Годовой отчет учителя-логопеда.
учебно-методический материал

В годовом отчете представлены количественные показатели работы за 21-22 учебный год, перечислены консультации практической направленности для родителей, совместные практикумы и мастер-классы, анализ по теме самообразования "Использование нейропсихологических приемов в работе учителя-логопеда", перспективы на следующий год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_godovoy_2021-_2022.docx36.12 КБ

Предварительный просмотр:

Годовой отчет за 2021-2022 гг. учителя-логопеда Сенич Анны Николаевны.

   В период с 1 по 30 сентября 2021 года было проведено стартовое логопедическое обследование детей двух подготовительных групп (22 группа «А», 17 группа «В» - 39, один ребенок – ОВЗ) и  одной старшей  (24 ребенка). В конце учебного года  обследовано 32 дошкольника двух средних групп. Все дети будут получать логопедическую помощь в 2022-2023 гг. на логопункте МДОУ. На основании результатов логопедического обследования в начале учебного года (сентябрь 2021г.) всех компонентов речи составлены  коррекционные планы на каждого воспитанника,   заполнены речевые карты дошкольников и заведены тетради для консультаций и индивидуальной работы логопеда с родителями   обучающихся на логопункте.  Данные мониторинга в начале года подтвердили необходимость продолжения коррекционной работы у детей подготовительных групп на логопункте. К концу периода обучения из 38 воспитанников были выпущены в школу: 

с  чистой речью – 30 (80% от общего количества детей);

ФФНР , дизартрия - 6 выпускников (15% от общего количества) .

Из них все 6 детей выпущены со значительными улучшениями (было ОНР 3 уровня, дизартрия).

ОНР 3 уровня - 2 ребенка (5% от общего количества) продолжат обучение на школьном логопункте.

Из них оба дошкольника выпущены со значительными улучшениями -  было ОНР 2-3 уровень, дизартрия. 

   Таким образом, эффективная логопедическая помощь была оказана дошкольникам подготовительных групп в количестве 38 детей. Все дети выпущены в школу со значительными улучшениями в речевом развитии.

   Из 24 воспитанников старших групп   24  зачислены на логопункт  в целью оказания логопедической помощи. По характеру нарушений звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи и с учетом психолого-педагогических особенностей детей  были сформированы микрогруппы. Занятия проводились ежедневно по подгруппам и при необходимости индивидуально.

   Вся коррекционная работа (коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматического строя речи, формированию связной речи) проводилась  в соответствии с календарно-тематическим планированием МДОУ «Детский сад «Огонёк» города Надыма».

   В целях пропаганды логопедических знаний и приобщения родителей к коррекционно-воспитательной работе по развитию речи ребенка активно использовались интернет ресурсы WatsApp, Viber. В течение года проводились индивидуальные консультации с родителями детей: запланированные и по запросам. На каждый запрос родителей (зачисление на занятия с учителем-логопедом, состояние речи ребенка, поведение ребенка на логопедических занятиях, выполнение домашнего задания логопеда и т.д.) даны рекомендации.

Проведены следующие консультативно-практические мероприятия для родителей:

«Развиваем слух и фонематическое восприятие»,

«Что необходимо знать и помнить родителям при контроле за выполнением заданий»,

«Факторы, способствующие возникновению речевых нарушений у детей дошкольного возраста»,

«В помощь родителям, приемы и способы автоматизации звуков»,

«Формирование речевого дыхания».

Индивидуальные консультации:

«Результаты диагностики и планирование коррекционной работы на 2021-2022 учебный год»,

«Приемы и способы автоматизации звуков»,

«Формирование коммуникативной сферы ребенка»,

«Игры на развитие артикуляционного аппарата»,

«Особенности речевого развития детей 4-5, 5-6 лет»

Совместные практикумы для родителей:

«Веселый язычок»»,

« Вместе с мамой мы играем»,

«Автоматизация звука в словах»,

«Учимся рассказывать»,

«Веселые звуки».

Мастер-классы для родителей:  

«Умные компьютерные игры для детей»,

«Как работать по тетради Теремковой Н.Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР».

   В целях профилактики речевых нарушений  проводились консультации с родителями детей младших и средних групп по запросу.   В рамках самообразования в течение учебного года  изучалась тема:

Использование нейропсихологических приемов в работе учителя-логопеда. 

Тема изучалась в 3 направлениях:

* 1. формирование базовых основ познавательных функций (картотеки описательных рассказов, мнемотаблицы, серии сюжетных картинок, «продолжи ряд», словесные головоломки и т.д.);

* 2. развитие и коррекция познавательных функций: развитие зрительной памяти («Посмотри, запомни, назови», «Чего не стало?», «Что появилось?»); развитие слуховой памяти («Запомни и повтори слова в том же порядке» (работа с автоматизируемым звуком), «Телеграф», выполнение многоступенчатых инструкций); развитие логической памяти и мышления («Подбор пары к картинке по смыслу», «Продолжи логический ряд», логические задачки по типу: «Маша бежит от медведя. Кто спереди? Кто сзади?», отгадывание загадок; 4-й «лишний»;развитие внимания и зрительного восприятия: «Называем по цепочке», «Узнай спрятанную букву», «Что перепутал художник?»; развитие пространственного восприятия: посмотри и скажи, где находится предмет, работа с предлогами, поставь предмет справа, слева и пр.);

* 3. развитие и становление межполушарных взаимодействий (кинезиологические упражнения для автоматизации звуков: наборы карточек с упражнениями, карточки для су-джок терапии).

    Практическому применению данной темы предшествовал анализ трудов ученых-педагогов  А.С. Белкина, Э.Ф. Зеера, О.Е. Лебедева, А.В. Хуторского, Т.М. Ковалевой, Д.Б. Эльконина, В.В. Башева, Ю.В. Сенько, А.М. Аронова и др. 

   Новые педагогические приемы на развитие межполушарных взаимодействий, познавательных функций  были включены в коррекционную работу с детьми. Результатом изучения темы стало участие:

  •  в разработке муниципального педагогического продукта -  «Практическое пособие логопедов города Надыма «Карта педагогических приемов для формирования читательской грамотности»; https://docs.google.com/spreadsheets/d/1ahNZkqkpuXR1YId7viG9ox7BieHWe0mA_5vHoXlCJUk/edit?usp=sharing
  • в региональном конкурсе "Мой Ямал" (Номинация: Лучший конспект занятия. Название работы: Коррекционно-развивающие задания по формированию читательской грамотности. Отправим СМС в сказку. Диплом, 1 место, 20.03.2022);
  • во Всероссийском профессиональном педагогическом конкурсе -  «Всё начинается с логопеда в рамках реализации профессионального проекта «Современная школа». (Всероссийский информационно-образовательный портал «Академия педагогических проектов Российской Федерации»), Диплом,1 место, 17.03.2022);
  • во Всероссийском конкурсе "Альманах логопеда" (almanahlogopeda.ru) (Блиц-олимпиада: "Технологии диагностики и коррекции нарушений звукопроизношения". Диплом, 2 место, 21.02.2022).

   Эффективность работы в заданном направлении была подтверждена Благодарственным письмом от Автономной некоммерческой организации «Научно-образовательного центра педагогических проектов» (Благодарственное письмо за участие во всероссийском конкурсе с авторской работой: «Технологическая карта логопедического занятия». В номинации «Всё начинается с логопеда, в рамках реализации федерального проекта «Современная школа».  Автономная некоммерческая организация «Научно-образовательный центр педагогических проектов» город Москва. БЛ№108192, 25.03.2022).

   Непрерывность профессионального развития:

  • Сертификат о прослушивании вебинара на тему: «Структура одного занятия на запуск речи с ребенком с нарушением понимания речи. Разбор конкретного занятия.». (Дополнительное профессиональное образование Институт повышения квалификации и переподготовки «Дефектология ПРОФ»№0509-123415949922, 16.04.2022г.)
  •  Сертификат о прослушивании вебинара на тему: «Запуск речи: стратегии логопедической помощи.». (Дополнительное профессиональное образование Институт повышения квалификации и переподготовки «Дефектология ПРОФ»№02808-123415949922, 18.04.2022г.).
  • Сертификат о прослушивании вебинара на тему: «Обзор пособий на запуск речи. Авторская коллекция игр, дидактических материалов, игрушек, используемых на занятиях с детьми с ТНР». (Дополнительное профессиональное образование Институт повышения квалификации и переподготовки «Дефектология ПРОФ»№3009-123415949922, 10.04.2022г.).

   В течение учебного года  принимала участие в работе творческой группы МДОУ «Детский сад «Огонек» г. Надыма»  и являлась членом ПМПК  МДОУ. Результаты работы:

  • консультирование и наставничество (Кириченко И.В.);
  • еженедельные консультации для воспитателей  старших и подготовительных групп (младших и средних групп по плану и по запросу);
  • логопедическое обследование средних и младших групп (март, 2022), оформление заключений по результатам обследования (зачислено на 2022-2023 гг. - 32дошкольника);
  • участие в заседаниях ПМПК, консультация специалистов и родителей по запросу, диагностика и подготовка детей  к выпуску в 2022 году;
  • разработка буклетов по программам доп. образования: «Как хорошо уметь читать!» (для старших и подготовительных групп), «Речевичок» (для детей 3-4 лет), театральная студия «Мозаика»;
  • участие в подготовке участника - Вильдановой Р.Ф. (лауреат) муниципального конкурса педагогического мастерства  «Воспитатель года!»;
  • кураторство институционального  этапа конкурса «Живая классика»;
  • подготовка победителей конкурса «Живая классика» к муниципальному этапу (результат - 1 место  стихи о Надыме (Мухамадеева Арина); I место чтение прозы (Моргунов Петр); Приказ Департамента образования от 16.03.2022 №308 https://vk.com/club192138566 ;
  • подготовка к мероприятию XVI районного диалога-марафона «Открытость и единство муниципального образовательного пространства» (Участие в подготовке видео-ролика);
  • консультации педагогов при подготовке к итоговым занятиям по запросу ( Исакова А.Д., Алхасова Д.Н., Фабзиева Н.Г., Астафьева Е.В.);
  • посещение занятий по развитию речи у педагогов МДОУ и анализ педагогической деятельности ( 25.01.2022 – Исакова А.Д. подготовительная группа «Весна», 19.01.2022 - Полникова Т.Ю. старшая группа «Заучивание наизусть стихотворения; 18.01.2022 – Караматова Т.М. младшая группа «Потешки»; 25.04 2022 – Биржева Г.Д. подготовительная группа «Профессии»).

   В течение нескольких лет нахожусь в составе  экспертной группы  специалистов, осуществляющих всесторонний анализ профессиональной деятельности педагогических работников образовательных организаций Надымского района. Приказ ДО Надымского района №879 от 26.10.2021 «Об организации деятельности структур и педагогических сообществ муниципальной методической сети в 2021/22 уч.г.». В январе 2022 года  провела экспертизу конкурсных работ учителей- логопедов – Рящиной Л.В. МДОУ «Детский сад  «Белоснежка»г.  Надыма», Барановой Л.В. «Детский сад «Умка»г. Надыма» в  традиционном районном фестивале – конкурсе методических идей, инновационных технологий «Надымский  педагог: практик, аналитик, исследователь - 2021» по запросу Департамента образования.

В феврале 2022 года принимала участие в разработке итогового продукта по заказу Департамента Образования «Практическое пособие логопедов города Надыма «Карта педагогических приемов для формирования читательской грамотности»; https://docs.google.com/spreadsheets/d/1ahNZkqkpuXR1YId7viG9ox7BieHWe0mA_5vHoXlCJUk/edit?usp=sharing

   На коррекционных занятиях  систематически и продуктивно использую новые  образовательные технологии:

  • ИКТ  

Программно-дидактический комплекс «Логомер 2». Современный универсальный набор интерактивных дидактических материалов для логопедического кабинета. Ссылка

«Современная автоматизированная методика для коррекции речевых нарушений у детей 4-8 летнего возраста». Автор: к.п.н. В.М. Акименко.

Программно-методический комплекс. Буквария «Обучение чтению». Авторы программы: З.А.Зарецкая, Д.В.Зарецкий. Ссылка

  • технология проектной деятельности (реализация проектов )

Познавательно-эмпирический проект «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников» (Октябрь, ноябрь, 2021г. );

Познавательно-эмпирический проект «Пальчики помогают говорить» (Февраль, 2022г.);

  • здоровьесберегающие технологии

Коррекционно-развивающее логопедическое занятие «Как дети учили Машу звук Ш произносить». Ссылка

Видео презентация: «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике. Куклотерапия».Ссылка

  • технология «Ситуация»

Коррекционно-развивающее логопедическое занятие «Как дети учили Машу звук Ш произносить». Ссылка

Коррекционно-развивающее логопедическое занятие «Как дети помогали Буратино различать звуки ш-ж. Дифференциация звуков ш – ж».

   В этом учебном году была продолжена работа по  реализации программы дополнительного образования «Как хорошо уметь читать!» (54 воспитанников обучались по программе дополнительного образования, что составляет 80% от общего количества). Количество дошкольников по желанию родителей на платной основе, получающих образовательные услуги на протяжении нескольких лет имеет стабильно высокие показатели (Реализация программы и оценка работы учителя-логопеда родителями – 100%). Кроме того,  авторский проект программы дополнительного образования на платной основе для детей 3-4 лет «Речевичок» в 2021-2022 начал успешно реализовываться в МДОУ.

   Хорошим показателем положительной динамика в речевом развитии воспитанников МДОУ является

результативное участие  в  конкурсах и соревнованиях различного уровня:

  • всероссийский конкурс «Педразвитие»:  I место - Картамышева Полина. Всероссийское тестирование «Литературные странички»;
  • региональный конкурс "Мой Ямал": I место – Ефимчук Яна. Номинация: Выразительное чтение. Название работы: Е. Пермяк. Как Маша стала большой;
  • муниципальный конкурс «Живая классика»: I место-  Моргунов Петр (подготовительная группа) рассказ Сергея Степанова «Сладкая работа», I место - Мухамадеева Арина (подготовительная группа) стихотворение Елены Яхницкой «Под небом Надыма» .

На институциональном уровне количество участников в конкурсе «Живая классика»  в этом году было рекордно большим – 22 дошкольника  старшего возраста (все участники обучались на логопункте МДОУ).

Диссиминация педагогического опыта транслировалась в публикациях  информационно-аналитических материалов и

публичных выступлениях в СМИ:

  • публикация на сайте инфоурок ( infourok.ru)

  Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по обучению старших дошкольников первоначальным навыкам чтения «Как хорошо уметь читать!» Февраль,  https://infourok.ru/backOffice/achievement

  • статья  на сайте детского сада «В детском саду «Огонёк» подведены итоги институционального этапа районного конкурса юных чтецов «Живая классика». Февраль,  https://ogonek-nadym.tvoysadik.ru/site/pub?id=256
  • статья в газете «Рабочий Надыма» - «Окунулись в атмосферу литературного чтения».07.03.2022. https://nadym-worker.ru/category/obrazovaniye/

   Ежегодно обновляется дидактический материал по организации коррекционной работы.

Результат:

  • Межполушарные доски с комплексами упражнений.
  • Нейропсихологические упражнения по автоматизации звуков.
  • Презентации по дифференциации звуков.
  • Оформление альбомов по обучению грамоте детей  ( по буквам русского языка).

   Проанализировав свою коррекционно-логопедическую работу за 2021 – 2022 учебный год, результаты диагностики детей, можно сделать вывод, что задачи, поставленные в начале учебного года мною решены; намеченные цели достигнуты.

Перспективы на следующий год:

1. Тема по самообразованию: нетрадиционные методы и приемы в коррекционной работе.

2. Использование игровых технологий в процессе автоматизации и дифференциации звуков.

3. Продолжать пропаганду логопедических знаний у родителей воспитанников.

4. Обогащать свой творческий опыт новыми приемами и способами коррекции звуков.

5. Приобщать воспитателей младших и средних групп к звуковой культуре речи с целью профилактики речевых нарушений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план учителя-логопеда

План включает все направления работы логопеда на школьном логопункте....

Годовой отчет учителя-логопеда. Таблица.

В отчете представлено количество учащихся, занимающихся на логопункте....

Годовой план учителя-логопеда

Данный годовой план включает в себя задачи и направления по всем разделам коррекционной педагогики....

Годовой отчет учителя-логопеда

Годовой отчет учителя-логопеда о проделанной коррекционной и методической работе за 2012-2013 учебный год....

годовой отчет учителя - логопеда

годовой отчет учителя - логопеда...

Годовой отчет учителя-логопеда

Годовой план учителя-логопеда...