ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ для детей с умственной отсталостью
учебно-методический материал

Гунченко Светлана Викторовна

Коррекционно-педагогическая работа по умственному воспитанию детей с умственной отсталостью направлена на развитиеустойчивости внимания и произвольной памяти, формированиевосприятия, мышления и речи. Для детей с умственной отсталостью характерно большое отставание в сроках развития психических процессов. Поэтому первой коррекционной задачей является стимуляция различных познавательных операций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi_i_soderzhanie_dlya_rebenka_dauna_.docx22.9 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ для детей с умственной отсталостью

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Сенсорное воспитание

  • учить воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона;
  • учить различать свойства и качества предметов: высокий - низкий, большой - маленький;
  • создавать условия для восприятия свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности - в игре с дидактическими и сюжетными игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование)

Развитие зрительного восприятия

Развитие зрительного внимания, подражания, формирование целостного образа предметов:

  • учить  выделять предмет из общего фона;
  • учить  соотносить игрушку с ее изображением;
  • учить  хватать большие предметы двумя руками, маленькие - одной рукой;
  • учить  складывать из двух частей разрезную предметную картинку.

Восприятиеформы, величины, цвета

  • учить детей подбирать крышки к коробочкам одинаковой величины, но разной формы (круглая, квадратная);
  • учить детей выполнять действия по подражанию, соотнося форму крышки и форму коробки;
  • учить  проталкивать объемные геометрические формы  в соответствующие прорези коробки, пользуясь методом проб;
  • учить  воспринимать (сличать) цвет: красный, желтый.
  • учить  воспринимать величину (большой, маленький).
  • учить  захватывать широкие предметы всей ладонью, узкие — пальцами;
  • знакомить  с названиями двух цветов: красный, желтый;
  • учить  различать цвета красный и желтый в ситуации подражания действиям взрослого.

Развитие слухового восприятия и внимания

Развитие слухового внимания, подражания, формирование целостного образа предметов, восприятие звуковых характеристик предметов

  • учить  реагировать на слуховые раздражители;
  • вырабатывать по подражанию разные двигательные реакции в ответ на звучание различных инструментов.

Развитиетактильно-двигательноговосприятия

  • учить  воспринимать на ощупь величину предметов, дифференцировать предметы по величине (в пределах двух);
  • учить  выбирать знакомые игрушки на ощупь по слову «дай» без предъявления образца;
  • учить  различать на ощупь величину предметов; проводить выбор из двух предметов (большого, маленького) с предъявлением образца зрительно.
  • учить  производить выбор по величине и форме по слову «дай» на ощупь.

Примерный перечень игр

«Возьми чашку», «Дай пирамидку», «Покажи, где стульчик», «Покажи, где такой кубик», «Кто тебя позвал?», «Ку-ку», «Дай, что катится (не катится)», «Спрячь шарик», «Спрячь кубик», «Кто в домике живет?».

Ознакомление с окружающим

  • формирование  целостного восприятия представлений об окружающем мире.
  • знакомить с предметами и объектами ближайшего окружения, их назначением и функциями, расширять представления о ближайшем окружении.

Примерный перечень игр

«Паровозик», «Передай мяч», «Найди мишку», «Шумит лес», «Найди игрушки», «История о ручках и ножках», «Где же наши пальчики?», «По грибы», «Найди пару», «Одень куклу», «Лото», «Сугробы», «Снеговички», «Блестят на елке бусы», «Что лишнее?», «Мы посуду мыли, мыли», «Собери посуду», «Кто играет?», «Музыкальная минутка», «Кто живет в лесу?», «Ай дили-дили-дили», «Цветочная поляна», «Варим кашу», «Собери цветы», «Маленькие помощники», «Заблудились», «Кто где живет?» и др.

Развитие психических функций

Развитие внимания:

  • привлечение внимания ребенка с помощью объектов, связанных с удовлетворением его органических потребностей;
  • стимуляция непроизвольного внимания с использованием раздражителей разной модальности;
  • развитиеустойчивостинепроизвольноговнимания;
  • формирование предпосылок для развития произвольного внимания; расширение объема внимания;
  • развитие способности к переключению внимания.

Развитиепамяти:

  • развитие узнавания на основе простейших условных рефлексов;
  • расширениекругаузнаваемыхпредметов;
  • развитие воспоминания на основе формирования у ребенка элементарных представлений о предметах;
  • развитиенепроизвольнойпамяти;
  • увеличениеобъемазапоминаемогоматериала;
  • совершенствование процессов запоминания и воспроизведения.

Формирование мышления:

  • развивать  наглядно-действенное мышление;
  • создавать предпосылки к развитию  наглядно-образного мышления;
  • установление связей «восприятие - образ», «предмет - действие»;
  • установление закономерных связей посредством мыслительных операций, которые в раннем возрасте неотделимы от практических действий с предметами;

Примерный перечень игр

«Матрешка», «Найди мишку», «Дорожка для зайчиков», «Шумит лес», «Рисуем клубок», «Найди игрушки», «История о ручках и ножках», «Где же наши пальчики?», «Что изменилось?», «По грибы», «Разрезные картинки», «Найди пару», «Разноцветные поляны», «Чего не хватает?», «Что спряталось?», «Лото», «Закрой окошко», «Почтовый ящик», «Пазлы», «Что лишнее?», «Собери посуду», «Кто играет?», «Музыкальная минутка», «Кто живет в лесу?», «Найди лишнего», «Ай дили-дили-дили», «Цветочная поляна», «Варим кашу», «Собери цветы», «Маленькие помощники», «Заблудились», «Кто где живет?» и т.д.

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

  • формировать  представления о своем «Я», о своей семье и взаимоотношениях в семье.
  • формировать представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях.
  • формировать общение «взрослый-ребенок», их сотрудничество;
  • формировать потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым.
  • формировать общение между детьми;
  • формировать средства общения, доступные ребенку с синдромом Дауна;
  • формировать адекватное поведение в конкретной ситуации: садиться на стульчик, сидеть на занятии и т.д.
  • обучать первичным способам усвоения общественного опыта (совместные действия ребенка со взрослым в предметной и предметно-игровой ситуации, подражание действиям взрослого).
  • формировать интереск игрушкам, предметам и адекватным способам действия с ними.
  • обучать  выполнению элементарной речевой инструкции, регламентирующей какое-либо действие ребенка в определенной ситуации.
  • привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека, учить подражать выражению лица взрослого и его действиям.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

  • формирование общения «взрослый-ребенок», которое продолжает работу, проводимую в семье.
  • начало формирования общения между детьми, по ходу которого они постепенно переходят от параллельной игры к эмоционально-практическому общению.
  • расширение объема понимания обращенной речи.
  • формирование средств общения, доступных детям  с синдромом Дауна.
  • активизация звукопроизношения с учетом особенностей развития речи у детей с синдромом Дауна.

Развитие импрессивной речи

Развитие пассивного словаря.

Накопление словаря происходит в следующей последовательности:

  • существительные (предъявление, знакомство, называние предмета, организация игры с предметом).
  • глаголы (знакомство ребенка с действием, организация игры и многократное обыгрывание действия, включение слова в быт).
  • прилагательные (аналогичная методика).
  • предложение (сложность предложения зависти от количества слов, влияющих на понимание (ключевые слова, несущие информацию)).

Понимание связной речи

Работа над пониманием связной речи ведется в следующей последовательности:

  • демонстрируются и называются простые бытовые действия, включаются в бытовую игру детей;
  • жесты, обозначающие действия, включаются в репертуар песенок, потешек, что обеспечивает их многократное усвоение и повторение;
  • демонстрация и называние этого же действия по картинке.

Развитие экспрессивной речи

Развитие активного словаря.

Накопление словаря происходит в следующей последовательности:

  • называние по подражанию (использование предметной или сюжетной картинки с использованием слова, жеста, звукоподражания).
  • ответы на вопросы с использованием подражания.
  • самостоятельные ответы  на вопросы (принимается любая форма ответа)
  • спонтанное использование речевых средств (поощряется речь детей в виде звукоподражаний и слов, что способствует постепенной жестовой речи устной).
  • появление фразы (возможно активное использование жестов при построении фразы).

Работа по вызыванию звуков

Побуждение ребенка с синдромом Дауна к самостоятельному произнесению звуков происходит поэтапно:

  • повторение за ребенком имеющихся у него звуков.
  • поочередное произнесение с ребенком имеющихся у него звуков.
  • побуждение ребенка произносить новые звуки с опорой на предмет или картинку в сопровождении жеста. В случае необходимости используется опора на тактильные ощущения.
  • имитация звукоподражания вслед за взрослым с опорой на картинку и буквы.
  • спонтанное произнесение звуков с опорой на картинку.
  • использование усвоенных звуков в речи.
  • включение звуков в слоги и в слова.

Итоговые показатели по разделу

Дети должны научиться:

  • выполнять предметные действия со взрослыми и сверстниками;
  • выполнять простейшие поручения и просьбы;
  • пользоваться невербальными формами коммуникации;
  • воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова, усеченные фразы на основе подражания (в зависимости от возможностей ребенка).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно- развивающие программы обучения учащихся с умеренной умственной отсталости на начальном этапе обучения

Целью данных программ является  развитие эмоционального и социально-адаптивного поведения учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта, формирование  позитивных качеств, развитие познавате...

Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей инвалидов младшего школьного возраста для умственно отсталых детей(со сложной структурой дефекта)

Основным системообразующим фактором в предлагаемых разработках отводится понятию «социальная независимость» ребенка-инвалида, под которой подразумевается не столько приспособление или компенсация тех ...

Доклад на тему "Коррекционно-развивающие задания для активизации познавательной деятельности умственно отсталых учащихся на уроках математики"

В работе представлены различные виды заданий, используемых на уроках математики, для развития и коррекции у умственно отсталых учащихся таких психических процессов, как внимание, память, мышление....

"Технология проведения коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с лёгкой умственной отсталостью"

В статье рассматриваются особенности организации коррекционно-развивающих занятий с детьми, имеющими легкие интеллектуальные нарушения....

"Сенсомоторное развитие" Программа внеурочной деятельности: коррекционно-развивающая область обучающихся начальной школы с умственной отсталостью

Актуальность программы заключается в том, что сенсомоторное воспитание способствует интеллектуальному развитию детей, овладение детьми навыками письма и другими навыками ручной умелости, а главное их ...

Коррекционно-развивающее занятие для обучающихся с ОВЗ (умственная отсталость) "Внутреннее строение рыб"

Конспект дает представление о проведении занятия для обучающихся с ОВЗ....

Коррекционно – развивающее занятие с обучающимися с легкой умственной отсталостью 2 А класса. «Развитие познавательных базовых учебных действий на материале темы «Время года зима»»

Представлены разнообразные задания для развития познавательных базовых учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью. Данные задания можно использовать на уроках "Математика"...