Рабочие программы учителя - дефектолога
рабочая программа

Базилова Сауле Тлектесовна

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки

  1. Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

(КОУ НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ)

УТВЕРЖДЕНА

приказ № ___ от ______________ года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ

 «ДВИГАТЕЛЬНОЙ РАЗВИТИЕ»

1 б(доп) класс

 (приложение к адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью)

Объем: 99 занятий

Учитель-дефектолог: С.Т.Базилова

г. Нефтеюганск-2022

Оглавление

Название раздела

Стр.

1

Пояснительная записка

2

Основное содержание учебного предмета, включающее перечень изучаемого учебного материала

3

Календарно – тематическое планирование


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по коррекционным занятиям составлена на основании Адаптированной основной общеобразовательной программы КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Программа является компонентом Программы коррекционной работы, направлена на обеспечение успешности освоения обучающимися адаптированной образовательной программы. Посредством программы осуществляется индивидуально-ориентированная педагогическая помощь детям с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

  1. Активизация защитных сил организма ребёнка.
  2. Выработка устойчивой правильной осанки, укрепление и сохранение гибкости позвоночника, предотвращающие его деформации.
  3. Укрепление и развитие мышечной системы, нормализация работы опорно-двигательного аппарата.
  4. Воспитание в детях чувство внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и возможностях своего тела.
  5. Развитие общей организованности, их внимания, фантазии, доброжелательности.

Задачи и направления.

Общие задачи, характерные для образовательного процесса в целом:

  1. создание благоприятных условий, способствующих формированию здорового образа жизни, умственному, физическому, эмоциональному развитию личности;
  2. обеспечение психолого-педагогической реабилитации, социальной адаптации и интеграции в общество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  3. организация коррекционно-образовательного и воспитательного процесса в интересах личности, общества и государства с учётом психофизических возможностей и особенностей воспитанников с умственной отсталостью:
  • развитие познавательных процессов обучающихся на основе разнообразных видов предметно-практической деятельности на доступном для детей уровне;
  • формирование прикладных, трудовых, творческих умений обучающихся;
  • формирование доступных норм и правил поведения в обществе людей, способов индивидуального взаимодействия воспитанников с окружающим миром.
  1. обеспечение охраны прав и интересов обучающихся, охраны и укрепления здоровья воспитанников;
  2. осуществление образовательного процесса в соответствии с уровнями образовательных программ.

Основные задачи характерные для коррекционного курса «Двигательного развития»: мотивация двигательной активности, поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений. Благоприятные предпосылки для обучения ребенка самостоятельным движениям, действиям с предметами, элементарным операциям самообслуживания, что способствует развитию познавательных процессов.

Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Предметные результаты:

  • формирование знаний о положительном влиянии физических упражнений на организм,
  • формирование представлений о правильной осанке, о правильном дыхании,
  • формирование знаний о правилах личной гигиены.
  • коррекция и компенсация недостатков физического развития (нарушение осанки, плоскостопие, отставание в массе, росте тела и т.д.)
  •  коррекция нарушений в движениях (нарушение координации, ориентировке в пространстве, равновесия и т.д.);
  • устранение недостатков в развитии двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и др.).
  • выполнение комплексов лечебной гимнастики по демонстрации (самостоятельно, с помощью, со значительной помощью)

Базовые учебные действия. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве зала;
  • иметь представление о собственном теле и собственных возможностях;
  • овладеть навыками коммуникации и сформировать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • овладеть принятыми нормами социального взаимодействия;
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения
  • взаимодействовать со сверстниками при выполнении упражнений, при проведении подвижных игр, при проведении эстафет с участием учителя
  • бережно относится к инвентарю и оборудованию.

Место предмета в учебном плане 1 б(доп) класса

В учебном плане коррекционные занятия по «Двигательному развитию» представлены с расчетом по 3 часа в неделю, 99 часа в год.


2. Основное содержание учебного предмета, включающее перечень изучаемого учебного материала

Содержание курса состоит из следующих разделов:

  • «Основы знаний» - дать знания знаний о личной гигиене, правильной осанке, дать понятие «направляющий)
  • «Коррекционные упражнения» - коррекция и профилактика: плоскостопия, нарушений осанки, сколиозов.
  • «Развитие мелкой моторики» - развивающие упражнения, работа с дидактическими пособиями для развития мелкой моторики.
  • «Ориентировка в пространстве» - шаги, построения, перестроения.
  • «Самомассаж» - обучение навыкам самомассажа.

Общеразвивающие и корригирующее упражнения .

Дыхательные упражнения в образном оформлении.

Дыхательные упражнения по подражанию, под хлопки, под счет.

Грудное, брюшное и полное дыхание в исходном положении «лежа на спине», «сидя», «стоя».

Дыхание через нос, через рот.

Изменение длительности вдоха и выдоха.

Дыхание в ходьбе с имитацией.

Движение руками в исходном положении.

Движение предплечий и кистей рук в различных направлениях.

Наклоны, приседания.

Прикладные упражнения .

Ходьба - ровным шагом, в колонне, по кругу, взявшись за руки, на носках, в медленном и быстром темпе

Равновесие – ходьба по линии, на носках.

Броски, ловля, передача предметов - правильный захват различных по величине и форме предметов одной и двумя руками, передача и перекаты мяча.

Подвижные игры.


Календарно – тематическое планирование

п/п

Тема

Дата

Дыхательные упражнения.

Дыхательные упражнения по подражанию, под хлопки.

Дыхательные упражнения под хлопки. Под счет.

Грудное, брюшное и полное дыхание в исходных положениях

Грудное, брюшное и полное дыхание в исходных положениях

Изменение длительности дыхания.

Изменение длительности дыхания.

Дыхание при ходьбе.

Дыхание при ходьбе.

Движение руками в исходных положениях.

Движение руками в исходных положениях.

Движение предплечий и кистей рук.

Движение предплечий и кистей рук.

Сгибание пальцев в кулак и разгибание с изменение темпа.

Сгибание пальцев в кулак и разгибание с изменение темпа.

Хлопки в ладоши с изменением темпа.

Хлопки в ладоши с изменением темпа.

Наклоны головой.

Наклоны туловищем.

Наклоны туловищем.

Сгибание стопы.

Сгибание стопы.

Перекаты с носков на пятки.

Перекаты с носков на пятки.

Приседания.

Приседания.

Отстукивание и отхлопывание разного темпа.

Отстукивание и отхлопывание разного темпа.

Ходьба ровным шагом.

Повторение.

Ходьба ровным шагом

Ходьба по кругу, взявшись за руки.

Ходьба по кругу, взявшись за руки.

Ходьба на носках

Ходьба на носках

Ходьба в медленном и быстром темпе

Ходьба в медленном и быстром темпе

Ходьба по линии

Ходьба по линии

Ходьба на носках

Ходьба на носках

Захват предметов

Захват предметов

Передача предметов

Передача предметов

Бросание мячей

Бросание мячей

Перекатывание мячей

Перекатывание мячей

Перекатывание мячей

«Солнышко и дождик». Игра.

«Солнышко и дождик». Игра.

«Воробушки и кот». Игра.

«Воробушки и кот». Игра.

«Кот и мыши». Игра.

«Кот и мыши». Игра.

«У медведя во бору». Игра.

«У медведя во бору». Игра.

«Ручеёк». Игра.

«Ручеёк». Игра.

«Снежинки и ветер». Игра.

«Снежинки и ветер». Игра.

«Найди пару». Игра.

«Найди пару». Игра.

«Хитрая лиса». Игра.

Повторение.

Повторение.

Повторение.



Предварительный просмотр:

 Департамент образования и науки

  1. Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

(КОУ НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ)

УТВЕРЖДЕНА

приказ № ___ от ______________ года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ

 «ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ»

1 б (доп) класс

 (приложение к адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью)

Объем: 99 занятий

Учитель-дефектолог: С.Т.Базилова

г. Нефтеюганск-2022

Оглавление

Название раздела

Стр.

1

Пояснительная записка

1.1

Психолого – педагогическая характеристика обучающихся

1.2

Планируемые результаты освоения коррекционного курса

1.3

Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

2

Содержательный раздел

2.1

Содержание коррекционного курса

2.2

Календарно – тематическое планирование

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по коррекционным занятиям составлена на основании Адаптированной основной общеобразовательной программы КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Программа является компонентом Программы коррекционной работы, направлена на обеспечение успешности освоения обучающимися адаптированной образовательной программы. Посредством программы осуществляется индивидуально-ориентированная педагогическая помощь детям с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПк).

  1. Психолого- педагогическая характеристика обучающихся

Программа разработана для обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Всего 6 человек

Из них:

  1. Обучающиеся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью 6 человек

На каждого обучающегося  1 б класса выделен 1 час (3 занятия в неделю),

Обучающиеся данной группы способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом, но только в условиях специального обучения и в доступных для них пределах когнитивного развития.

Программа составлена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы деятельности обучающихся с умеренной умственной отсталостью и ТМНР.

Для данной категории детей характерны:

-четкая видимость интеллектуальных нарушений в виде выраженной конкретности мышления, его ситуационным характером, неполной способностью к образованию отвлеченных понятий; 

-речь не развита, хотя и могут понимать простые инструкции и обучаться мануальным знакам, позволяющим в некоторой степени компенсировать недостаточность их речи; 

-        Нерезко выраженной моторной недостаточностью (способны самостоятельно ходить без посторонней помощи); 

-        эмоциональным оскудением (эмоциональная бедность иногда сочетается с радостью от социального взаимодействия и простой беседы);

-        разбросанностью неврологических симптомов (парезы, нарушения чувствительности, поражение отдельных черепно-мозговых нервов);

-        замедленным темпом психического развития; 

-        отставанием развития навыков самообслуживания, трудность формирования трудовых навыков.

Коррекционно-развивающие задачи для обучающихся

на 2022-2023 учебный год

Класс

Ф.И обучающегося

Учебно-коррекционная

Коррекционно-воспитательная

Коррекционно-развивающая

2в  класс

1

Баймухаметова Азалия

Формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами

Формирование положительного отношения ребенка к занятиям.

Развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

развитие зрительного восприятия;

развитие зрительного и слухового внимания;

развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков.

2

Барановский Александр

Формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами

Формирование положительного отношения ребенка к занятиям.

Развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

развитие зрительного восприятия;

развитие зрительного и слухового внимания;

развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков.

3

Ефременко София

Формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами

Формирование положительного отношения ребенка к занятиям.

Развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

развитие зрительного восприятия;

развитие зрительного и слухового внимания;

развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков.

4

Меджиев Амир

Формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами

Формирование положительного отношения ребенка к занятиям.

Развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

развитие зрительного восприятия;

развитие зрительного и слухового внимания;

развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков.

5

Оруджова Марьям

Формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и мате- уметь фиксировать взгляд на предметно – манипулятивной деятельности педагога;

- уметь фиксировать взгляд на движущемся предмете и объекте;

- уметь захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой руке;

- уметь открывать и закрывать емкости для хранения;

риалами.

Формирование положительного отношения ребенка к занятиям.

Развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

развитие зрительного восприятия;

развитие зрительного и слухового внимания;

развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков.

6

Черников Руслан

Формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами

Формирование положительного отношения ребенка к занятиям.

Развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

развитие зрительного восприятия;

развитие зрительного и слухового внимания;

развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков.

  1. Планируемые результаты реализации программы

(коррекционной работы)

Результативность обучения каждого обучающегося с умеренной умственной отсталостью оценивается с учетом его психофизиологического развития и особых образовательных потребностей.

Название курса

Предполагаемые предметные результаты

Предполагаемые личностные результаты

Достаточный уровень усвоения программы

Минимальный уровень усвоения программы

Предметно-практические действия

-освоить умение выполнять простые действия с предметами и материалами.

- уметь следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий.

- уметь рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;

 - уметь фиксировать взгляд на предметно – манипулятивной деятельности педагога;

- уметь фиксировать взгляд на движущемся предмете и объекте;

- уметь захватывать, перекладывать, удерживать предмет на правой и левой руке;

- уметь открывать и закрывать емкости для хранения;

-  уметь сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры, скатывать из бумаги шарики;

-рисовать на бумаге, заворачивать в бумагу предметы

-выполнять последовательно организованные движения;

-играть с кубиками, карандашами, палочками;

- уметь разрывать полоски бумаги на кусочки с последующим наклеиванием на основу

-  освоить на элементарном уровне простые действия с предметами и материалами

-уметь фиксировать взгляд на предметно – манипулятивной деятельности педагога (с привлечением внимания голосом).

- уметь захватывать и удерживать предмет;

-уметь сминать лист бумаги;

- уметь открывать емкости для хранения;

- уметь разрывать полоски бумаги на кусочки

- овладеть   навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.

  1. Сведения о создании условий для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья

п./п.

Нозологии

Формы, методы и приемы работы с обучающимися

1

Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР

  • Игровые методы и приемы (игра не как развлечение, а как средство обучения).
  • Предметно-действенный метод (организация постоянной активной практической деятельности детей с конкретными предметами).
  • Большая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях.
  • Индивидуальная и дифференцированная работа на уроке.
  • Эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребенка.

  1. Содержательный раздел

Программа включает в себя два раздела: действия с материалами и действия с предметами.

2.1 Содержание учебного курса

Раздел

Формы организации коррекционных занятий

Формируемые БУД

Коррекционно-развивающая работа

1

Диагностика

2

Действия с материалами

Групповая

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося. Коммуникативные: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия, слушать собеседника, вступать в диалог.             Регулятивные: овладение начальными навыками предметно-практической деятельности.  

Познавательные: расширение знаний о материалах и их свойствах.

Коррекция ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала

3

Действия с предметами

Групповая

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося.

Коммуникативные: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия, слушать собеседника, вступать в диалог.

Регулятивные: овладение начальными навыками предметно-практической деятельности.

Познавательные: формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности

Коррекция познавательной деятельности обучающегося путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у него правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве


  1. Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Содержание

Кол-во час

Дата

1.

Наблюдение за предметно-манипулятивной деятельностью педагога.

Фиксация  взгляда  на предметно – манипулятивной  деятельности  педагога.

1

2.

Наблюдение за предметно-манипулятивной деятельностью педагога.

Фиксация  взгляда  на предметно – манипулятивной  деятельности  педагога.

1

3.

Наблюдение за предметно-манипулятивной деятельностью педагога.

Фиксация  взгляда  на предметно – манипулятивной  деятельности  педагога.

1

4

Наблюдение за движущейся игрушкой.

Фиксация  взгляда  на движущейся игрушке.

1

5.

Наблюдение за движущейся игрушкой.

Фиксация  взгляда  на движущейся игрушке.

1

6.

Наблюдение за появлением игрушки в определенном месте.

Ожидание появления игрушки из-за экрана в определенном месте.

1

7.

Уметь прослеживать предмет за экраном.

Прослеживание движения показываемого учителем предмета за экраном.

1

8.

Уметь прослеживать предмет за экраном.

Прослеживание движения показываемого учителем предмета за экраном.

1

9.

Наблюдение за появлением предмета в двух определенных местах.

Ожидание появления предмета в двух определенных местах.

1

10.

Дидактическая игра «Помоги зайчишке».

Узнавание знакомых предметов.

1

11.

Дидактическая игра «Подарки от куклы Маши».

Нахождение знакомых предметов среди 2—3 незнакомых.

1

12.

Игра «Моя любимая игрушка».

Выбор своей игрушки среди других.

1

13.

Игра «Что привез нам мишка».

Выбор игрушки, которую назвал педагог, из 2—3 других.

1

14.

«Магазин игрушек».

Запоминание игрушек, которые находятся на столе у педагога, их нахождение в классе.

1

15.

«Найди пару».

Узнавание, нахождение, показ и отбор парных предметов.

1

16.

«Узнай меня».

Соотнесение предмета с его изображением на картинке.

1

17.

Подвижная игра «Делаем вместе».

Выполнение простых подражательных движений: «делаем вместе» — движения рук, кистей.

1

18.

Игра «Разноцветные шарики».

Выполнение совместно, полусопряженно и по подражанию действий с предметами:

катание шариков в определенном направлении; складывание шариков в емкости.

1

19.

Игра «Делай как я».

Выполнение совместно, полусопряженно и по подражанию действий с предметами: перекладывание предметов из одной емкости в другую.

1

20.

Игра «Путешествие на поезде».

Выполнение совместно, полусопряженно и по подражанию действий с предметами: открывание и закрывание двери, коробок, матрешек.

1

21.

Игра «Идем в гости к  Ане».

Выполнение совместно, полусопряженно и по подражанию действий с предметами: нажатие на кнопку звонка для длительного (кратковременного) звучания.

1

22.

Игра «Волшебная коробка».

Выполнение совместно, полусопряженно и по подражанию действий с предметами: складывание предметов в коробку.

1

23.

Игра «Пирамидка».

Выполнение совместно, полусопряженно и по подражанию действий с предметами:

нанизывание предметов одинакового размера с отверстиями на стержень.

1

24.

Игра«Волшебные крышки».

Выполнение совместно, полусопряженно и по подражанию действий с предметами: закручивание крышек.

1

25.

Игра «Веселые матрешки».

Выполнение совместно, полусопряженно и по подражанию действий с предметами: складывание двухместной матрешки.

1

26.

Использование стула для доставания предмета, находящегося высоко.

Использование в наглядных ситуациях предмета как орудия действия.

1

27

Выбор предмета для доставания объекта, находящегося в труднодоступном месте.

Использование в наглядных ситуациях предмета как орудия действия.

1

28

Игра «Забавные цветочки».

Узнавание предметов и различение: по цвету (красный, синий, желтый).

1

29

Игра «Различай-ка».

Узнавание предметов и различение: по форме (шар, куб).

1

30

Игра «Большой – маленький».

Узнавание предметов и различение: по размеру (большой, маленький).

1

31

 Игра «Цветная радуга».

Выбор совместно, полусопряженно, по подражанию, по образцу  предметов одного цвета из 5—6 предметов двух контрастных цветов.

1

32

Игра «Выбери правильно».

Выбор совместно, полусопряженно, по подражанию, по образцу  предметов одного размера  из 5—6 предметов двух контрастных размеров.

1

33

Игра «В мире шаров».

Выбор совместно, полусопряженно, по подражанию, по образцу  предметов одной формы  из 5—6 предметов двух объемных форм.

1

34

Игра «Забавные игрушки».

Сравнение предметов по цвету путем прикладывания их друг к другу.

1

35

Игра ««Построим домики».

Сравнение предметов по форме путем прикладывания их друг к другу.

1

36

Дидактическая игра «Большой- маленький».

Сравнение предметов по размеру путем прикладывания их друг к другу.

1

37

Дидактическая игра «Веселые бусы».

Группировка однородных предметов по цвету.

1

38

Дидактическая игра «Волшебные фигурки».

Группировка однородных предметов по форме.

1

39

Дидактическая игра «Машинки».

Группировка однородных предметов по размеру.

1

40

Игры со шнуровками «Ботиночки»,

«Бабочка».

Нанизывание предметов определенного цвета на стержень (шнур) такого же цвета.

1

41

Игры с кубиками.

Размещение кубиков одного цвета на таблицах соответствующего цвета.

1

42

Игра «Ленточки».

Выкладывание цветных предметов на лентах (полосках) соответствующего цвета.

1

43

Игры с пирамидой.

Отбор и нанизывание больших и маленьких колец на стержни

1

44

Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»

Размещение в ряд различных по размеру предметов.

1

45

Объемная фигура (куб). Постройка башни из 2—3 кубов одинакового размера.

Знакомство со строительными материалами (объемная фигура – куб). Действия с кубом: ощупывание, манипулирование, наложение друг на друга.

1

46

Постройка ворот из кубов и параллелепипеда.

Знакомство со строительными материалами (объемная фигура – параллелепипед «кирпичик»). Действия с «кирпичиком»: ощупывание, манипулирование, наложение друг на друга.

1

47

Постройка из строительных материалов  (дома из куба и призмы).

Знакомство со строительными материалами (треугольная призма). Постройка и обыгрывание с помощью педагога из наборов строительных материалов  (дома из куба и призмы).

1

48

«Заборчик».

Пространственное расположение деталей одной формы и разных (не более двух) форм: забор из кубиков и кирпичиков.

1

49

«Путешествие на поезде».

Пространственное расположение деталей одной формы и разных (не более двух) форм: рельсы для поезда.

1

50

Знакомство

со счетными палочками.

Практическое знакомство со счетными палочками. Раскладывание их на столе произвольно.

1

51

Игра «Цветные палочки».

Узнавание, различение и отбор счетных палочек с учетом цвета.

1

52

Работа со счетными палочками.

Накладывание счетных палочек на контурное изображение.

1

53

Работа со счетными палочками.

Накладывание счетных палочек на контурное изображение.

1

54

Игры: «Ворота», «Дорожки»,  «Окно», «Домики».

Складывание из счетных палочек простейших фигур (совместно с учителем).

1

55

Игры: «Грибок», «Качели» «Стульчик».

Складывание из счетных палочек простейших фигур  (по подражанию и образцу).

1

56

Дидактическая игра «Мишка в гостях у Маши».

Складывание разрезных картинок из двух частей, разрезанных по вертикали или горизонтали, с предварительным рассматриванием целостного изображения.

1

57

Развивающая игра «Мозаика».

Практическое знакомство с мозаикой, правилами обращения с ней.

1

58

Развивающая игра «Мозаика».

Заполнение панели мозаикой произвольно.

1

59

Работа с мозаикой.

Узнавание и различение мозаики по цвету. Заполнение панели мозаикой одного цвета при выборе ее из разноцветной мозаики (плотно, без выкладывания узора).

1

60

Развивающая игра

«В мире мозаики».

Совместно с педагогом и по подражанию выкладывание прямого ряда из мозаики одного цвета.

1

61

Работа с мозаикой.

Выкладывание двух рядов параллельно из мозаики двух цветов.

1

62

Игра с мозаикой «Домики и флажки».

Выкладывание узоров с соблюдением цвета: домики и флажки (один ряд из белой мозаики — домики, над домиками флажки — второй ряд из красной мозаики).

1

63

Игра с мозаикой «Курочки цыплята».

Выкладывание узоров с соблюдением цвета: курочки и цыплята (один ряд из белой мозаики — курочки, второй ряд из желтой — цыплята).

1

64

Игры в сухом бассейне.

Игровой практикум в сухом бассейне.

1

65

Работа с пластилином.

Работа с пластическими материалами (пластилин). Правила работы с пластилином.

1

66

Лепка «Колобок».

Цвет и свойства пластилина. Лепка учителем предметов с комментированием.

1

67

Лепка «Бублик».

Упражнения в узнавании в лепных поделках реальных объектов, в распознавании в ближайшем окружении предметов из пластилина (хлебобулочные, кондитерские изделия).

1

68

«Веселые формочки»:

формование пластических материалов специальными формами.

Формование пластических материалов специальными формами, крышечками от баночек, коробочками и т. Д.

1

69

Обучение приему действия с пластилином – отрывание  кусочков пальцами.

Обучение разнообразным приемам действий с пластическими материалами:

отрывание кусочков  пластилина пальцами.

1

70

Обучение приему действия с пластилином – разминание ладонью и пальцами.

Обучение разнообразным приемам действий с пластическими материалами:

разминание (ладонью и пальцами на подкладной доске, двумя ладонями).

1

71

Обучение приему действия с пластилином – сплющивание кусочков между ладонями.

Обучение разнообразным приемам действий с пластическими материалами: сплющивание кусочков пластилина между ладонями.

1

72

Обучение приему действия с пластилином – «шлепанье» (похлопывание ладонью по пластилину).

Обучение разнообразным приемам действий с пластическими материалами: «шлепанье» (похлопывание ладонью по пластилину).

1

73

Обучение приему действия с пластилином – разрывание кусочков.

Обучение разнообразным приемам действий с пластическими материалами: разрывание кусочков пластилина.

1

74

Обучение приему действия с

пластилином – резание стекой.

Обучение разнообразным приемам действий с пластическими материалами: соединение концов палочки в кольцо, с примазыванием места соединения;

разрезание палочки стекой.

1

75

Лепка «Заборчик»

(изготовление палочек из пластилина).

Изготовление совместно с педагогом из палочек на основе образца:

забора из палочек (столбиков) одинаковой длины и толщины.

1

76

Лепка  «Лесенка».

Изготовление совместно с педагогом из палочек на основе образца: лесенки.

1

77

«Большие и маленькие бублики».

Изготовление совместно с педагогом из колец на основе образца:больших и маленьких бубликов.

1

78

«Цепочка».

Изготовление совместно с педагогом цепочки из колец.

1

79

Изготовление предметов шаровидной формы: большой и маленький мячи.

Скатывание шара из пластилина на подкладной доске.

1

80

Скатывание конфет-шариков разного цвета и размера

Скатывание шара из пластилина в ладонях

1

81

Выполнение практических упражнений с бумагой: сминание.

Практическое знакомство с бумагой. Упражнения с бумагой: сминание.

1

82

Выполнение практических упражнений с бумагой: разглаживание ладонью.

Практическое знакомство с бумагой. Упражнения с бумагой: разглаживание ладонью.

1

83

Выполнение практических упражнений с бумагой:

отрывание небольших кусочков.

Практическое знакомство с бумагой. Разрывание, отрывание небольших кусочков.

1

84

Выполнение практических упражнений с бумагой: сгибание по прямым линиям произвольно.

Практическое знакомство с бумагой. Сгибание по прямым линиям произвольно (в любом направлении).

1

85

Выполнение практических упражнений с бумагой: разгибание и разглаживание листа по месту сгиба.

Практическое знакомство с бумагой. Разгибание и разглаживание листа по месту сгиба.

1

86

Изготовление шариков из фольги.

Практическое знакомство с фольгой. Изготовление шариков из  фольги, выполнение с ними игровых действий.

1

87

«Конфеты в обертке».

Обертывание фольгой небольших предметов шаровидной и цилиндрической формы: «Конфеты в обертке».

1

88

Складывание фольги. Приемы складывания.

Приемы складывания:

расположение листа на столе;

сгибание части листа;

совмещение сторон и углов листа; проглаживание линии сгиба.

1

89

«Самолет».

Участие в изготовлении педагогом летающих игрушек (проглаживание линии сгиба).

1

90

Практические упражнения

с салфетками.

Складывание бумажных салфеток. Размещение их в салфетницах.

1

91

«Цветочек».

Составление наборов из цветной бумаги (3—4 листа).

1

92

«Книжечка»  (складывание прямоугольных полосок бумаги вдвое).

Складывание прямоугольных полосок бумаги вдвое. Составление «книжечек» (с помощью педагога).

1

93

Аппликация

«Мои игрушки».

Подвижная аппликации из готовых деталей: «Мои игрушки».

1

94

Аппликация «Солнышко лучистое».

Предметная аппликация из готовых форм: «Солнышко лучистое».

1

95

Знакомство с нитками. Свойства ниток.

Свойства ниток: толщина, цвет, прочность.

1

96

Свойства ниток: толщина, цвет, прочность.

Знакомство с нитками. Свойства ниток

1

97

Применение ниток.

Разрывание тонких, непрочных ниток.

«Чудо-ниточки»:

- применение;

- разрывание;

- сортировка по цвету;

- наматывание;

- сматывание ниток в клубок.

1

98

Сортировка ниток по цвету.

1

99

Наматывание ниток на картонку.

1



Предварительный просмотр:

Департамент образования и молодежной политики

                       Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания педагогического совета № 1

от «___»_________2022

УТВЕРЖДАЮ

Директор КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

__________________М.И. Иванова

приказ №___

от «___»___________2022

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дефектологическим занятиям

  Объем:  

 3 класс (….. М.) – 66 занятий

 4 класс (…. З., …. М., … М.) – 198 занятий    

 5 класс (…. Г., ….. П.) – 132 занятия

 7 класс (… К.) – 66 занятий        

 8 класс (…. М.) – 66 занятий

 9 класс (…. Г., … Ф., …. Т.) – 198   занятий    

                                                                           Учитель-дефектолог: Базилова С.Т.

г. Нефтеюганск-2022

Содержание

Название раздела

Стр.

1.

Нормативное обеспечение программы

2 - 3

2.

Планируемые результаты освоения программы

3 - 4

3.

Содержание программы

4 - 5

4.

Тематическое планирование

6 - 7

5.

Приложение к программе

8

1.Нормативное обеспечение программы

        Программа   составлена в соответствии с Программой коррекционной работы Адаптированной начальной общеобразовательной программы  КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными м здоровья».  

Реализация программы осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами и методическими документами федерального уровня  в сфере образования:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон РФ от 24.07.1998 г. № 124–ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 N 09-3564 "О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ".
  • нормативными правовыми актами Ханты-Мансийского автономного округа-Югры:
  • Приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты- Мансийского автономного округа- Югры от 13 августа 2015 г. № 1087 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий».
  • правоустанавливающими документами и локальными нормативными актами общеобразовательной организации (далее – ОО):
  • Уставом ОО;
  • Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ОО;
  • Положением об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ в ОО и поощрений, обучающихся в ОО;
  • Положением о внутренней системе оценки качества образования;
  • Положением о формах обучения. 

2. Планируемые результаты освоения программы

Программа коррекционно-развивающих занятий является компонентом программы коррекционной работы образовательной организации, направлена на обеспечение успешности освоения обучающимися адаптированной образовательной программы. Посредством программы осуществляется индивидуально-ориентированная педагогическая помощь детям с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК).

Программа учитывает современные требования к результатам освоения адаптированной образовательной программы, направлена на достижение обучающимися личностных результатов, формирует базовые учебные действий. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций необходимых обучающимся. 

Результативность реализации программы определяется успешностью усвоения обучающимися программного материала   и положительной динамикой личностных результатов. Личностные результаты отражают:

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося;
  • овладение социально-бытовыми навыками на элементарном уровне;
  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.
  • ориентированность на достижение результата.

Критерии оценки результатов коррекционной работы

с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Категории обучающихся

Ожидаемый результат

Обучающиеся с лёгкой умственной отсталостью

- овладеют базовыми учебными действиями, мыслительными операциями: сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, выделение главного и др.;

- будут способны переключаться с одной умственной операции на другую по словесной инструкции учителя;

- овладеют навыками адекватного поведения в общественных местах, умениями саморегуляции

Система оценки достижения планируемых результатов программы базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов и представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке развития ребенка. Результаты диагностики в конце года позволяют сделать вывод о динамике развития обучающегося. Динамические результаты отражаются в дефектологическом представлении на обучающегося.

        Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение результата:

предметно - практическая деятельность, дидактические игры и упражнения, работа по алгоритму, предварительное проговаривание предстоящих действий, умение производить операцию сличения с намеченным планом, образцом (промежуточный и итоговый контроль).

3. Содержание программы

Содержание дефектологической программы интегрировано с содержанием учебных предметов письмо и развитие речи, математика, направлено на оказание помощи в освоении адаптированной образовательной программы (коррекцию пробелов  в знаниях по данным предметам), в соответствии с рекомендациями ПМПК.

Дефектологическая направленность программы реализуется через предметно-практическую деятельность и систему специальных упражнений, корригирующих на познавательную деятельности обучающихся:

Развитие аналитико-синтетической сферы

           Развитие наглядно-образного мышления и способности анализировать. Анализ и синтез на основе построения простейших обобщений с абстрагированием от несущественных признаков. Упражнения, требующие сравнения, абстрагирования от несущественных признаков, выделения существенных признаков с последующим использованием проведенного обобщения и выявления закономерности для выполнения заданий: продолжение ряда чисел, фигур, слов, действий по заданной закономерности. Упражнения на поиск недостающей фигуры с нахождением 2-3 особенностей, лежащих в основе выбора, поиск признака отличия одной группы фигур (или понятий) от другой. Построение простейших умозаключений, их проверка и уточнение.

Развитие внимания

Развитие переключения внимания, формирование навыков произвольности.

Упражнения на поиски ходов в сложных лабиринтах с опорой на план и составление детьми собственных планов к лабиринтам, игра “Муха” — 3-й уровень (работа в умозрительном плане), игра “Кто быстрее и точнее”, основанная на диагностическом тесте “Корректурная проба”, поиск ошибок в тексте.

Развитие воображения

Развитие творческого воображения и элементов конструктивного мышления.

Упражнения аналогичные, применяемые на 2-м этапе, составление плоскостных геометрических фигур и предметов с использованием специальных наборов “Волшебный круг” и др.

Развитие памяти

Развитие визуальной, аудиальной и тактильной памяти (увеличение объема, устойчивости, эффективности перевода информации из кратковременной в долговременную память). Упражнения аналогичные, используемые на 2-м этапе, с увеличением объема и сложности запоминаемой информации, а также упражнение “Зрительный диктант”, игра “Волшебный мешочек”.

Развитие личностно-мотивационной сферы

Развитие навыков совместной деятельности.

Упражнения, развивающие навыки совместной деятельности и чувство ответственности за принятое решение.

4. Тематическое планирование

Название

раздела

 

Количество часов

Планируемые

образовательные результаты

Предметные

Личностные

БУД

 

1.Развитие аналитико – синтетической сферы

15

-формирование наглядно-образного мышления: развитие предпосылок функций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования в развитии математических и речевых навыков.

-развитие наглядно-образного мышления и способности анализировать при решении математических и речевых задач;

-умение строить простейшие обобщения, при которых после сравнения требуется абстрагироваться от несущественных признаков;

- решение

логических задач, используя помощь педагога, требующих построения цепочки логических рассуждений.

-формирование учебно - познавательных мотивов - мотивов овладения содержанием учебных предметов (знаниями, способами деятельности);

- формирование обще учебных интеллектуальных умений (ориентироваться в задании; планировать ход выполнения задания; обобщать; осуществлять самоконтроль; осуществлять самооценку деятельности;

-развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательной активности; самостоятельности; произвольности)

-развитие до необходимого уровня психических функций, обеспечивающих учебную деятельность;

-формирование базовых представлений и умений, необходимых для успешного усвоения школьной программы

 

 2.Развитие внимания

12

развитие всех видов внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль и т.д.)

умение работать самостоятельно или с небольшой помощью педагога (использование наводящих вопросов) при выполнении заданий

3.Развитие пространственного восприятия и воображения

10

-развитие восприятия “зашумленных” объектов;

 - развитие творческого воображения и элементов конструктивного мышления

-получение заданной геометрической фигуры из других фигур, складывание узоров по образцу и памяти;

- способность искать и находить новые решения, способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

4.Развитие памяти

16

развитие слуховой и зрительной памяти, кратковременной и долговременной памяти при заучивании наизусть понятий, стихов, проз

умение выполнять упражнения с использованием увеличения объема, сложности и времени хранения запоминаемой информации

5.Развитие личностно – мотивационной сферы

13

развитие личностной сферы

развитие познавательной активности и чувства уверенности в своих силах. Развитие навыков совместной и самостоятельной деятельности.

5. Приложение к программе

5.1. Методы оценки эффективности коррекционной работы

                                                                                                                                            Приложение 1

Оценка эффективности коррекционной и развивающей работы проводится качественно и количественно. Количественная оценка предполагает определение количественных показателей, соответствующих динамике психологических (психических) изменений на различных этапах коррекционной работы.

Положительная динамика - 1 балл.

Под положительной динамикой понимаются изменения, в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции:

  •  полное усвоение нового опыта, полученного учащимся в ходе коррекционных занятий;
  •  применение данного опыта в новых коррекционных ситуациях;
  •  применение данного опыта в учебной и повседневной жизнедеятельности.

Частично положительная динамика - 0,5 балла.

Под частично положительной динамикой понимаются частичные, т. е. не в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции, изменения в состоянии учащегося:

  •  частичное усвоение нового опыта;
  •  частичное применение данного опыта в новых учебных и коррекционных ситуациях;
  •  затруднение переноса нового опыта в повседневную жизнь.

Отсутствие динамики - 0 баллов.

Под отсутствием динамики понимается невозможность достижения коррекционных целей и задач.

  •  нечувствительность учащегося к новому опыту;
  •  невозможность применения новых знаний в незнакомых ситуациях;
  •  невозможность переноса частично усвоенного опыта в повседневную жизнь.

5.2.      Календарный график          

Приложение 2                                                                                          

Четверть

Сроки

Количество

Подпись проверяющего

Учебных недель

Учебных

дней

Запланированных

часов по занятиям

 

Фактически проведенных часов 

Индивидуальные занятия

ФИ обучающегося

Часы

I

четверть

11.09.17-02.11.17

8

40

….

16

16

16

16

    16

II четверть

13.11.17-29.12.17

7

35

….

14

14

14

14

14

14

III четверть

09.01.18-22.03.18

10

50

….

20

20

20

20

20

20

VI четверть

02.04.18-30.05.18

8

40

…..

16

16

16

16

16

16

ИТОГО:

33

165

380



Предварительный просмотр:

Оглавление

              №

Название раздела

Стр.

1

Пояснительная записка

1.1.

Психолого - педагогическая характеристика обучающихся

1.2.

Планируемые предметные результаты освоения коррекционного курса.

1.3.

Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

2

Содержательный раздел

2.1

Содержание коррекционного курса

 2.2.

Календарно – тематическое планирование

3

Приложение

3.1.

Система контрольно-измерительных материалов

3.2.

Описание материально-технического обеспечения.

1. Пояснительная записка

        Рабочая программа, составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), направлена на реализацию системы логопедической помощи обучающимся в освоении адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 2), коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

1.1. Психолого – педагогическая характеристика обучающихся

        Всего обучающихся   классов –   человек

Из них:

  1. Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР –  человек;

Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР.

Для данной категории обучающихся характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести.

        Обучающиеся отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Дети одного возраста характеризуются разной степенью выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития, уровень сформированности той или иной психической функции, практического навыка существенно различен. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У обучающихся затруднено формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия.

        Внимание обучающихся крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий. Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная координация нарушена. Обучающимся трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия.

        Психофизическое недоразвитие характеризуется нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. У части обучающихся отмечается замедленный темп, вялость, пассивность, заторможенность движений. У других – повышенная возбудимость, подвижность, беспокойство сочетаются с хаотичной нецеленаправленной деятельностью. У большинства детей с интеллектуальными нарушениями наблюдаются трудности, связанные со статикой и динамикой тела.

Обучающиеся с расстройством аутистического спектра (РАС).

Расстройства аутистического спектра (РАС) являются достаточно распространенной проблемой детского возраста и характеризуются нарушением развития коммуникации и социальных навыков. Общими являются аффективные проблемы и трудности развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность поведения детей. РАС связаны с особым системным нарушением психического развития ребенка, проявляющимся в становлении его аффективно-волевой сферы, в когнитивном и личностном развитии. В настоящее время говорят уже не столько о детском аутизме, но и о широком круге расстройств аутистического спектра. Происхождение РАС накладывает отпечаток на характер и динамику нарушения психического развития ребенка, определяет сопутствующие трудности, влияет на прогноз социального развития. Вместе с тем, вне зависимости от этиологии степень нарушения (искажения) психического развития при аутизме может сильно различаться. При этом у многих детей диагностируется легкая или умеренная умственная отсталость, вместе с тем расстройства аутистического спектра обнаруживаются и у детей, чье интеллектуальное развитие оценивается как нормальное и даже высокое. Нередки случаи, когда дети с выраженным аутизмом проявляют избирательную одарѐнность. В соответствии с тяжестью аутистических проблем и степенью нарушения (искажения) психического развития выделяется четыре группы детей, различающихся целостными системными характеристиками поведения: характером избирательности во взаимодействии с окружающим, возможностями произвольной организации поведения и деятельности, возможными формами социальных контактов, способами аутостимуляции, уровнем психоречевого развития.

  

1.2. Планируемые результаты освоения коррекционного курса.

        В соответствии с ПМПк от 05.2020 года определены задачи индивидуальных образовательных маршрутов:

Таблица 1.

Ф.И обучающегося

Задачи

класс

Учебно – коррекционная задача: Сформировать умения слушать и слышать вопросы, инструкцию учителя.

Коррекционно – воспитательная задача: Формировать умение удерживать инструкцию учителя и доводить начатое дело до конца.

Коррекционно – развивающая задача: Формировать зрительно – моторную координацию. 

Планируемые результаты освоения коррекционного курса

        Таблица 2.

Название

раздела

Планируемые

образовательные результаты

Личностные

БУД

Звукопроизношение:

 

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

Регулятивные:

-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.

Личностные:

-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.

Познавательные:

-выделять  существенные,  общие  и отличительные  свойства предметов,

читать,

наблюдать.

Фонематические процессы:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявлять  социально значимый  мотив

 учебной деятельности

Регулятивные:

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе. Активно участвовать в деятельности.

Личностные:

-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.

Познавательные:

-работать с несложной по содержанию и структуре информацией.

Лексико-грамматический строй::

-владеть

навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия

 

Регулятивные:

-активно участвовать в деятельности.

Личностные:

- вступать  в  контакт  и  работать

  в  коллективе  (учитель   –  ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс).

Познавательные:

- работать  с  информацией  (понимать  изображение, текст,  устное  высказывание,  элементарное  схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

Развитие связной речи и речевого общения: 

- формирование внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к школе.

-формирование интереса к языковой и речевой деятельности.

-владение навыками

Регулятивные:

- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Личностные:

Личностные:

-осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи,.

Познавательные:

- использовать в жизни и деятельности некоторые меж предметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

1.3. Сведения о создании условий,  для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Создание образовательной среды

Таблица 3.

п.п

Нозологии

Формы, методы и приемы

работы с обучающимися

1.

Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР

  • Игровые методы и приемы (игра не как развлечение, а как средство обучения);
  • Предметно-действенный метод (организация постоянной активной практической деятельности детей с конкретными предметами);
  • Постепенное усложнение самостоятельных действий детей: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции.
  • Большая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях;
  • Индивидуальная и дифференцированная работа на уроке.
  • Эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребёнка.

2. Содержательный раздел

2.1. Содержание коррекционного курса

Таблица 4.

п/п

Раздел

Формы организации учебных (коррекционных) занятий

Формируемые БУД

Коррекционно-развивающая работа

Диагностика уровня речевого развития

Звукопроизношение

индивидуальные

индивидуальные

Регулятивные

Личностные

Познавательные

Комплексный подход

Комплекс артикуляционной гимнастики, изучение артикуляции звуков и слоговые упражнения.

Фонематические процессы

индивидуальные

Регулятивные

Личностные

Познавательные

Определение наличия данного звука в слове, его позиции по отношению к началу, середине или концу слова. Определение линейной последовательности и количества звуков в слове.

Различение слов, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности.

Различение  близких по звучанию, но разных по значению слов.

Лексико-грамматический строй

индивидуальные

Регулятивные

Личностные

Познавательные

Введение накопленных представлений и пассивного речевого запаса в активный словарь. Развитие понимания обобщающего значения слов, формирование доступных родовых и видовых обобщающих понятий. Расширение активного словаря обучающихся, обогащение его словами обозначающими предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Сопоставление предметов и явлений, и на этой основе обеспечение понимания и использования в речи слов-синонимов и слов-антонимов. Расширение понимания значения простых предлогов и обучение  их правильному использованию в самостоятельной речи. Обеспечение усвоения притяжательных и определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных, их использование в экспрессивной речи.

Развитие связной речи и речевого общения:

индивидуальные

Регулятивные

Личностные

Познавательные

Совершенствование  умения отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.

Обучение составлению рассказа-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связному рассказу о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану

Календарно - тематическое планирование занятий

        

№ п/п

Тема

Количество занятий

Дата

1 четверть (8                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          занятий)

1

Развитие слухового внимания

1

2

Развитие зрительного восприятия (конструирование)

1

3

Слушание стихотворения В. Степанова «Воробей»

1

4

Школьные принадлежности

1

5

Подготовка руки к письму (трафареты)

1

6

Подготовка руки к письму (трафареты)

1

7

Слушание сказки «Три поросенка»

1

8

Инсценировка сказки «Три поросенка»

1

2 четверть (14 занятий)

1

Осень. Работа с сюжетной картиной.

1

2

Подготовка руки к письму (трафареты)

1

3

Осень. Работа с предметными картинками

1

4

Подготовка руки к письму (геометрические фигуры)

1

5

Сезонная одежда. Работа с предметными картинками

1

6

Развитие мелкой моторики

1

7

Приветствие собеседника

1

8

Развитие слухового внимания

1

9

Развитие зрительного восприятия (конструирование)

1

10

Подготовка руки к письму (проведение линий)

1

11

Моя семья

1

12

Что такое книга?

1

13

Подготовка руки к письму (обведение по контуру)

1

14

Подготовка руки к письму (трафареты)

1

3 четверть (22 занятия)

1

Праздник «Новый год»

1

2

Сказка про Деда мороза.

1

3

«Как тебя зовут?» Глобальное чтение

1

4

Зима. Работа с предметными картинками

1

5

Развитие мелкой моторики

1

6

Подготовка руки к письму. Волнистые линии.

1

7

Сказка про Машу. («да» и «нет»)

1

8

Дикие животные (работа с предметными картинками).

1

9

Развитие слухового внимания

1

10

Развитие зрительного восприятия (конструирование)

1

11

«Сказка про мальчика Петю» (хорошо, плохо)

1

12

Подготовка руки к письму (проведение линий)

1

13

Подготовка руки к письму (обведение по контуру)

1

14

Праздник 8 марта

1

15

Подготовка руки к письму (трафареты)

1

16

Сказка про вежливого мальчика.

1

17

Подготовка руки к письму (наклонные линии).

1

18

Домашние животные (работа с предметными картинками)

1

19

Развитие слухового восприятия

1

20

Развитие слухового восприятия

1

21

Развитие слухового восприятия

1

22

Развитие слухового восприятия

1

4 четверть (16 занятий)

1

Весна. Работа с предметными картинками

1

2

Весна. Работа с сюжетной картинкой

1

3

Подготовка руки к письму. Волнистые линии.

1

4

Цветы. Работа предметными картинками.

1

5

Развитие зрительного восприятия (конструирование)

1

6

Развитие зрительного восприятия (конструирование)

1

7

Прослушивание стихотворения «Одуванчик»

1

8

Насекомые. Работа с предметными картинками

1

9

Прослушивание фрагмента сказки «Муха-Цокотуха»

1

10

Прослушивание фрагмента сказки «Муха-Цокотуха»

1

11

Итоговая диагностика

1

12

Итоговая диагностика

1

13

Подготовка руки к письму

1

14

Подготовка руки к письму

1

15

Развитие зрительного восприятия (конструирование)

1

16

Итоговая диагностика

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-дефектолога

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста групп с задержкой психического развития детских дошкольных учреждений....

Рабочая программа учителя-дефектолога для средней группы учреждения VII вида

Новым законом об образвании предусматривается обязательное наличие рабочей программы педагога. В этом году я работаю в средней группе детского сада VII вида. Прделагаю Вашему вниманию мой вариант рабо...

Рабочая программа учителя-дефектолога для воспитанников 5-6 классов, испытывающих трудности в усвоении школьной программы.

Программа предназначена для коррекционной работы с детьми с ОВЗ, обучающихся по массовой общеоброзовательной программе в рамках инклюзивного образования и по специальной адаптированной программе....

Аннотации к рабочим программам учителя-дефектолога Канухиной Л.В.

программы  разработаны с учетом специфики усвоения учебного материала с детьми, имеющие особенности в развитиии, испытывающие трудности в обучении....

Рабочая программа учителя-дефектолога

Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью...

Рабочая программа учителя-дефектолога (для работы с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития)

Данная Рабочая программа предназначена для организации и проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой  степенью интеллектуальной недостаточности, а также с де...

Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.

Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....