«Организация специального образования в условиях школы-интерната»
статья

Анохина Елена Алексеевна

В настоящее время значительно возрос интерес к проблеме образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Проблемы потенциальных возможностей детей с ОВЗ, приспособления их к жизни приобретают большую социальную значимость. Совершенствуются организационные формы их воспитания и обучения.

Во многом это зависит от уровня экономики и культуры страны, состояния законодательства в области специального образования и традиционных методов работы с детьми, имеющими проблемы развития.

Система специального образования в России представляет собой многовариативную модель, включающую в себя разные формы организации помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время возможность получения специального образования гарантирована лицам с умственной отсталостью разной степени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon anohina_organizatsiya_obrazovatelnogo_protsessa.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Организация специального образования в условиях школы-интерната»

В настоящее время значительно возрос интерес к проблеме образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Проблемы потенциальных возможностей детей с ОВЗ, приспособления их к жизни приобретают большую социальную значимость. Совершенствуются организационные формы их воспитания и обучения.

Во многом это зависит от уровня экономики и культуры страны, состояния законодательства в области специального образования и традиционных методов работы с детьми, имеющими проблемы развития.

Система специального образования в России представляет собой многовариативную модель, включающую в себя разные формы организации помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время возможность получения специального образования гарантирована лицам с умственной отсталостью разной степени.

СПб ГБУ «Дом-интернат № 5» посещает 65 воспитанников в возрасте от 4 до 18 лет с отклонениями в умственном развитии. В Учреждении обучение детей осуществляется дифференцированно по возрасту и уровню интеллектуальной недостаточности; реализуются индивидуальные программы реабилитации детей-инвалидов. Учитывая специфику Учреждения (с пятидневным проживанием в неделю, выходные дни дети проводят дома с родителями), обучение и коррекционно-воспитательная работа носят не только учебный характер, но и направлена на социальную поддержку семьи, воспитывающей «особого» ребенка.

До 2010 года в Учреждении формировались классы для воспитанников, обучавшихся в соответствии с учебным планом «Программы обучения глубоко умственно отсталых детей» НИИ дефектологии АПН СССР (1983 г.).

Количество классов зависело от психофизических возможностей детей и уровня усвоения школьной программы.

Широко использовались методические рекомендации Аналитического научно-методического центра  «Развитие и коррекция».

С 2010 года на основании распоряжения Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга и согласно рекомендациям консилиума ГОУ «ГМПК» впервые было организовано обучение 23 воспитанников в ГБОУ школа-интернат №16 Пушкинского района Санкт-Петербурга. Это были дети с диагнозом Ф 71 (умеренная умственная отсталость).

Обучение проводилось только в форме надомного обучения на базе СПб ГБУ «Дом-интернат № 5». Это было начальным этапом приобщения детей с ограниченными возможностями здоровья к учебному процессу.

Следующим этапом 01.10.2011 г. еще 15 воспитанников (уже с диагнозом Ф 72 – тяжелая умственная отсталость) были зачислены в школу.

10.01.2012 г. все воспитанники Учреждения стали учениками ГБОУ школа-интернат № 16 Пушкинского района Санкт-Петербурга.

На данный момент обучение воспитанников осуществляется на базе СПб ГБУ «Дом-интернат № 5» по классно-урочной системе и в форме надомного обучения по адаптированной основной общеобразовательной программе «Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.

В доме-интернате оборудована доступная среда для детей-инвалидов. Имеется пандус, поручни, аппарель, лифт, что позволяет беспрепятственно, безбарьерно передвигаться по учреждению детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Ребенок находится под постоянным наблюдением со стороны педагогов и, главное, медицинского персонала.

Вопрос о выборе образовательного маршрута ребенка с ОВЗ, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, решается исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей. Обязательным условием при этом является соблюдение гарантированных законодательством прав родителей детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, защищать законные права и интересы детей.

Учитывая то, что все наши воспитанники имеют родителей (законных представителей), при поступлении в школу с ними ведется беседа, рассказывается про специфику и формы обучения, показываются классы, программа. И после этого родители, хорошо понимая и зная индивидуальные возможности своего ребенка, принимают решение об обучении в классе или индивидуально (надомной форме).

Для продвижения детей с ОВЗ в развитии, для усвоения ими знаний наиболее важным является специально организованное обучение и воспитание. Для этого содержание разделов адаптированной программы имеют:

- четко выраженную практическую направленность на приобретение жизненно необходимых адаптивных умений и навыков;

- используются специальные методические приемы обучения и специальные пособия;

- наглядный материал максимально связывается с реальной жизнью ребенка, что повышает мотивацию к обучению;

- увеличивается частота обращений одной и той же информации на разных уроках.

Во время урока проводятся динамические паузы, длительность которых зависит от эмоционального состояния детей.

Составляется индивидуальный учебный план в соответствии с программой, количеством часов и запросами родителей (законных представителей) на предоставление образовательных услуг.

Отслеживание результатов уровня обученности учащихся, корректировка содержания адаптированной образовательной программы обучения осуществляется в рамках работы психолого-медико-педгогического консилиума учреждения на основании результатов диагностики.

Также необходимо обеспечивать участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и досуговых мероприятий.

Таким образом, организация образования детей с ограниченными возможностями здоровья в СПб ГБУ «Дом-интернат № 5» претерпела существенные изменения, наблюдается положительная тенденция.

Оптимальным вариантом в настоящее время является сохранение и совершенствование существующей модели обучения детей. При этом школа-интернат № 16 может выполнять функцию учебно-методического центра, обеспечивать оказание методической помощи нашим педагогическим работникам, и консультативную и психолого-педагогическую помощь обучающимся и их родителям.

В интернатном учреждении ребенок постоянно общается с одной и той же достаточно узкой группой сверстников, причем сам он не может предпочесть ей какую-либо другую группу, как это может сделать ученик обычной школы, но одновременно его нельзя и исключить из нее. Это ведет к тому, что отношения между сверстниками складываются не, как приятельские, дружеские, а по типу родственных. Большинство детей быстро знакомятся, осваиваются в новом коллективе, работают вместе, и все-таки элемент соревновательности, конкурентности доминирует в совместной работе.

Новые технологии обучения, концепции содержания образования, идеи новых школ базируются сегодня на создании гуманной развивающей среды, в которой личность ребенка формируется наиболее полно и свободно на благо общества. Не все дети, поступающие в школу готовы к обучению, готовы принять новую роль – роль ученика, – которую предлагает ему новый социум – школьная среда. Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самоподготовки в условиях школы-интерната

От правильной организации самоподготовки зависит качество знаний, умений и навыков  воспитанников....

организация самоподготовки в условиях школы интерната

     Самоподготовка – одна их форм организации учебного процесса. Это обязательные ежедневные занятия, на которых  школьники самостоятельно выполняют  учебные задания в...

"Организация самоподготовки в условиях школы-интерната "

laquo; ПУТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ    ЧЕРЕЗ КОЛЛЕКТИВНО – ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»   "ТЕАТРАЛЬНЫЙ ОБРАЗ"  "ЧЕСНОЧОК&qu...

Организация досуговой деятельности в условиях школы- интерната. Доклад на методическом объединении воспитателей.

«Дело воспитания ребёнка есть дело величайшей сложности и трудности. Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово-интонация, с которой оно произносится, являются капельк...

Организация и проведение самоподготовки в начальных классах в условиях школы-интернат.

          На самоподготовке осуществляется закрепление  навыков под руководством воспитателя, который должен продолжить работу учителя. Отсюда основные воспитатель...

Справка № 1536 от 28.04.17г о курсах повышения квалификации «Управление образовательной организацией. Проектная деятельность в современных условиях школы-интерната»

Данная справка подтверждает, что  я прошла дистанционное обучение по курсу «Управление образовательной организацией. Проектная деятельность в современных условиях школы-интерната» в о...