Конспект экспериментально – исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Снег и лед»
план-конспект

Струкова Лариса Александровна

Экспериментально-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста "Снег и лед".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_sayt.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект экспериментально – исследовательской деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста

Тема:  «Снег  и  лед»

Провела: Учитель-логопед  Струкова Л.А.

Цель: формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование со льдом и снегом.

Задачи:

  • расширять знания детей о зиме;
  • продолжать формировать умение детей выделять сезонные изменения в природе;
  • формировать умение детей в ходе экспериментирования определять свойства льда и снега (белый, бесцветный; прозрачный, не прозрачный; рыхлый, хрупкий; не тонет в воде; тает в тепле);
  • развивать умение детей отвечать на вопросы поискового характера; 
  • учить детей выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем;
  • обогащать словарный запас детей;
  • воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею; самостоятельность; аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за зимними явлениями; рассматривание снежинок; чтение стихотворений, сказок, загадок о зиме.

Материал для занятия: снег, кусочки льда, лёд с замёрзшими в нём мелкими игрушками, цветные картонки, молоток, ёмкость с водой комнатной температуры, пластмассовые ложки, клеёнки на столы.

Ход занятия:   

 1. Организационный момент.

Чтение стихотворения:

Закружили метели, песни вьюга поёт.

 До весенней капели вся природа заснёт.

Холод, песни метели и дорога пуста…

И закованы реки в прочный панцирь из льда.

О каком времени года это стихотворение?  (Зима)

Дидактическая игра  «Снежный ком». Подберите слова определения «Зима какая?»  (ответы детей)

Сколько месяцев зимой? Назовите зимние месяцы. Какой месяц сейчас? Какой будет? Какой был?  (Ответы детей)

2. Основная часть.

Сегодня мы продолжим разговаривать о зиме. Послушайте внимательно логическую задачу:

«На Новый год маленький Саша поехал с мамой к бабушке в деревню. Он никогда не был в деревне зимой и поэтому не узнал деревни, где отдыхал летом. Не было травы и цветов, деревья стояли голые. Все было покрыто снегом. В лесу было тихо, не слышно было птиц, не видно было зверей. Не нашел Саша и речки, потому что кругом была только белая поляна, да снег. Очень удивился Саша. Стал спрашивать бабушку: «Куда делись цветы, трава, ягоды? Почему не поют птицы? Почему не видно зверей? Куда спряталась речка?

Бабушка посадила внука на колени и стала рассказывать Саше о зиме».

Что же она ему рассказала? (ответы детей)

Послушайте загадки:

Прозрачен как стекло, а не вставишь в окно (лёд)

Всю зиму смирно лежит, а потом убежит (снег)

Как  вы думаете, о чём ещё сегодня мы будем говорить? (о снеге и льде)

Как настоящие учёные, мы будем заниматься исследовательской работой. Благодаря этой работе, мы узнаем много интересного. Учёные-исследователи проводят опыты и делают научные открытия. В конце наших исследований самому активному исследователю будет вручена эмблема научного сотрудника.

Проведем несколько опытов, и определим свойства снега и льда. Результаты наших исследований будем отмечать на доске (схожесть и различие свойств снега и льда).

1.Что такое снег?
Снег-это вид атмосферных осадков, выпадающих на землю. Он состоит из мельчайших кристаллов льда. Снег, как и дождь, падает из туч. Водяные пары поднимаются очень высоко над землей. Кристаллик все время растет и, наконец, становится красивой звездочкой. Наблюдая за снегом, обращаем внимание, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.

2. Почему же снег не похож на лед?

Снежинка – это скопление маленьких кристалликов льда, которые отражаются друг от друга, поэтому снег белый. А твердости, как у льда, нет у снега, потому что эти красивые кристаллы очень маленькие и не могут выдержать какого-либо давления. .

3. Скрип снега.
Нам стало интересно, почему в мороз  мы идем и слышим скрип снега, а когда тепло, то скрипа не слышно. При сдавливании снег издает звук, напоминающий хруст. Этот звук возникает при ходьбе. Скрип снега слышен при температуре ниже  -2 (-5) градуса. Считается, что есть две причины возникновения звука: ломание кристалликов снега и скольжение кристалликов снега друг о друга под давлением.
4. Откуда берется снег?

Невидимые водяные пары поднимаются высоко в небо, где сильный холод. Там пары превращаются в крохотные кристаллики льда.  Льдинки растут и  увеличиваются их лучики, и постепенно они  становятся красивыми снежинками. Когда они становятся тяжелыми, то они падают вниз.

После полученной информации мы начали исследовать свойства снега и льда.

Изучение свойств  снега и льда

Опыт №1. «Какой (снег и лед) на ощупь».

У вас на столах в формочках лежит лед, который вчера мы с вами сделали (а давайте вспомним – как мы его делали? Правильно! Мы залили в формочки воду и поставили на улицу! Ребята, а если мы это же сделаем летом? У нас получится лед? конечно же нет – потому что вода замерзает только при минусовой температуре!!!!!). Так что же такое ЛЕД и комочки снега?  Сначала посмотрите на свои ладошки, какие они? (сухие)  Возьмите лед в руки и скажите, какой он. (Вывод: лед - холодный, твердый, тяжелый, по цвету – бесцветный. А снег – холодный, мягкий, легкий, рассыпчатый, белый).

Опыт№2. «Определение запаха».

Проверим,  есть ли запах у льда и снега? Понюхайте. (Вывод: нет запаха).

Опыт №3. «Определение прозрачности».

Я  положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Сравним, где видно картинку, а где – нет. (Вывод: под снегом не видно картинки. Значит, лёд прозрачный,    а снег – непрозрачный).

Опыт 4. «Определение прочности».

Если уронить лед? Ударить молотком? Что произойдет?

 Почему разбился?  (Вывод: лед хрупкий).

Опыт 5. «Тонет ли лед? А снег?».

(Дети высказывают свои предположения)

В стакан с водой комнатной температуры кладут комочек снега (льда), наблюдают, что происходит. (Вывод: не тонут, легче воды).

Опыт № 6. «Воздействие температуры».

Вы утверждаете, что лед и снег - это замерзшая вода. Тогда проведем эксперимент. Загляните в стаканчик, он пустой. Положите лед, а в другой пустой стаканчик – снег. Посмотрите на ладошки. Какие они? (Мокрые). Почему? (Вывод: лед и снег начали таять от тепла рук).

Опыт №7. «Снег, лед и соль».

В  две емкости кладут снег и лед одинакового количества, затем в одну из емкостей насыпают соль -  и наблюдают, что же будет, где снег и лед начнет быстрее таять.  Для чего люди зимой посыпают солью дороги и тротуары? (Вывод: с солью снег тает быстрее, дороги  менее скользкими становятся).

Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А ещё в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли.

Съели суп и спать легли.

Опыт №8. «Из чего образуется снег и лед».

Загляните в свои стаканчики. Что вы видите? (Ответы детей).

Что можно сказать про лед? (Ответы.). А про снег? Правильно, под действием тепла снег и лёд превратились в воду. Значит, снег и лёд образуются из воды под воздействием мороза. (Вывод: снег и лед это замерзшая вода).

Опыт №9. «Исследование чистоты снега». 
Этот  снег я набрала на улице на нашем участке, посмотрим какой он.

(Вывод:  растаявший снег превратился в грязную воду, значит снег везде грязный).

3. Итоговая часть.

Что интересного вы сегодня узнали? Что общего между снегом и льдом? А чем они отличаются?  В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается? (в морозную). В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой? (во время оттепели).

Дидактическая  игра на закрепление  «Добавь слово»

Снег мягкий, а лед -…

Снег белый, а лед…

Снег легкий, а лед …

Ребята, а как вы думаете, приносит ли снег пользу человеку, и какую?

(дышать после снега легко, потому что снег как метла собирает всю пыль, микробы и воздух становится чище, в организм попадает меньше микробов).

Молодцы! Очень хорошо сегодня поработали.

Ребята, вам понравилось быть учеными - исследователями? (ответы детей).

Награждение эмблемами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Тема: «Голос и его свойства. Гигиена голоса».

Логопедическое занятие валеологической направленности, в котором интегрированы образовательные области "Развитие речи", "Коммуникация",  "Здоровье", "Музыка", посвящено ознакомлению детей с образ...

План- конспект: "Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с использованием мнемотехники и коллажа "Гжельская сказка".

Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с ипользованием мнемотехники и коллажирования  «Гжельская сказка».  Цель. Познакомить детей с народным промыслом Гж...

Конспект занятия психолога с детьми старшего дошкольного возраста по коррекции гиперактивного поведения

Данное занятие разработано для проведения с группой детей старшего дошкольного возраста. Основные задачи, реализуемые в ходе проведения занятия, это: развитие внимания и самоконтроля детей, способство...

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста 5-7 лет

Здесь представлены конспекты занятий по развитию речи с детьми 6-7 и 5-6 лет...

Конспект интегративного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Бережём планету вместе».

Современный  ребёнок - это уникальный и неоднозначный человек своего времени. У молодого поколения свои задачи, новые условия жизни и новые требования. Заинтересовать, удивить и научить чему-либо...

Конспект комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Как Старичок Боровичок узнал, что такое деньги» Возраст обучающихся: от 5 - 6 лет

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеПанаевский детский сад «Красная шапочка»           Конспект комбинирован...