Семинар для педагогов: "Светофор".
методическая разработка

Общительность - необходимое качество в профессиональной деятельности педагога. Педагог, радостно и активно отдающийся  любимому делу, может  создать для ребенка атмосферу  радости и комфорта.

Несколько слов о педагогическом общении. Хочется обратить  ваше внимание на то, что в нашей работе – это наиглавнейшая черта

Общение наивысшая радость, дарованная людям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_svetofor.docx26.18 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР «СВЕТОФОР»

«Психолого-педагогические основы общения воспитателей с детьми»

Тема нашего сегодняшнего семинара – практикума  «Светофор» - «Психолого-педагогические основы общения воспитателей с детьми».

Цель: Общительность - необходимое качество в профессиональной деятельности педагога. Педагог, радостно и активно отдающийся  любимому делу, может  создать для ребенка атмосферу  радости и комфорта.

Несколько слов о педагогическом общении. Хочется обратить  ваше внимание на то, что в нашей работе – это наиглавнейшая черта

Общение наивысшая радость, дарованная людям. Педагогическое общение - это общение, учитывающее состояние, интересы, отношения воспитанника. Так как формы общения воспитанников целиком зависят от техник общения воспитателей, то и говорить о том, как необходимо общаться мы будем именно сейчас.

Психологический настрой: «Все в твоих руках»

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу: Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»».

В наших руках возможность создать в детском доме такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома».

Свое вступительное слово мне хотелось бы начать словами Вольтера:

«Только тот, кто владеет собой  может повелевать миром».

Говоря иными словами, только человек с высокими моральными качествами может добиться многого. Мы должны быть более совершенными ради себя и наших детей и к этому нас обязывает выбранная нами профессия – Педагог.

        Педагог, который не забывает о том, что ему доверено самое дорогое – дети, непременно спросит себя, кем он является для своих воспитанников:

        Он – старший товарищ:  поговорит, посоветует, придумает что-то новое, удивительное.

        Он – арбитр: разберет по справедливости, по законам совести.

        Он – защитник: оградит от обидчика.

        Он – творец детской радости: с ним интересно, весело.

        Он  мудрец: он все знает, все умеет, все может, всему научит.

        Он – близкий человек, который заменяет ребенку мать в ее отсутствие. Рядом с ним по-домашнему тепло и уютно, и потому ребенок расцветает, раскрывается, несет ему самое заветное, сокровенное.

        Только такой педагог, радостно и активно отдающийся  любимому делу, может  создать для ребенка атмосферу  радости и комфорта.

Педагогическая культура подразумевает много качеств личности, необходимых в общении: справедливость, открытость, искренность, терпимость, выдержка, самообладание, требовательность, тактичность. 

Определение уровня общительности

Общительность - необходимое качество в профессиональной деятельности педагога. Данный тест поможет проверить, насколько развито оно у Вас и что Вам необходимо предпринять для совершенствования собственной техники общения.

Ответ "да" оценивается в 2 балла, "иногда"- 1 балл, "нет"- 0 баллов. 


1. Вам предстоит серьезная деловая встреча. Выбивает ли Вас из колеи ее ожидание? 
2. Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента? 
3. Вызывает ли у Вас смятение неожиданное поручение выступить с докладом в незнакомой до этого аудитории? 
4. Если Вам предложат поехать по профессиональным делам в город, где Вы никогда еще не бывали, приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать поездки? 
5. Вы делитесь своими профессиональными переживаниями с малознакомыми коллегами? 
6. Раздражают ли Вас просьбы воспитанников глубже пояснить им новый материал, больше привести примеров на излагаемую теорию по предмету? 
7. Считаете ли Вы, что педагогам и учащимся бывает трудно понять проблемы друг друга? 
8. Постесняетесь ли Вы напомнить коллеге, что он забыл Вам вернуть деньги, взятые в долг несколько месяцев назад?
9. Воспитанник дает Вам на проверку домашнюю работу, явно выполненную несамостоятельно. Вы промолчите о своих подозрениях или нет? 
10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы первым не вступите с ним в беседу. Так ли это? 
11. Избегаете ли Вы открытых конфликтов с воспитанниками? 
12. Избегаете ли Вы участия в дисциплинарных комиссиях, посвященных разбору поведения воспитанников? 
13. Вы всегда имеете собственное мнение по поводу прочитанных книг, просмотренных спектаклей и фильмов? 
14. Предпочитаете ли Вы промолчать, если услышите явно ошибочное суждение по хорошо известному вам вопросу или факту? 
15. Тяготит ли Вас просьба завуча   индивидуально помочь воспитаннику разобраться в учебной теме? 
16. Предпочитаете ли Вы излагать свою точку зрения в письменной форме устному изложению? 

Подведение итогов
30-32 балла. Вы явно некоммуникабельны, от чего сами сильно страдаете. Коллегам и воспитанникам с Вами тяжело. Ha Вас трудно положиться в деле, требующем групповых усилий. Вы слабы в проведении массовых и открытых мероприятий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя. 
25-29 баллов. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете уединение. У Вас мало друзей. Вы привыкаете к старым ученикам, трудно с ними расстаетесь и долго налаживаете контакт с новыми. Вообще все новое: работа, обстановка, поручения администрации, люди тяготят вас. 
19-24 балла. Вы общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. Вы умеете наладить контакт с учащимися и легко управляете дисциплиной класса. Но с новыми людьми (коллегами, членами родительского комитета) сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. Хотя многолетняя практика, вероятно, изменила ситуацию. 
14-18 баллов. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете учащихся, достаточно терпеливы в общении с ними, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости, спокойно и аргументировано. В то же время не любите недисциплинированности учащихся, их развязанность, экстравагантные выходки и многословие могут вызывать у Вас раздражение. 
9-13 баллов. Вы общительны, иногда даже сверх нормы и меры. Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что иногда раздражает окружающих. Интересуетесь делами своих учеников даже выходящими за учебный процесс. Охотно даете им разнообразные советы. Вам нравится организовывать внеклассные мероприятия: концерты, экскурсии и т.д. Любите быть в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Вам недостает усидчивости, терпения для успешности профессиональной деятельности. 
3-8 баллов. Общительность бьет из Вас ключом... Вы слишком говорливы, многословны. Ваша коммуникабельность для окружающих просто болезненна.

КРАСНЫЙ

1. Не унижайте  ребенка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям.   Не исключено, что ими будете вы.

2. Не угрожайте  ребёнку. Угрозы взрослого порождают ложь ребёнка, приводят к боязни и ненависти.

3. Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».

4. Нельзя выражать недовольство ребенком, можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка.

5.Нельзя осуждать чувства ребенка, можно осуждать действия ребенка,    но не его чувства, какими бы непозволительными они ни были.

6. Недовольство действиями ребенка не должно быть постоянным, иначе оно перестает восприниматься.

7.  Нельзя требовать от ребенка невозможного или трудновыполнимого. Лучше посмотрите, что можно изменить в окружающей обстановке.

8.    Нельзя  вмешиваться  в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь - обязательно окажите ее.

9.Нельзя  публично, выставив перед коллективом отчитывать ребенка.

10.Никогда не критикуйте ребенка в присутствии посторонних.

11.Не устанавливайте для ребенка слишком много правил: он перестанет обращать на вас внимание.

12.Не сравнивайте вашего ребенка с другими детьми.

Наработки педагогов:

- грубость;

- пренебрежение;

- раздражительность;

- физическое воздействие;

- неприязнь;

- гиперопека;

- нецензурная речь;

- занижать самооценку;

- подавление личности ребенка, через сравнения с кем-либо;

- разговаривать на повышенных тонах.

ЗЕЛЕНЫЙ

1. Дорожить любовью  ребёнка. Помните, от любви до ненависти один шаг. Не делайте необдуманных шагов.

2.Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или бездействия). Тогда у него будет шанс повзрослеть.

3.Если ребенок вызывает у вас отрицательные переживания, сообщите ему об этом.

4.Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, нужно соразмерять собственные ожидания с возможностями ребенка

5.Постепенно, но неуклонно снимайте с себя ответственность за личные дела  ребенка, пусть он почувствует себя ответственным за их выполнение.

6.О своих чувствах говорите ребенку от первого лица. Сообщайте о себе, своих мыслях и чувствах, а не о нем и его поведении.

7.Будите ребенка спокойно; проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если “вчера предупреждали”.

8.Не прощайтесь, предупреждая и наставляя: “смотри, не балуйся”, “веди себя хорошо”, “чтобы сегодня не было замечаний о твоем поведении” и т.п. Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.

9.Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.

10. Во время занятий с ребенком необходимы: спокойный тон, поддержка (“не волнуйся, все получится”, “давай разберемся вместе”,“я тебе помогу”), похвала (даже, если не очень получается).

11.Нужно  быть внимательным к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели утомления, трудности учебы.

12.Учтите, что все дети любят сказку перед сном, песенку, ласковые слова. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном о неприятностях.

13.Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы сделали твоем

14.Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном.

15.Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его сочувственно и внимательно.

16.Установите четкие требования к воспитаннику.

17.Будьте терпеливы.

18.Будьте примером для воспитанников.  

Наработки педагогов:

- похвала;

- комплимент;

- толерантность;

- поощрение;

- уважение;

- юмор;

- корректность;

- собственный пример;

- умение слушать;

- доброжелательность;

- взаимодействие;

- открытость.

ЖЕЛТЫЙ

1. Не налагайте жестких запретов. В природе ребёнка- дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать.

2. Нельзя постоянно опекать  ребёнка. Там, где можно обойтись без опёки - дайте возможность маленькому человеку стать большим

3.Нельзя  читать  ребёнку бесконечные нотации, он их просто не слышит.

4.В общении с ребенком старайтесь избегать условий: “Если ты сделаешь, то…”. Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.

5.Нельзя дошкольников наказывать сидением на стульчике, только в редких случаях.

6.Подросткам нужно прощать, не замечать некоторые провинности.

Наработки педагогов:

- игнорирование;

- общение на повышенных тонах (эмоционально);

- принуждение;

- осуждение действий ребенка;

- выражение недовольства;

- тактильные прикосновения.

Результаты анкетирования

Мне нравится, когда меня называют: всем детям нравится, когда их называют по имени, а Игорю Уболехтову нравится, когда его Любовь Артемьевна называет  Лопушком.

Мне не нравится, когда меня называют: по фамилии, «Дудка», «Точка-переточка», «Плешка», «Ушастый», «Дебил», «Дурак», матерными словами, «Толстая», «Косая», «Тупая», «Трюфель», «Карыч», «Телегина», «Серый», «Идиот», «Собака», «Швабра подзаборная», «Корова», «Обжора», «Засранец»

Мне не нравится, когда воспитатель:

кричит, орет, ругается;

когда не знает, кто это сделал, а кричит на первого попавшегося, защищает  и верит больше мальчикам, а они подставляют. Хочу по справедливости чтобы поступали;

в детском доме одни, а в лагере другие;

избранное отношение к кому-то.

Чтобы я хотел изменить в детском доме:

все воспитанники говорят, что все нравится;

чтобы никто не матерился;

хочу, чтобы на кухне была современная аппаратура;

чтобы хорошо я учился;

розетки в комнате были;

красоту, хочется обои;

поменять воспитателей назад;

спортивного инвентаря побольше;

вещи закупали сами;

кружок современных танцев;

не говорили в детском доме «кайф»;

чтобы дети хорошо учились и не менялись воспитатели.

Меморандум детей своим воспитателям

1. Любите меня таким, каков я есть. Я - это Я, и это прекрасно.

2. Не бойтесь быть решительными со мной. Мне это нравится, поскольку тогда я знаю, насколько далеко я зашел.

3. Не применяйте ко мне силу. Это убеждает меня, что силой можно решить всё. Я быстрее откликнусь, если меня просто поведут за собой.

4. Будьте последовательными. Иначе я запутаюсь, и могу отказаться от того, что хорошо знаю и умею делать.

5. Не давайте обещаний, если вы их не можете выполнить. Я могу утратить доверие к вам.

6. Никогда не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то для того, чтобы расстроить вас. Иначе и в дальнейшем я буду пытаться одерживать такие «победы».

7. Не делайте мне замечаний в присутствии чужих людей. Я лучше пойму вас, когда вы спокойно поговорите со мной «с глазу на глаз».

8. Не обсуждайте моё поведение, когда конфликт в разгаре. По многим причинам я не очень хорошо вас понимаю. Абсолютно правильно требовать от меня хорошего поведения, но давайте поговорим об этом позже.

9. Никогда не делайте за меня то, что я могу сделать сам. Это заставляет чувствовать себя маленьким, и я буду продолжать использовать вашу помощь всегда.

10. Не старайтесь постоянно поучать меня. Вы сами удивились бы, узнав, что я давно знаю, что плохо, а что - хорошо.

11. Не будьте слишком требовательными. Если вы буде вести себя так, я вынужден буду защищаться и не буду вас слушаться.

12. Не заставляйте меня ощущать, что мои ошибки – это мои грехи. Я должен научиться ошибаться, поскольку в жизни без этого ничего не бывает.

13. Не требуйте от меня объяснений моего плохого поведения, поскольку на самом деле я и сам не знаю, почему так поступил.

14. Не проверяйте постоянно мою честность, поскольку я могу испугаться и быстро научиться врать.

15. Не защищайте меня от обстоятельств, поскольку я учусь только лишь на собственном опыте.

16. Не отталкивайте меня, когда я о чем-то спрашиваю.

17. Не думайте, что извинившись передо мной, вы уроните свою честь. Честное признание ваших ошибок вызовет у меня очень теплые чувства к вам.

18. Не забывайте, что я не смогу существовать без поддержки и понимания. Но я не должен напоминать вам про это, не так ли?

Теоретические выводы семинара «Психолого-педагогические основы общения педагогов с детьми» и пути решения по оптимизации общения с детьми.

В общении с детьми возникают нередко ситуации, которые как бы специально испытывают воспитателя на сдержанность, терпение, умение владеть собой. Иногда при объяснении нового задания одному-двум детям приходится несколько раз делать замечания, и нередко воспитатель не сдерживается, он устал от непослушания, ему надоело повторять несколько раз одно и то же, и он срывается на крик и угрозы. Нужно помнить: «Крик – это самый верный признак отсутствия культуры человеческих отношений» (В. А. Сухомлинский).

Большое значение в общении с детьми имеет настроение. Воспитатель должен следить за своим настроением. Он обязан немедленно перестраивать свое грустное, подавленное настроение. В этом случае неплохо овладеть искусством перевоплощения, которым в совершенстве владеют актеры. Насколько важно этому научиться, понятно каждому. Наше настроение заразительно, оно передается детям, влияя на их восприятие, готовность понять, следовать указаниям педагога. Дети всегда тянутся к людям, которым свойственно повышенно-веселое настроение, и, наоборот, избегают людей хмурых, неулыбчивых, скучающих. Детей сковывает настроение грусти, подавленности взрослых.

Если педагог хочет сохранить уважение и любовь своих воспитанников, он не должен ни одним словом, взглядом, жестом показывать свою расположенность или неприятие к кому-то из них. Надо относиться одинаково ко всем и к каждому в отдельности. Вместе с тем необходимо удовлетворять желание каждого ребенка, чтобы его любили, чтобы он чувствовал, что его любят и любят несколько особенно.

Работая с детским коллективом, воспитатель должен знать индивидуальные особенности своих детей. Плохо, если педагог начнет всех «причесывать под одну гребенку», «подгонять» индивидуальные свойства того или иного ребенка под общую линию. Бережное отношение к личности ребенка – это прежде всего признание его непохожести, особенностей проявления характера, воли, мышления, поступков, отличающих одного ребенка от всех других в детском коллективе. Педагогу надо считаться с индивидуальностью каждого ребенка, а тем более ярко выраженной индивидуальностью.

Важным условием оптимизации общения с ребенком является внимательность, проникновенность и неторопливость. Важно помнить, что у каждого человека возникает ситуация, когда ему исключительно важно с кем-либо поговорить, когда очень хочется поделиться своими наблюдениями, открытием, мнением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы выступления на семинаре "Использование разнотиповых семинаров и ИКТ в профильном обучении химии".

Использование семинаров в профильном обучении химии органической химии. На городском семинаре данный опыт был представлен в форме выступления....

Городской семинар учителей русского языка и литературы

Тема семинара: "Формирование базовых компетенций учащихся на уроках  русского языка и литературы" Представлена теоретическая основа семинара и памятка по компетенциям....

Краевой семинар воспитателей коррекционных образовательных учреждений. Тема семинара: «Развитие познавательных интересов и творческих способностей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья во внеурочное время».

23 марта 2012 года на базе КГКСКОУ школы-интерната VI вида города Владивостока для слушателей курсов ПИППКРО был проведен краевой семинар на тему: «Развитие познавательных интересов и творческих спосо...

Зональный семинар для заместителей директора по воспитательной работе. Выступление на семинаре.

laquo;Системно-деятельностный подход как основа создания воспитательной модели школы »...

Зональный семинар для заместителей директора по воспитательной работе. Выступление №2 на семинаре.

 «Создание воспитательной модели   на основе внедрения комплекса  технологий деятельностного типа  в условиях реализации ФГОС»...

Урок –семинар. Тип семинара: урок выведения новых знаний (русский язык) Класс: 9 Тема урока: типы подчинения придаточных (параллельное, последовательное, однородное) в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными Цели урока:

План семинараЧем объяснить, что сложноподчинённое предложение является видовым признаком  понятия «Предложение»?Как доказать, что наличие предикативной части является отличительным пр...