Конспект группового коррекционного (дефектологического) занятия «Буквы Щ,щ. Профессии»
видеоурок

Угорец Елена Львовна

Занятие нацелено на коррекцию и развитие речевых и познавательных нарушений в учебной деятельности с использованием приемов мнемотехники в условиях дистанта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Plain text icon ugorec_el.txt183 байта
Файл konspekt_bukvy_shchshch.docx38.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект группового коррекционного (дефектологического) занятия

«Буквы Щ,щ. Профессии»

Цель: «Коррекция и развитие речевых и познавательных нарушений в учебной деятельности с использованием приемов мнемотехники в условиях дистанта»

 

Образовательные:

Закреплять звук [ щ' ] и буквы  Щ, щ. Формировать навык письма букв – Щ, щ.

Расширять и оптимизировать основные мыслительные процессы – память, внимание, мышление, воображение;

Обучать рациональным приёмам мнемотехники, для запоминания стихотворения.

Закреплять знания о профессиях.

Решать  занимательные логические задачи  на вычитание

II. Развивающие:

Коррекция нарушений устной и письменной речи:

- формировать  навык чтения, правильно произносить слова соотнося  букву и звук, дифференцировать сходных по начертанию букв;

- развивать  в образовании существительных с помощью суффиксов -щик, ищ

- развивать   зрительный анализ  пространственного восприятия элементов букв, анализ слова;

 -формировать умение четкого выполнения инструкций;

Развивать координацию движений и мелкую моторику;

Формировать  представление о разных профессиях.

III. Воспитательные: 

Поддерживать интерес к чтению на основе межпредметной связи с уроками окружающего мира, истории;

Воспитывать уважительное отношение к профессиям;

Воспитание чувства ответственности, уверенности в своих силах.

Воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, инициативности, ответственности;

Подробный конспект

Организационная информация

Тема занятия

«Буквы Щ,щ. Профессии»

Занятие

Коррекционно-развивающее

Год обучения

1-4 (дети с ЗПР)

Автор занятия (ФИО, должность)

Угорец Елена Львовна, учитель-дефектолог

Образовательное учреждение

Лангепасское  городское  муниципальное автономное  общеобразовательное  учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3»

Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Город/поселение

г. Лангепас

Методическая информация

Тип занятия

Комбинированное:

Коррекция и активизация познавательных процессов и изучение нового учебного материала

Цели занятия

Коррекция и развитие речевых и познавательных нарушений в учебной деятельности с использованием приемов мнемотехники в условиях дистанта.

Закрепление звука [щ] и буквы Щ,щ.

Формирование учебных навыков.

Задачи занятия

Образовательные:

Закреплять звук [ щ' ] и буквы  Щ, щ. Формировать навык письма букв – Щ, щ.

Расширять и оптимизировать основные мыслительные процессы – память, внимание, мышление, воображение;

Обучать рациональным приёмам мнемотехники, для запоминания стихотворения.

Закреплять знания о профессиях.

Решать  занимательные логические задачи  на вычитание

Развивающие

Коррекция нарушений устной и письменной речи:

- формировать  навык чтения, правильно произносить слова соотнося  букву и звук, дифференцировать сходных по начертанию букв;

- развивать  в образовании существительных с помощью суффиксов -щик, ищ

- развивать   зрительный анализ  пространственного восприятия элементов букв, анализ слова;

 -формировать умение четкого выполнения инструкций;

Развивать координацию движений и мелкую моторику;

Формировать  представление о разных профессиях.

Воспитательные:

Поддерживать интерес к чтению на основе межпредметной связи с уроками окружающего мира, истории;

Воспитывать уважительное отношение к профессиям;

Воспитание чувства ответственности, уверенности в своих силах.

Воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, инициативности, ответственности;

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Специальные методы и приемы:

На занятии используются педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся:

- проблемное обучение;

- личностно-ориентированное обучение;

- технология мнемотехника

- здоровьесберегающие технологии;

- информационные технологии обучения;

- технология уровневой дифференциации;

- технология индивидуализации обучения;

Структурирование пространства. Методы и приемы:

Изымание из окружающей среды раздражающих и опасных предметов;

Создание ритуализма;

Соблюдение строгой последовательности действий;

Создание упорядоченной окружающей среды.

Прикладной  поведенческий анализ поведения. Методы и приемы:

Использование системы подкреплений;

Жестовая подсказка;

Визуальная подсказка;

Вербальная подсказка;

Время реализации занятия

40 минут

Необходимое оборудование и материалы

Визуальная поддержка; компьютер, программный сервис  zoom

Он-лайн игра Мерсибо «Древний спорт» Необходимо выбирать правильный ответ из предоставленных примеров и нажимать клавиши с соответствующими цифрами.

Карточка № 1  буква Щ лабиринт;

Карточка № 2  найти правильно написанную букву;

Карточка № 4фонетический диктант «Находи звук   [щ] в словах».

Карточка № 5  мнемотаблица к стихотворению

Презентация в приложении Microsoft PowerPoint: 15 слайдов для изучения нового материала и закрепления по теме.

Слайд 2, Алгоритм занятия

Слайды 3,4,5,6,7,9,10,12,14 для выполнения задания. 

Список учебной и дополнительной литературы

  Литература:

1. Андреева И.В. Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении учащихся начальной школы: И.В. Андреева. – СПб.: 2004. – 152 с. 2. Артамонова Е.Г. Развитие мнемических способностей младших школьников на основе операции структурирования: Е.Г. Артамонова. – М.: 2005. – 175 с. 3. Брагина Е.И. Использование мнемотехнических приемов в словарноорфографический работе в начальной школе / Е.И. Брагина. – Начальная школа: плюс до и после. – М.: – 2008. – №9.– С. 1–3. 4. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике / Н.П. Локалова.– М.: Ось-89, 2007.– 127 с.

Ход занятие

Этап

занятия

Действия и слова учителя-дефектолога

Предполагаемые действия и слова обучающегося

Время

  1. Орг.момент

Звенит  колокольчик.

Здравствуйте, ребята! Перед тем как мы начнем выполнять задания, Каждый из вас назовет своё имя  

- Ну-ка проверьте, друзья

Готовы вы  начать занятие,

все ли на месте

все ли в порядке

Ручка. Карандаш, тетрадка?

- Определи сегодняшнюю дату.

Сегодня пятница, 15 мая, 2020 год .

- Посмотрите, какие задания будут на занятии.

Слайд 2

 Сегодня  на занятии

1.Мы будем выполнять артикуляционную гимнастику

2. Продолжим  знакомиться  со звуком

и буквой Щ

3 Находить  правильно написанную букву

4.Читать  слава обозначающие  профессии с помощью суффиксов –щик, ищ.  

5.Делать динамическую паузу

6.Решать необычные примеры

7.Выучим  и зарисуем  стихотворение.  

Ответы обучающихся

1мин

Сообщение темы

Итак, сегодня на занятии мы продолжим знакомиться с буквой Щ. Будем учиться образовывать слава обозначающие  профессии с помощью суффиксов –щик, ищ. Попробуем выучить и зарисовать  стихотворение. И будем составлять необычные примеры  

2.Основной этап

1.Формирование фонематического восприятия и памяти

2.Развитие артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

 

Карточка 1.

Карточка 2.

3.Развитие познавательных процессов

Карточка 3. (фонетический диктант)

Классификация и обобщение, обозначение группы предметов понятием

Закреплять знания о профессиях. 

4.Формирование учебных навыков

Карточка4

(закрепление навыков чтения).

Сейчас мы с вами споем песенку

Утром солнышко встаёт  

Громко песенку поем

Повторение слоговых цепочек Пта –пто –пту – пты и.т.д.

Артикуляционная гимнастика

Лопаточка, чашечка, лошадка

 

- Ребята послушайте, я проговорю чистоговорку

«Щеткой чищу я щенка

Щекочу его бока»

-Какой звук слышится чаще всего?

Ребята чем звуки отличаются от букв?

- На какие 2 группы можно разделить звуки?

 - Чем отличить гласные звуки от согласных?

Расскажите о звуке  Щ,

Слайд 6. Ребята посмотрите на экран,  что изображено и скажите?

На что она похожа эта буква?  

Читает педагог:

«Буква Ща поможет нам

Чистить зубы по утрам»

«На расческу Ща похожа.

Сколько элементов у буквы Щ?

 Конструирование буквы Щ из счетных палочек.

- Сложите букву Щ из счетных палочек. 

 Три зубца всего? Ну и что же!»

 Слайды7,8  «Лабиринт»

 Дети выполняют задания по карточке. 

-  Молодцы! Вот мы и  попали в страну, где живет буква Щ и мы будем выполнять различные задания с буквой Щ  

 Слайд 9    

- Раскрасьте  ящик с правильно написанной буквой . И покажите выполненное  задание в экран.

 

 Слайд 10 «Будьте внимательны» 

 - Закрасьте  кружок  если услышите в слове звук Щ

Педагог читает слова:

Пильщик, шахтер, сварщик точильщик, слесарь,, носильщик овощевод, космонавт,  регулировщик. После выполнения показывает слайд с правильным ответом

-Ребята как вы думаете, что означают эти слова?

Верно, эти слова обозначают Профессии

 Слайд 11 Человек выращивает овощи. Кто он по профессии? (овощевод)

 - С годами появлялось все больше и больше профессий. Каждый раз человек задумывался, как назвать профессию? И придумал к названию действия прибавлять слог -щик.

 Слайд 12 Посмотрите, какие получились названия профессий.

 Прочитайте  слова и соотнесите  слово с картинкой и произнесите  действие. Обозначьте ответ с цифрой

Обувщик , точильщик, носильщик, ямщик, стекольщик, часовщик, каменщик.

 Выполнение заданий

 

Звук Щ

-Звуки мы слышим и произносим, а буквы  мы видим, пишем и читаем

-Согласные и гласные

-При произношении гласных звуков воздушная струя проходит свободно. А при произношении согласных звуков есть воздушная преграда.

-Звук  щ – согласный, глухой, непарный, всегда мягкий

-Буквы Щ большая и щ маленькая

Ответы учеников.

(щетка, забор, гребешок)

5 элементов

Ответы учеников

Дети выполняют задания , поле выполнения показывают и сравнивают со слайдом

Ответы детей

Ученики читают слова

 15мин

5.Динамическая пауза

 «Кем мы будем ,мы не скажем, а что делаем, покажем»

Учитель называет действие, дети выполняют и называют профессию

Вещи носит – носильщик

Ножи точит – точильщик

Дрессирует зверей – дрессировщик

Регулирует движение регулировщик

- А какой человек  может решать задачи   - думающий

Динамические упражнения для восстановления кровообращения Движение  рук и тела .   

3 мин

6.Решение занимательные логические задачи  на вычитание

 И мы сейчас с вами будем думать решая необычные задачи на страничке  Мерсибо «Древний спорт»

   Решение задач   

6 мин

7.Заучивание стихотворения с помощью   – мнемотаблицы.

Карточка 5

 Сегодня мы будем учить  стихотворение с помощью мнемотаблицы  :

- Вы помните, что памяти можно помочь. Например, с помощью приема: пиктограммы. Вы уже знаете, что это и как нарисовать пиктограмму.

 Слайд 14 - Проверим ваше логическое мышление. (Показ таблиц на экране, раздаточный материал)

Посмотрите на мнемотаблицу

Прочитайте  стихотворение

Назовите слова , в которых слышится звук Щ

Нарисуйте мнемотаблицу к стихотворению

Выучи стихотворение по таблице

1Щука 2зубы чистит3 щеткой

4Чистит зубы 5не спеша  

6После вкусного обеда

7У 8соседского 9 ерша

 Повтор стихотворения  

Дети читают стихотворение по очереди, затем приступают рисовать по схеме стихотворение

10 мин

3.Заключительный этап

 Итог

Рефлексивно — оценочный этап

- Наше  занятие подходит к концу. С какой буквой мы сегодня  путешествовали?

В  каких  словах названиях профессий встречается. Как называется профессия человека, который  выращивает овощи.

 С помощью чего мы заучивали стихотворение?    

- Трудно или легко вам было заниматься на уроке? Что понравилось делать? Что было сложно?

Закончено занятие  и выполнено оно,

Спасибо, ребята, огромное вам

За то, что упорно и дружно трудились,

Что на занятие вы не ленились.

Звонит  колокольчик

5 мин

Всего 40 мин

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект группового коррекционного (дефектологического) занятия по теме "Использование поисковой деятельности как мотивации для развития основных свойств внимания"

Конспект группового коррекционного (дефектологического)  урока разработан для дефектологов, работающих с детьми с задержкой психического развития. Урок проводится с учениками 3 класса. Количество...

Конспект группового коррекционно-развивающего занятия учителя –дефектолога по развитию сенсомоторных навыков у учащихся 1-го класса

Цель занятия:Формировать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия о...

конспект группового коррекционно-развивающего занятия

Данный конспект был разработан мною для учащихся с ОВЗ (5 класс)...

Конспект группового коррекционно-развивающего занятия

Русский язык, 2 класс, тема "Слова, словосочетания.Работа с пословицами"...

Конспект группового коррекционно-развивающего занятия

Групповое занятие с детьми ОВЗ, 1класс,тема "Одежда"...

Конспект группового коррекционно-развивающего занятия

Тема занятия "Домащние и дикике животные"класс 2контингент: учащиеся с ОВЗ...

Конспект группового коррекционно-развивающего занятия Тема «Гнев. Пути преодоления»

Цель:Формирование  черт зрелой личности, умеющей справляться с жизненными трудностями, способной к социализации....