Логопедическое обследование
методическая разработка

Козунова Оксана Сергеевна

Логопедическое обследование, в процессе которого учитель-логопед должен выявить объём речевых навыков у ребенка с речевой аномалией, сопоставить с его возрастными нормативами, а также с уровнем психического развития, определить соотношение дефекта и компенсаторного фона, речевой и коммуникативной активности и других видов психической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskoe_obsledovanie.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

Ф.И.О.___________________________________________________________Возраст__________________

РАННЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ (N, с задержкой)                                                            первичное             динамика

                                                                                                                                                                                                                      обследование                 

- Лепет_________________________________________________________________________________

- Первые слова __________________________________________________________________________

- Фразы ________________________________________________________________________________

ПОНИМАНИЕ ОБРАЩЕННОЙ РЕЧИ:

- Совершенно не понимает обращенную речь________________________________________________

- Понимание обращенной речи ограниченно (в пределах ситуации)______________________________

- Понимание обращенной речи на бытовом уровне.

Выполняет речевые инструкции___________________________________________________________

- В полном объеме_______________________________________________________________________

ПАССИВНЫЙ СЛОВАРЬ:

- Название предметов реальных и на картинках______________________________________________

- Понимание смыслового значения слова____________________________________________________

- Понимание действия предметов__________________________________________________________

- Понимание простого сюжета ____________________________________________________________

- Понимание лексико-грамматических конструкций___________________________________________

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ (различение звуков, слогов, звуковых рядов,

звуковой анализ слова):

- нарушен______________________________________________________________________________

- сохранный____________________________________________________________________________

 ХАРАКТЕРИСТИКА СОБСТВЕННОЙ РЕЧИ (экспрессивная речь):

1-й уровень речевого развития:

         - Полное отсутствие звуковых и словесных средств общения______________________________

         - Произносит отдельные звуки, звукокомплексы, звукоподражания_________________________

         - Произносит несколько лепетных и общеупотребительных слов и

            звукоподражание__________________________________________________________________

Использование парадигматических средств общения

(выразительной мимики, жестов)

2-й уровень речевого развития:

         - Пользуется простой фразой_________________________________________________________

         - Аграмматичная, неразвернутая (упрощенная), структурно

           нарушенная фраза. Активный словарь состоит из существительных,

           реже встречаются глаголы и прилагательные. Предлоги

           употребляются редко. Слоговая структура слов нарушена________________________________

3-й уровень речевого развития:

        - Пользуется развернутой фразой. Недостаточная Сформированность

         грамматических форм языка (ошибки в падежных окончаниях,

         смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и

         управлении). Слоговая структура слов не нарушена. Синтаксические

         конструкции фраз бедные____________________________________________________________

4-й уровень речевого развития:

       - Пользуется развернутой фразой. Грамматический строй речи

          сформирован достаточно(N)__________________________________________________________

ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ:

        - Проявляет склонность к эхолалии______________________________________________________

        - Наличие речевых штампов (речь пустая, без содержания, часто

          не соотносится с выполняемыми действиями, не отражает истинных

           интеллектуальных возможностей ребенка)______________________________________________

        - Вербализм _________________________________________________________________________

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС:

(резко ограничен, беден, в пределах обихода, достаточный)

         - Название предметов и предметных картинок____________________________________________

         - Описание сюжетных картинок________________________________________________________

         - Составление рассказа по серии сюжетных картинок______________________________________

         - Пересказ текста_____________________________________________________________________

         - Значение стихов, сказок______________________________________________________________

         - Творческий рассказ__________________________________________________________________

СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВ (нарушена, N):

           Нарушения:

            - Парафазии (замены)________________________________________________________________

            - Элизии (пропуски)_________________________________________________________________

            - Итерации (повторение)_____________________________________________________________

            - Контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого)________________________

            - Персеверации (отсроченное повторение)______________________________________________

            - Перестановка_____________________________________________________________________

ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА РЕЧИ:

           Степень разборчивости речи:

           - Речь невнятная, малопонятная для окружающих________________________________________

           - Разборчивость речи несколько снижена, речь смазанная__________________________________

           - Разборчивость речи не нарушена (N)__________________________________________________

           

           Темп речи (N, тахилалия, брадилалия, запинки, заикание)

            Ритм речи (N, растянутый, скандированный,

             зависит от проявления гиперкинезов)

ДЫХАНИЕ: (свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное)

             - Дифференциация носового и ротового выдоха_________________________________________

             - Наличие нижне-диафрагмального дыхания____________________________________________

             - Ротовой выдох____________________________________________________________________

ГОЛОС:

            - N (сильный, звонкий)_______________________________________________________________

            - Недостаточная сила голоса (слабый, тихий,

               истощающийся по мере говорения)___________________________________________________

            - Отклонение тембра голоса (глухой, сдавленный, хриплый, напряженный,

               прерывистый, дрожащий; гипоназализованный, гиперназализованный;

                носовая эмиссия)_________________________________________________________________

           - Слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций

              (голос маломодулированный или немодулированный; монотонный)_______________________

СИНХРОННОСТЬ ДЫХАНИЯ, ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ И АРТИКУЛЯЦИИ

           (нарушена; N)

СТРОЕНИЕ И ПОДВИЖНОСТЬ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ:

          Неврологический синдром при расстройстве мышц речевого аппарата

            (спастический парез, ригидность, гиперкинезы, атаксия, апраксия)

ЛИЦЕВАЯ МУСКУЛАТУРА:

- Гипомиия________________________________________________________________________

- Нарушение мышечного тонуса (гипертонус, гипотония, дистония, N)______________________

- Сглаженность носогубных складок___________________________________________________

- Оральные синкинезии______________________________________________________________

- Тремор подбородка________________________________________________________________

- Асимметрия______________________________________________________________________

- Гиперкинезы______________________________________________________________________

ГУБЫ: (толстые, тонкие, N)

- Тонус (гипертонус, гипотония, дистония, N)___________________________________________

- Подвижность (малоподвижные, подвижные)___________________________________________

- Наличие расщелины или послеоперационных рубцов____________________________________

ЗУБЫ:

- Крупные, мелкие, редкие, частые, наличие лишних зубов,

нарушение зубного ряда, наличие стемы, N_____________________________________________

- Прикус (передний открытый, боковой открытый, прогнатия,

прогения, правильный)______________________________________________________________

ТВЕРДОЕ НЕБО (готическое, низкое, наличие расщелины

или послеоперационные рубцы)_______________________________________________________

МЯГКОЕ НЕБО (подвижное / неподвижное, длинное / короткое)

- Расщелина или послеоперационные рубцы____________________________________________

- Увуля____________________________________________________________________________

- Субмукозная щель_________________________________________________________________

ЯЗЫК:

1) Толстый, маленький, широкий, узкий, раздвоенный, укороченная уздечка

- Мышечный тонус (спастичность, гипотония, дистония, N)_______________________________

- Гиперкинезы, тремор_______________________________________________________________

            - Девиация (отклонение) языка (вправо, влево)__________________________________________

            - Посинение кончика языка___________________________________________________________

2) Объем артикуляционных движений языка (строго ограничен; неполный; полный)

- Язык не выводится из полости рта____________________________________________________

- Произвольное высовывание языка ___________________________________________________

- Верхний подъем___________________________________________________________________

- Боковые отведения (повороты вправо-влево)___________________________________________

- Пощелкивание____________________________________________________________________

- Облизывание губ__________________________________________________________________

- Снижение амплитуды артикуляционных движений_____________________________________

- Умение удержать артикуляционную позу______________________________________________

- Способность к переключению_______________________________________________________

ГИПЕРСАЛИВАЦИЯ

ЖЕВАНИЕ (не жует твердую пищу; затруднено; N)

ГЛОТАНИЕ (поперхивается; не нарушено)

ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ:

с         ш          р          к            й             п             а              о  

  ,                       ,

с         ж          р           г            ф             б             э             у

з          ч          л           х             в             т            ы

  ,                      ,

з         щ          л           м            д             и

ц                     н  

1.Нарушение звукопроизношения

1) Сформирован недостаточно (пропуски, искажения)

- Усредненность гласных (нарушена лабиализация)

- Недостаток произношения звонких согласных

- Недостаток произношения глухих согласных

- Недостаток произношения мягких согласных

- Недостаток произношения твердых согласных (палатализация)

2) Изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении

        речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи.

3) Фонетический строй речи сформирован достаточно

           (в пределах возрастной, N).

2. Нарушение дифференциации звуков

             (замены, смешения)

            Форма звукового расстройства у ребенка с дизартрией:

  1. Просодические расстройства + искажения звуков.
  2. Просодические расстройства + замены, пропуски звуков, но, в целом,

слоговая структура слова остается без изменений.

  1. Просодические расстройства + звукопроизносительные расстройства

    (замены, пропуски, искажения) и негрубые дефекты слоговой структуры слов.

                                                    З А К Л Ю Ч Е Н И Е


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика логопедического обследования речи глухих детей младшего школьного возраста

Данная методика позволяет   рассмотреть структура речевого дефекта глухого ребенка не только как вторичный дефект, возникший в результате грубых нарушений слуха,  но и как самостоятельн...

Логопедическое обследование готовности к школьному обучению.

Готовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Чем лучше будет развита у ребёнка устная реч...

Углубленное логопедическое обследование обучающихся с ДЦП

Углубленное логопедическое обследование обучающихся с ДЦП....

Сводная речевая карта логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста

   Вашему вниманию предлагается сводная речевая карта, составленная в соответствии с методологическими принципами обследования детей старшего дошкольного возраста. Содержит полный объ...

Протокол логопедического обследования.

Даны этапы обследования устной речи учащихся 1-4 класс....

Протокол логопедического обследования детей 5-6 лет.

Предлагаются этапы обследования устной речи детей дошкольного возраста....