РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ: «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ» НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД 3 КЛАСС И/О
рабочая программа

Зоя Подорогина

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы для глухих обучающихся с учётом психофизических особенностей обучающегося с умственной отсталостью (вариант 1.4) на основе которой разработана специальная индивидуальная программа развития (СИПР), учитывающая индивидуальные образовательные потребности обучающегося.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_krz.docx33.71 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 65»

Саратовская ул., д. 19, стр. 1, Москва, 109518

Телефон: (499)179-66-81            Факс: (499)177-67-66             E-mail: sk65@edu.mos.ru                                  http://schuvc65.mskobr.ru/

ИНН/КПП 7722306978/772201001            ОКАТО 45290590000            ОГРН 1037700227157                                 ОКТМО 45395000

«Рассмотрено»

на заседании Методического объединения

Протокол № ____

«______»______________2021 г.

«Утверждаю»

Директор ГКОУ СКШИ № 65

________________\С.И. Перепелкина\

«______» ______________2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ:

«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ»

НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

3 КЛАСС И/О

Составитель программы:

учитель

Подорогина Зоя Сергеевна

2021 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы для глухих обучающихся с учётом психофизических особенностей обучающегося с умственной отсталостью (вариант 1.4) на основе которой разработана специальная индивидуальная программа развития (СИПР), учитывающая индивидуальные образовательные потребности обучающегося.

Коррекционно-развивающие занятия как учебный предмет имеют большое значение для всестороннего развития глухого обучающегося с умственной отсталостью. Смыслом образования такого ребенка является индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах.

Цель программы: развитие и коррекция высших психических функций глухого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), как основы для формирования учебных навыков; создание условий для преодоления трудностей обучения школьника с умственной отсталостью, исходя из структуры его нарушений, познавательных потребностей и возможностей.

Задачи:

  • Изучение динамики психологического развития глухих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленного структурой и глубиной имеющихся у них нарушений.
  • Коррекция и развитие компетенций познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферы.
  • Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности.
  • Формирование произвольной регуляции деятельности, социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения.
  • Коррекция нарушений коммуникации, развитие навыков общения.
  • Предупреждение психофизических перегрузок, стабилизация эмоциональной сферы, создание климата психологического комфорта в обучении.
  • Дополнительная помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными. Расширение представления об окружающем и обогащение словаря.
  • Развитие индивидуальных способностей обучающегося, его творческого потенциала.

Одной из важных задач коррекционно-развивающих занятий является сенсорное развитие глухих обучающихся с умственной отсталостью, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, от того, насколько полно обучающийся воспринимает окружающий мир.

У глухих детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Обучающиеся данной группы наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию. В работу по данному направлению включается развитие зрительного восприятия, кинестетического восприятия, восприятия запаха, восприятие вкуса.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА:

Зрительное восприятие. 

  • Фиксация взгляда на лице человека.
  • Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него.
  • Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом.
  • Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом.
  • Узнавание и различение цвета объекта.
  • Развитие зрительного восприятия посредством рассматривания серии связанных единым сюжетом картинок.
  • Развитие глазомера.

Кинестетическое восприятие.

  • Адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека.
  • Адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий).
  • Адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов.
  • Адекватная реакция на давление на поверхность тела.
  • Адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей.
  • Различение материалов по характеристикам (температура, фактура, влажность, вязкость).
  • Восприятие времени и пространства.

Восприятие запаха.

  • Адекватная реакция на запахи.
  • Различение объектов по запаху и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий).

Развитие графических навыков.

  • Коррекция почерка посредством развития каллиграфических навыков и мелкой моторики.

Развитие произвольного внимания, его объема.

  • Развитие устойчивости, распределения внимания, его объема.

Развитие наглядного мышления.

  • Использование различных орудий и приспособлений для решения задач в игровой и практической деятельности.
  • Создание проблемных ситуаций, в которых необходимо найти решение проблемы.

Развитие наглядно-образного мышления.

  • Развитие способности выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения.

Развитие логического мышления на доступном материале.

  • Группировка предметов и картинок по определенным признакам, со сменой оснований.
  • Развитие способности устанавливать причинно-следственные связи.

Развитие наглядной памяти на доступном материале.

  • Проведение игр, выполнение заданий на запоминание различных символических средств.
  • Развитие памяти через воспроизведение изучаемого материала.
  • Развитие объема кратковременной и долговременной памяти.

Обогащение представлений об окружающем мире.

  • Расширение представлений об окружающем природном мире.

Развитие средств общения.

  • Язык эмоций и чувств (мимика), язык жестов и движений (пантомимика).
  • Коррекция нарушений коммуникации, развитие навыков общения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:

В соответствии с состоянием здоровья, индивидуальными возможностями и особенностями обучения, обучающийся должен:

- уметь установить эмоциональный контакт со взрослым;

- уметь сотрудничать и усваивать опыт;

- сформировать положительную эмоциональную реакцию на действия, предметы, картинки с изображениями, предъявляемыми в соответствии с содержанием;

- адекватно использовать предметы в соответствии с их назначением (совместно со взрослым, с опорой на образец, по подражанию действиям взрослого);

- выделять предмет из множества, собирать предметы по подражанию и по образцу, узнавать на ощупь знакомые предметы;

- выполнять игровые кинезиологические упражнения по подражанию и с помощью взрослого;

- группировать предметы и картинки по определенным признакам, со сменой оснований, продолжить развитие пространственных и временных представлений;

- продолжить развитие мелкой моторики и точных движений, глазомера, зрительного восприятия, памяти и внимания;

- продолжить развитие воображения;

- продолжить развитие мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, умения выделять главное;

- продолжить развитие любознательности, мотивации к изучению учебных предметов, сформировать интерес к обучению;

- продолжить развитие творческих способностей;

- научиться эмоционально оценивать свой результат.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

На учебный предмет «Коррекционно-развивающие занятия» отводится 1 час в неделю (34 часа в учебном году).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

№ п/п

Темы и разделы

Количество часов

1

Зрительное восприятие

2

2

Кинестетическое восприятие

2

3

Восприятие запаха.

2

4

Развитие графических навыков

4

5

Развитие произвольного внимания, его объема

4

6

Развитие наглядного мышления

4

7

Развитие наглядно-образного мышления

4

8

Развитие логического мышления на доступном материале

3

9

Развитие наглядной памяти на доступном материале

3

10

Обогащение представлений об окружающем мире

3

11

Развитие средств общения

3

Итого

34

УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:

Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся с умственной отсталостью.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В КЛАССЕ:

  • Мобильное автоматизированное рабочее место: ноутбук, монитор, клавиатура, компьютерная мышь
  • Принтер
  • Ламинатор
  • Тематические игры, наборы предметов

Материалы и принадлежности:

•        для изобразительной деятельности (для рисования, лепки, аппликации, выполнения графических заданий);

•        тетради, карандаши, ручки;

•        наборы карточек с разнообразными изображениями;

•        шнуровки, мозаики, разнообразные мелкие предметы;

•        тематические игры, наборы предметов;

•        раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры, и тела разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины;

•        предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины);

•        звучащие предметы для встряхивания;

•        сухой (шариковый) бассейн;

•        игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами;

•        образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности;

•        сенсорные панели;

•        наборы аромобаночек, вибромассажеры и т.д.;

•        предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины) и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету: " Коррекционные -развивающие занятия» для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обуч...

Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5

Рабочая программа   Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5...

Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7

Рабочая программа   Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7...

Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5

Рабочая программа   Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5...

Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7

Рабочая программа   Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7...

Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5

Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5...

Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7

Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7...