ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ Дизорфографии при ТНР (5 класс, вариант 5.1)
учебно-методический материал (5 класс)

Наталия Туба

Программа составлена для логопедических занятий с обучающимися 5 классов, имеющими тяжёлые нарушения речи, проявляющиеся в ошибках письменной речи (дизорфографии) и процесса чтения (дислексии), и приводящие к трудностям в освоении основной образовательной программы начального общего образования (по родному (русскому) языку).

Методической базой при составлении данной программы являлись методические разработки М.Е. Евлампиева, М.В. Черенковой, Т.Г. Ланиной по нейропсихологической коррекции нарушений онтогенеза общего и речевого развития детей в рамках метода замещающего онтогенеза (А.В. Семенович) и методические разработки О.Н. Яворской по коррекции акустической дисграфии (фонемного распознавания), осложнённой недоразвитием языкового анализа и синтеза, у учащихся 3-4 классов. Так же для составления программы использовались материалы Л.Г. Парамоновой по коррекции дизорфографии обучающихся начальных классов. По аналогии с названными источниками в своей работе учитель-логопед адаптировал для обучающегося 9 класса материалы различных развивающих пособий (Асанов Л. Лучшие задачи на сообразительность. М., 1999; Поляк Г.Б. Занимательные задачи. М.: 2021; Кордемский Б.А. Математическая смекалка. М.: 2020 и другие). Программно-методические материалы адаптированы для проведения коррекционных занятий на школьном логопедическом пункте с учётом возраста и условий, предоставляемых образовательной организацией.

Перспективное и тематическое планирование коррекционной работы для 5 класса строится и наполняется материалом для занятий с учётом возрастных психофизиологических особенностей обучающихся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

для занятий по коррекции дизорфографии у обучающихся 5 класса

с тяжёлыми нарушениями речи (5.1)

Программу составил: учитель-логопед Н.В. Туба

2022-2023


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа логопедической работы составлена в соответствии с ФГОС НОО для детей с ОВЗ и представляет собой программу коррекционно-развивающей работы, адаптированную для оказания логопедической помощи обучающимся с расстройствами аутистического спектра и учитывающая особенности их психофизического развития и индивидуальные возможности, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию с учетом требований следующих нормативных документов:

  • Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (с изменениями от 01.02.2022);
  • Приказа Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19 декабря 2014 года «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ОВЗ»;
  • Примерной АООП Основного ОО для обучающихся с ТНР;
  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 – Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
  • Локальных нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность ГБОУ «Школа № 113»
  • Устава ГБОУ «Школа № 113».

I. Актуальность

Для обучения по варианту 5.1 зачисляются обучающиеся, основным недостатком которых при первично сохранном интеллекте и слухе является выраженная недостаточность полноценной речевой и/или коммуникативной деятельности как в устной, так и в письменной форме. Это может проявляться в виде следующих нарушений:

  1. резистентная к коррекционному воздействию форма общего недоразвития речи, как правило, осложненная органическим поражением центральной нервной системы;
  2. нарушения чтения и нарушения письма средней и тяжелой степеней выраженности;
  3. темпоритмические нарушения речи тяжелой степени (заикание и др.);
  4. нарушения (распад) речи (афазия) и/или выраженные расстройства артикуляции (дизартрия, механическая дислалия), возникшие в результате заболеваний, оперативного вмешательства, травм и др.;
  5. комбинированные нарушения речевого развития (сочетанные проявления).

Резистентная к коррекционному воздействию форма недоразвития речи проявляется в несформированности всех языковых средств и, как правило, осложненная органическим поражением центральной нервной системы, препятствует становлению полноценной языковой личности, поскольку приводит к замедленному и искаженному формированию речевой деятельности обучающегося. Данная группа обучающихся является неоднородной по показателям причин нарушений и по соотношению тяжести нарушений отдельных сторон речи. Объединяют эту группу особенности лингвистического проявления нарушения (несформированность всех сторон речи), отсутствие первичных отклонений в развитии интеллектуальных возможностей, а также отсутствие грубых отклонений в развитии сенсорных систем. Нарушения затрагивают весь комплекс параметров, влияющих на формирование языковой личности: развитие языковой способности, освоение и использование языковых средств, формирование метаязыковой деятельности, владение различными видами речевой деятельности, становление мотивационных и рефлективных компонентов коммуникации.

Наибольшие проблемы обучающиеся с резистентной к коррекционному воздействию форме общего недоразвития речи испытывают при работе с текстами. Необходимо отметить, что у обучающихся более сохранно понимание текстов, чем их продуцирование. При восприятии текстов в процессе аудирования или чтения доступно, в основном, понимание фактологии и скрытого смысла услышанного. Однако, в ряде случаев, происходит замещение содержания текста собственными субъективно значимыми фактами и домыслами, что отрицательно сказывается на объеме и качестве получаемой информации. При составлении собственных текстов у обучающихся подростков с данной формой речевого недоразвития отмечаются проблемы с применением формальных признаков текста (последовательность изложения, тематичность, связность, смысловая законченность и др.). Возрастает количество недостатков лексико-грамматического характера.

Аналогичные проблемы характерны и для письменных текстов: на чтении и письме. В группе обучающихся с нарушениями чтения и письма, могут быть выделены три подгруппы: обучающиеся, имевшие общее недоразвитие речи; обучающиеся с дислексией и дисграфией, у которых нарушения чтения и письма обусловлены иными причинами, в частности, несформированностью оптико-пространственных представлений, недостаточностью мнестических процессов и др.); обучающиеся со смешанными формами нарушения чтения и письма.

Основными признаками низкого уровня сформированности процессов письменной речи (чтения и письма), обусловленных недостатками развития всех сторон устной речи, являются фонологические замены фонем в функционально сильных позициях. Наряду с этим отмечается наличие аграмматизма, нарушений слоговой структуры слова, лексические замены, трудности языкового анализа. В значительной степени страдает темп чтения, вследствие неполноценности лексико-грамматической стороны речи в более поздние сроки формируются механизмы вербального прогнозирования, что отрицательно сказывается на беглости и сознательности процесса чтения. В результате несформированности метаязыковых навыков в области текстовой компетенции страдает формирование предметных компетенций.

Низкий или невысокий уровень текстовой компетенции не только препятствует полноценному пониманию текстов учебника и произведений художественной литературы, но и создает препятствия для продуцирования собственных текстов.

Группа детей с нарушениями технической и смысловой сторон письменной речи (дислексией и дисграфией), обусловленных недостаточным уровнем сформированности механизмов и операций, лежащих в их основе различного патогенеза при нормативном развитии устной речи и интеллекте, также неоднородна по своему составу. С одной стороны, в нее входят обучающиеся, нарушения письма и чтения у которых связаны с недоразвитием устной речи (прежде всего, фонематическими нарушениями), а с другой - дети, имеющие тяжелую дисграфию и / или дислексию, обусловленными различными причинами неречевого генеза.

Ошибки при дисграфии и дислексии (пропуски, перестановки, замены букв, обозначающих акустически и артикуляционно сходные звуки, трудности обозначения оптически сходных графем, аграмматизм на письме, отсутствие границ слова и предложения и т.д.) являются многочисленными, повторяющимися, стойкими и специфическими. Помимо этого, дислексия проявляется и в замедлении процесса овладения чтением, а также в замедлении темпа, скорости чтения, трудностях понимания прочитанного.

Для обучения по варианту 5.2 зачисляются обучающиеся с нарушениями чтения и письма, имеющие среднюю и тяжелую степени нарушения чтения и письма.

При средней степени нарушения чтения количество и характер ошибок замедляют процесс чтения, обучающийся вынужден перечитывать отдельные слоги, слова и предложения. В ряде случаев отмечается наличие элементов послогового чтения, например, при чтении слов сложной слоговой структуры, малознакомых слов. Понимание текста может быть фрагментарное, хотя тему и общее содержание текста обучающийся может установить. При тяжелой степени нарушения количество допускаемых ошибок препятствует пониманию прочитанного. Обучающийся может выделить отдельные факты из текста (при этом понимание устной речи в полном объеме). К этой же группе относятся обучающиеся, у которых не сформированы продуктивные способы чтения, что встречается при отсутствии коррекционной работы на уровне начального общего образования.

При средней степени нарушения письма работы обучающихся насыщены дисграфическими ошибками, что препятствует и самопроверке, и успешному усвоению предметных компетенций в области русского языка. В самостоятельных письменных работах количество специфических (дисграфических) ошибок возрастает, отмечается бедность и стереотипия используемых лексики и синтаксических конструкций.

Вариант 5.2, предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения образованию сверстников с нормальным речевым развитием. Данный вариант программы может реализовываться как в специальной школе или специальном классе, так и в условиях инклюзивной образовательной организации.

Сроки освоения АООП ООО по варианту 5.1 составляют 5 лет (5-9 классы).

Указанные особенности препятствуют успешному освоению материала основной образовательной программы ребёнком и без необходимого коррекционно-педагогического воздействия приведут к школьной дезадаптации.

ФГОС НОО ставит задачу обеспечить «равные возможности получения качественного начального общего образования» для всех детей, поступающих в школу. В Стандарте указывается на обязательный «учёт индивидуальных возрастных, психологических, физиологических особенностей детей» (ФГОС НОО).

Важным условием для успешного обучения детей с особенностями психофизического развития и состояния здоровья является организация «социально-педагогической и психологической помощи, психолого-медико-педагогической коррекции» (ФЗ-273).

Для содействия в «развитии индивидуальных способностей, положительных мотиваций и умений в учебной деятельности» детей с нарушениями речи в образовательных организациях должны быть организованы:

  • современная психолого-педагогическая диагностика возможностей с целью выявления особых потребностей;
  • оказание целевой коррекционно-педагогической и психологической помощи для успешного овладения материалом образовательных программ;
  • регулярная оценка динамики развития обучающихся в процессе оказания специализированной помощи.

Программа логопедической работы реализуется для обучающихся 5 класса сроком на 1 учебный год.

II. Цель программы

Создание специальных условий для получения образования в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования. Повышение эффективности обучения по родному (русскому) языку и предупреждение специфических расстройств чтения и письма путём восполнения недостатков развития когнитивных функций и коррекции нарушений процессов фонемного распознавания и языкового анализа и синтеза.

Цели и задачи реализации адаптированной основной общеобразовательной программы общего образования дополняются и расширяются в связи с необходимостью организации коррекционной работы и индивидуализации подходов на предметных уроках по преодолению недостатков устной и письменной речи:

  • развитие устной речи при учете степени выраженности нарушения, этиологии речевого нарушения, степени резистентности к коррекционно-развивающему воздействию;
  • формирование и развитие письменной речи с учетом характера и структуры речевых нарушений (замедление процесса овладения чтением, темпа, скорости чтения, устойчивые выраженные трудности понимания прочитанного, самостоятельного текстового анализа) при рациональном сочетании требований к качеству самостоятельных устных и письменных текстов в учебном процессе;
  • расширение коммуникативного опыта, мотивационных, регуляторных и рефлексивных компонентов коммуникативной деятельности.

Данные цели и задачи реализуются посредством: расширения номенклатуры языковых средств и формирование умения их активного использования в процессе учебной деятельности и социальной коммуникации; совершенствования речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих достаточный уровень владения русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; формирования и развития текстовой компетенции: умений работать с текстом в ходе его восприятия, а также его продуцирования, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; развития умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения.

Поскольку для обучающихся подростков с данными формами речевых нарушений характерно несовершенство владения высшими психическими процессами, опосредованными речью, в коррекционно-развивающей работе будут выделены следующие задачи:

III. Задачи программы

Коррекционные задачи:

  • развитие мыслительно-логических операций, словесного мышления,
  • формирование процесса сохранения заданных вербальных отношений (при зрительном подкреплении дети легче запоминают материал), расширение объема вербальной памяти,
  • развитие возможностей овладения обучающимися абстрактным содержанием учебного материала (например, математических задач) при условии минимизации средств словесного оформления,
  • формирование речемыслительной деятельности посредством вербализации мыслительных операций, отработка навыков автоматизированности аналитико-синтетического процесса и процесса текущего контроля, избирательности речемыслительных связей.
  • формировать фонематическое восприятие;
  • развивать навыки фонематического анализа и синтеза;
  • формировать фонетические, морфологические, лексические обобщения;
  • развивать навыки коммуникации;
  • развивать языковое чутьё.

Развивающие задачи:

  • развивать пространственно-временные представления;
  • расширять объём невербального и вербального видов памяти;
  • расширять объём и тренировать концентрацию невербального и вербального внимания;
  • развивать различные виды мышления;
  • развивать функции программирования и контроля деятельности;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • развивать графо-моторные навыки.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать умение работать в команде;
  • воспитывать умение отвечать по образцу;
  • воспитывать навыки ответа по очереди;
  • прививать соблюдение дисциплины на занятии;
  • воспитывать речевую культуру;
  • повышать уровень самоконтроля.

IV. Целевая аудитория

Программа составлена для логопедических занятий с обучающимися 5 классов, имеющими тяжёлые нарушения речи, проявляющиеся в ошибках письменной речи (дизорфографии) и процесса чтения (дислексии), и приводящие к трудностям в освоении основной образовательной программы начального общего образования (по родному (русскому) языку).

Занятия по предлагаемой программе могут проводиться с группой обучающихся или в индивидуальной коррекционно-педагогической работе.

V. Методологическая основа и методическая база программы

Методологической основой для разработки программы являются положения философии и психологии о языке как важнейшем средстве общения и познания (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия и др.); принципы общей и коррекционной педагогики: системный подход в диагностике и коррекции нарушений речевого онтогенеза, учёт ведущей деятельности на различных этапах психического развития, принцип повышения уровня сложности материала, учёт зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский), реализация индивидуального и личностно-ориентированного подходов в коррекционной работе; положения нейропсихологии детского возраста.

Методической базой при составлении данной программы являлись методические разработки М.Е. Евлампиева, М.В. Черенковой, Т.Г. Ланиной по нейропсихологической коррекции нарушений онтогенеза общего и речевого развития детей в рамках метода замещающего онтогенеза (А.В. Семенович) и методические разработки О.Н. Яворской по коррекции акустической дисграфии (фонемного распознавания), осложнённой недоразвитием языкового анализа и синтеза, у учащихся 3-4 классов. Так же для составления программы использовались материалы Л.Г. Парамоновой по коррекции дизорфографии обучающихся начальных классов. По аналогии с названными источниками в своей работе учитель-логопед адаптировал для обучающегося 9 класса материалы различных развивающих пособий (Асанов Л. Лучшие задачи на сообразительность. М., 1999; Поляк Г.Б. Занимательные задачи. М.: 2021; Кордемский Б.А. Математическая смекалка. М.: 2020 и другие). Программно-методические материалы адаптированы для проведения коррекционных занятий на школьном логопедическом пункте с учётом возраста и условий, предоставляемых образовательной организацией.

Перспективное и тематическое планирование коррекционной работы для 5 класса строится и наполняется материалом для занятий с учётом возрастных психофизиологических особенностей обучающихся.

VI. Общая характеристика коррекционно-педагогической работы

Программа коррекционно-педагогической работы состоит из шести разделов:

  • Раздел I. Сопоставление звуков и букв. Гласные и согласные (2 занятия);
  • Раздел II. Звукобуквенный анализ и синтез слов (3 часа);
  • Раздел III. Ударение (2 часа);
  • Раздел VI. Обозначение мягкости согласных на письме (16 часов);
  • Раздел VII. Звонкие и глухие согласные. Оглушение парных звонких согласных в середине и конце слова (12 занятий).

Занятия проводятся 3 раза в неделю: всего 34 учебных недели, 4 из них отводятся для обследования устной речи и навыков письма в сентябре и мае, оставшиеся 30 недель отводятся для коррекционно-педагогической работы. Итого по календарно-тематическому планированию за учебный год проводится 90 занятий.

Распределение тем по разделам программы коррекционно-педагогической работы

Тема

Количество часов

Инициация базовых составляющих подкорково-корковой и межполушарной организации процессов развития. I ФБМ

28

1

Комплекс занятий, включающий упражнения по развитию и коррекции внимания, дыхания, общей моторики, мелкой моторики, артикуляционной моторики, глазодвигательных функций, сенсомоторных взаимодействий, графо-моторных навыков.

28

Тема

Количество часов

Раздел I. Сопоставление звуков и букв. Гласные и согласные

2

1

Звуки и буквы. Гласные и согласные

1

2

Сопоставление гласных и согласных

1

Раздел II. Звукобуквенный анализ и синтез слов

3

3

Гласные и согласные. Определение первого и последнего звука в слове

1

4

Определение места звука в слове, соседи звука (буквы)

1

5

Определение количества звуков в слове. Соотношение между звуком и буквой в слове

1

Раздел III. Слоговой анализ и синтез

3

6

Выделение конкретного слога в слове

1

7

Определение количества слогов, слогообразующая роль гласных букв

1

8

Составление слов из слогов

1

Раздел IV. Ударение

2

9

Ударение в односложных и двусложных словах

1

10

Ударение в трёхсложных

1

Раздел V. Обозначение мягкости согласных на письме

16

11

Гласные а-я, о-ё, у-ю, э-е, ы-и; их сходство и различие. Выделение ударной гласной

1

12

Обозначение мягкости согласных гласными я, ё, ю, е, и. Выделение ударного слога

1

13

Гласные а, я; их различение в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Обозначение мягкости согласных буквой я

2

14

Гласные о, ё; различение их в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Обозначение мягкости согласных буквой ё

2

15

Гласные у, ю; различение их в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Обозначение мягкости согласных буквой ю

2

16

Гласные ё, ю; различение их в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Обозначение мягкости согласных буквами ё, ю

2

17

Гласные э, е, ы, и; различение их в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях. Обозначение мягкости согласных буквами е, и

2

18

Обозначение мягкости согласных буквой ь

2

19

Твёрдые согласные ц, ж, ш и мягкие согласные ч, щ, й

2

Раздел VI. Звонкие и глухие согласные. Оглушение парных звонких согласных в середине и конце слова

12

20

Различение звуков [б], [п] и букв б, п в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

2

21

Различение звуков [д], [т] и букв д, т в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

2

22

Различение звуков [г], [к] и букв г, к в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

2

23

Различение звуков [в], [ф] и букв в, ф в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

2

24

Различение звуков [з], [с] и букв з, с в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

2

25

Различение звуков [ш], [ж] и букв ш, ж в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

2

Раздел VII. Непарные звонкие и глухие согласные, схожие по звучанию

18

26

Различение звуков [с], [ш] и букв с, ш в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

2

27

Различение звуков [з], [ж] и букв з, ж в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

2

28

Различение звуков [с], [ц] и букв с, ц в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

2

29

Различение звуков [ч], [щ] и букв ч, щ в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

2

30

Различение звуков [ч], [ц] и букв ч, ц в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

1

31

Различение звуков [ч], [т’] и букв ч, т в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

1

32

Различение звуков [р], [л] и букв р, л в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

2

33

Различение свистящих и шипящих в словах, слогах, словосочетания и предложениях

2

34

Различение шипящих и аффрикат в словах, слогах, словосочетания и предложениях

2

35

Различение свистящих, шипящих и аффрикат в словах, слогах, словосочетания и предложениях

2

Итого: 90 занятий (3 занятия в неделю)

VII. Ожидаемые результаты

В результате освоения программного материала обучающиеся совершенствуют навыки речемыслительной деятельности, восполняют недостатки в процессах фонематического анализа и синтеза, развивают лексико-грамматический строй речи и связную речь в целом, тренируют навыки работы с текстами, совершенствуют навыки письма и письменной речи в соответствии с возрастными нормами, в результате чего возрастает эффективность обучения по родному (русскому) языку.

Программа рассчитана на 1 год коррекционно-педагогической работы. По мере необходимости возможно проведение коррекционно-педагогической работы по представленной программе в других классах (7-9) с подбором материала занятий, соответствующего возрастным психофизиологическим особенностям.

VIII. Проведение диагностики результатов

Входная и контролирующая диагностики осуществляются по методике обследования письма и чтения младших школьников (О.Б. Иншакова) с подбором более сложных текстов, соответствующих требованиям к концу обучения в 8-м классе.

Литературный источник: Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников: метод. пособие / под ред. Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. – М.: Секачёв, 2008.

Краткое описание методики: методика предназначена для выявления у младших школьников нарушений письма. Обследование проводится при выполнении слухового диктанта и списывания с печатного и рукописного текстов. Отбор материала проведён на основе лингвистического анализа текстов.

После получения письменных материалов проводится количественный и качественный анализ ошибок, допущенных обучающимися при выполнении заданий. Ошибки делятся на несколько групп: дисграфические, дизорфографические и метаязыковые. В соответствии с преобладающим количеством определённого типа ошибок для обучающегося подбирается программа коррекционно-педагогической работы по устранению нарушений письма.

IX. Условия реализации коррекционно-педагогической работы

Материально-техническое обеспечение. Необходимым условием для реализации коррекционно-педагогической работы является наличие специально оборудованного логопедического кабинета, позволяющего организовать учебную деятельность, коммуникацию детей в группах и двигательную активность.

Обеспечение здоровьесберегающих условий. Во время занятия должно выполняться чередование различных видов деятельности (слушание, говорение, письмо, чтение, движения общей и мелкой моторики). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности не должна превышать 7-10 минут. Занятия во второй половине дня проводятся с детьми не чаще, чем 3 раза в неделю. Продолжительность одного фронтального (группового) занятия не должна превышать 40 минут, одного индивидуального (подгруппового) занятия – 20 минут. Занятия проводятся с обязательным соблюдением санитарно-гигиенических правил и норм и в соответствии с правилами охраны труда. С целью предупреждения утомляемости, активизации определённых зон головного мозга и профилактики физических, умственных, психологических перегрузок детей на занятиях проводятся физкультурные минутки.

Методическое и дидактическое обеспечение. Для подбора материала к занятиям программы используются следующие методические и практические пособия:

  • Абрамова Н.А. Преодоление нарушений языкового анализа и синтеза. логопедические занятия. 1-3 классы. Волгоград, 2011
  • Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 1998
  • Асанов Л. Лучшие задачи на сообразительность. М., 1999
  • Ахременкова Л.А. Русский язык. 8 класс. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Учебное пособие. М.: 2022
  • Ахременкова Л.А. Русский язык. 9 класс. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Учебное пособие. М.: 2022
  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Вахрушев А.А. и др. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. 3-4 классы. М., 2013
  • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Вахрушев А.А. и др. Летняя тетрадь будущего третьеклассника. М., 2013
  • Бунеев Р.Н. Летняя тетрадь будущего четвероклассника. М., 2013
  • Воронина Т.П. Дисграфия, или Почему ребёнок плохо пишет? Ростов-на-Дону: Феникс, 2014
  • Воронина Т.П. Дислексия, или Почему ребёнок плохо читает? Ростов-на-Дону: Феникс, 2014
  • Воронина Т.П. Читаем быстро и внимательно: качество чтения младших школьников. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013
  • Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых: пособие для логопеда. М., 2001
  • Голубев А.Ю. Ворох скороговорок. М., 2013
  • Голубев А.Ю. Прятки-загадки. М., 2013
  • Дмитриева В.Г. Словарные слова для начальной школы с волшебными очками. книга на картоне. М., 2014
  • Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 1. М., 2011
  • Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 2, часть 1 «Дифференциация гласных». М., 2011
  • Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 2, часть 2 «Дифференциация звонких и глухих согласных». М., 2011
  • Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. CD Выпуск 2, часть 3 «Дифференциация свистящих, шипящих, аффрикат, Л-Р». М., 2011
  • Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 2001
  • Зубарева Л.В. Коррекция письма на уроках. 3-4 классы: задания и упражнения. Волгоград, 2009
  • Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет в 2-х частях. М., 2005
  • Иншакова О.Б., Колесникова А.М. Пространственно-временные представления: обследование и формирование у школьников с экспрессивной алалией. М., 2006
  • Ишимова О.А., Шаховская С.Н., Алмазова А.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. Программно-методические материалы. М., 2014
  • Ишимова О.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Чтение. Программно-методические материалы. М., 2014
  • Ишимова О.А., Алмазова А.А. Развитие речи. Письмо. Тетрадь-пощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2014
  • Ишимова О.А., Дерябина Е.В. Письмо. Различаю гласные звуки. Правильно пишу. Тетрадь-пощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2016
  • Ишимова О.А., Заббарова Е.Х. Письмо. Различаю звонкие и глухие согласные звуки. Правильно пишу. Тетрадь-пощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2016
  • Ишимова О.А., Подотыкина В.Д. Письмо. Различаю твёрдые и мягкие согласные звуки. Правильно пишу. Тетрадь-пощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2016
  • Ишимова О.А., Алипченкова Н.Н. Письмо. Различаю твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначаю мягкость согласных. Тетрадь-пощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2016
  • Ишимова О.А., Юсов И.Е. Письмо. Понимаю и различаю текст, предложение, слово. Тетрадь-пощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2016
  • Ишимова О.А. Чтение. От буквы к слогу и словам. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2014
  • Ишимова О.А. Чтение. От слога к слову. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2014
  • Ишимова О.А. Чтение. Читаю словами. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2014
  • Ишимова О.А., Сабельникова С.И. Чтение. Читаю и понимаю. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. М., 2014
  • Канакина В.П., Щёголева Г.С. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы. М., 2016
  • Козырева Л.М.. Тетрадь №1. Загадки звуков, букв, слогов. Ярославль, 2006
  • Козырева Л.М. Тетрадь № 2. Тайны твердых и мягких согласных. Ярославль, 2006
  • Козырева Л.М. Тетрадь №3. Различаем глухие и звонкие согласные. Ярославль, 2006
  • Козырева Л.М.  Тетрадь №4. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие. Ярославль, 2006
  • Козырева Л.М.  Тетрадь № 5. Путешествие в страну падежей. Ярославль, 2006
  • Козырева Л.М.  Тетрадь № 6. Секреты прилагательных и тайны глаголов. Ярославль, 2006
  • Козырева Л.М.  Тетрадь №7. Как образуются слова. Ярославль, 2006
  • Козырева Л.М.  Тетрадь № 8. Слова-друзья и слова-неприятели. Ярославль, 2006
  • Кордемский Б.А. Математическая смекалка. М.: 2020
  • Краузе Е.Н. Логопедия. М., 2006
  • Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 1. Упражнения по коррекции акустической дисграфии. М.,2013
  • Мазанова Е.В. Учусь не путать звуки. Альбом 2. Упражнения по коррекции акустической дисграфии. М.,2013
  • Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 1. Упражнения по коррекции оптической дисграфии. М.,2013
  • Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 2. Упражнения по коррекции оптической дисграфии. М.,2013
  • Мазанова Е.В. Учусь работать со словом. Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии. М.,2013
  • Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. М.,2013
  • Парамонова Л.Г. О дизорфографии. М., 2021
  • Парамонова Л.Г. Предупреждение и преодоление дизорфографии у детей с общим недоразвитием рачи. С-Пб., 2012
  • Парамонова Л.Г. Упражнения для развития речи. М., 2002
  • Поляк Г.Б. Занимательные задачи. М.: 2021
  • Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления. М., 2012
  • Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2007
  • Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М., 2007
  • Ткаченко Т.А. Фонематическое восприятие. Формирование и развитие. Логопедическая тетрадь. М., 2008
  • Ткаченко Т.А. Слоговая структура слова. Коррекция нарушений. Логопедическая тетрадь. М., 2008
  • Ткаченко Т.А. Звуковой анализ и синтез. Формирование навыков. Логопедическая тетрадь. М., 2008
  • Ткаченко Т.А. Лексико-грамматические представления. Формирование и развитие. Логопедическая тетрадь. М., 2008
  • Яворская О.Н. Занимательные задания логопеда для школьников. 2-3 классы. С-Пб., 2014
  • Яворская О.Н. Занимательные задания логопеда для школьников. 3-4 классы. С-Пб., 2010
  • Яворская О.Н. Игры, задания, конспекты занятий по развитию письменной речи у школьников 7-10 лет. С-Пб., 2007
  • Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007

X. Заключение

Основная работа по развитию устной речи и формированию письма как общеучебного навыка у школьников выполняется на уроках русского языка и литературы. Однако значение коррекционно-педагогической работы с использованием различных методов, форм и средств, направленных на оказание помощи детям в освоении образовательной программы, трудно переоценить.

Организация логопедической помощи – одно из специальных условий успешного освоения образовательных программ обучающимися с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ДИЗОРФОГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НЕРЕЗКО ВЫРАЖЕННЫМ ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Среди учащихся младших классов общеобразовательных школ имеется группа детей с так называемым "нерезко выраженным общим недоразвитием речи" (НОНР). Они нуждаются в целенаправленной и своевременной пом...

Программа логопедической работы по коррекции аграмматической дисграфии с обучающимися начальных классов с задержкой психического развития

   Я хочу представить программу логопедической работы для обучающихся 3-4 классов по коррекции дисграфии, вызванной нарушением лексико-грамматического строя речи....

Рабочая программа логопедической работы по коррекции недоразвития речи средней степени тяжести с обучающимся 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программно-методическое обеспечение коррекционно-образовательного процесса очень важно. Предлагается рабочая программа логопедической работы по коррекции недоразвития речи средней степени тяжести...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДИЗОРФОГРАФИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Одним из ключевых условий овладения основной образовательной программой начального общего образования является орфографически правильное письмо. Поэтому стойкие нарушения письменной речи будут препятс...

Рабочая программа логопедической работы по коррекции речи с обучающимися младших классов с ЗПР

Рабочая программа учителя-логопеда является обязательным педагогическим документом, обеспечивающим реализацию функций профессиональной деятельности и систему образовательной работы с детьми по реализа...

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции дизорфографии с обучающейся 6 класса с ОВЗ (ИН)

Закрепление представлений об имени существительном как части речи и его грамматических признаках; умение отличать существительное среди других частей речи-вот основная цель данного занятия....