Развитие творческого потенциала детей с использованием Ростовой куклы
учебно-методический материал

Шапило Екатерина Александровна

В данной работе рассматриваются вопросы, как через активизацию игровой деятельности детей через куклу способствовать формированию правильного эмоционального отношения к окружающему миру, обучать умению общаться друг с другом и взрослыми, имитируя отношения последних в социуме,  развивая коммуникативные стороны личности, тем самым подготавливать ребёнка к серьёзным социальным отношениям в мире взрослых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шапило Е.А.

Учитель-логопед Частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 57 ОАО «РЖД» (г. Смоленск)

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РОСТОВОЙ КУКЛЫ

Аннотация

В данной работе рассматриваются вопросы, как через активизацию игровой деятельности детей через куклу способствовать формированию правильного эмоционального отношения к окружающему миру, обучать умению общаться друг с другом и взрослыми, имитируя отношения последних в социуме,  развивая коммуникативные стороны личности, тем самым подготавливать ребёнка к серьёзным социальным отношениям в мире взрослых.

Ключевые слова: развитие творческого потенциала детей, социально-коммуникативное, познавательное, речевое развитие дошкольников через взаимодействие с ростовой куклой, куклотерапия.

Keywords: development of children's creative potential, socio-communicative, cognitive, speech development of preschoolers through interaction with a growth doll, doll therapy.

Пояснительная записка

Отличительной чертой времени, в котором мы живём, является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни. Современные дети подражают любимому герою компьютерной игры или телепередачи. Не вызывает уже сомнения, что они способны с завидной лёгкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками. Таким образом, не редко дети попадают в зависимость от «компьютерного друга», забывая эмоциональное человеческое общение, и становятся не готовыми к общечеловеческим отношениям в обществе. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей? Вопрос о том, как и какими методами воспитывать нравственность, как вооружить ребёнка средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

 А для этого нет лучшего пути, чем активизировать игру ребёнка с куклой, самой первой игрушкой с момента рождения, которая сопровождает его на всём пути детства. Мы решили, что справиться с этой проблемой нам поможет ростовая кукла.

Наш проект соответствует образовательным областям ФГОС и направлен на творческое развитие и образование детей:

Социально-коммуникативное развитие- работа направлена на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками [5,32].

Познавательное развитие- работа направлена на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, ,числе,  и целом,  и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, многообразии стран и народов мира [4,17].

Речевое развитие- включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи [5,19].

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), становление эстетического отношения к окружающему миру; фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Физическое развитие включает приобретение опыта в двигательной деятельности, направленной на формирование координации движений и развитие крупной и мелкой моторики обеих рук.

Актуальность

Выбранная тема показалась нам интересной потому, что кукла- верный спутник детских игр, самая популярная и доступная детская игрушка в виде фигурки человека. Кукла имитирует взрослый мир, тем самым, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека (либо персонажа), она способна исполнять разные роли и часто становиться другом и партнером ребёнка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои, порой тайные мечты и желания. Игра в куклы, таким образом, имеет серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определённый идеал, и большой опыт будущих социальных отношений.  

   Цель проекта: с помощью активизации игровой деятельности детей через куклу способствовать формированию правильного эмоционального отношения к окружающему миру, обучать умению общаться друг с другом и взрослыми, имитируя отношения последних в социуме,  развивая коммуникативные стороны личности, тем самым подготавливать ребёнка к серьёзным социальным отношениям в мире взрослых.

   Задачи проекта:

1.Совершенствовать эмоциональную сферу личности, культуру восприятия.

2. Речевое развитие:

  • Формирование артикуляционных укладов;
  • Формирование навыков самоконтроля речи;
  • Развитие мотивации по улучшению речи;
  • Пополнение и активизация словаря;
  • Развитие монологической и диалогической речи
  • Освоение средств языковой выразительности;
  • Формирование коммуникативной направленности речи;

3. Пробуждать активную познавательную деятельность, образное, творческое мышление.

4. Воспитывать нравственно - осознанное отношение к миру.

5. Художественно-эстетическое воспитание.

Проект долгосрочный, предназначен для реализации в детских дошкольных учреждениях, в старшей и подготовительной группе и группах корректирующей направленности.

Этапы реализации проекта.

  1. Подготовительный

        - Сбор информации

        - Ознакомление родителей с темой на родительском собрании с целью подключения их к участию в проекте.

      2. Организационно-методический

         - Оформление методического материала.

         - Подбор ростовых кукол разных видов.

         - Написание конспектов занятий и бесед.

         - Подбор видеороликов для детского просмотра.

       3. Практический:

          - Цикл ООД об истории возникновения ростовой куклы.

          - Беседы о видах  ростовых кукол.

          - Просмотр видеоматериалов.

          - Рассматривание иллюстраций, подобранных кукол с беседами о них.

          - Тематические занятия по лексическим темам с использованием ростовых кукол.

          - Привлечение родителей к сбору и изготовлению некоторых видов кукол.

         4. Итоговый:  

  Театрализованные постановки в костюмах ростовых кукол.        

Ожидаемые результаты:

- Знание истории ростовой куклы и её видов.

- Активизация игровой деятельности детей с ростовыми куклами.

- Развитие коммуникативной стороны личности детей и творческих способностей.

- Преодоление речевого негативизма через ростовую куклу.

ПОНЯТИЕ КУКЛОТЕРАПИИ и ИСТОРИЯ ЕЁ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Куклотерапия – это разновидность исцеления души способами творчества. Игрушка в предоставленной направленности корректировки считается посредником меж учителем-логопедом и ребенком. Она рождает у малыша ощущение защищенности. Как раз сквозь нее воспитанник получает вероятность высказать собственные впечатления.

Разбирая воздействия с куколкой, учитель-логопед обнаруживает настоящие предпосылки личных и речевых задач малыша. То есть, взаимодействие с куклой считается не лишь только коррекционным, но и диагностическим способом логопедической работы. Следя за манипуляциями, которые малыш совершает с куколкой, логопед получает информацию об особенностях домашнего воспитания малыша, об уровне его нравственности.

У славянских племен куколка считалась не лишь только игрушкой, но и оберегом [3]. Мама автономно производила малышу куколку, играя с которой малютка получал личный 1-ый навык предметного манипулирования. В античные эпохи дамы шили кукол из естественных тканей, наполняя их горохом и лечебными травками [3]. Собственно благовоние лечебных травок благотворно воздействовало на психику, а возможность беспокоить горошинки под тканью развивало моторику пальцев.

Чуток позднее опекуны стали применить куколку для формирования подходящих моделей поведения у ребят. В случае если малыш неважно ел, они предлагали ему покормить куколку. Впоследствии проигрывания такового сюжета у малыша пробуждался голод. В случае если малыш отрешался ложиться дремать, мать направляла его на то, что куколка уже дремлет, впоследствии чего упрямец здесь же безмятежно укладывался в кровать.

В задачи куклотерапии входит:

 1.Совершенствовать эмоциональную сферу личности, культуру восприятия.

2. Речевое развитие:

• Формирование артикуляционных укладов;

• Формирование навыков самоконтроля речи;

• Развитие мотивации по улучшению речи;

• Пополнение и активизация словаря;

• Развитие монологической и диалогической речи

• Освоение средств языковой выразительности;

• Формирование коммуникативной направленности речи;

3. Пробуждать активную познавательную деятельность, образное, творческое мышление.

4. Воспитывать нравственно - осознанное отношение к миру.

5. Художественно-эстетическое воспитание.

ЗНАЧЕНИЕ КУКЛОТЕРАПИИ

Коррекция куклотерапией назначается при следующих проблемах:

  • отставание в речевом и психическом развитии;
  • слабое развитие коммуникативных навыков;
  • недоразвитие эмоционально-волевой сферы;
  •  гиперактивность ребёнка;
  • слабое развитие саморегуляции, отсутствие навыков рефлексии и анализа собственного поведения;
  • расстройства аутистического спектра;
  • конфликтность, агрессивность;
  • наличие личностных комплексов;
  • трудности социализации;
  • застенчивость и замкнутость;
  • слабое развитие общей и тонкой моторики рук.

ЗАНЯТИЯ И УПРАЖНЕНИЯ

Занятия по взаимодействия с ростовой куклой организуются в просторном помещении, где есть столы и стулья. Формами проведения  считаются групповая, подгрупповая и индивидуальная работа..

Инсценировка ситуаций Как правило, предлагаемые учителем-логопедом сценарии связаны с домашними или же сказочными обстановками. Дети получают вероятность пополнения собственного запаса моделей поведения, становления коммуникативных способностей.

Классическими упражнениями куклотерапии считаются:

  • беседа малыша с куклой;
  • рассказ малыша о жизни куклы;
  • сочинение ребятами ситуаций и сюжетов с ролью сказочных персонажей;
  • диалог 2-ух кукол;
  • организация спектакля;
  • обсуждение представления.

Занятия куклотерапией выполняют сделующие функции:

 Коммуникативная. Занятие не обходится без общения детей. Учитель-логопед ориентирует общение ребят.

 Педагогическая функция. В процессе занятий ребята получают свежие знания, умения и способности, складывается их познавательный внимание.

 Функция корректировки. Куклотерапия делает посыл не только для корректировки эмоционально-волевой сферы, но и для речевого и психологического становления, личного подъема, оптимизации межличностных отношений.

МОЙ ОПЫТ

Нами проводятся занятия куклотерапией для детей. Сначала предполагается ребенку выбрать ту ростовую куклу, которую они хотят «оживить».

Далее с участием выбранных кукол мы разыгрываем разнообразные сказки, истории, ситуации. Ребята любят быть актерами знакомых им сказок: «Репка», «Колобок», «Под грибом», «Теремок» и т.д. Дети себя отождествляют с выбранным героем и в процессе инсценировок раскрепощаются. В это время мною решаются логопедические задачи: происходит автоматизация звукопроизношения, развитие эмоционально-экспрессивной лексики, развитие темпо-ритмической стороны речи, происходит пополнение пассивного словаря и его активизация.

На фронтальных занятиях дети иногда изъявляют желание быть не Петей и Катей, а каким-нибудь героем. Это помогает им справится с волнением и материал, который дается в игровой форме лучше запоминается.

Очень нравится ребятам с ростовыми куклами выполнять артикуляционную гимнастику. Это весело и интересно. Ещё, на мой взгляд, куклотерапия для дошкольников – это один из самых приемлемых способов устранения тревожности.

Известно, что иногда куклотерапия используется в упрощенном виде: серия упражнений проводится с покупными игрушками. Но здесь уместнее говорить об игротерапии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целенаправленное, систематическое использование метода работы с куклой на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях, в свободной деятельности позволяет значительно расширить круг знаний об окружающей мире, активизировать развитие речи, преодолеть речевой негативизм. Игра с куклой- то мир реальности, в котором живет ребенок. Куклотерапия помогает объединить интересы ребенка и коррекционные задачи логопеда, даёт возможность безболезненного, естественного вмешательства взрослого в развитие ребенка.

Главными компонентами, определяющими успешность работы учителя-логопеда с помощью ростовых кукол, являются:

  • интерес ребенка к предлагаемому виду деятельности;
  • использование куклы в качестве посредника между ребенком и учителем-логопедом;
  • соответствие метода возрастным особенностям детей.

Эти особенности метода объясняют тот факт, что куклотерапия завоевала сердца многих специалистов, работающих с детьми.

Хочется отметить, что вовлечённость родителей в педагогический процесс с ростовой куклой создаёт на занятиях ещё больший эффект неожиданности и новизны.

Работая с ростовой куклой в течение 5 лет, мы можем сделать вывод, что этот метод очень подходит для дошкольного возраста, особенно для детей с ОВЗ. Она помогает ребятам отвлечься от своих речевых недостатков, зарядиться положительной энергетикой от процесса взаимодействия с куклой и сверстниками. Можем с уверенностью сказать, что ростовая кукла помогает детям понять наш непростой мир в игровой форме.  

Литература

  1. Кукольный театр: пьесы- Москва: Всероссийский Центр художественного творчества учащихся и работников начального профессионального образования, 2008. - 159 с. - (Я вхожу в мир искусств; № 10 (134) - 2008).
  2. Макарова, А. И. Ростовые куклы: театральные постановки для детей, сценарии / А. И. Макарова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2014- 189 с.
  3. Народные куклы. народные игрушки [Электронный ресурс]. URL: http//www.rukukla.ru (дата обращения 05.02.2022)
  4. Петерина С.В.  «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста», Москва, «Просвещение» 1986 - 94 с.
  5. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелёва, Г.В. Чиркина. -  М.: Просвещение, 1989. – 223 с.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала детей в процессе проектирования.

В статье освещены следующие вопросы: возможности предмета "Технология" в развитии у учащихся мотивации к творческому проектированию, система работы по развитию творческого потенциала детей в процессе ...

"Развитие творческого потенциала детей средствами музыкального искусства"

Развитие творческих способностей детей в процессе разных форм и видов музыкальной деятельности....

«Развитие творческого потенциала обучающихся через использование искусства фотографии»

Фотография занимает немалую часть нашей сегодняшней жизни. Это очень обычно для нас - взять в руки фотокамеру, отправляясь в путешествие, на прогулку, встречу или праздник. Нажатие кнопки при на...

Развитие творческого потенциала детей младшего школьного возраста средствами хореографии

Обобщение педагогического опыта руководителя танцевального коллектива...

Особенности работы по развитию творческого потенциала детей с особыми образовательными потребностями.

Главное в обучении детей состоит не только в том, что им сообщается, а и в том, как им сообщается изучаемое. Обучение ребёнка будет зависеть так же от его врождённой, генетической предрасположенности,...