Конспект логопедического занятия "Дифференциация букв А - О"
план-конспект
Цель занятия: учить различать звуки и буквы А – О.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 147.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 6»
города Губкина Белгородской области
Конспект логопедического занятия
«Дифференциация букв А – О»
2 класс
Подготовила:
учитель-логопед
Машкина Н.В.
Губкин 2022
Цель: учить различать звуки и буквы А – О.
Задачи
Коррекционно-образовательные:
-уточнить артикуляционные уклады при произнесении звуков [а] – [о],
-установить связи между звуком и буквой,
-учить дифференциации сходных по начертанию букв,
-формировать умения применять символы на письме,
-обучать навыкам слогового анализа и синтеза.
Коррекционно-развивающие:
-развивать умение ориентироваться на графической плоскости,
-совершенствовать каллиграфические навыки,
-развивать оптико-пространственные представления, фонематический слух, логическое мышление, внимание,
-развивать зрительный гнозис,
-обогащать словарный запас, знакомить со словами-паронимами.
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать умение слушать ответы одноклассника,
-формировать навыки самоконтроля, положительную учебную мотивацию, коммуникативные навыки.
Оборудование: пазлы букв А – О, сигнальные карточки с буквами А, О, карточки для индивидуальной работы, картинки, веер букв, схемы слов, красный и зелёный карандаши, зеркала, эмоциональные карточки.
Ход занятия
I. Организационный момент
Психологический настрой «Энергетический круг».
-Здравствуйте, ребята! Давайте встанем лицом друг к другу и улыбнёмся! Разотрите ладошки, почувствуйте тепло — это ваша энергия! Представьте, что между ладоней маленький комочек тепла, погладим его! А теперь поделимся теплом друг с другом: передайте комочек и бережно примите! У нас получился «Энергетический круг». Пожелаем друг другу успеха!
II. Основная часть занятия
- Складывание пазлов.
Перед вами конвертики с волшебными фигурками. Соберите их.
- Что у вас получилось?
- Какие буквы у вас получились?
- Из каких элементов состоят эти буквы?
- Чем они похожи и чем отличаются друг от друга?
- Сообщение темы занятия.
- Какова тема нашего занятия?
- Какие буквы мы будем сравнивать?
- Послушайте сказку о буквах-сестричках.
«Жили-были две буквы-сестрички – буква а и буква о. Они были очень похожи. Чтобы различать своих дочерей мама одной дочери заплетала косичку, а другая дочь ходила с короткими волосами. Буквы-сестрички были неразлучны: в некоторых словах совсем не хотели расставаться и стояли рядом. Со временем люди научились их различать. Увидев сестёр, они кричали: «Посмотрите, это буква а – сестрёнка с косичкой, а вот и буква о – без косички».
- Повторение артикуляции звуков [а] – [о], написания букв а, о.
-Определите по движениям губ, какой звук я произнесла. Поднимите сигнальную карточку с соответствующей буквой.
-Что общего у звуков [о], [а]? (они гласные, поются, относятся к 1-му ряду гласных).
-Чем различаются эти звуки? (при произношении звука [о] губы округлены, рот напоминает по форме овал, а при произношении звука [а] рот широко открыт).
-Глядя в зеркало на своё лицо, произнесите звуки [о], [а].
-Что общего в написании букв? (в состав обеих букв входит элемент «овал»).
-Чем различается написание букв о, а? (в состав буквы «о» входит 1 элемент — «овал», а в состав буквы «а» 2 элемента — «овал» и «палочка с закруглением внизу»).
-Напишите в воздухе букву о (дети рисуют букву в воздухе), а теперь букву а.
5. Развитие зрительного гнозиса.
-Рассмотрите картинку.
-Найдите букву а, букву о. Обведите буквы по контуру а - красной ручкой, о - зелёной.
Работа в парах.
Пары обмениваются карточками-заданиями и проверяют друг друга.
6. Соотнесение звуков с буквами на письме.
а) Упражнение в чередующейся записи букв цветными карандашами (о – зелёный, а – красный).
о а а о о о а а о а а о
б) Запись слогов в две строчки: в первую – с буквой а, во вторую – с буквой о.
фа, ан, то, ол, га, до, оро, аша, со, ма.
в) Работа с анаграммами. Подсказка: первая буква выделена красным цветом.
Салат - … (атлас) | Товар - … (отвар) |
Среда - … (адрес) | Выбор - … (обрыв) |
Мария - … (армия) | Забор - … (образ) |
7. Развитие фонематического восприятия.
-Послушайте словарные слова и запишите их в два столбика (в 1 столбик – с буквой а, во 2 столбик – с буквой о).
Мороз, тарелка, карандаш, горох, отец, стакан, январь, воробей, картина, топор.
Физкульминутка.
А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать её легко:
Ноги ставит широко.
Не по тропе, а около
Катилося и охало.
О охало, о окало,
Не на тропе, а около.
Дети выполняют массаж кистей рук с мячиками су-джок.
8. Дифференциация а – о в словах.
8.1. Возьмите веер букв и покажите мне букву (а или о), которую услышите.
Картинки: солнце, туча, небо, лужа, трава, снежинка, дождь, дерево, радуга, цветок.
8.2. Рассмотрите схемы слов. Вставьте пропущенные буквы а или о. Прочитайте полученные слова. Запишите их. С какими буквами у вас получилось два слова? С какими одно?
Схема 1
Н | Ч | К | А | |
Б | Ч | К | А | |
П | Ч | К | А | |
Д | Ч | К | А | |
Т | Ч | К | А | |
К | Ч | К | А |
Схема 2
В | Л | |
Д | Л | |
Б | Л | |
Г | Л | |
З | Л | |
М | Л |
-Назовите только те слова, из которых можно составить пары (почка – пачка, дочка – дачка, точка – тачка, кочка – качка, вол – вал, дол – дал).
-Сравните слова в каждой паре по написанию и по значению.
-Составьте предложения с данными словами (устно).
9. Работа на уровне предложения.
-Зашифруйте предложения при помощи букв о – а по образцу и запишите в тетрадь.
Вот и наступила золотая осень. О А-А О-О-А О
Небо осенью становится пасмурным. О О А-О А
Резко стало холодно. О А-О О-О-О
Осень немного грустная пора. О О-О А О-А
-Проверим сделанные вами записи.
10. Работа с деформированным текстом (на карточках).
-Вставьте пропущенные буквы в словах.
Кошка и белка.
У к_шки пр_п_ли к_тят_. Весь день иск_л_ _н_ к_тят. К_шк_ _чень грустил_. Х_зяину ст_л_ ж_лк_ к_шку. _н принес из лес_ м_ленькую бел_чку и п_л_жил к к_шке. К_шк_ _бнюх_л_ бел_чку. _н_ п_лиз_л_ её и ст_л_ к_рмить.
Дружн_ жили к_шк_ и белк_.
-Прочитайте получившийся рассказ. Проверьте написание букв.
III. Итог занятия.
-Чем мы сегодня занимались на занятии?
- Какие звуки и буквы мы изучали на занятии?
-Что общего у звуков [о], [а]?
-Чем они различаются?
-Какой общий элемент у букв о, а?
-Чем различается их написание?
-Приведите примеры слов, в которых есть эти буквы.
-Оцените свое настроение с помощью эмоциональных карточек. Выберите карточку соответствующую вашему настроению.
-Занятие закончено. Всем спасибо!
Список литературы
1. Гайдина Л.И., Обухова Л.А. Логопедические упражнения: Исправление нарушений письменной речи: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2008.
2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов: пособие для логопеда/ Л.Н. Ефименкова. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
3. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками/ Е.В. Мазанова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
4. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. – М.: АРКТИ, 2005.
5. Согласные и гласные – похожие, но разные/ сост. О.В. Епифанова. – Волгоград: Экстремум, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.
В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/09/picture-34542-1486671033.jpg)
конспект логопедического занятия на тему "Дифференциация букв и звуков [дь -ть] с презентацией
конспект логопедического занятия ( 2 класс)...
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме – «Звук и буква Б»
Представленный конспект занятия предназначен для коррекционно-педагогической работы с детьми подготовительной группы, имеющими фонетико-фонематическое нарушение. Занятие комплексное, охватывает раздел...
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/10/picture-31707.jpg)
Конспект логопедического занятия в 1 классе "Звуки [п],[п\'].Буква П"
Цель логопедического занятия в 1 классе: обучение дифференциации звуков [п]-[п\'] изолированно, в слогах, в словах, предложениях на слух и правильному обозначению их на письме. Занятие вклю...
Конспект логопедического занятия «Знакомство с буквой Ж»
Конспект логопедического занятия «Знакомство с буквой Ж»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/02/picture-249534-1367490239.jpg)
Конспект логопедического занятия "Буквы Н, К, П, Т, Б, Д. Освоение механизма чтения"
"Буквы Н, К, П, Т, Б, Д. Освоение механизма чтения"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/26/picture-460705-1403772193.jpg)
Конспект итогового логопедического занятия «Буквы разные нужны, буквы разные важны»
Это занятие проводилось в группе детей с нарушениями чтения и письма, обусловленных общим недоразвитием речи III уровня и детей с нарушениями чтения и письма, обусловленных нерезк...