Доклад "Грамматика в начальных классах"
учебно-методический материал

Пелевина Мария Валерьевна

Методика изучения грамматики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

Методика изучения грамматики.

Методика грамматики - это раздел методики преподавания русского языка, который изучает способы формирования грамматических понятий у учащихся, усвоение грамматических закономерностей, умение выполнять грамматический разбор.

В методике грамматики 3 раздела:

1.Мет. изучения состава слова и элементов словообразования

2. Методика изучения морфологии

3.Методика изучения синтаксиса

Грамматика в школе имеет 2 значения:

- самостоятельное: дает определение знаний о родном языке, его строе, закономерностях; способствует развитию логического мышления

- прикладное значение: на основе усваивается орфография, пунктуация, культура речи, вырабатываются умения и навыки в правописании.

Принципы обучения грамматики:

  • Морфолого-синтаксический соотношение частей речи и членов предложения
  • парадигматический сопоставление исходной и косвенной форм слова, способность словосочетаний изменяться
  • синтагматический рассмотрение сочетательных возможностей частей речи, правила построения словосочетаний и предложений
  • лексико-грамматический сопоставление лексического и грамматического значения
  • интонационный принцип обучения- сопоставление структуры предложения и его интонации

Грамматический разбор является видом грамматического упражнения и одним из видов лингвистического анализа. Суть - указание грамматических признаков слов, их форм, в общей характеристики-предложения, его частей и отчасти комментирование орфограмм и знаков препинания. Используется на этапах повторения и закрепления материала. Способствует быстрому распознаванию категорий и форм.

Виды разбора:

1.по содержанию:

  • Морфемный
  • Морфологический
  • Синтаксический (почти не используется в начальных классах) –

А) разбор словосочетания,

Б) разбор простого предложения,

В) разбор сложного предложения.

2. по объёму:

  • Полный (все категории)
  • Частичный

В процессе обучения сначала идет частичный разбор, потом полный.

3. по форме:

  • Письменный
  • Устный

Начинать нужно с письменного, который способствует быстрому усвоению логики, затем переходить к устному.

4. по приёмам:

  • Коллективный
  • Индивидуальный

5. по способам мыслительной деятельности:

  • Разбор-доказательство
  • Разбор-суждение (ученик подводит только языковое явление под более широкое понятие, по принадлежности единицы тому или иному разряду не доказывается)

В ходе грамматического разбора используется определенная схема разбора. Очень важно, чтобы дети усвоили этот порядок, это позволит им увереннее излагать свои знания, правильно строить ответ, обеспечить осознанное усвоение материала.

  • Это основной метод закрепления и систематизации знаний учащихся
  • Разбор приобщает к языку науки, к точному употреблению терминов
  • Один из видов грамматической речи
  • Грамматический разбор способствует закреплению орфографических и пунктуационных правил
  • Один из наиболее эффективных видов домашнего задания и хорошее средство проверки знаний

Синтаксис- правила соединения слов, законы выражения объективной и субъективной информации при помощи слова.

Целью синтаксиса:1. ребенок должен уметь обдуманно строить и корректировать в соответствии с нормами свою речь 2. развивать чувство языка которое лежит в основе любого словесного творчества.

Чувство языка можно развить с помощью 2 секетов:1. умение предугадывать текст 2.верная расстановка знаков препинания способность запоминания.

Предложение завершенная мысль, которая выделена интонационно и знаками начала и конца

Грамматические и орфографические упражнения должны способствовать речевому развитию школьников, формированию у них языковых обобщений или орфографических навыков.

В специальной школе применяют те же виды грамматических и орфографических упражнений, что и в массовой. Назовем основные виды работ по грамматике:

1.        списывание с различными заданиями (определить грамматическую категорию, изменить форму слова, вставить по смыслу нужную часть речи и т. д.);

2.        работа с орфографическим словарем, которая сопровождается заданиями типа: выписать слова определенных грамматических категорий, подобрать к словам из словаря однокоренные, составить предложение с заданными словами, восстановить деформированный текст;

3.        самостоятельный подбор примеров (слова, словосочетания, предложения) по заданию учителя;

4.        составление предложений по схемам;

5.       ответы на вопросы с предварительно поставленными грамматическими задачами (использовать в ответе нужную часть речи в определенном падеже, числе, времени; ответить на вопрос нераспространенным или распространенным предложением);

6.        творческий и выборочный диктанты. Творческий диктант предполагает составление предложений с определенной грамматической категорией, с различными членами предложения, с постановкой слова в заданном падеже, числе, времени и др. В процессе выборочного диктанта школьники записывают не все предложение, а только отдельные слова или словосочетания, в зависимости от изучаемого по грамматике материала;

7.        изложения и сочинения с грамматическими заданиями (употребить данные прилагательные, заменить форму настоящего времени глаголов формой прошедшего времени

Грамматическое понятие является обобщением над уже обобщенным, или, как справедливо отмечает известный советский психолог Д. Н. Богоявленский,— это «своего рода второй этаж абстракций, надстраивающийся над уже обобщенными значениями слов и предложений». Указанное свойство грамматических понятий является причиной затруднений, возникающих у младших школьников при формировании понятий. Для овладения грамматическим понятием необходим определенный уровень развития абстрактного мышления, который создается в процессе обучения и требует специальных упражнений, направленных на формирование вполне определенных умственных умений и комплекса лингвистических представлений и знаний. Результативность формирования понятия у младших школьников находится в прямой зависимости от степени развития абстрагирующей деятельности их мышления. Школьная практика неоднократно убеждала в том, что учащиеся, которые затрудняются абстрагировать грамматическое значение слова от его лексического значения, не в состоянии сравнивать слова и объединять их в одну группу по существенным грамматическим признакам, испытывают значительные трудности при формировании понятий и допускают ошибки. 

Вопросы:

1. На какие три раздела можно разделить методику изучения грамматики?

2. Какие существуют виды разбора?

3. Проанализируйте содержание учебников УМК «Школа России» на наличие тем из раздела «Грамматика» на каждой ступени обучения в начальной школе.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЛИЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ЕЁ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ГИМНАЗИИ №1

Занятиям физической культурой в школе сейчас уделяется большое внимание. Пример тому – введение третьего урока физкультуры во всех классах с 1-го по 11-ый....

Выявление недостатков устной и письменной речи у учащихся начальных классов. Рекомендации учителям начальных классов по работе с детьми, имеющими недостатки устной и письменной речи.

В данном материале в доступной форме описываются рекомендации учителя-логопеда учителям начальных классов по выявлению обучающихся с недостатками устной и письменной речи и своевременной помощи данной...

Взаимодополняющая работа педагога-психолога и учителя начальных классов на этапах формирования УУД у учащихся начальной школы

Психологическая поддержка педагога.Метапредметные  результатыЗадача современного образования развивающая и коррекционная деятельностьОпределение понятия «универсальные учебные  действия...

ПРИЕМЫ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Ванькова Альбина Альбертовна учитель начальных классов, руководитель ШМО

Важное звено в обучении правописанию – самостоятельная работа учащегося над своими ошибками. “ Общий принцип исправления ошибок, – говорит Н.С. Рождественский, – сводится к тому, чтобы не парализовать...

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО ТЕМПА ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Кононова Любовь Владимировна учитель начальных классов, заместитель руководителя филиала МБОУ СОШ № 75 г. Челябинска по УВР

Направленность современной школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного чтения, элементарного литерат...

Выступление на заседании членов МО учителей начальных классов по теме "Кадетский класс - начальный опыт работы и перспективы"

Выступление на заседании членов  МО учителей начальных классов по теме "Кадетский класс - начальный опыт работы и перспективы"...