Использование элементов жестового языка "МАКАТОН" при формировании коммуникации неговорящих детей"
презентация к уроку

Шипицина Елена Сергеевна

Основной целью на начальном этапе неговорящих детей является поиск альтернативных средств общенияя. такие как "МАКАТОН".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_elementov_zhestovogo_yazyka_makaton.pptx359.4 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ РХ «Школа – интернат для детей с нарушениями слуха Использование элементов жестового языка «МАКАТОН» при формировании коммуникации неговорящих детей Выполнила: Шипицина Е.С. Абакан 2020

Слайд 2

В настоящее время растет количество детей, имеющих такие нарушения развития, при которых речь либо отсутствует, либо представлена отдельными вокализациями. Имеем в виду такие нарушения развития, как РДА, алалия, ДЦП, дети с интеллектуальной недостаточностью, сенсорные нарушения, комплексные нарушения речи. В таких случаях педагог, работающий с перечисленными категориями детей, должен обладать знаниями по установке контакта с безречевым ребенком. Основной целью на начальном этапе обучения таких детей является поиск альтернативных средств общения, с помощью которых ребенок смог бы вступать во взаимодействие с педагогом.

Слайд 3

Что такое жест? Жест ( лат. gestus — движение тела) — некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл , то есть являющееся знаком или символом .

Слайд 4

Причины использования жестов при нарушениях коммуникации они делают слово «видимым»; помогают создать «мостик» к устной речи; помогают ребёнку лучше запоминать и усваивать новые слова; помогают ребёнку пользоваться словами, которые он ещё не может произнести ; помогают донести до собеседника послание, когда речь ещё не сформирована , либо неразборчива.

Слайд 5

Группы жестов: 1. Символические социальные жесты и движения. • Указательный жест. • Да. • Нет. • Нельзя. • Дай. • На. • Иди сюда. • Иди на ручки. • Дай ручку. • Уходи. • Сядь. • Встань, поднимись. • Привет.

Слайд 6

МАКАТОН – это уникальная языковая программа с использованием жестов, символов и звучащей речи, помогающая людям с коммуникативными трудностями общаться.

Слайд 7

Цель этой программы – дать возможность общения людям с физическими и интеллектуальными нарушениями МАКАТОН может использоваться как вспомогательная программа – когда жестовый язык используется одновременно с речью , либо как альтернативная, когда жесты полностью замещают речь .

Слайд 9

Символы МАКАТОН

Слайд 10

МАКАТОН успешно используют педагоги для помощи детям с различными коммуникативными проблемами – в случаях интеллектуальных нарушений легкой, средней или тяжелой степени, расстройства аутистического спектра, выраженных физических нарушений, сенсорных нарушений, нарушений речи .

Слайд 11

Языковую программу МАКАТОН применяют более чем в 40 странах мира. Датой создания Макатона считают 1972 год. Авторы Маргерет Уокер, Карен Джонстон и Тони Комфорс выпустили базовый словарь языка Макатон .

Слайд 12

МАКАТОН – это не вид терапии, а вспомогательный вид коммуникации, который позволяет человеку общаться .

Слайд 13

Не следует путать МАКАТОН и жестовый язык, которые используют глухонемые. МАКАТОН – это система упрощенных жестов, которые легко понять. Из языка глухонемых в упрощенном варианте заимствуются только некоторые, часто абстрактные понятия .

Слайд 14

Словарь Макатона Это четко структурированная система, состоящая из Основного словаря и Ресурсного словаря. Основной словарь включает около 450 функциональных понятий, необходимых в ежедневном, бытовом общении (семья, еда, предметы, животные, основные глаголы действия и.т.д )

Слайд 15

Примерный словарь Мама, папа, брат, сестра, бабушка, Печенье, еда, вода. Туалет, кровать, кран, стол, стул. Дом, машина, автобус. Я, ты, где?, что?, пожалуйста, спасибо, здравствуй, до свиданья. Спать, пить, есть, смотреть, стоять, умываться, принимать душ и др. Ещё, хорошо, да, нет. Пример слов 4 уровня: Учитель, мастер, друг. Школа, работа, музыка. Карандаш, ручка, бумага, ножницы, клей, иголка, нитки, ключ и др. Учить, читать, писать, рисовать, строить, работать, готовить и др. В, на, под, верх, низ.

Слайд 16

Основной словарь создан на основе нескольких принципов Ограничение количества слов, использование ключевых понятий, характеризующихся высокой функциональностью. Организация уровней Словаря в соответствии с коммуникационной значимостью, а также уровня сложности. Персонализация Словаря , возможность приспособления его к индивидуальным особенностям человека. Одновременное использование речи, жестов и символов.

Слайд 17

Жесты используются на трех уровнях: На ключевом уровне жесты отражают только ключевые понятия. На функциональном уровне жесты отражают только глаголы действия. На полном уровне жесты отражают большинство слов в высказывании.

Слайд 18

Жестам в МАКАТОНЕ всегда соответствует выражение лица, интонация, движения тела, пространственная ориетация . Многие жесты различаются в зависимости от того, о ком идет речь – обо мне, или о собеседнике .

Слайд 20

Вывод: Программа МАКАТОН выгодно отличается от многих систем альтернативной коммуникации, поскольку обеспечивает мультимодальный подход в обучении коммуникации и речи.

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ноод «Развитие кинестетического контроля у неговорящих детей» с использованием пескотерапии (младшая диагностическая группа

Конспект ноод«Развитие кинестетического контроля у неговорящих детей»с использованием  пескотерапии(младшая диагностическая группа)...

Статья "Актуальность использования элементов гимнастики для формирования правильной осанки".

Для формирования правильной осанки на уроках физической культуры целесообразно использовать элементы гимнастики....

Методическая разработка на тему: "Использование средств альтернативной и дополнительной коммуникации для детей с ОВЗ"

Исследования показывают, что речь и альтернативные способы коммуникации могут поддерживать друг друга. Для детей, которые находятся в группе риска, что речь у них не разовьётся, помощь должна осуществ...

статья "Формирование речевой деятельности у «неговорящих» детей"

Приходилось ли вам задумываться когда-нибудь, что такое общение? Насколько оно важно для вас и вашего ребёнка? Какой смысл мы вкладываем в это слово? Общение - это сложный процесс обмена информацией, ...

«Обучение глобальному чтению как средство альтернативной коммуникации для неговорящих детей»

Глобальное чтение — это один из способов альтернативной коммуникации, дополняющий или заменяющий обычную речь детям, у которых отсутствует речь. Это так же составная часть работы по обучению так...