Мастер-класс "Рисуем натюрморт"
статья

Статья раскрывает цель, задачи, содержание, формы работы и результаты реализации программы дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья «Волшебная кисть».

 

«…без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь из детства, без зачатков положительного и прекрасного нельзя пускать поколение в путь»   

Ф.М. Достоевский

 

Дополнительное образование в специальной (коррекционной) школе для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья    вида является важным звеном воспитательной системы, создающей условия для творческого развития учащихся.

С опытом творческой деятельности связано формирование определенных качеств личности: гибкости мышления, инициативности, уверенности в себе, свободы мышления и суждений, непохожести на других, толерантности. Именно в творческой деятельности между людьми возникают отношения, развивающие терпимость, уважение к мнению другого человека. Творчество рождает новое отношение человека к жизни, связанное с готовностью к изменению, развитию, принятию жизни во всей полноте. Оно формирует у детей творческий взгляд на жизнь, учит позитивному мышлению, расширяет креативность. Особенно ценно, положительное влияние искусства на детей с проблемами в развитии. Л.С.Выготский в своих исследованиях выявил особую роль художественной деятельности в развитии на только психических функций, но и в активизации творческих проявлений в различных видах искусства у детей, имеющих проблемы в развитии. Так, занятия изобразительной деятельностью способствуют сенсорному развитию детей, формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует дифференциации восприятия, мелких движений руки, что в свою очередь, влияет на умственное развитие.

В последнее время специалистами выделяется несколько направлений коррекционной работы средствами искусства: психофизиологическое – коррекция психосоматических нарушений; психотерапевтическое – воздействие на когнитивную и эмоциональную сферы; психологическое – коррекция регулятивной и формирование коммуникативной функций; социально-педагогическое – развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественно-эстетического кругозора, активизация потенциальных возможностей ребенка в творчестве.

Практическая реализация вышеперечисленных направлений нашла отражение в разработке программы кружка дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья «Волшебная кисть».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_nazarov_n.f.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Назаров Н.Ф., педагог дополнительного образования   МОУ для детей-сирот с ОВЗ VIII вида им. Г.С.Плюснина с. Верховонданка Даровского района Кировской области

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР  РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

Статья раскрывает цель, задачи, содержание, формы работы и результаты реализации программы дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья «Волшебная кисть».

«…без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь из детства, без зачатков положительного и прекрасного нельзя пускать поколение в путь»    

Ф.М. Достоевский

Дополнительное образование в специальной (коррекционной) школе для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья    вида является важным звеном воспитательной системы, создающей условия для творческого развития учащихся.

С опытом творческой деятельности связано формирование определенных качеств личности: гибкости мышления, инициативности, уверенности в себе, свободы мышления и суждений, непохожести на других, толерантности. Именно в творческой деятельности между людьми возникают отношения, развивающие терпимость, уважение к мнению другого человека. Творчество рождает новое отношение человека к жизни, связанное с готовностью к изменению, развитию, принятию жизни во всей полноте. Оно формирует у детей творческий взгляд на жизнь, учит позитивному мышлению, расширяет креативность. Особенно ценно, положительное влияние искусства на детей с проблемами в развитии. Л.С.Выготский в своих исследованиях выявил особую роль художественной деятельности в развитии на только психических функций, но и в активизации творческих проявлений в различных видах искусства у детей, имеющих проблемы в развитии. Так, занятия изобразительной деятельностью способствуют сенсорному развитию детей, формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует дифференциации восприятия, мелких движений руки, что в свою очередь, влияет на умственное развитие.

В последнее время специалистами выделяется несколько направлений коррекционной работы средствами искусства: психофизиологическое – коррекция психосоматических нарушений; психотерапевтическое – воздействие на когнитивную и эмоциональную сферы; психологическое – коррекция регулятивной и формирование коммуникативной функций; социально-педагогическое – развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественно-эстетического кругозора, активизация потенциальных возможностей ребенка в творчестве.

Практическая реализация вышеперечисленных направлений нашла отражение в разработке программы кружка дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья «Волшебная кисть». Ведущая деятельность кружка – обучение детей изобразительной деятельности. Содержание программы строится на интеграции всех компонентов сенсорной системы (зрительной, слуховой, двигательной, тактильной), формируя целостное и дифференцированное представление об окружающем мире во всем его многообразии. Программа рассчитана на воспитанников 10-15 лет. Основная цель программы – создание условий для формирования творческой личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи программы:

  • Формирование навыков изобразительной деятельности как средства самовыражения ребенка;
  • Развитие творческого мышления и творческой активности;
  • Развитие познавательной и продуктивной деятельности ребенка;
  • Развитие цветоощущения, зрительной памяти, художественно-творческой активности, художественных способностей, фантазии;
  • Обучение основам теории и практики живописи акварельными, гуашевыми красками;
  • Обучение основам живописной грамоты, формирование навыков передачи цветом предметов с натуры, по памяти, представлению и умений пользоваться художествено-выразительными средствами живописи, графики, углубление знаний по перспективе, цветоведению, передаче формы и объема;
  • Приобщение к наследию отечественного и мирового искусства.

В структуру программы входят разделы, каждый из которых содержит определенную тематику занятий: «Краски природы», «Мир людей», «Радость фантазии».

В каждом разделе выделяются: образовательная часть (первоначальные сведения об изобразительном искусстве); воспитательная часть (понимание значения живописи, ее эстетическая оценка, бережное отношение к произведениям искусства, формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество); практическая работа (развитие творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей); техническая часть (освоение практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи, композиции).

Раздел программы «Краски природы».

Задачи творческого развития:

  • Формирование культуры взаимодействия с природой, экологическое воспитание.
  • Формирование эмоционально-чувственных связей с явлениями природы.
  • Умение видеть и находить в ней средства для выражения своих чувств и впечатлений, идеалы красоты и гармонии.
  • Развитие творческого воображения, ассоциативного мышления, зрительной и образной памяти.

Формирование художественных знаний, умений и навыков:

  • Умение пользоваться художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.
  • Знакомство с языком и техникой живописи и графики.
  • Формирование представлений о видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графики, пейзаже, анималистическом и декоративном жанре.
  • Знакомство с основами цветоведения, композиции, перспективы, со  средствами выражения графического изображения.

Раздел программы «Мир людей».

Задачи творческого развития обучения:

  • Формирование культуры взаимодействия с миром людей;
  • Формирование способности воспринимать эмоциональное состояние человека и передавать его в рисунке;
  • Формирование способности эмоционально воспринимать соотношения цвета, света, формы, фактуры, пропорций.
  • Через изобразительное творчество развивать свои врожденные чувства, стремления, осознания.
  • Овладение художественной формой, подчинению ее своим творческим замыслам.

Формирование художественных знаний, умений и навыков:

  • Умение видеть, осознавать и изображать особенности эмоциональных состояний человека, проявляющиеся в мимике, позе, жесте.
  • Умение видеть взаимосвязь между формой, содержанием и чувством, которое стремится выразить художник.
  • Умение выражать эмоциональное состояние с помощью колорита, цвета, света-силуэта, линий, штриха, пропорций.
  • Формирование представлений о воздушной перспективе, умение видеть лист бумаги как глубину и пространство.
  • Умения изображать объем через моделирование света, полутени и тени средствами графики и живописи.

Раздел программы «Радость фантазии».

Основная задача данного раздела – развитие творческого потенциала детей с умственной отсталостью в процессе их индивидуального творчества. Если содержание предыдущих разделов несет воспитанникам определенный запас информации, которую дети должны усвоить и накапливать в виде  знаний, умений и навыков, то занятия раздела «Радость фантазии» заключаются в организации творческой деятельности детей в зависимости от их потребностей, желаний и интересов. В основу определения тематического содержания занятий положено развитие самостоятельной исследовательско-продуктивной деятельности.

   Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем. Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучающимися. В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент. Одно из главных условий успеха обучения детей и развития из творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации занятий. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.

Результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый кружковец, по-настоящему желающий этого.  Результаты работы кружка «Волшебная кисть» подтверждаются участием воспитанников в районных, областных, всероссийских и международных конкурсах рисунков.  Незабываемой для кружковцев стала поездка на международный фестиваль для детей с ограниченными возможностями здоровья «Шаг навстречу» в г. Санкт-Петербург, где юные художники представили свои работы и провели мастер-класс для своих сверстников.  2008 г. – международный фестиваль «Детство без границ» (г. Москва) В 2008-2010 г. – участие и победа во Всероссийском фестивале «Мир детей – мир для детей» в (г. Москва). 2008 г. – Дипломы международной детской художественной галереи за участие в Фестивале детского художественного творчества «Рождественские фантазии».

Таким образом, результаты многолетнего обучения детей с проблемами в развитии по программе «Волшебная кисть», основу которой составляет созданное творческое коррекционно-развивающее пространство, доказывают эффективность программы, ее благотворное воздействие на общее, интеллектуальное и эстетическое развитие детей с ограниченными возможностями, а также подтверждают необходимость использования художественного творчества как мощнейшего стимула творческого развития личности ребенка в специальном образовательном учреждении.

Литература

  1. Береснева В.Г. «Дополнительное образование как один из факторов успешности развития личности ребенка». [Текст] / В.Г.Береснева//Наследие Льва Семеновоича Выготского: материалы региональной конференции – Киров, 2006
  2.  Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательных школах. – М.: Школа-Пресс, 2002.
  3. Горошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (корреционной) школе VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  1. Мачихина В. Ф. Организационно - педагогические аспекты обучения и воспитания умственно отсталых детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст] / В. Ф. Мачихина // Дефектология. - 1992.- №4 – С.24-26.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Выразительные особенности натюрморта. Натюрморт - портрет

Уурок по изобразительному искусству можно использовать для учащихся 6 -х классов....

Натюрморт. Личный выбор художника или заказ времени. Беседа к теме «история натюрморта» .

Беседа по теме «история натюрморта»   : Наряду с бытовым жанром натюрморт долгое время считался второстепенным  видом живописи, в котором не возможно выразить высокие общественные идеи...

Конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе на тему: «Выразительные возможности натюрморта». Экспериментальный натюрморт (выполненный губкой по трафарету).

Конспект урокапо изобразительному искусству в 6 классена тему: «Выразительные возможности натюрморта».Экспериментальный натюрморт (выполненный губкой по трафарету)....

«Натюрморт, как жанр изобразительного искусства. Рисование с натуры натюрморта» 6 класс с применением технологии игровой деятельности

«Натюрморт, как жанр изобразительного искусства. Рисование с натуры натюрморта» 6 класс с применением технологии игровой деятельности...

Натюрморт в графике. Основы композиции в натюрморте (технология проблемного диалога).

Конспект урока изобразительного искусства в 6 классе с использованием технологии проблемного диалога  по программе Б.М. Неменского....

«Натюрморт - настроение.Творческий подход учащихся к работе при выполнении эмоционального натюрморта».

Показать роль колорита, настроение, совершенствовать  технику работы с красками....