Особенности нарушения речи у умственно отсталых детей
статья

Данилова Светлана Михайловна

Я, Данилова Светлана Михайловна, уже больше девяти лет работаю учителем – логопедом в детском доме. Большинство наших воспитанников имеют диагноз – умственная отсталость. К вашему вниманию предлагаю статью  по теме «Особенности нарушения речи у детей с умственной отсталостью».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_narusheniya_rechi_u_umstvenno_otstalyh_detey.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

«ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ»

   Умственное и речевое развитие ребенка тесно связаны между собой, но вместе с тем развитие речи и познавательной деятельности характеризуются определенными особенностями. Формирование речи основывается на развитии познавательной деятельности, но эти два процесса являются относительно автономными.  Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка. Однако отсутствует явная, непосредственная корреляция между степенью снижения интеллекта и уровнем развития речи. Так, среди детей с умственной отсталостью в степени дебильности встречаются дети как с очень низким уровнем речевого развития, с разнообразными нарушениями речи, так и со значительно более высоким уровнем владения речью. Уровень речевого развития большинства умственно отсталых детей гораздо ниже, чем позволяет их умственное развитие.

    У детей с умственной отсталостью могут наблюдаться все формы нарушений речи (дислалия, дизартрия, ринолалия, дисфония, дислексия, дисграфия, заикание и т.д.). Особенность речевых расстройств у умственно отсталых детей состоит в том, что преобладающим в их структуре является семантический дефект. Расстройства речи у умственно отсталых детей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.  Речевые нарушения у этих детей носят системный характер, т.е. страдает речь как целостная функциональная система. При умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: ее фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. У умственно отсталых детей отмечается несформированность как импрессивной, так и экспрессивной речи. В большинстве случаев у учащихся начальных классов вспомогательной школы наблюдаются нарушения как устной, так и письменной речи.  У умственно отсталых детей оказываются несформированными в большей или меньшей степени все этапы речевой деятельности. Отмечаются слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении; нарушено смысловое программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий. Вследствие целого ряда причин нарушаются реализация речевой программы и контроль за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом.

    Нарушения речи у умственно отсталых детей имеют сложную структуру. Они разнообразны по своим проявлениям, механизмам, стойкости и требуют дифференцированного подхода при их анализе. Симптоматика и механизмы речевых расстройств у этих детей определяются не только наличием общего, диффузного недоразвития мозга, что обусловливает системное нарушение речи, но и локальной патологией зон, имеющих непосредственное отношение к речи, что еще более усложняет картину нарушений речи при умственной отсталости. Расстройства речи у умственно отсталых детей характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов вспомогательной школы.

    Чем же объясняется такая большая распространенность нарушений звукопроизношения у умственно отсталых детей? Можно  выделить следующие основные причины:

  • несформированность познавательных процессов, направленных на овладение звуковым составом речи;
  • позднее развитие фонематического восприятия, которое является сложным видом психической деятельности;
  • общее моторное недоразвитие, особенно недоразвитие речевой моторики.

     Наряду с общим недоразвитием речевой моторики, у этих детей нередко имеются параличи, парезы речевой мускулатуры, что резко ограничивает возможности овладения правильным произношением звуков речи; аномалия в строении артикуляторных органов: губ, твёрдого и мягкого нёба, челюстей. Следует отметить, что нарушения звукопроизношения у умственно отсталых детей вызываются комплексом патологических факторов. Нарушения часто носят вариативный характер и проявляются по-разному. Один и тот же звук умственно отсталый ребенок в одних случаях произносит правильно, в других случаях пропускает, заменяет или искажает. Это во многом зависит от характера звукослоговой структуры слова, а также от места звука в слове. В простом слове и в начале слова ребенок может правильно произносить звук, а в середине сложного слова или при стечении согласных — пропускать или искажать ("сом", но "котюм").


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА (F-70, лёгкой умственной отсталостью, детей с ОВЗ)

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА (F-70, лёгкой умственной отсталостью, детей с ОВЗ)В каждом ребенке заложены возможности и способности, которые необходимо раскрыть, поддержива...

Особенности усвоения временных представлений умственно отсталых детей младшего школьного возраста

Умственно отсталые дети плохо ориентируются в окружающей обстановке, это является следствием низкого уровня сформированности временных представлений и понятий. Дети не знают дней недели, почти не влад...

Особенности формирования игровой деятельности умственно-отсталых детей

Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка.Развитие ребёнка в процессе игровой деятельности.....

Специфика развития у умственно отсталых детей с нарушенным слухом речи в коммуникативной функции.

В статье описывается значиимость обучения глухих умственно отсталых школьников речи, как средству общения с окружающими людьми. Говорится о том, что обучение детей данной категории необходимо строить ...

Понятие «умственно отсталый ребенок». Психолого-педагогическая особенность умственно отсталых детей

Понятие «умственно отсталый ребенок». Психолого-педагогическая особенность умственно отсталых детей...