Антонимы
план-конспект урока

Новикова Светлана Евгеньевна

Конспект логопедического занятия 3 класс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_antonimy_vvodnoe_zanyatie.docx42.71 КБ

Предварительный просмотр:

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД НОВИКОВА С.Е.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ УРОК

Тема логопедическая: «Развитие языкового анализа и синтеза»

Тема грамматическая: «Антонимы» (вводный урок)

Цель: Формирование умения подбора слов с противоположным значением.

Задачи:

  • Образовательные
  1. Расширить представления учащихся об антонимах
  2. Формировать точность речевого высказывания
  3. Развивать «чувство языка»
  • Развивающие
  1. Развивать навыки связного высказывания
  2. Развивать мыслительные способности детей
  3. Развивать долгосрочную память
  4. Учить дифференцировать понятия на основе выделения их существенных признаков
  5. Развивать пространственное ориентирование
  6. Развивать зрительное восприятие
  7. Обогащать словарный запас
  8. Развивать орфографическую зоркость учащихся и правильность их письменной речи
  9. Способствовать формированию адекватной самооценки младших школьников.
  • Воспитательные
  1. Формировать самоконтроль, самооценку учащихся
  2. Воспитывать трудолюбие
  3. Прививать навыки индивидуальной работы
  4. Воспитывать умение слушать и слышать обращённую речь
  5. Воспитывать культуру речи школьников и доброжелательное отношение друг к другу при работе в паре.

Оборудование урока:

  1. Индивидуальные карточки для работы; 2. Пособие «Антонимы» (см. приложение); 3.Мяч; 4.Тетради; 5.Учебные принадлежности;

Этапы

Деятельность

Оборудование урока

Время

Учителя

Учащихся

1. Организационный момент

Л: Здравствуйте, ребята!

Л: Садитесь, сосредоточтесь и будьте внимательны.

Л: Скажите, какое сейчас время года? Какой месяц? А какой месяц был перед декабрем? А перед январём? Скажите, сколько всего зимних месяцев?

Л: Молодцы. Какое сегодня число? Кто произнесёт мне его правильно, чётко выговаривая каждый звук? Сколько слов мы запишем?

Записываем число в тетрадь.

Дети приветствуют учителя и проверяют готовность к уроку.

Дети отвечают на вопросы, проговаривают число и записывают его в тетрадь.

На партах лежат учебные принадлежности: ручки, карандаши, тетради.

На доске записано число.

5 мин

2. Актуализация знаний

 

• пробуждение познавательного интереса к изучаемой теме

• учащиеся определяют направления в изучаемой теме.

  Л: Ребята, мы продолжаем наше путешествие по царству Грамматики. Мы с вами уже многое узнали: и о частях слова, и о том, какими бывают слова. Кстати, а какими они бывают?

Л: Я дам вам подсказку: сильный- могучий, друг- товарищ, Родина- Отечество…, как такие слова называются?

Л: Правильно, ребята! Сегодня мы узнаем ещё об одних словах. А что это будут за слова, вы должны постараться догадаться самостоятельно.

Л: Посмотрите внимательно на доску. Давайте побеседуем о том, что вы видите на этих картинках.  

Л: Правильно, эти слова ещё называют слова- неприятели или АНТОНИМЫ. Повторите это слово.

Л: Ребята, слово антоним состоит из двух частей: «анти»- приставка, обозначающая противоположность, а греческое слово «онима» переводится как имя, название.

Д: Однокоренные, родственные.

Д: Такие слова называются слова- друзья или синонимы.

 

Дети по очереди обсуждают каждую пару картинок, называют и приходят к выводу, что все названия как бы «наоборот».

Д: Антонимы

На доске парные картинки:

Высокий- низкий;

Молодой- пожилой;

Добрый- злой;

Полный- пустой;

Грустный- весёлый;

Широкий- узкий;

Твёрдый- мягкий;

Грязный- чистый;

Длинный- короткий;

Лёгкий- тяжёлый;

(картинки подписаны, необходимо закрыть надписи при первичном обсуждении, открывать надписи по ходу беседы)

(см. приложение)

10 мин

Релаксация

Упражнения для глаз

Л: Сели ровно. Ребята, представьте себе квадрат. Представили? А теперь обведите воображаемый квадрат глазами, не двигая головой. Теперь переведите взгляд из правого верхнего угла квадрата в левый нижний, в верхний левый, в правый нижний. Зажмурьтесь крепко, не открывая глаз, расслабьтесь, сделайте глубокий вдох через нос, выдох через рот. Закончили, открываем глаза.

Дети выполняют всё по инструкции учителя- логопеда.

3 мин

3.Этап «РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА» (ОСМЫСЛЕНИЯ).

• организация активной работы с выделением антонимов из четверостиший. Постановка учебной задачи.

Л: Внимательно прочитайте четверостишия. Почеркните простым карандашом пары антонимов.

Л: Давайте проверять.

Л: Молодцы. Вы все справились с заданием. Теперь запишите в тетрадь свои пары антонимов через дефис, например: большой- маленький (пример на доске).

Дети читают свои стихи и подчёркивают антонимы.

Дети по очереди читают свои стишки и выделяют вслух пары антонимов.

Дети записывают.

Учитель- логопед раздаёт по два четверостишия каждому ребёнку. (Антонимы в этих стишках повторяют антонимы с картинок.)

1.Грустный клоун громко плачет,
А веселый клоун скачет,
Хочет подвиг совершить -
Хочет рёву рассмешить.

2.Разворчался пожилой дед:
"Доживешь вот до ста лет!"
Внук ответил: "Никогда!
Буду молодым всегда!"

3.Вася птичкам сыплет крошки.
Жору все боятся кошки -
Он гоняет их метлой.
Вася - добрый, Жора - злой!

4.За высоким за забором
Можно спрятать даже гору,
А за низеньким, увы,
Виден каждый пук травы.

5.Сел Мишутка на качели -
Мышки легкие взлетели.
Для забав подобных Мишка
Что-то уж тяжелый слишком.

6.Любят кот и папа Тани
Спать на мягком на диване,
А на твёрдый табурет
Вовсе претендентов нет.

7.Полный чемодан гордится,
Что поедет за границу,
Ну а старый и пустой
В шкаф отправят на постой.

8.Длинный сарафан для Маши,
Чтоб была всех в мире краше,
А короткий - для Аленки,
Маленькой ее сестренки.

9.Папа Борю нынче днем
Узким выпорол ремнем.
Дулся Боря - он решил,
Что широкий заслужил.

10.Грязному автомобилю
Путь машины преградили:
"Чистым здесь зеленый свет!
Остальным дороги нет!"

10 мин.

4. Работа над антонимами «Отгадайте загадки»

• удовлетворение познавательных «запросов»;

Л: А сейчас я буду загадывать вам загадки.

Дети отгадывают загадки и записывают ответы в тетрадь.

 

1.Я антоним к слову «зной».

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада,

А зовут меня …….(прохлада);

2.Я антоним к слову «лето»,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я ……. (зима)

3.Я антоним к слову «холод».

В речке все- и стар, и молод,

Меня любит детвора,

Называюсь я ……(жара);

4.Я антоним к слову «день».

Всем давно трудиться лень,

И игрушки тоже прочь.

Спать пора, пришла уж ….(ночь);

5.Я антоним к слову «смех».

Не от радости, утех,-

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? Это-….(плач);

6.Не бываю без начала,

Близкий родственник причала,

Делу всякому венец,

Называюсь я …..(конец);

7.Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Называюсь …..(тишина);

По Л.М.Козыревой

5 мин.

Физминутка

Пальчиковая гимнастика

Л: Теперь мы немного отдохнём и сделаем с вами пальчиковую гимнастику. Большой палец будет разговаривать со всеми остальными пальчиками. Смотрите на меня и повторяйте за мной.

Дети выполняют вместе с учителем- логопедом.

(упражнение выполняется одновременно на обеих руках)

-В лавку ходил? (Большой палец дважды сгибаем)

- Ходил. (указательный палец дважды сгибаем)

- Лопату купил? (Большой палец дважды сгибаем)

- Купил. (Средний палец дважды сгибаем)

-Грядку вскопал? (Большой палец дважды сгибаем)

- Вскопал. (Безымянный палец дважды сгибаем)

-Картошку собрал? (Большой палец дважды сгибаем)

-Собрал. (мизинчик дважды сгибаем)

- И чисто помыл? (Большой палец дважды сгибаем)

- Помыл. (Указательный палец дважды сгибаем)

- И много сварил? (Большой палец дважды сгибаем)

- Сварил. (Средний палец дважды сгибаем)

- Вот теперь отдохнуть тебе дам, а картошечку скушаю сам. (большой сгибается и выпрямляется, затем все пальчики сгибаются и выпрямляются)

4 мин

7. Этап «РЕФЛЕКСИИ»

Закрепление знаний об антонимах.

Игра с мячом.

Л: Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Слова неприятели»

Я буду бросать мяч и называть слово, а вы должны мячик поймать и кинуть его обратно мне, подобрав антоним к моему слову.

Дети играют с учителем-  логопедом.

В этой игре обыгрываются те слова, которые были иллюстрированы вначале занятия. Так же можно включать в игру слова из четверостиший.

Высокий- низкий;

Пожилой-молодой;

Добрый-злой;

Полный- пустой;

Широкий-узкий;

Твёрдый-мягкий;

Грустный-весёлый;

Грязный- чистый;

Длинный-короткий;

Лёгкий-тяжёлый и т.д.

3 мин.

8. Соотнесение старых и новых представлений;

Л: Ребята, о чём мы сегодня говорили?

Л: Что нового вы узнали сегодня?

Д: О словах- неприятелях, антонимах.

Д:……

10.  Итог урока

Л: Ребята, что вам было не понятно сегодня на занятии?

Л: Что вам показалось сложным?

Л: Что понравилось больше всего на занятии?

Л: Итак, наше занятие подошло к концу. До свидания!

Д:….

Д:…..

Д:…..

Д: До свидания!

2 мин.

11. Домашнее задание

Л: Подберите антонимы к словам:

Ложь, богатство, нападение, находка, поражение, чужбина.

Медленный, яркий, худой, грустный, трусливый, обманный.

1 мин.

12. Самооценка работы

Л: Оцените свою работу на занятии.

1 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности антонимии и синонимии у дошкольников с общим недоразвитием речи

Одним из направлений в работе по формированию лексики у детей с ОНР является развитие антонимии и синонимии.Выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объема словаря...

Разработка открытого урока русского языка по теме "Антонимы"

Урок проведен в 11 классе специальной ( коррекционной) школы-интерната. На уроке использовалась интерактивная доска....

Урок по теме Антонимы 5 класс

Урок по теме "Антонимы" 5 класс...

Антонимы

Презентация урока очень красочная...

Русский язык в 5 классе Урок Тема: « Лексика. Синонимы. Антонимы.».

Урок по русскому языку в 5 классе на тему:   "Лексика. Синонимы. Антонимы."...

Методическая разработка логопедического занятия в 3-ем классе "Использование антонимов в работе с пословицами и поговорками"

Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии, обусловленной  нарушением языкового анализа и синтеза для учащихся  3 класса (СКОУ VII вида)....

Антонимы. Словарь Антонимов

Задачи:Повторяя знания об антонимах, учащиеся закрепят умения и навыки находить их в тексте, использовать в речи;Работая с учебником, учащиеся углубят свои знания об антонимах, их роли в тексте;Анализ...