Формирование навыков учебной деятельности у школьников с нарушениями письменной речи.
статья

В статье содержится практический материал, игры и упражнения на формирование навыков учебной деятельности, которые можно использовать не только на логопедических занятиях. Отражены задания, предложенные авторами программы "Коррекция регуляторной дизорфографии у школьников" Елецкой О.В. и Китиковой А.В. В презентации представлены примеры таких заданий. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование навыков учебной деятельности у школьников с нарушениями письменной речи. Учитель-логопед МБОУ Кемской СОШ №3 Соловьёва Виктория Владимировна

Слайд 2

Дисграфия - частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций , участвующих в процессе письма.

Слайд 3

Дизорфография - специфическое системное расстройство формирования и автоматизации орфографического навыка письма, препятствующее полноценному овладению школьниками письменной речью и совершенствованию их лингвистических способностей. В основе этого расстройства лежит нарушение онтогенеза базовых предпосылок психической деятельности, отрицательно влияющие на своевременное и полноценное развитие операционально-технологических составляющих функциональной системы орфографически правильного письма.

Слайд 4

Одной из форм нарушения орфографической компетенции у школьников, является регуляторная дизорфография , при которой наблюдается недостаточность всех компонентов учебной деятельности .

Слайд 5

Мониторинг сформированности компонентов учебной деятельности учащихся с ОВЗ 5-8 классов показал низкий уровень мотивационного компонента. Отношение к предмету «русский язык », ответы учащихся: Не люблю русский язык, потому что: учитель редко хвалит, он трудно усваивается, не получаю удовольствия при его изучении, у меня плохие отношения с учителем .

Слайд 6

Исследование сформированности целеполагания В задании предлагается нарисовать несколько узоров под диктовку, соединяя геометрические фигуры по трем правилам.

Слайд 7

Примеры выполнения заданий учащимися

Слайд 8

На низком уровне находится сформированность учебных действий. Учащиеся нуждаются в развернутой и очень конкретной помощи на каждом этапе выполнения задания. Содержание действий и их операционный состав осознаются, однако без внешней помощи организовать свои действия и довести их до конца учащиеся не могут ( верхний рисунок исправлен после помощи логопеда )

Слайд 9

Цель предварительного этапа логопедической работы - формирование у школьников навыков целеполагания , организации, планирования и оценки действий, направленных на решение орфографических задач. В задачи логопедической работы входит: 1. Формирование у школьников умения устанавливать цель и управлять поведением, направленным на ее достижение. 2. Обучение детей навыкам планирования, организации, инициирования деятельности. 3. Формирование умения организовывать свои действия во времени. 4. Формирование умения осуществлять мониторинг своей деятельностии ее результатов.

Слайд 10

Программа О.В. Елецкой и А.В. Китиковой «Коррекция регуляторной дизорфографии у школьников» направлена на формирование учебной деятельности у школьников 3-6 классов.

Слайд 11

Примеры заданий и упражнений

Слайд 15

Умение воспринимать словесную инструкцию «Письмо с пропусками». Логопед даёт задание: «Я буду диктовать предложение, а вы записывайте, но вместо буквы О всегда ставьте точку». Таким образом дети записывают 2-3 предложения. Затем логопед предлагает им, например, не писать окончания прилагательных, а ставить вместо них звёздочку. (Приём способствует развитию концентрации и переключаемости внимания, но основная цель для ученика— саморегуляция деятельности с учётом меняющейся инструкции ). «Будь внимательным! » Логопед просит детей прослушать инструкцию, повторить её про себя и поднять руку при условии, если они запомнили и чётко представляют себе, что делать. По команде «Внимание!» ученики начинают выполнять задание. Примеры заданий: 1) В небольшом тексте все буквы С подчеркнуть, а буквы З—вычеркнуть: Полезла Оксана за красной розой, а вернулась Оксана с занозой. 2) В тексте все буквы Ч подчеркнуть, а буквы Ц—вычеркнуть. После команды «Внимание!», наоборот, вычёркиваются все Ч, а подчёркиваются все Ц: Чёрная цапля циркулем чертила . « Внимание!» Цапля старательно циркулем водила . « Внимание!» Получился очень чистенький чертёж . «Внимание и счёт». Перед каждым ребёнком лежит набор карточек с цифрами от 1 до 6. Логопед просит детей поднимать карточку с цифрой, соответствующей позиции звука, которым отличается пара слов. Например: борода—города, редкий—резкий, икра—игра, попугай—поругай, барак—баран, балка—палка, лиловый—ледовый. (Игра развивает быстроту реакции, фонематическое восприятие, навык фонематического анализа, способствует концентрации внимания).

Слайд 16

Умение осуществлять итоговый самоконтроль «Возвращение к началу». Логопед предлагает ученикам объединиться в пары. Каждая пара получает текст, в котором, как объясняет логопед, допущена всего одна ошибка в слове—по невнимательности. Чтобы её найти нужно воспользоваться карточкой-проверялкой . Один ученик двигает карточку от конца текста к началу и «ловит» в окошке целые слова. Другой ученик читает «пойманное» слово по слогам точно так, как оно написано. Важно не пропустить ни одного слова и не допускать чтения по догадке. Ищем «случайные» ошибки (1 этап самопроверки) . Работать можно индивидуально или в паре. Действия по проверке текста аналогичны описанным в предыдущем упражнении, но добавляется очень важный компонент—карточка-памятка. Проверь свою работу (Первая проверка) Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего: · Не пропустил ли ты букву? · Не добавил ли лишнюю букву? · Не написал ли вместо одной буквы другую? · Правильно ли ты изобразил каждую букву?

Слайд 17

3. Ищем орфографические ошибки (2 этап самопроверки). Дети проверяют текст второй раз, на поиске орфографических ошибок. Сделать это им помогает уже другая карточка-памятка. Памятка Проверь свою работу (Вторая проверка) Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего · Не словарное ли это слово? · Есть ли в слове орфограммы? Какие? · Обозначь опасные места. · Где возможно, подбери проверочные слова. 4. Проверка предложений (3 этап самопроверки). Ребёнок проверяет каждое предложение, начиная с первого. Карточка-проверялка уже не нужна. Используется только памятка. Памятка Проверь свою работу (Третья проверка) Проверь целиком каждое предложение, начиная с первого: · Не пропустил ли ты слово? · Не написал ли лишнее слово? · Как написаны предлоги и союзы? · Правильно ли слова связаны друг с другом? (Проверь окончания). · Есть ли точка в конце и заглавная буква в начале предложения? · Есть ли необходимые запятые и другие знаки?

Слайд 18

Список литературы: Елецкая О.В., Китикова А.В. Коррекция регуляторной дизорфографии у школьников: Рабочая программа: Программно-методические материалы/О.В.Елецкая, А.В. Китикова /Под науч.ред.О.Н.Тверской . – М.: Редкая птица, 2019. – 72 с. – (Серия «Школьный логопед»). Елецкая О.В., Китикова А.В. Я учусь учиться! Формирование учебной деятельности у школьников с дизорфографией : учебное пособие/О.В.Елецкая, А.В. Китикова . – М.: Редкая птица, 2018. – 176 с. - (Серия «Школьный логопед»). Логопедические занятия со школьниками (1-5 класс): Книга для логопедов, психологов, социальных педагогов / Меттус Е.В., Литвина А.В., Турта О.С., Бурина Е.Д. и др. – СПб.: КАРО, 2008. -112 с.



Предварительный просмотр:

Формирование навыков учебной деятельности

у школьников  с нарушениями письменной речи.

Одним из самых сложных школьных предметов для большинства учащихся является русский язык. У детей с логопедическими проблемами при его изучении возникают еще большие затруднения. Речевые нарушения почти всегда сопровождаются нарушениями в формировании познавательных, общеучебных и коммуникативных навыков. Чаще всего у школьников  встречаются такие речевые нарушения, как дисграфия и дизорфография.

Дисграфия - частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

Дизорфография - специфическое системное расстройство формирования и автоматизации орфографического навыка письма, препятствующее полноценному овладению школьниками письменной речью и совершенствованию их лингвистических способностей. В основе этого расстройства лежит нарушение онтогенеза базовых предпосылок психической деятельности, отрицательно влияющие на своевременное и полноценное развитие операционально-технологических составляющих  функциональной системы орфографически правильного письма.

Одной из форм нарушения орфографической компетенции у школьников, является регуляторная дизорфография, при которой наблюдается недостаточность всех компонентов учебной деятельности.

Анализируя уровень овладения орфографическими навыками отмечается, что школьники выделенной категории, имея потенциальную возможность выучить правила, не в состоянии применить их на практике, так как не владеют морфологическим анализом, и, следовательно, не выделяют в речевом потоке приставок и предлогов и не могут их отличить друг от друга. 

Школьники демонстрируют особенности состояния учебной деятельности в усвоении программного материала по русскому языку. Их отличает непродуктивный способ ориентировки в учебной задаче, трудности в организации стратегии и программы деятельности, неравномерный темп и колебания работоспособности в деятельности, быстрая пресыщаемость  и потеря интереса при затруднениях, недостаточность самоконтроля. При этом детям свойственны неравномерность и колебания продуктивности деятельности в процессе усвоения разных школьных предметов, и неуспешность по «русскому языку» не обязательно сочетается с неблагополучным состоянием усвоения других школьных дисциплин.

Мониторинг сформированности компонентов учебной деятельности учащихся с ОВЗ 5-8 классов показал низкий уровень мотивационного компонента. В задании, показывающем отношение к предмету «русский язык» чаще всего встречались такие ответы: не люблю русский язык, потому что учитель редко хвалит, он трудно усваивается, не получаю удовольствия при его изучении, у меня плохие отношения с учителем. При этом часть детей отмечают, что они хотят быть грамотными, хотят научиться самостоятельно работать.

Исследование сформированности целеполагания показывает низкий уровень принятия практической задачи. Учащиеся совершают много ошибок, что говорит о том, что они не могут осуществлять целенаправленных действий. В задании предлагается нарисовать несколько узоров под диктовку, соединяя геометрические фигуры по трем правилам. (примеры ошибочного выполнения задания)

Оценка сформированности учебных действий также показала низкий уровень. Учащиеся нуждаются в развернутой и очень конкретной помощи на каждом этапе выполнения задания. Содержание действий и их операционный состав осознаются, однако без внешней помощи организовать свои действия и довести их до конца учащиеся не могут. (игра «Бусы)

Дети с нарушениями письменной речи нередко удивляют педагогов, выполняя не то, что им задано. Они постоянно переспрашивают учителя, когда уже все понятно объяснено. Эти уточняющие вопросы могут быть связаны как с низкой концентрацией внимания ребенка, недостаточностью кратковременной слуховой памяти, нарушениями мышления, так и с несформированностью приемов учебной деятельности. Умения своевременно реагировать на вопрос учителя, отличить новую задачу от старой, четко представить содержание инструкции отличают ученика, который умеет учиться.

Специалистам, работающим с детьми, имеющими речевые нарушения,        следует помнить, что данная категория подростков не желает учиться, ходить в школу, утратила интерес к        школьным предметам, в том числе и к        русскому языку. Поэтому основная задача коррекционной работы будет заключаться в том, чтобы заинтересовать детей, снять у них страх перед учебной деятельностью, и прежде всего перед письмом и чтением, создать доброжелательную атмосферу        сотрудничества и взаимопонимания.

Целью предварительного этапа логопедической работы со школьниками, у которых в структуре дизорфографического дефекта преобладает недостаточность регуляторных компонентов учебной деятельности (по предмету «русский язык») в звене программирования и контроля, является формирование у школьников навыков целеполагания, организации, планирования и оценки действий, направленных на решение орфографических задач.

В задачи логопедической работы входит:
1. Формирование у школьников умения устанавливать цель и управлять поведением, направленным на ее достижение.
2. Обучение детей навыкам планирования, организации, инициирования деятельности.
3. Формирование умения организовывать свои действия во времени.
4. Формирование умения осуществлять мониторинг своей деятельности и ее результатов.

В помощь учителям-логопедам и другим специалистам О.В. Елецкой и А.В. Китиковой разработана программа  «Коррекция регуляторной дизорфографии у школьников», направленная  на формирование учебной деятельности у школьников 3-6 классов. Курс коррекционных занятий составляет 16 часов. Модули соответствуют логопедическим задачам. К программе прилагается рабочая тетрадь «Я учусь учиться!», которая содержит задания и упражнения разные по степени сложности. Данное пособие можно использовать на групповых и индивидуальных занятиях с учетом индивидуальных и возрастных особенностей школьников. (примеры заданий на слайде 11-14)

Упражнения и задания можно использовать не только на логопедических занятиях, но и как часть любого урока, адаптируя материал под конкретные задачи.

 «Письмо с пропусками». Логопед даёт задание: «Я буду диктовать предложение, а вы записывайте, но вместо буквы О всегда ставьте точку». Таким образом дети записывают 2-3 предложения.  Затем логопед предлагает им, например, не писать окончания прилагательных, а ставить вместо них звёздочку. (Приём способствует развитию концентрации и переключаемости внимания, но основная цель для ученика—саморегуляция деятельности с учётом меняющейся инструкции).

       «Будь внимательным!» Логопед просит детей прослушать инструкцию, повторить её про себя и поднять руку при условии, если они запомнили и чётко представляют себе, что делать. По команде «Внимание!» ученики начинают выполнять задание.   

 

Примеры заданий:

1)     В небольшом тексте все буквы С подчеркнуть, а буквы З—вычеркнуть: Полезла Оксана за красной розой, а вернулась Оксана с занозой.

2)     В тексте все буквы Ч подчеркнуть, а буквы Ц—вычеркнуть. После команды «Внимание!», наоборот, вычёркиваются все Ч, а подчёркиваются все Ц:

Чёрная цапля циркулем чертила.

«Внимание!»

Цапля старательно циркулем водила.

«Внимание!»

Получился очень чистенький чертёж.

«Внимание и счёт». Перед каждым ребёнком лежит набор карточек с цифрами от 1  до  6. Логопед просит детей поднимать карточку с цифрой, соответствующей позиции звука, которым отличается пара слов. Например: борода—города, редкий—резкий, икра—игра, попугай—поругай, барак—баран, балка—палка, лиловый—ледовый. (Игра развивает быстроту реакции, фонематическое восприятие, навык фонематического анализа, способствует концентрации внимания).

Умение осуществлять итоговый самоконтроль

 «Возвращение к началу». Логопед предлагает ученикам объединиться в пары. Каждая пара получает текст, в котором, как объясняет логопед, допущена всего одна ошибка в слове—по невнимательности. Чтобы её найти нужно воспользоваться карточкой-проверялкой. Один ученик двигает карточку от конца текста к началу и «ловит» в окошке целые слова. Другой ученик читает «пойманное» слово по слогам точно так, как оно написано. Важно не пропустить ни одного слова и не допускать чтения по догадке. Учащиеся, раньше всех обнаружившие слово с ошибкой, поднимают руки. Упражнение является подготовительным. Оно приучает детей к использованию при проверке карточки-проверялки, чтению текста от конца к началу (это помогает избежать чтение по догадке), к послоговому чтению написанного слова. Работа в парах делает упражнение неутомительным, поиск единственной ошибки стимулирует внимание и темп деятельности детей. Целесообразно использовать такое упражнение на 3-4 занятиях подряд.

 Ищем «случайные» ошибки (1 этап самопроверки)Работать можно индивидуально или в паре. Действия по проверке текста аналогичны описанным в предыдущем упражнении, но добавляется очень важный компонент—карточка-памятка.

Проверь свою работу

(Первая проверка)

Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего:

·             Не пропустил ли ты букву?

·             Не добавил ли лишнюю букву?

·          Не написал ли вместо одной буквы другую?

·          Правильно ли ты изобразил каждую букву?

Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты—молодец!

3.     Ищем орфографические ошибки (2 этап самопроверки). Дети проверяют текст второй раз, на поиске орфографических ошибок. Сделать это им помогает уже другая карточка-памятка.

Памятка

Проверь свою работу

(Вторая проверка)

Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего:

· Не словарное ли это слово?

· Есть ли в слове орфограммы? Какие?

· Обозначь опасные места.

· Где возможно, подбери проверочные слова.

Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты—молодец!

4.     Проверка предложений (3 этап самопроверки). Ребёнок проверяет каждое предложение, начиная с первого. Карточка-проверялка уже не нужна. Используется только памятка.

Памятка

Проверь свою работу

(Третья проверка)

Проверь целиком каждое предложение, начиная с первого:

·        Не пропустил ли ты слово?

·        Не написал ли лишнее слово?

·        Как написаны предлоги и союзы?

·        Правильно ли слова связаны друг с другом? (Проверь окончания).

·        Есть ли точка в конце и заглавная буква в начале предложения?

·        Есть ли необходимые запятые и другие знаки?

Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты—молодец!

    В случае если какие-то ошибки остаются не найденными ребёнком, логопед отмечает их на полях соответствующей строки цифрами 1, 2 или 3 в зависимости от типа ошибок. Если и в этом случае ребёнок не может обнаружить ошибку, то логопед указывает слово или предложение, в котором она допущена. И только если ошибка так и остаётся необнаруженной, логопед вместе с ребёнком осуществляет разбор и помогает её найти.

    Очень важно, чтобы ученик постарался сам найти все ошибки.

Учитель-логопед:    Соловьёва В.В.

Источники:

  1. Елецкая О.В., Китикова А.В. Коррекция регуляторной дизорфографии у школьников: Рабочая программа: Программно-методические материалы/О.В.Елецкая, А.В. Китикова/Под науч.ред.О.Н.Тверской. – М.: Редкая птица, 2019. – 72 с. – (Серия «Школьный логопед»).
  2. Елецкая О.В., Китикова А.В. Я учусь учиться! Формирование учебной деятельности у школьников с дизорфографией: учебное пособие/О.В.Елецкая, А.В. Китикова. – М.: Редкая птица, 2018. – 176 с. - (Серия «Школьный логопед»).
  3. Логопедические занятия со школьниками (1-5 класс): Книга для логопедов, психологов, социальных педагогов / Меттус Е.В., Литвина А.В., Турта О.С., Бурина Е.Д. и др. – СПб.: КАРО, 2008. -112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Пути совершенствования учебной деятельности младших школьников с нарушением слуха на уроках математики»

В докладе говорится о основных путях совершенствования учебной деятельности младших школьников с нарушенным слухом на уроках математики....

Программа коррекционно- развивающих занятий с младшими школьниками с функциональным нарушением зрения 1 класс (IV вида) по профилактике нарушений письменной речи

Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1 класса  с ОВЗ  адресована  педагогам  коррекционных  школ,   классов  IV вида при ОУ....

Формирование навыка письма у младших школьников с нарушением интеллектуального развития.

Письмо - это особая форма речи, при которой ее элементы фиксируются на бумаге графическими символами, соответствующими элементам устной речи....

РЕАЛИЗАЦИЯ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

Применение современных педагогических технологий в сельской школе значительно повышает эффективность процесса формирования мотивов учебной деятельности. Наибольшую действенность в процессе ...

Конспект открытой НОД по формированию навыков учебной деятельности у детей подготовительной группы

Цель: продолжать учить ориентироваться в окружающем мире, осознавать свое положение в обществе сверстников и взрослых....

Особенности формирования навыков осознанного чтения у школьников с нарушением интеллекта

Причины задержки развития  навыков осознанного чтения у школьников с нарушениями интеллекта и методы их формирования и развития....

«Специфика формирования мотивации учебной деятельности у школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

В период обновления образования для учащихся с ОВЗ, с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) происходит смещение общеобразовательных аспектов с усвоением основ наук на развитие личност...