Конспект логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Л"
план-конспект

Никулина Анна Михайловна

Конспект индивидуального логопедического занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_zvuka_l.docx40.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [л]

- Тема: автоматизация звука [л].

- Цель: автоматизировать звук [л] в слогах открытого типа и словах, начинающихся на эти слоги.

- Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Закреплять представление о правильной артикуляции звука [л];
  • Познакомить с буквой, обозначающей звук [л];

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать мелкую моторику пальцев рук через пальчиковую гимнастику;
  • Развивать подвижность артикуляционного аппарата;
  • Развивать речевое дыхание
  • Формировать навык фонематического слуха на звук [л];
  • Формировать фонематический анализ: согласный в ……..
  • Закреплять звук [л] в чистом виде, слогах типа [ла], [ло]……..

Коррекционно-воспитательные

  • Воспитывать навык самоконтроля
  • Воспитывать критическое отношение к дефектам речи

- Оборудование: зеркала, ваточка на нитке, карточки для мимической гимнастики

Этап занятия

Содержание

1.1

1

Организационный момент

«Здравствуйте.. Как твои дела? Будем учиться красиво говорить? Хорошо. Тогда приступим».

2.

2

Объявление темы

Сейчас я прочитаю тебе чистоговорку, а ты внимательно послушай и скажи, какой звук здесь встречается чаще всего:

«Ла-ла-ла Мила плачет у окна»
Правильно, звук [л]. А чтобы звук [л] получился красиво, давай немного поиграем с пальчиками. Повторяй за мной!
(Пальчиковая гимнастика «Кулачок»)
«Этот пальчик – маленький,
(загибаем мизинчик)
Этот пальчик – слабенький,
(загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик – длинненький,
(загибаем средний пальчик)
Этот пальчик – сильненький,
(загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик – толстячок,
(загибаем большой пальчик)
Ну а вместе – кулачок!»

Молодец, давай повторим еще раз (повторяем).
Отлично. А теперь посмотри, какие у меня есть карточки. (
показываю карточки с эмоциями «радость», «грусть», «удивление») Какие эмоции на них изображены? Молодец. Давай сейчас поиграем в актрис, ты мне будешь показывать эмоции, которые увидишь на картинках. Покажи, как ты радуешься/грустишь/удивляешься.

3.

3

Артикуляционная гимнастика

Давай потренируем наш язычок.

  1. «Чтоб понравиться лягушкам, губки тянем прямо к ушкам» («Улыбка»)
  2. «Подражаю я слону, губки хоботком тяну» («Хоботок»)
  3. «А теперь давай наш язычок отдохнет, положи его на нижнюю губу, вот он как отдыхает, устал! Держи до 10 (считаю)
  4. А теперь пусть наш язык покачается на качельках, сначала поднимаем к верхним зубам, потом к нижним
  5. «Иголочка», тоненький
  6. «Варенье» - облизываем сначала верхнюю губу, потом нижнюю
  7. Сдуваем ваточку, дуем на язычок

4.

4

Хоровое и индивидуальное произношение слова

«Теперь поднимай язычок за верхние зубки, мы будем гудеть как самолет»
(показываю, как правильно)

5

Анализ артикуляции звука

Давай подумаем, в каком положении у нас находятся губы, когда мы произносим звук [л]: они у нас сомкнуты или разомкнуты? Правильно, разомкнуты

А зубки? Разомкнуты

Кончик у нас вверху или внизу? Вверху

Воздушная струя холодная или теплая? (теплая)

Длинная или короткая? Длинная

6

Характеристика звука

Как ты думаешь, когда мы говорим звук [л], воздуху что-то мешает выходить? Да,мешает, тогда этот звук будет гласный или согласный? Правильно, согласный.

А теперь произнеси звук [л] и скажи, спинка языка опущена или поднята? Опущена, значит звук какой? Твердый.

Послушаем голосовые связочки (тыльной стороной ладони), работают? Да, значит звонкий.

7

7

Связь звука с буквой

(на доске рисую коЛокольчик, одетый в букву Л)

8

8

Развитие фонематического слуха

Повтори за мной только те слова, в которых есть звук [л] – перечисляю ребенку слова (хлопки)

9

Автоматизация звука в слогах

Повторяй за мной:
ЛА-ЛА-ЛА

ЛУ-ЛУ-ЛУ

АЛ-АЛ-АЛ

ОЛ-ЕЛ-ИЛ

ИЛ-ОЛ-АЛ

10

Автоматизация в словах

Показываю картинки. Посмотри и скажи, что изображено на картинках:

(тема – школа: «стол», «стул», «мел», «пол»)

11

Автоматизация в словосочетаниях, предложениях, текстах

Посмотри, к нам сегодня на урок пришел мальчик Данил, он пошел в магазин и купил «стул» (показываем картинку) и тд (составление предложений с проработанными словами)

12

Итог занятия

Итак, над каким звуком мы сегодня работали? Правильно, [л]. Давай вспомним, как его произносить и еще раз красиво его произнесем. Ты сегодня молодец, очень хорошо позанимался.

13

Д/з

Артикуляционная гимнастика для [л], упражнения для фонематического слуха (повторение тех слов, где есть [л], стихи со звуком [л]:  «Забыл»:

—Жил-был

—Забыл.        

— Где жил?               

— Забыл.                    

— Где был?               

— Забыл. 

— Что ел?

— Забыл.

— Что пил?

— Забыл.

 В. Луговой

Похожее изображение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта логопедического занятия по теме «Звук и буква Э»

На букву Э довольно сложно и трудно подобрать материал и обыграть ситуацию с ним, поэтому я разработала конспект именно на эту тему. Может быть, кому-нибудь и пригодится мой опыт....

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука Ш в словах, предложениях, фразовой речи.

Представляю Вашему вниманию конспект логопедического занятия по автоматизации звука Ш....

Конспект логопедического занятия по звукопроизношению "Звук щ"

Данное занятие предназначено для детей подготовительной группы. Целью занятия является формирование правильного произношения звука [щ]; совершенствование звуко-слоговой анализа слов; формирование лекс...

Конспект логопедического занятия по теме «Звуки [т, тʼ]. Буква т» 1 класс

Конспект логопедического  занятия по теме «Звуки [т, тʼ]. Буква т»1 класс  ВведениеФедеральные Государственные Образовательные Стандарты начального образования  определяют систему ...

конспект логопедического занятия на тему: Звуки з-зь, буква з

Конспект логопедического занятия «Звуки [З], [З’], буква Зз»Тема: «Звуки (З, (ЗЬ) и буква Зз.Цель: Познакомить детей со звуками «з, зь» и буквой «З».Задачи:Уточнить правильную артикуляцию звука «з».Уч...

Конспект логопедического занятия.Тема: Дифференциация звуков и букв Г-К.

Цели:Обучающие:- учить выделять звуки из слогов, слов;- учить дифференцировать звуки, обозначать их буквами в слогах, словах, предложениях; - формировать навыки звуко-слогового и звуко-буквенного...