться. При оказании своевременной и квалифицированной помощи, у подавляющего большинства детей дислалия проходит бесследно!!!

Слайд 29

Ринолалия

Слайд 30

Ринолалия - гнусавая речь,обусловленна дефектом носоглотки.

Слайд 31

Ринолалия - вид органической дислалии; расстройство звукопроизношения, образующееся в результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости; такое нарушение резонанса происходит от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие либо органических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твердого нёба, либо расстройств мягкого нёба.

Слайд 32

Гнусавость — изменение тембра голоса и искаженное произношение звуков, обусловленное нарушением резонаторной функции носовой полости. Здесь различают два варианта Г.

Слайд 33

Г закрытая , наступающая в результате нарушения проходимости полости носа или носоглотки. Этот дефект соответствует логопедическим понятиям ринофония/палатофония.

Слайд 34

Г открытая , характеризующаяся тем, что во время произнесения всех звуков речи воздух проходит не только через рот, но и через нос.

Слайд 35

Различают открытую, закрытую и смешанную Р

Слайд 36

Р закрытая - расстройство звукопроизношения, которое выражается в изменении тембра голоса.

Слайд 37

Причинами являются органические изменения в носовой или носоглоточной области или функциональные расстройства носоглоточного затвора, в связи с чем выделяют органическую и функциональную Р закрытую.

Слайд 38

Р закрытая образуется при пониженном физиологическом носовом резонансе во время произношения фонем; при этом фонемы [м], [н], [н’] звучат как [б], [д], [д’]; одним из внешних признаков является постоянно открытый рот.

Слайд 39

Р закрытая задняя - нарушение звукопроизношения, являющееся следствием аденоидных разращений, закрывающих: а)верхний край хоан, б)половину или одну из них, в)обе хоаны с заполнением всей носоглотки аденоидной тканью.

Слайд 40

Р закрытая передняя -нарушение звукопроизношения, которое вызывается резким искривлением носовой перегородки, полипами в носу, сильным насморком и др.

Слайд 41

Р открытая - патологическое изменение тембра голоса и искаженное произношение звуков речи, возникающее, когда мягкое нёбо при произнесении звуков речи сильно отстает от задней стенки глотки, оставляя значительную щель (укорочение мягкого нёба, параличи и парезы мягкого нёба) или при механических дефектах твердого и мягкого нёба, когда значительная часть воздуха попадает в носовую полость.

Слайд 42

Р смешанная - состояние, когда при носовой непроходимости имеется также недостаточный нёбно-глоточный затвор; на произношении это отражается понижением носового резонанса, главным образом для носовых фонем, при одновременном искажении остальных фонем, тембр которых становится как при ринолалии открытой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....

Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»

Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»Анализ текстов разных типов речи  на уроках русского языка как средство формирования...

Урок психологии "Речь: определение понятия "речь" и виды речи (конспект урока + презентация)

Цель и задачи урока:ü Образовательная: сформировать у учащихся представление о речи и ее видах.ü Развивающая: развивать логическое мышление, способность к анализу, обобщению и классификации, сформиров...

"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)

Жанр урока - урок  - исследование. На уроке основным приёмом  работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...

Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...

Презентация к уроку развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Презентация знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывает особенности языковых средств разговорного стиля ...