Конспект урока по теме " Чередование" 6 класс
методическая разработка (6 класс)

Конспект урока по теме " Чередование" 6 класс ( по адаптированной программе)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_teme_cheredovanie_v_korne.docx32.45 КБ

Предварительный просмотр:

                                       КОНСПЕКТ УРОКА.

                                  Русский язык . 6 класс.( адаптированная программа)

Тема урока: Чередование гласных И-Е в корнях слов.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели урока:

1) сформировать знания учащихся по теме «Чередование в корне».

2) развивать устную речь учащихся , активизировать мыслительные процессы  путем выполнения заданий на анализ и синтез, развивать логическое мышление.

3) мотивация к учению,

4) формировать навыки сотрудничества, взаимоподдержки в коллективном учебном труде.

Задачи урока:

1. Изучить чередование И//Е в корнях слов, повторить тему , обобщив в виде таблицы.

2.Продолжить развитие умений ставить и проверять гипотезы, работать в группах.

3.формировать умения управлять своей учебной деятельностью.

 Методы и приемы: частично-поисковый, наглядный.

                                ХОД УРОКА:

Этап урока. Развивающие задачи этапа.

                       Деятельность учителя

       Деятельность    учащихся.

1 Создание мотивации. Самоопределение.

 -Записываем число, классная работа.

Народная мудрость гласит «Кто грамоте горазд, тому не пропасть» ( слайд № ). Как вы понимаете эти слова?

Какое отношение пословица имеет к уроку?

Запись в тетрадях.

-Умный , образованный человек всегда будет востребован

-Надо приобретать новые знания.

2.Целеполагание

- Нас ждут новые открытия, но  новые знания, которые мы получим на уроке, накладываются на уже изученные. Мы должны сейчас вспомнить орфограмму.        ( слайд № 2)

3.Актуализация знаний

- Какая орфограмма?

В каких словах происходит этот процесс?

Давайте вспомним эти правила.

Объяснительный диктант

-От чего зависит написание гласной в этих корнях?

Молодцы! Хорошо справились с заданием.

- Чередование.

- В однокоренных.

Записывают, проверяют по слайду

4.Постановка учебной задачи

Учитель:  Проведем исследование.

 ( слайд № 3)

Изберу, блистать , вытереть, избирать, блестеть, замереть, вытирать, замирать.

-Запишем однокоренные слова. Выделим корни в словах. Что заметили?

Какой возникает вопрос?

Как называется такой процесс?

Внимательно наблюдаем, предположения. Правило формулируем. .Проверим по учебнику.

Чему мы должны сегодня научиться на уроке?

Пишут, выделяют, подчеркивают.

Наблюдают . высказывают предположения.

- Буквы разные е// и.

- Почему в одних случаях пишем е, в других и ?

- Чередование.

- Правописанию корней с чередованием е//и.

5.Первичное закрепление знаний

1.- Продолжим исследования. (слайд № 4)

Примирять врагов, выдержали экзамен, хватит терпения.

-Почему в корнях слов пишутся другие буквы? Одинаковые корни –омонимичные.

2. Орфографический разбор с устным проговариванием. Первое слово учитель проговаривает, далее – ученики по цепочке.

(слайд № 5)

Пробираться ,расстилается, заблестели, взбираемся, замереть, блистать.

Приставки на –з-с.

Анализируют.

Безударные гласные.

Проговаривают.

Вспоминают правило.

6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

1. Игра «Третий лишний»

Зам…рая                          ст…рает

Зад…ру                            ум…реть

Заж…гаем                      заж…гаем

2 Физкультминутка . Наклоны: И –влево, Е- вправо:

Замереть, заблестеть, задирать, протереть, перетирать, зажечь, поджигаем, застилать, расстелить.

3 . Самостоятельная работа( слайд № 7)

1вариант: Бл..стать, зам…реть,расст…лать, прот…рать, соберу.

2 вариант: Раст…реть, приб…рать, уд…рать, бл…стеть, зам…рать.

Самопроверка по слайду.

Списывают , отвечают на вопрос, проверяют по слайду № 6

Выполняют движения.

Пишут в тетради.

Проверяют.

7.Включение знаний в систему и повторение.

1. Диктант на замену: замените словосочетания одним словом с чередованием:

Сверкать на солнце- (блестеть)

Подниматься в гору-(взбираться)

Закрывать дверь-(запирать)

Оцепенеть от страха- (замереть)

Выдергивать сорную траву- ( выдирать)

Проверка по слайду

2  Игра «Корректор».

-Слово корректор словарное. Запишите его.

Что обозначает это слово?

Сверим по толковому словарю Ожегова.(слайд № 8)

Какими качествами должен обладать корректор?

Будьте внимательны! Исправьте ошибки. Запишите текст.

Мы находимся у подножия горы. Соб(е,и)раем желтые, лиловые, красные цветы. На растениях еще бл(е,и)стит роса. Выб(и,е)раемся на вершину.

-Проверьте по образцу             (слайд № 9).

В первом предложении найдите слово, в котором звуков больше, чем букв. Выделите грамматическую основу.

3.- Итак, мы изучили правило. Проверим , научились ли писать .

Тест:

1) В каком глаголе пишется –е- ?

А) отп…рать                           В) зам…реть

Б) заст…лать                         Г)заж…гать

2) В каком глаголе пишется –и- ?

А)забл…стеть                      В) подп…рать

Б)(все) зам…рло                 Г) подст…лить

Подбирают слова.

Пишут в тетради, проговаривают и обозначают орфограмму.

Проверяют.

Отвечают на вопросы.

Работают со словарем.

Записывают текст в исправленном виде.

Проверяют.

--( подножия)

Решают тест.

Сверяют с правильным ответом.

8 Рефлексия

- Оценим свою деятельность на уроке.

Достигли ли цели урока?

Что  повторили?

Какие новые знания получили?

Что еще нужно повторить и закрепить?

Отвечают на вопросы.

Оценивают свою деятельность на уроке.

9 Домашнее задание

- Запишите домашнее задание.

Записывают домашнее задание

                                             ОГЛАВЛЕНИЕ:

1Введение.

2.Теоретическое обоснование  использования системно-деятельностного  подхода в проведении урока.

3 Конспект урока.

4 Список литературы.

Список литературы:

1. Использование новых информационных технологий в образовании http://www.dioo.ru/poleznyie-stati/ispolzovanie-novyih-informatsionnyih-tehnologiy- obrazovanii.html 
2. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000 
3. Понятие информационно – коммуникационных технологий – (ИКТ) и их роль образовательном процессе. http://www.ido.rudn.ru/nfpk/mult/mult8.html 
4. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии М.: НИИ школьных технологий, 2005 (Серия «Энциклопедия образовательных технологий.

Введение.

В современных социально-экономических условиях развития общества, в условиях модернизации российской системы образования перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с различными образовательными потребностями и возможностями, проблема их социализации и интеграции в обществе, развитие их жизненных компетенций. Принцип мотивации к учению заключается в том, что задания, упражнения и пр. должны быть интересны ученику. Вся организация обучения ориентирована на добровольное включение ученика в деятельность.

Этому способствуют творческие и проблемные задания, но соответствующие возможностям ребёнка.Устойчивый интерес к учебной деятельности у умственно отсталых школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность.

 Важнейшими из  проблем, связанных с особенностями познавательной деятельности и психического развития детей с ЗПР (7 вид), являются бедный словарный запас, неумение учащимися высказать собственные мысли, нарушение в формировании монологической речи. Это создает определенные трудности не только в обучении, но и в общем развитии таких детей. Для себя актуальность выбранной темы я определила сразу несколькими моментами:

– особенности формирования речевой деятельности, процесса овладения языком и навыками связных высказываний у детей с ЗПР до сих пор остаются недостаточно хорошо изученными;

– в практике коррекционной педагогики полностью не решены организационные вопросы обучения детей с комбинированными психоречевыми нарушениями;          Возможности коррекционно-развивающей технологии неоспоримы, так как раскрывают новые возможности и для ученика, и для учителя. Благодаря этой технологии центральное место в системе “учитель – ученик” занимает обучающийся, который выполняет задание в тот отрезок времени и с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которая соответствует его индивидуальным возможностям.

         Разработанные технологии коррекционно-развивающего обучения, применяемые на уроках русского языка и литературы, способствуют развитию познавательной деятельности учащихся с интеллектуальным недоразвитием, формируют языковые представления и понятия, а также пространственное восприятие мира, стимулируют компенсаторные процессы развития учащихся с нарушениями интеллекта и позволяют формировать у них новые положительные качества.

Способность учителя осуществлять образовательный процесс на разном уровне и с разной степенью погружения обучающихся в учебный материал позволяет реализовать важнейший принцип развития и коррекции- создавать условия для того, чтобы каждый обучающийся был занят на уроке все учебное время на пределе своих возможностей.

В качестве эффективных приемов реализации принципов и методов коррекционного обучения в урок включаются задания по нарастающей степени сложности- от простого к сложному также эффективны задания, основанные на частой смене доминантного анализатора: читаю-слушаю, смотрю- пишу, слушаю – говорю и т. д. Необходимо прогнозирование педагогически целесообразного результата на каждом его этапе. Важным является предоставление конкретному ученику дозированной поэтапной помощи учителя

        Таким образом, систематическое применение специально разработанных коррекционно-развивающих упражнений, приемов, игр и занятий исправляют недостатки психофизического развития учащихся с нарушениями интеллекта и в значительной степени сглаживают (возмещают, уравнивают) их нарушенные функции в результате которого происходит повышение их жизненной компетентности. Реализуя принцип коррекции в учебный процесс включаются задания на развитие памяти, внимания, логического мышления. С этой целью на уроке используются различные памятки, правила-подсказки, схемы-опоры. Невозможно успешно реализовать принципы коррекционно-развивающего обучения без диагностики способностей обучающихся.

2 Актуализация системно –деятельностного подхода обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образованияпо таким показателям как придание результатам образования социально и личностно значимого характера, более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения, возможность дифференцированного обучения, существенное повышение мотивации и интереса к учению, обеспечение условий для формирования УУД, обеспечивающих успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирования компетентностей. Деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческогопотенциала. УУД выступают основой образовательного процесса. Овладение ими создает возможность самостоятельногоуспешного усвоения новых знаний , умений и компетентностей, то есть умения учиться. Знания даются ученику не в готовом виде, а становятся результатом его труда по добыванию знания. Задача учителя- организовывать поиски, развивать познавательную деятельность учащихся.

Важное дидактическое требование состоит в том, чтобы на уроке присутствовал мотивационный этап. Учащиеся уясняют личностный смысл своей деятельности. Принцип повышения мотивации к учению является наиболее трудным для реализации. Повышенное внимание к проблемам системного подхода в настоящее время объясняется соответствием его как метода усложнившимся задачам общественной практики. Системно-деятельностный подход выступает как средство формирования целостного мировоззрения, в котором человек чувствует неразрывную связь со всем окружающим миром.

В концепции ФГОС указывается : « … В отечественной  психолого-педагогической науке глубоко разработана деятельностная парадигма образования, постулирующая в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности…..».

ОБЛАСТНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВГОРОДСКИЙИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

.

Выпускная работа

«Планирование и разработка урока русского языка

в контексте коррекционных технологий »

Слушатель

Платонова Е.Ф.

учитель русского языка и                       литературы МАОУСШ № 1                                                                                                                                          г. Старая Русса

Преподаватель:

Самойлова Е.Н., доцент центра ДПО и мониторинга, к.п.н.

                                      Великий Новгород

2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: «Пасха» Класс: «3» «Методы организации коллективной работы учащихся на уроке».

Главная дидактическая цель урока:Определить уровень сформированности усвоения лексики по теме «Пасха», музыкальная фонетика, формирование навыков работы в группе, сообща, при распределении между...

Разработка конспекта урока по теме: Характеристика класса Однодольные . Изучение растении семейства Злаковые

Разработка конспекта урока по теме: Характеристика класса Однодольные . Изучение растении семейства  Злаковые.Викторина Двудольные растения .. Общая  характеристика однодольных.  Основн...

Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».

Материал данного урока предназначен для  повторения  решения линейных неравенств; формирования  понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»;   форм...

Конспект урока по теме 5 класс "Строение клетки"

Урок системно-деятельностного типа. Учащиеся самостоятельно раскрывают тему урока: работают с материалом учебника, заполняют таблицу и  оценивают свою работу. При выполнении лабораторной работы з...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по теме «Основные классы неорганических соединений»

Тип урока: закрепление.Цель урока: обобщение, систематизация и совершенствование знаний по теме «ОКНС»....

Конспект урока по физической культуре в 9 классе. Здоровье и здоровый образ жизни план-конспект урока по физкультуре (9 класс) на тему

Раздел программы: «Гимнастика», «Основы знаний» Цель: Приобщить учащихся к регулярным занятиям физическими упражнениями в целях здорового образа жизни. Задачи урока: Оздоровительные · ...