Проект "Персонализация образовательной деятельности"
проект

Персонализированное образование — способ проектирования и реализации образовательного процесса, в котором воспитанник выступает субъектом учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_personalizatsii_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx55.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 41 «Росинка»

Проект

«Персонализация образовательной деятельности»

Автор проекта

Даминова Ольга Ишкалеевна,

Учитель-логопед

г.Нижневартовск,

2022 г.

Содержание

1

Пояснительная записка

3

2

Цели и задачи проекта

5

3

Содержание проекта

7

4

Кадровое обеспечение

19

5

Практическая значимость проекта

19

6

Литература

20



Пояснительная записка

       Персонализация дошкольного образования определяется как ведущее
направление образования XXI века. Она проявляется в том, что у воспитанников есть возможность выбора, ребята могут проявить свою активность, потенциал, реализовать свои интересы, т.е. простаивать персональный путь, собственный процесс персонализации. На решение персонализации направлена и реализация Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования). Предполагает формирование готовности воспитанников к саморазвитию и непрерывному образованию, создание развивающей образовательной среды в МАДОУ, обеспечивающей построение воспитательного и образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья воспитанников.

Персонализированное образование — способ проектирования и реализации образовательного процесса, в котором воспитанник выступает субъектом учебной деятельности.

В практике инклюзивного образования (индивидуализированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ)) такие параметры как возможность планировать образовательную траекторию,
ставить значимые цели, управлять временем и темпом, выбирать те или иные
задания, способы их решения и проверки, работать индивидуально и в группе,
мотивировать воспитанника определяются педагогом с учётом индивидуальных особенностей обучающегося. Персонализация нацелена, прежде всего, на развитие личности, а не на усвоение определённого объёма знаний. Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в особом
подходе, отличном от рамок стандартной образовательной программы.

Актуальность проекта.

Проект «Персонализация образовательной деятельности» (применимо к
обучающимся с ОВЗ) актуален, т.к. анализ научной литературы по проблемам
обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, их социальной
адаптации свидетельствует о том, что положение детей в современной России
вызывает обоснованную тревогу у общественности. Лишь 10 % детей
практически здоровы, в то же время половина имеет отклонения в состоянии
здоровья, а 40 % страдают хроническими заболеваниями.
Одной из задач МАДОУ в современных условиях является формирование учебной деятельности через разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, умений, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности. Персонализация образования обучающихся с ОВЗ – это маршрутная система обучения, которая позволяет реализовать личностно ориентированный подход   образовании детей с ОВЗ, максимально учитывает психофизиологические особенности и способности детей, определяет личную траекторию развития, образования и социализации. Процесс организации и осуществления инклюзивного образования в России теоретически обоснован следующими специалистами (М.С. Артемьева, Е.А. Екжанова, Н.Н. Малофеев, Е.А. Стребелева, Л.М. Шипицына, Л.Е. Шевчук, Н.Д. Шматко и др.). Но реализация содержания и условий оказания специальной помощи и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения на практике представляет сложную социально-педагогическую проблему.
Персонализация образовательной деятельности дошкольников с ОВЗ
осуществима с помощью индивидуальных образовательных маршрутов
обучения.
Индивидуальный образовательный маршрут - целенаправленно
проектируемая дифференцированная образовательная программа, которая
обеспечивает воспитаннику с ограниченными возможностями здоровья

позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной
программы при осуществлении педагогической поддержки его
самоопределения и самореализации.


2. Цели и задачи проекта

Цель проекта: создание модели индивидуального образовательного
маршрута как основы персонализации образовательной деятельности для
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Основные задачи:

• Создание единой психологически комфортной образовательной среды
для детей, имеющих разные стартовые возможности;
• Обеспечение диагностирования эффективности процессов коррекции,
адаптации и социализации детей с особенностями развития;
• Организация системы эффективного психолого-педагогического
сопровождения процесса персонализированного образования
обучающихся с ОВЗ через взаимодействие специалистов психолого-педагогических консилиумов дошкольного образовательного
учреждения;
• Постепенное повышение мотивации ребенка на основе его личной
заинтересованности и через осознанное отношение к позитивной
деятельности;
• Охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
• Социальная адаптация.

Объект исследования: процесс организации персонализации
образовательной деятельности у детей с ограниченными возможностями
здоровья.
Предмет исследования: формы и методы организации персонализации
образовательной деятельности у детей с ограниченными возможностями
здоровья.

Практическая значимость проекта: полученные результаты исследования
могут быть полезны для логопедов, дефектологов, воспитателей групп для
детей с ТНР, родителей.

Принципы реализации проекта.

• Принцип опоры на обучаемость ребёнка.

• Принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего
развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление
потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой
характеристики, определяющей проектирование индивидуальной
траектории развития ребенка.

• Принцип соблюдения интересов обучающегося. Причиной любой
проблемной ситуации развития выступает как сам ребенок с ОВЗ, так и
его социальное окружение. Специалисты системы сопровождения
призваны решить каждую проблемную ситуацию с максимальной
пользой для ребенка.

• Принцип тесного взаимодействия и согласованности работы
специалистов психолого-педагогического сопровождения.

 • Принцип непрерывности, когда ребёнку с ограниченными
возможностями здоровья гарантировано непрерывное сопровождение на
всех этапах помощи в решении проблемы.

 • Принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного
принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при

диагностическом обследовании уровня развития воспитанника.

• Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании, который
предполагает организацию образовательного процесса на наглядно-действенной основе.

Ожидаемые результаты:

• обеспечение права детей с ограниченными возможностями здоровья на
равный доступ к образованию;

• совершенствование образовательного процесса, повышение
компетентности педагогических работников в области инклюзивного
образования;
• создание психологически комфортной среды для детей с разными
возможностями;
• оказание доступной и качественной психолого-медико-педагогической
помощи детям с ограниченными возможностями здоровья;

• создание возможности для социализации детей-инвалидов и детей с
ограниченными возможностями здоровья.


3. Содержание проекта

Теоретико – методологическая основа проекта.
На базе МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 «Росинка» для детей с ОВЗ функционируют: группы, компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, логопедический пункт. Комплектование групп компенсирующей направленности в Учреждении осуществляется на основании заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии по заявлению родителей (законных представителей). Комплектование логопункта осуществляется на основании коллегиального заключения психолого-педагогического консилиума МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 «Росинка». Развитие воспитанников с ограниченными возможностями здоровья сопровождают специалисты: педагог–психолог, учитель-логопед, социальный педагог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования. Успех коррекционно-воспитательной работы
определяется продуманной системой, скоординированной работой всех
специалистов образовательного учреждения. Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования:
«Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования
включается в программу, если планируется ее освоение с детьми
с ограниченными возможностями здоровья.
Данный раздел должен содержать специальные условия для получения
образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе
механизмы адаптации Программы, индивидуальные образовательные
маршруты для указанных детей, использование специальных образовательных
программ и методов, специальных методических пособий и дидактических
материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушения их развития.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть
направлены на:

1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий
детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им
квалифицированной помощи в освоении Программы
;
2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья
Программы
, их разностороннее развитие с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей,
социальной адаптации. В случае организации инклюзивного образования по основаниям
, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения содержание данного раздела определяется организацией самостоятельно».

Изучив Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования, опираясь на теоретические основы коррекционной
работы в детском саду для детей в нашем ДОУ работает адаптированная
система медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка с
особыми образовательными потребностями к условиям нашего дошкольного
учреждения
. Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР
МАДОУ г. Нижневартовска ДС №41 «Росинка»; индивидуальный образовательный маршрут.

Функционирование системы включает ряд этапов.

1этап. Сбор сведений о ребенке. Для того чтобы составить «Рабочую программу», необходимо его комплексное обследование, которое дает возможность получить данные о характере и динамике нарушений зрительных функций, психофизического развития, о личностных особенностях ребенка, о состоянии его здоровья, социального благополучия, уровня знаний, умений и навыков. Это обследование проводят педагог психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, воспитатель группы. Результаты обследования
фиксируются в разработанных педагогами картах развития.

2этап. Анализ полученной информации о ребенке. Каждый педагог, работающий с ребенком с особыми образовательными возможностями, обрабатывает полученные данные в ходе обследования
ребенка, определяет, с какими трудностями может столкнуться ребенок в
процессе овладения программным материалом. Данные сообщаются на
психолого - педагогическом консилиуме.

3этап. Определение индивидуального образовательного маршрута. На
психолого-педагогическом консилиуме каждый специалист
докладывает о результатах обследования. В процессе обсуждения
определяется образовательный маршрут, подразделяющийся на три вида:
1 вид: построение коррекционно-образовательного процесса по
программам
, реализуемым в МАДОУ на общеобразовательных и коррекционных занятиях.

2 вид: построение коррекционно-образовательного процесса по
программам
, реализуемым МАДОУ, на общеобразовательных, коррекционных занятиях, в индивидуальной работе.

Программа содержит следующие разделы:

1.Планирование работы с ребенком с ОВЗ по направлениям. Указывается каждым специалистом, который проводит работу с ребенком.

Цели работы, задачи работы, направления работы.
2. Планируемые результаты работы с ребенком с особыми образовательными потребностями.
3. Мониторинг. Карты обследования каждого специалиста.

4. Расписание занятий.

5. Ознакомление родителей

4 этап. Реализация рабочей программы.

В коррекционно-педагогическую и лечебно-восстановительную работу

привлекаются и родители. До них доводятся сведения о результатах
комплексного обследования, план развития ребенка, педагоги дают
рекомендации с целью преемственности в воспитании и обучении ребенка в
МАДОУ и семье.

5этап. Анализ реализации образовательного маршрута.

На психолого-педагогическом консилиуме педагоги, работающие с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, обсуждают результаты коррекционной работы с ребенком и определяют дальнейшее развитие ребенка.

Все этапы условны, так как у каждого ребенка наблюдаются свои трудности в обучении, и в их решении требуется индивидуально-дифференцированный подход. Для решения проблем ребенка необходимы заинтересованность и высокая мотивация всех участников коррекционно-образовательного процесса: ребенка, родителей, педагогов. В нашем детском саду организована специальная развивающая среда, и в процесс воспитания включены современные инновационные образовательные технологии, которые направлены на формирование у дошкольников интеллектуально-творческой и познавательной деятельности в контексте ФГОС дошкольного образования. В МАДОУ создана безбарьерная среда (пандусы, маркировка ступеней, поручни в санузлах). Введение понятия «персонализация» в образовании подчеркивает значимость такой организации образовательного процесса, которая максимально ориентирована на внутреннюю активность самого обучающегося и его самостоятельность в образовательной деятельности. Этапы моделирования индивидуального образовательного маршрута.

ЭТАП

СОДЕРЖАНИЕ

Подготовительный

Сбор и тщательный анализ информации о ребенке с
ОВЗ и его семье.
Индивидуальная программа реабилитации ребенка
инвалида (если есть инвалидность), заключение
ТПМПК, медицинская карта.
Обозначение приоритетов в развитии ребенка в
соответствии с его возможностями. Исходя из
этого, решаются практические задачи в области
обучения и социальной адаптации ребенка.

Комплексная
диагностика

Выявление особенностей физического,
психического развития, личностной и
познавательной сферы учащегося: диагностика
психического развития, выявление индивидуально
психологических особенностей; диагностика
речевого развития; педагогическая диагностика,
выявление трудностей в обучении; определение
уровня актуального развития; фиксирование
характера отклонений в развитии; выявление
личностного ресурса, определение зоны
ближайшего развития.

Разработка
индивидуального
образовательного
маршрута

Определение необходимых и достаточных
специальных условий для полноценного включения
обучающегося с ОВЗ и его семьи в образовательную
среду; определение направлений психолого
педагогической поддержки.

Коррекционно-развивающая работа по
реализации
индивидуального
образовательного
маршрута

Индивидуальные и групповые занятия со
специалистами (учитель-логопед, педагог

психолог, воспитатель и др.). Максимальное
раскрытие личностных ресурсов ребёнка и
включение его в образовательное пространство
учреждения. Приспособление системы дополнительного образования к возможностям и потребностям ребенка с ОВЗ на разных этапах его развития. Здесь важно формировать компетенцию
саморазвития, показать, что барьеров к реализации
персональной траектории нет.

Рефлексивно-оценочные действия.

Демонстрация личных образовательных результатов
воспитанников и коллективное их обсуждение.
Полученные результаты деятельности
сопоставляются с целями образовательной
деятельности ребенка. Каждый воспитанник и
педагог оценивает деятельность и конечный
продукт, уровень личных изменений ребёнка. После
самооценки и оценки создаются условия для
коррекции и планирования дальнейшей
коллективной и индивидуальной деятельности.

Индивидуально ориентированная психолого- педагогическая программа

  1. Общие сведения о ребенке.

Ф.И.О.: 

Дата рождения:  

Отец:  

Мать:  

Заключение ТПМПк:

  1. Представление на ребенка
  2. План индивидуального коррекционно – образовательного маршрута

Содержание ОД

Задачи

Развитие произвольной ручной моторики

Выполнение упражнений пальчиковой гимнастики.

Подготовка руки к письму.

Развитие мимической мускулатуры

Нормализация мышечного тонуса

Формирование артикуляционной моторики

Уметь правильно, в полном объеме по речевой инструкции выполнять все статические и динамические упражнения, быстро переключаться с одного движения в другое

Формирование просодической стороны речи

Развитие речевого дыхания (длительный плавный ротовой выдох)

Учить внятно и отчетливо произносить слова и фразы с естественной интонацией

Учить выразительно читать стихи

Формирование звукопроизношения

Шипящие Ш, Ж, Щ

Соноры Л, ЛЬ, Р, РЬ

Развитие фонематического восприятия. Дифференциация звуков

Уметь произносить слоговые цепочки из 3-4 элементов

Четко различать на слух звуки: Гласные и согласные

- твердые и мягкие

- звонкие и глухие

-свистящие и шипящие

-соноры

Уметь произносить слова с оппозиционными звуками, подбирать рифмующиеся слова.

Формирование звукового анализа и синтеза

Определение позиции звука в слове

Определение количества и последовательности звуков в словах

Уметь придумывать слова с заданным звуком, слогом

Формирование слоговой структуры слов

Воспроизведение слов различной слоговой структуры по классам

Воспроизведение предложений со словами сложной слоговой структуры

Совершенствование импрессивной  речи

Понимание значения предлогов

Понимание инверсионных конструкций

Развитие экспрессивной речи

Называние 7-8 предметов, обобщающих слов по темам

Называние частей предмета

Называние 4-6 слов-действий по предъявленному предмету

Называние 4-6 слов - признаков по предъявленному предмету

Употребление обобщающих слов, классификация предметов внутри одной логической группы и подбор к ним обобщающих слов (продукты: мясные, молочные …).

Подбор антонимов, синонимов

Формирование грамматического строя речи

Словоизменение

Образование родительного падежа множественного числа существительных

Образование множественного числа существительных

Согласование существительных с числительными 1, 3, 5

Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже

Употребление предлогов: под, за, из-за, из-под, между, через

Словообразование

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных

Образование приставочных глаголов с помощью пере, обо (об), ото (от)

Образование относительных прилагательных

Образование притяжательных прилагательных

Развитие связной  речи

  1. График индивидуальных занятий

Дни недели

Время

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

  1. Материально – техническое обеспечение коррекционно – образовательного процесса

Материально-технические условия реализации коррекционно – образовательного процесса в учреждении отвечают следующим требованиям:

1)        Материально-технические условия реализации коррекционно – образовательного процесса в учреждении соответствуют санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха  и оздоровления детей и молодежи» обеспечение которых направлено на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению, уходу и присмотру в учреждении..

2)        требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности.

В учреждении создана система работы и обеспечивается безопасность жизнедеятельности обучающихся и сотрудников в полном объеме.

3)        требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей.

4)        оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой.

5)        требования к материально-техническому обеспечению программы (оборудование, оснащение (предметы), учебно-методический комплект).

В соответствии с ФГОС ДО и образовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС в ДОУ:

содержательно-насыщенная – включает средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование;

• трансформируемая – обеспечивает возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;

полифункциональная – обеспечивает возможность разнообразного использования составляющих РППС;

доступная – обеспечивает свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

безопасная– все элементы РППС соответствовуют требованиям по обеспечению надѐжности и безопасности их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

  1. Методическое обеспечение коррекционно – образовательного процесса.

№ п/п

Наименование

1

Набор зондов логопедических, зондозаменители.

2

Прибор для обработки инструментов кварцевый

3

Специальные учебники, учебные пособия, дидактические материалы:

4

Ю. Жихарева-Норкина: Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Выпуск 3: Звук Р

5

Ю. Жихарева-Норкина: Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Выпуск 1: Звук Л

6

Ю. Жихарева-Норкина: Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Выпуск 5: Звуки С-СЬ.

7

Ю. Жихарева-Норкина: Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Выпуск 7: Звуки Ш-Ж

9

Л. Кыласова: Коррекция звукопроизношения у детей. Дидактические материалы. ФГОС ДО

10

Н. Жукова: Уроки логопеда. Исправление нарушений речи

11

Логические упражнения для развития речи (Т.А. Ткаченко)

12

Комплекты книг для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.(О.Ушакова: Развитие речи детей 3-5 лет. ФГОС)

13

Комплекты книг для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. (О.Ушакова: Развитие речи детей 5-7 лет. ФГОС)

14

Комплекты книг для  младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. (Речевое развитие детей  раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. Часть 1 (2-3 года). Разработано в соответствии с ФГОС.)

15

Комплекты книг для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. (Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций (младший и средний возраст). Разработано в соответствии с ФГОС.)

16

Комплекты книг для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. (Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. Разработано в соответствии ФГОС.)

17

Комплекты книг для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.(Дидактические игры и упражнения для развития речи.)

18

Комплекты книг для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. (Картинки и тексты для автоматизации звуков разных групп. Разработано в соответствии с ФГОС.)

19

Комплекты книг для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. (Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Разработано в соответствии с ФГОС.)

20

Комплекты книг для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. (Коррекция произношения звуков раннего онтогенеза у детей дошкольного возраста в условиях логопункта ДОУ. Разработано в соответствии с ФГОС.)

21

Комплекты книг для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. (Стихи, песенки, потешки.)

22

Комплекты книг для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. (Весёлые,  потешки и пестушки для самых маленьких. Разработано в соответствии с ФГОС.)

23

Комплекты книг для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. (Веселая дыхательная гимнастика.Разработано в соответствии с ФГОС.)

24

Комплекты книг для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. (Веселые чистоговорки. Разработано в соответствии с ФГОС.)

25

Комплекты книг для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Образовательная область "Речевое развитие". Методический комплект программы "Детство" (с 3 до 7 лет). Разработано в соответствии с ФГОС.

26

Комплекты книг для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. (Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.)

27

Комплекты книг для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста (Наш детский сад. Обучение дошкольников рассказыванию. Серия демонстрационных картин. Разработано в соответствии с ФГОС.)

  1. Взаимодействие с родителями

  1. Журнал учета хода и содержания

индивидуального коррекционно – образовательного процесса

  1. Результаты сопровождения.

Содержание коррекционной работы

Н.г

С.г.

К.г.

1

Развитие произвольной ручной моторики

Выполнение упражнений пальчиковой гимнастики

Подготовка руки к письму

2

Развитие мимической  мускулатуры

Нормализация мышечного тонуса

3

Формирование артикуляционной моторики

Уметь правильно, в полном объеме по речевой инструкции  выполнять все статические и динамические упражнения, быстро переключаться с одного движения на другое

Состояние органов артикуляционного аппарата

Выявление нарушений в строении артикуляционного аппарата и направление к специалистам

4

Формирование просодической стороны речи

Развитие речевого дыхания (длительный плавный ротовой выдох)

Учить внятно и отчетливо произносить слова и фразы с естественной интонацией

Учить выразительно читать стихи

5

Формирование звукопроизношения

Свистящие С. З. Ц. СЬ. ЗЬ

Шипящие Ш. Ж. Ч. Щ

Соноры Л. ЛЬ Р. РЬ

Другие звуки

6

Развитие фонематического восприятия.Дифференциация звуков

Уметь произносить слоговые цепочки из 3-4 элементов

Четко различать на слух звуки: Гласные и согласные

  • Твердые – мягкие

  • Звонкие - глухие

  • Свистящие – шипящие

  • Соноры

Уметь произносить слова с оппозиционными звуками, подбирать рифмующиеся слова.

7

Формирование звукового анализа и синтеза

Определение позиции звука в слове

Определение количества и последовательности звуков в словах

Уметь придумывать слова с заданным звуком, слогом

8

Формирование слоговой структуры слов

Воспроизведение слов различной слоговой структуры по классам

Воспроизведение предложений со словами сложной слоговой структуры

9

Совершенствование импрессивной  речи

Понимание значения предлогов

Понимание инверсионных конструкций

10

Развитие экспрессивной  речи

Называние 7-8 предметов, обобщающих слов по темам

Называние частей предмета

Называние 4-6 слов-действий по предъявленному предмету

Называние 4-6 слов - признаков по предъявленному предмету

Употребление обобщающих слов, классификация предметов внутри одной логической группы и подбор к ним обобщающих слов (продукты: мясные, молочные …).

Подбор антонимов, синонимов

11

Формирование грамматического строя речи

Словоизменение

Образование родительного падежа множественного числа существительных

Образование множественного числа существительных

Согласование существительных с числительными 1, 3, 5

Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже

Употребление предлогов: под, за, из-за, из-под, между, через

Словообразование

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных

Образование приставочных глаголов с помощью пере, обо (об), ото (от)

Образование относительных прилагательных

Образование притяжательных прилагательных

12

Развитие связной  речи

Учить вести диалог, самостоятельно ставить вопросы, быстро и правильно подбирая нужное слово для ответа; высказывать свою точку зрения

Составлять рассказ: по предмету; по сюжетной картине; по серии сюжетных картинок

Учить последовательно, полно и логично пересказывать знакомые сказки, короткие рассказы

4. Кадровое обеспечение проекта.

 Учитель-логопед, педагог – психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования.

5. Практическая значимость результатов проекта

1. Проведенная работа позволит детям с ОВЗ получить образование в условиях образовательного учреждения.

2. Педагоги получат опыт работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья.

3. Обучение станет более доступным для детей, испытывающих проблемы в обучении и здоровье.

4. Родители смогут быть активными участниками образовательного процесса. 5. Воспитанники  МАДОУ приобретут ценный опыт общения, участия в судьбе другого человека, сострадания и толерантного поведения, гуманного отношения к людям с недостатками развития и здоровья.

Считаю, цель работы достигнутой, задачи выполненными, хотя тема требует постоянного дальнейшего изучения, корректировки в процессе применения. В дальнейшем работа над проектом будет продолжена в режиме постоянно. Планирую, обмен опытом с коллегами, которые непосредственно занимаются персонализацией образовательной деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Литература
1.Андреева Л. В. Бойков Д. И, Войлокова Е. Ф. и др. Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте программы Юнеско «Образование для всех»: опыт России. / под ред. акад. Г. А. Бордовского СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. – 2007

2. Алехина С.В., Семаго Н.Я., Фадина А.К. Инклюзивное образование. Выпуск 1. - М.: Центр «Школьная книга», 2010.

3. Габова М. А. Дошкольная педагогика. Развитие пространственного мышления и графических умений. — М.: Юрайт, 2020. — 152 с

4.Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста [Текст] / сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М.: Педагогика, 2002. - 236 с.

5. Катаева, А.А. Сенсорное развитие и сенсорное воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / А.А. Катаева. - М.: Наука, 2001. - 132 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с образовательной программой

С введением федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ педагогам практикам необходимо пересмотреть организацию образовательной деятельности....

Интегрированная образовательная деятельность в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста по образовательным областям: социализация, коммуникация и музыка "МАМИН ДЕНЬ"

Ничего нет на свете чудесней И сильней материнской любви С чем сравнить её? Может быть, с песней Что поют на заре соловьи?...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по освоению образовательной области "Коммуникация" и коррекционному направлению в индивидуальной форме

.В конспекте описывается работа по развитию речи и слухового восприятия детей с нарушениями слуха с использованием сурдологопедического тренажера "Дэльфа-130"....

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области "Художественное творчество" на тему: "Русская матрешка".

В данном материале представлены стилевые особенности украшения матрешек из разных областей России, дана методика росписи декоративных элементов семеновской матрешки....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе № 4 компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Образовательная деятельность: коммуникация Раздел: развитие речи Тема «Перелётные птицы»

конспект итоговой НОД составлен для детей старшей группы, имеющих задержку психического развития. к конспекту прилагается презентация с дидактическими играми, которые можно использовать как вне заняти...