Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе
план-конспект

Коннова Татьяна Валентинова

Конспект направлен на художественно-эстетическое и познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия

 в подготовительной группе

(из магистерской диссертации Конновой Т.В. «Формирование навыков творческого рассказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи)

Тема: Беседа по картине В.М. Васнецова «Богатыри».

Цель: создать условия для ознакомления детей с картиной В.М. Васнецова «Богатыри».

Задачи:

1. Обучающая: учить детей рассматривать картины, составлять сюжетный рассказ с помощью плана.

2. Развивающая: способствовать развитию памяти, внимания; умение анализировать, рассуждать, высказывать собственное мнение.

3. Воспитательная: поощрять желание детей узнать о жизни своих предков. Воспитывать уважение, любовь к своей Родине, гордость за защитников, желание защищать свою землю.

Формы организации: групповые, индивидуальные.

Предварительная работа – (см. приложение 1).

Оборудование: репродукция картины В. Васнецова «Богатыри», предметные картинки: шлем, булава, копье, колчан, щит, у каждого ребенка лупа, репродукция картины, магнитофон с записью Богатырской симфонии (отрывок) А. Бородина, русский национальный костюм.

Ход занятия

Входит Логопед в русском национальном костюме:

-«Ребята, вы узнали на мне этот костюм?»

 Ответы детей:

 -«Да, конечно, в таком платье ходили женщины много лет тому назад».

Логопед:

-«А пришла я в русском национальном костюме, потому что хочу рассказать и показать вам что-то очень-очень интересное».

Садитесь-ка все рядком,

Да поговорим ладком!

Рассажу я вам про дела старинные,

Про дела старинные, да дела былинные.

Про людей сильных да смелых,

Храбрых и верных.

Как выходили они вратами

И бились насмерть с врагами.

И звались они богатырями!

А знаете ли вы кто такие богатыри? (ответ детей).

Логопед:

 -«Чем же прославились эти сильные, смелые, мужественные люди?» (ответы детей).

-«Правильно, они защищали нашу землю. А как раньше называлась наша земля?» (ответы детей).

Логопед: - «Вот посмотрите, какие доспехи были у богатырей».

Рассматривание предметных картинок с объяснением:

шлем, стрелы, кольчуга булава, колчан, лук, уздечка.

Логопед: - «Тот, кто внимательно слушал, сразу отгадает мои загадки»:

Палка длинна на конце остра? (копье)

Шапка эта не проста - вся железная она? (шлем)

Рубашку эту не вяжут, не шьют.

Ее из железных колечек плетут? (кольчуга)

Дети отгадывают загадки.

Логопед: - «Как вы считаете: все эти доспехи были легкими или тяжелыми?» (ответы детей).

-«Конечно, ведь богатыри были очень и сильными, и отважными. А зачем нужны был все эти предметы богатырям?». (ответы).

-«Правильно, они храбро защищали нашу землю!»

-«Давайте же и мы превратимся в богатырей!».

Физкультминутка

Раз, два, три – посмотри - мы теперь богатыри (руки согнуты в локтях –«силачи»)

И совсем не нападаем - (поклон вперед, руки на поясе - повороты). Мы отчизну защищаем! (обхват себя).

Из лука можем мы стрелять (имитация движения),

Легко палицу бросать (бросок вперед).

Мы здоровы и сильны (маршируют на месте),

Потому богатыри! (упр. «силачи»).

Логопед: 

- «А сейчас я покажу вам одну очень интересную картину». (Под негромкую музыку открывает картину и дает несколько секунд для восприятия).

-«Эту картину написал наш русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Он написал много замечательных картин, но эта картина самая знаменитая. Как вы думаете, как художник назвал свою картину? Да, но только не три богатыря, а просто «Богатыри». Давайте внимательно рассмотрим, что же мы видим в центре картины? (ответы детей).

-«А кто из них самый старший?) (ответы детей). Это Илья Муромец!

-«Давайте рассмотрим его поближе. Переверните листочки, которые лежат у вас на столе, возьмите наше волшебное окошко и внимательно рассмотрим, во что одет Илья Муромец, какие у него доспехи и какой у него конь».

Дети рассматривают с помощью лупы и объясняют увиденное. Логопед предлагает детям воспользоваться словами: могучий, сильный, выносливый. Напоминает названия оружия: булава, меч, копье; одежда: кольчуга, шлем.

-«А кто же справа от Ильм Муромца? Этого богатыря зовут Добрыня Никитич. Подумайте, что говорит вам это имя Добрыня? Да, доброта. Добрый».

Также рассматривают и объясняют образ богатыря с помощью лупы.

Логопед: -А теперь посмотрим на богатыря слева от Ильи Муромца. Чем он отличается от двух других богатырей? Зовут его Алеша Попович. Вы правильно подметили: он не такой могучий, но в бою ему нет равных: он берет ловкостью, хитростью, умением. Да и конь под ним ловкий, шустрый».

-«Давайте-ка рассмотрим, во что одет, что у него в руках, какой конь, какая грива у коня, какая уздечка?».

Проводится аналогичная работа с лупой. Теперь отложим наше волшебные окошки и посмотрим на всю картину: чем же заняты богатыри? (ответы детей).

-«Да, они вышли на защиту, смотрят, нет ли поблизости врагов. А как вы считаете, враги близко? Что в этой картине тревожное, что подсказывает нам, что не зря богатыри насторожились. Какое над ними небо? Серое, ни один лучик солнца не пробивается, нависшие облака. А за спиной темный дремучий лес стоит стеной. Посмотрим, где стоят богатыри? Правильно, в чистом поле, чтобы увидеть врага издалека. Как вы думаете, зачем В. Васнецов написал эту картину?» (ответы детей).

-«Прошло очень много лет, но мы продолжаем гордиться подвигами этих защитников - нашими русскими богатырями. И в наши дни у нас есть много героев, с которых мы берем пример. Как вы считаете, кто это?». (ответы детей).

Логопед: -«Понравилась вам эта картина? Хотели бы вы стать такими же сильными отважными?» (ответы детей).

-«А сейчас надо описать эту картину. Я начну, а вы по очереди попробуйте продолжить.  

(Идет работа по составлению коллективного рассказа).

Итоги занятия

Логопед: -Мы, ребята, сегодня совершили путешествие в далекое прошлое. Познакомились с тремя богатырями: с Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем. Подумаем: подходит ли пословица к нашему рассказу и почему: «Тот герой, кто за Родину горой!».

Узнали, как и чем они защищали нашу землю и почему мы до сих пор гордимся делами и подвигами богатырскими. И помогла нам в этом замечательная картина Виктора Михайловича Васнецова «БОГАТЫРИ».

(Проводится анализ детских высказываний и дается оценка индивидуальной творческой деятельности).

 Дополнительная работа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с картинами русских художников.

1. Беседа на тему: «Что лучше фотография или картина»?

2. Знакомство с различными видами живописи: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина.

3. Игры и упражнения.

А. Подбор смайликов к картине с целью определения настроения картины.

Б. Игра- Зоркое око».

  Цель: учить видеть детали картины. Дети, рассматривая через лупы картину, по очереди называют ту или иную деталь. Повторения не допускаются.

В. Пазлы и разрезные кубики с изображением картин.

Г. Настольные игры: «Прогулки по Третьяковской галереи»,

«Шедевры Третьяковской галереи», «Времена года», лото «Русская зима» и др.

Д. Организация совместно с родителями: «Наша картинная галерея». Дети приносят из дома репродукции картин, из которых оформляется уголок в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.

Занятие по обучению грамоте  с использованием интересных игровых приёмов и упражнений проводится в подготовительной группе детского сада ....

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе для детей с заиканием. Тема: Дифференциация звуков Л — Ль.

Данный конспект  разработан для детей старшего дошкольного возраста, имеющих заикание. В конспекте отражены цели занятия, ход занятия и необходимое оборудование, а так же представлены фотографии ...

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе по обучению связной речи

Обучение рассказыванию по серии сюжетных картин с элементами театрализованной деятельности. Обучение пониманию скрытого смысла пословиц. Подбор родственных слов....

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР "Письмо из Простоквашино. Звук «Ш», буквы Ш,ш."

Цель: закрепить звук «Ш»; развивать фонематический слух; упражнять в звуковом анализе, в составлении предложений по схеме; упражнять в образовании относительных прилагательных, подборе слов-антонимов...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию фонематических представлений у детей подготовительной к школе группы «Путешествие в Страну Грамматики»

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию фонематических представлений у детей  подготовительной к школе группы«Путешествие в Страну  Грамматики»...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе ТЕМА: ЗВУК Х

Конспект фронтального логопедического занятияв старшей логопедической группеТЕМА: ЗВУК Х ЦЕЛЬ:-Закрепление правильного произношения звука Х.-Развитие навыков произнесения слов различной зву...