Конспекты организованной образовательной деятельности в логопедической группе
план-конспект

Гатина Гульгуна Газалеевна

КОНСПЕКТЫ
 организованной образовательной деятельности

по коррекции звукопроизношения

образовательная область «Речевое развитие»

 старшая логопедическая группа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №6 с. Субханкулово муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

КОНСПЕКТ
подгрупповой организованной образовательной деятельности

по формированию лексико-грамматических категорий

и развитию связной речи

на лексическом материале по теме: «Фрукты»

образовательная область: «Речевое развитие»

тема: «Дары осени»

возрастная группа: старшая логопедическая группа

Выполнил:

учитель-логопед

Гатина Г.Г.

имеющаяся категория:

высшая

запрашиваемая категория:

высшая

Стаж в данной должности:

17 лет  

г.Туймазы

2017г.

ЦЕЛЬ: Формирование навыков образования относительных прилагательных.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. уточнение и активизация словаря по теме «Сад. Фрукты»;
  2. формирование навыков образования относительных прилагательных от имен существительных;
  3. совершенствование грамматического строя речи: согласование относительных прилагательных с существительными в роде и числе,

согласование числительных с именами существительными;

  1. упражнение в подборе однокоренных слов к слову « сад».

Коррекционно-развивающие:

  1. развитие связной речи;
  2.  развитие речевого дыхания (длительного плавного выдоха);
  3.  развитие зрительного внимания;
  4.  развитие речевого слуха;
  5.  развитие артикуляционной  моторики;
  6. развитие общей и мелкой моторики;
  7. развитие психических процессов (памяти, мышления, воображения).

Коррекционно-воспитательные:

  1. формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, доброжелательности;
  2. воспитание любви и бережного отношения к природе;
  3. воспитание интереса к языку.

Средства реализации:

Демонстрационный и раздаточный материал по теме «Сад. Фрукты», индивидуальные зеркала, массажные мячи, тетради, цветные карандаши, фрукты (натуральные), разрезные картинки (фрукты),корзина, наборное полотно «карандаш», мнемотаблица «семейка слов»,цифры (1,2,5).

Лингвистический материал:

Загадки, четверостишье словарь по теме «Сад.Фрукты» (фрукты, банан, апельсин, слива, груша, ананас, абрикос, гранат, сад, гранатовый, грушевый, ананасовый, абрикосовый сливовый, апельсиновый).числительные :один, два, две, пять. Слова - мышки, мышь.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Ход ООД:

1. Организационный момент.

Логопед. Здравствуйте! Я  рада всех вас видеть. А вы рады встрече?

Психогимнастика. «Улыбнитесь. Подарите улыбку своим друзьям и гостям» 

2. Основная коррекционно-логопедическая работа.

.  Логопед. Снова осень к нам пришла

                 И подарки принесла. (вносит корзину с фруктами)

Угадайте, что у меня в корзине?

                   Само с кулачок, красный бочок,

                  Тронешь пальцем– гладко,

                   А откусишь- сладко.(яблоко)

Дети.  Яблоко.

Логопед. Верно. Это яблоко.

1)Упражнение. «какое яблоко?» (подбор определений)

Дети. Сладкое,  красное,  круглое, румяное и т.д.)

Дети занимают места на стульчиках за столом

Логопед. Яблоко –это что?

Дети. Яблоко-это фрукт.

Логопед. Сегодня мы продолжим разговор о фруктах и о том, что можно из них приготовить.

2)Пальчиковая гимнастика с массажными мячиками.(развитие мелкой моторики , тактильных ощущений).

Логопед. А теперь поиграем с массажными мячиками. Возьмите мяч в правую руку. Представьте, что это не мяч, а мягкая ароматная слива.

     Сливу я держу в руке,                   Кладут мячик на правую ладошку,

     Зажимаю в кулаке,                       Крепко сжимают его,

     Отпускаю, разжимаю                   Раскрывают ладонь,

     И ладошками катаю.                    Катают мячик между ладонями.

3)Артикуляционная гимнастика. ( Развитие артикуляционной моторики).

   Логопед .Возьмите зеркала.

Упражнения. «заборчик», «дудочка», «спрячем сливу за щечку», «месим тесто», «блинчик», «вкусное варенье».

  Логопед. Осень много фруктов принесла . Давайте соберем картинки и узнаем что это за фрукты.

 

4)Упражнение. «Собери картинку»

По ходу выполнения детьми задания ,логопед выставляет на наборное полотно плоскостные изображения фруктов.

   Логопед. Персик,, гранат, груша, банан, абрикос, слива, ананас - одним словом, что это?

   Дети. Фрукты. 

Логопед. Что можно сварить из фруктов?

   Дети.        Из фруктов можно сварить компот, джем, варенье, повидло.

  Логопед. Что можно выжать из фруктов?

  Дети.        Сок.

 Логопед. А еще можно из фруктов приготовить начинку для пирогов.

5)Упражнение «Какой , какая, какое ?». ( Совершенствование грамматического строя речи: образование относительных прилагательных с суффиксом –ов- ; согласование прилагательных с именами существительными).

         Из груш- грушевый компот, грушевая начинка, грушевое варенье.

(слива, персик, банан, абрикос, ананас, груша). 

Логопед. Хорошо справились с заданием. 

6)Физминутка. Хороводная игра «Яблоня» (Координация речи с движением, развитие интонационной выразительности речи).

             Яблонька кудрявая выросла в саду.          Дети идут по кругу.

             Яблочки румяные с дерева сорву,            Тянутся вверх,

             Мамочку любимую ими угощу.               Руки вперед, ладонями вверх.

 7)Дыхательное упражнение «Ароматный фрукт».  (упражнять детей делать вдох носом, не поднимая плеч, выдох- ртом. На выдохе произносить:

            -Ах!

            -Ах, как пахнет!

            -Ах, как пахнет сок!

..затем дети ,закрыв глаза, по запаху определяют сок).

(дети садятся на стульчики за столы)

Логопед. Дети, а где растут фруктовые деревья !

Дети. Фруктовые деревья растут в саду. 

8)Упражнение «Один, два и пять». (Совершенствование грамматического строя речи: согласование числительных один, два, пять с существительными).

  Дети. Один гранат, два граната, пять гранат.

             Одна груша, две груши, пять груш.

             Одно яблоко, два яблока, пять яблок.

Логопед. Молодцы. я рада за ваши успехи.

9)Упражнение. «Семейка слов»

  Логопед. Я вам предлагаю собрать «семейку слов» (Работа с мнемотаблицей, подбор родственных слов к слову «сад»:садик, сады, посадка, садовник, садовница, садовый, посадить, садовод, рассада).

10) Индивидуальная работа в тетрадях.(Развитие тонкой моторики, мышления, зрительного восприятия. Профилактика  дисграфии)

Логопед. откройте тетради, посмотрите на правую страничку. Что вы видите на ней?

Дети. Мы видим фрукты: яблоко, грушу и лимон.

Логопед. Послушайте загадку об одном фрукте.

                 Само с кулачок, красный бочок,

                 Тронешь пальцем- гладко,

                  А откусишь- сладко.

Дети. Яблоко.

Логопед. Верно. Возьмите цветной карандаш и сначала обведите яблоко по контуру, а затем раскрасьте яблоко.

 Дети выполняют задание логопеда.

3.Итог.

  Логопед. О чем мы сегодня говорили? Какие игры и упражнения вам понравились?

Я вижу, что вы внимательные и старательные дети. Я угощаю вас дарами осени- фруктами.



Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  

детский сад №18 г. Туймазы

муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

КОНСПЕКТ
индивидуальной организованной образовательной деятельности

по коррекции звукопроизношения

на лексическом материале по теме: «Птицы»,

образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,«Физическое развитие».

Тема: «Постановка звука Ш».

Учитель-логопед

Минигулова  Н.В.

Стаж работы  37 лет  

Категория :первая

Туймазы

2016г.

ЦЕЛЬ: формирование правильного произношения звука [ш].

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

       1) формирование представлений  о механизме образования звука «Ш»;

       2) закрепить умение определять наличие и место звука «Ш» в слове;

       3) уточнить и расширить лексический запас по теме «Домашние животные»

Коррекционно-развивающие:

  1. развивать подвижность речевого аппарата;
  2. развивать речевое дыхание;
  3. развивать фонематический слух;
  4. развивать фонематическое восприятие;
  5. развивать мимику и просодические компоненты речи(ритм, ударение, интонацию);
  6. развивать зрительную и слуховую память;
  7. развивать пространственное восприятие;
  8. развивать мышление, восприятие, воображение.

Коррекционно-воспитательные:

  1. формировать мотивацию деятельности;
  2. воспитывать целеустремлённость, трудолюбие, доброжелательность, вежливость;
  3. воспитывать усидчивость;

Средства реализации:

индивидуальное зеркало;

игрушки животных (волк, заяц, кошка, лиса);

картинки с изображением кошки в различных действиях («лакает», «царапает», «изгибает спинку», «облизывается»); предметные картинки;

комплекс массажных упражнений в картинках для лицевых мышц;

танграм;

картинки-символы на звук [ш] (змея, гусь, шина);

инструменты для постановки звука [ш] (шпатель).

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Ход ООД:

1.Организационный момент.

Здравствуй! Я рада вновь видеть тебя. Мы сегодня будем очень весело и интересно играть. 

Д/и «Четвертый лишний». Перед ребенком игрушки – волк, лиса, кошка, заяц.

Перед  тобой игрушки, назови их. (ребенок называет).

А теперь выдели четвертую лишнюю игрушку. (Ребенок объясняет, почему кошка лишняя). Правильно, кошка лишняя, потому что это домашнее животное. Дадим ей кличку и оставим ее с нами.

Посмотри, какая она? (Пушистая, мягкая, гладкая, красивая и т.д.). Погладь её.

Назовем её Шуша. Интересно, что умеет делать Шуша, давай подойдем к зеркалу.

2. Артикуляционная гимнастика

Садись перед зеркалом. (На столе разложены картинки с изображением кошки в разных действиях).

Чтобы подружиться с Шушой, надо ей улыбнуться. (упражнение «Улыбочка»).

Посмотри, у Шуши вытянутая мордочка, и ты тоже вытяни губки. (Упражнение «УлыбкаТрубочка» выполняется 3 раза). А что еще умеет делать Шуша? (Царапаться, кусаться.)

Упражнение «Накажем непослушный язычок» выполняется 5 раз.

А еще кошки ловят мышей. Давай поиграем в «кошки-мышки». Положи широкий язычок на нижние губы. Губы не напряжены – вышла мышка из норы – а теперь убери язычок в рот, спрячь мышку в нору. (упражнение «Блинчик» выполнить 3 раза). Во время удержания языка – счет до 5. А теперь покажи, как кошка лакает молоко. 

 Покажи, как кошка слизывает остатки молока с губ. Упражнение «Вкусное варенье» выполнить 3 раза. Кошка умеет выгибать спинку. Упражнение «Кошечка» выполняется 3 раза. А из чего кошка лакает молоко?

(Из миски).

Правильно, из миски. Теперь попробуем сделать языком «Чашечку». (Если не получается, помочь шпателем).

3. Массаж лицевых мышц.

А теперь покажем, как кошка умывается.

«Водичка»

Водичка, водичка

Умой мое личико.

Чтоб щечки горели.

Чтоб глазки блестели.

Чтоб смеялся роток.

Чтоб кусался зубок.

4. Развитие речевого дыхания. 

Кого любит ловить кошка? (Мышей).

А давай спрячем мышку в норку, чтобы Шуша не поймала её. Упражнение «Задуй мышь в нору» выполняется 3 раза.

Кошка не смогла поймать мышку и поэтому сердится.

5Постановка звука [ш].

Покажи еще раз чашечку. Сделай такую же чашечку во рту. Широкий кончик языка за верхними зубами, сейчас погладь широким кончиком языка бугорок за верхними зубами. Зубы сближены. Оставляем узкую щель. Губы округляем. Теплый ветерок идет посередине языка. Голос не включаем. Получается шшшшшш. (Если ребенок затрудняется, поднимает шпателем кончик языка).

6. Динамическая пауза

Ну, а теперь мы с тобой отдохнем и поиграем в снежки.

Раз, два, три, четыре

Мы с тобой снежок слепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий.

И совсем, совсем не сладкий.

Раз – подбросим.

Два – поймаем.

Три – уроним и … сломаем.

7. Артикуляционный уклад.

А когда кошка сердится, что она делает? (Шипит).

Давай вспомним, что делает наш язык во рту? (Чашечку).

Где находится широкий кончик языка? (За верхними зубами. У бугорка).

Что делают зубы? (Сближаются. Остается узкая щель).

Что делают губы? (Округляются).

8. Закрепление изолированного произнесения звука

Посмотри, Шуша заблудилась, давай поможем ей найти свой домик. Нужно вести Шушу по дорожке и произносить звук ш-ш-ш-ш-ш (ребенок выполняет задание). Молодец, помог Шуше добраться до своего домика.

9.Формирование фонематического слуха.

А кто еще поет такую песенку? Кто шипит?(Змея. Гусь).

А еще такой звук издает проколотая шина колеса. (Показать картинку).

Сейчас мы с тобой поиграем в игру «Поймай звук». Я буду называть разные звуки, но когда ты услышишь звук [ш] – поднимай свою картинку.

[П] [К] [Ш] [М] [Н] [Ш]

А теперь буду называть слоги.

ТА МУ ШО НЫ ША

А теперь будь внимателен, я буду называть слова, когда услышишь слово, в котором есть звук [ш], подними картинку.

ТЫКВА КАПЮШОН КОТ ШАПКА

- Молодец!

А теперь, давай мы с тобой поработаем руками. Собери из геометрических фигур гуся.

10. Работа над мелкой моторикой (Ребенок собирает гуся).

Туловище у гуся больШое. Шея длинная. Лапки Широкие. Голова небольШая. Гусь увидел нашего Пушка и зашипел Ш-Ш-Ш.

Скажи, пожалуйста, кто стоит к гусю близко? (Мышь).

А кто подальше? (Змея).

А кто далеко? (Кошка).

Молодец! Кошка осталась довольна, что пришла к нам. Нарисуй, пожалуйста, дома для Шуши три картинки в названии которых есть звук [ш].

11. Итог ООД. Сегодня на занятии ты научился шипеть, как Шуша. Ты сегодня очень старался, молодец!



Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  

детский сад №18 г. Туймазы

муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

КОНСПЕКТ
индивидуальной организованной образовательной деятельности

по коррекции звукопроизношения

на лексическом материале по теме: «Женские и мужские имена»,

образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,«Физическое развитие».

Тема: «Автоматизация звука [Ш] в слогах,словах».

Учитель-логопед

Минигулова  Н.В.

Стаж работы 37лет  

Категория :первая

Туймазы

2016г.

ЦЕЛЬ: Автоматизировать звук «Ш» в слогах, словах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. закрепить знания о механизме образования звука «Ш»;
  2. закрепить правильное произношение звука «Ш» в слогах, словах;
  3. закрепить умение определять наличие и место звука «Ш» в слове; 
  4.  упражнять в словообразовании существительных от существительных по образцу;
  5. уточнить и расширить лексический запас по теме «Мужские и женские имена»

Коррекционно-развивающие:

  1.  развивать подвижность речевого аппарата;
  2.  развивать речевое дыхание;
  3.  развивать фонематический слух;
  4.  развивать фонематическое восприятие;
  5.  развивать мимику и просодические компоненты речи(ритм, ударение, интонацию);
  6. развивать зрительную и слуховую память;
  7. развивать пространственное восприятие;
  8. развивать мышление, восприятие, воображение.

Коррекционно-воспитательные:

  1. формировать мотивацию деятельности;
  2. воспитывать целеустремлённость, трудолюбие, доброжелательность, вежливость;
  3. воспитывать усидчивость;
  4. воспитывать самоконтроль за речью.

Средства реализации:

индивидуальное зеркало, мяч, кукла Маша и кукла Наташа.

Лингвистический материал:

слова, насыщенные звуком [ш], на тему: «Мужские и женские имена» (Маша, Наташа, Даша, Глаша, Паша, Миша, Саша, Гоша, Гриша, Катюша, Надюша, Любаша, Ириша, Петруша, Алёша, Андрюша, Игорёша, Витюша, Ванюша, Кирюша).

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Ход ООД:

1. Организационный момент.

Здравствуй! Я рада видеть тебя! Посмотри, кто пришёл к нам в гости. Две куклы подружки. Их зовут Маша и Наташа. Им хочется с тобой поиграть. Пусть они побудут с нами . Они хотят услышать как мы чётко и ясно произносим звук [Ш]

2. Основная коррекционно-логопедическая работа:

1) Артикуляционная гимнастика.

а). Сначала повторим упражнения для язычка.

Улыбнись Маше и Наташе (Упр. «Улыбка») – (счет до 10)

Похвастайся своими зубами(Упр. «Забор»)

Маша и Наташа очень любят круглые бараночки (упр-е «Колечко») Бараночки они едят с  вкусным вареньем (упр-е «Вкусное варенье»).

Очень вкусное варенье,

жаль осталось на губе,

язычок я подниму и остатки оближу.

Варенье Маша и Наташа запивают чаем из чашечки (упр-е «Чашечка»)- улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу, края и кончик языка приподними.

Если чай горячий, то на него надо подуть. Покажи Маше и Наташе, как это делать. А теперь чашечку нужно «вымыть» и убрать в шкафчик (завести «чашечку за верхние зубы).

2). Формирование сильной направленной длительной плавной ротовой воздушной струи.

Маша и Наташа любят показывать фокусы и смотреть на них.

А теперь ты покажи фокусы. (Предложить  ребенку ватный шарик диаметром 2-2,5 см, прикрепленный на нитку длиной 10-12 см).

Держи шарик перед губами. - Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Легко подуй на шарик. Смотри, как красиво шарик отлетел от твоих губ.

А теперь держи шарик у носа. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Подуй на кончик языка. Смотри, как красиво шарик отлетел вверх.

3) Пальчиковая гимнастика «Озорные пальчики» (развитие мелкой моторики).

Выполним пальчиковую гимнастику. «Озорные пальчики».

 Гимнастика выполняется сначала для правой руки, потом – для левой.

Озорные пальчики,

Пальчики – мальчики.

(Сжимать в кулаки и разжимать пальцы обеих рук)

Этот раз – у нас Кирюшка,

У него весь нос в веснушках.

(Загибать на каждый счёт по одному пальцу, начиная с большого)

Этот два – у нас Андрюшка,

У него в руках хлопушка.

Этот три – у нас Виталик,

У Виталика фонарик.

А четыре – рыжий Гришка,

У него в кармане книжка.

Ну, а пятый – мальчик Мишка,

Он у нас ещё малышка.

5).Развитие фонематического слуха

 Игра «Хлопни, если услышишь в слове звук [ш]».

Поиграем в игру «Хлопни, если услышишь в слове звук [ш]».

Я буду называть мужские и женские имена, а ты слушай внимательно.

 Если услышишь в имени звук [ш], хлопай в ладоши.

 Настя, Маша, Саша, Лариса, Слава, Стас, Наташа, Миша, Костя, Паша.

Молодец. Ты справился с заданием.

3. Динамическая пауза «Маша».

Маша шла, шла (шагаем на месте)

Маша ягодку нашла (наклоняемся и как- будто ягодку срываем)

Ах, какая красная (поднимаем руку с ягодкой вверх "к солнцу")

И очень вкусная (делаем круговые движения в животе)

4. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы.

Кукла Маша и кукла Наташа принесли с собой мяч. Поиграем с мячом в игры.

1) Игра «Мальчик – девочка».

 Поиграем в игру «Мальчик – девочка». Я тебе бросаю мяч и произношу мужское имя, в котором есть звук [ш]. Ты бросаешь мне мяч и произносишь женское имя, в котором встречается звук [ш]. Например: Гриша – Маша.

Миша - …

Паша - …

Гоша - …

(Наташа, Глаша, Даша)

Назови имя, содержащее в себе звук [ш], которым можно назвать и мальчика, и девочку. (Саша)

Молодец. Ты справился с заданием.

2) Игра «Назови ласково» (упражнение в словообразовании существительных от существительных по образцу).

А сейчас мы поиграем в игру «Назови ласково». Я тебе качу мяч и произношу мужское или женское имя. Ты катишь мне мяч и произносишь это имя ласково. Например: Катя – Катюша.

Начинаем.

Надя - …

Люба - …

Ирина - …

Петя - …

Алексей - …

Андрей - …

Игорь - …

Витя - …

Ваня - …

Кирилл - …

Молодец! Ты правильно образовал слова.

5. Итог ООД.

Нашим гостьям пора возвращаться домой. Попрощайся с ними.

До свидания, кукла Маша! До свидания, кукла Наташа!

Назови звук, который часто встречался на занятии? (звук [ш])

Молодец! Ты сегодня отлично занимался.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по английскому языку в подготовительной группе

Конспект открытого занятия, приученного ко дню космонавтики в старшой и подготовительной группе детского сада....

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области речевое развитие во второй младшей группе на тему "Совместное рассказывание сказки "Волк и семеро козлят"

В конспекте представлена интеграция образовательных областей с использованием мультимедийной презентации. Конспект будет полезен воспитателям 2 младшей группы....

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в разновозрастной группе для детей с нарушениями зрения с элементами драматизации по мотивам сказки «Теремок»

Целью занятия являлось закрепление правильного произношения свистящих и шипящих звуков, автоматизация и дифференциация их  в стихотворной и связной речи;продолжение работы над звуковым анализом с...

конспект организованной образовательной деятельности в средней группе на тему: "Вежливость"

Данный конспект рассчитан на детей 4-5 лет как итоговое занятие по работе над проектом «Формирование морально-этических норм у детей среднего дошкольного возраста через художественное наследие&r...