Программа развития творческих способностей через работу с природным материалом «Дары природы» (для учащихся 5-6 классов)
рабочая программа

Бурченкова Ольга Александровна

Программа по творческому развитию построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются различного характера нарушения интеллекта. Данная программа разработана для учащихся 5 - 6 классов (класс со сложной структурой дефекта).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый  ребенок» г.Смоленска»

Программа развития творческих способностей через работу с природным материалом

«Дары природы»

(для учащихся 5-6 классов)

2020 - 2026  уч.год

срок реализации программы

Программу составила учитель    

Бурченкова О.А.    

Смоленск, 2020

Пояснительная записка

     Творчество рассматривается учёными как человеческая деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего природного и социального мира.

     Творческое развитие как учебно-воспитательный процесс имеет важное коррекционно - развивающее значение. Воспитательные занятия по блоку «Творческое развитие» при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности у детей с нарушением интеллекта, воспитанию у них положительных навыков и привычек.

     Работа с природным материалом имеет огромное значение для обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями. Этот вид деятельности способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, воспитывает усидчивость, совершенствует мелкую моторику рук, что очень важно для школьников с особыми образовательными потребностями.

     Работы, выполненные из природных материалов, привлекают к себе внимание, вносят разнообразие в быт ребенка, всякий раз, по-новому одухотворяя его. Украшая письменный стол или книжную полку, поделки напоминают о природе и ее красоте.

     Программа по творческому развитию построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются различного характера нарушения интеллекта. Данная программа разработана для учащихся 5 - 6 классов (класс со сложной структурой дефекта).

     Программа рассчитана на два года обучения (5-6 класс)  коррекционной школы VIII вида. Занятия проводятся один раз в неделю (34 часа в год).

     В программу входят следующие виды работ с природным материалом: конструирование (из шишек, желудей, орехов, и т. д.), аппликация (из семян-крылаток, срезов веток, птичьих перьев, зёрен, тополиного пуха, опилок, яичной скорлупы, чешуек шишек и т. д.), лепка из глины, которые предусматривают знакомство и работу с материалами, инструментами и приспособлениями: ножницами, пинцетом, кисточками, стеками, подкладными досками, салфетками и т. д; изучение способов и приемов работы. Большое внимание уделяется изготовлению поделок, по замыслу и представлению.

     Задания построены с постепенным усложнением технологии изготовления поделок, что способствует всестороннему развитию данных детей.

     Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся обобщают свои знания о простейших закономерностях строения природных материалов, их разновидностях и многообразии, о перспективе, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о красоте природы и человеческих чувств.

     Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями через работу с природным материалом.

     Задачи программы:

- создание оптимальных условий для развития творческих способностей детей;

- развитие трудолюбия;

- расширение художественного кругозора;

- развитие и углубление интересов школьника;

- развитие творческого мышления учащихся;

- развитие коммуникативных навыков на основе совместной творческой деятельности;

- развитие мелкой моторики;

- развитие речи учащихся, обогащение активного словаря школьников.

Методическое обеспечение

     Программа по развитию творческих способностей включает в себя систему занятий по работе с природным материалом, которые проводятся на основе программного материала с добавлением элементов творчества и новизны.

     Методы работы: наблюдение за окружающей действительностью, беседа, рассказ, включение в трудовую деятельность, развитие самостоятельных действий, метод творческого проекта, адаптированный к детям с особыми образовательными потребностями.

     Форма работы - вводные, традиционные, практические занятия, уроки повторения, обобщения. Немаловажной формой работы является экскурсия на природу и посещение выставок прикладного творчества. В проведении практических занятий используются индивидуальное и коллективное творчество.

     Темы в программе располагаются по их возрастающей сложности. На занятиях отдельные дети могут получать индивидуальные темы, более простые или более сложные по сравнению с остальными. Индивидуальный подход дает возможность раскрыться каждому ребенку.

     Теоретическая часть дается в форме беседы с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы. Значительное место в беседе занимает рассказ педагога, дети являются непосредственными её участниками.

     Основное время занятий отводится практической работе по изготовлению поделок и игрушек из природных материалов, в процессе которой развивается эстетический вкус, прививаются аккуратность, усидчивость, трудолюбие.

     В качестве психологической разгрузки и для развития интеллектуальных способностей детей используются игры, загадки, и каждое занятие начинается с новой пословицы о труде.

     Отчет о работе учащихся проводится в форме выставок, открытых занятий, конкурсов.

Планируемые результаты

Учащиеся должны:

знать

уметь

Правила безопасности труда при работе с колющими и режущими инструментами и приспособлениями.

Название, назначение ручных инструментов для обработки природных материалов.

Виды природного материала и правила их сбора и хранения.

Технологию изготовления аппликационных работ, конструирования и лепки из глины.

Правила личной гигиены.

Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во время работы с природным материалом.

Организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы

(подбирать нужные материалы, инструменты и рационально размещать их на рабочем месте).

Творчески подходить к работе, проявлять фантазию.

Самостоятельно ориентироваться в задании и составлять план работы.

Контролировать и оценивать свою работу.

Употреблять в речи техническую терминологию.

Соблюдать пропорции и размеры деталей изделия, правильно располагать их в пространстве.

Тематический план

5 класс

Занятие. Тема.

Цель

Форма

проведения

  1. 1

Экскурсия в осенний лес.

Развитие творческого восприятия.

Экскурсия.  

  1. 2

Поделка из природного материала «Ёжик на полянке».

Развитие и коррекция механизмов творческого восприятия.

Практическое занятие.

  1. 3

Поделка из природного материала «Весёлый мишка».

Развитие и коррекция механизмов творческого восприятия.

Практическое занятие.

  1. 4

Итоговое занятие.

Подготовка работ к выставке.

Практическое занятие.

  1. 5

Поделка из природного материала «Ожерелье из осенних листьев».

Развитие и коррекция механизмов творческого восприятия.

Практическое занятие.

  1. 6

Поделка из природного материала «Старичок – Лесовичок».

Развитие и коррекция механизмов творческого восприятия.

Практическое занятие.

  1. 7

Поделка из природного материала.

« Гусеница».

Развитие и коррекция механизмов творческого восприятия.

Практическое занятие.

  1. 8

Итоговое занятие.

Подготовка работ к выставке.

Практическое занятие.

  1. 1

Картина из крупы «Солнышко».

Развитие творческого воображения и мелкой моторики.

Практическое занятие.

  1. 2

Картина из крупы

«Мышка».        

Развитие творческого воображения и мелкой моторики.

Практическое занятие.

  1. 3

Картина из крупы «Рыбка».

Развитие творческого воображения и мелкой моторики.

Практическое занятие.

  1. 4

Картина из крупы

«Грибы на поляне»

Развитие творческого воображения и мелкой моторики.

Практическое занятие.

  1. 5

Изготовление Новогодней игрушки.

Развитие творческого воображения и художественного вкуса.

Практическое занятие.

  1. 6

Аппликация.

«Ёлочка».

Продолжать  развивать мышление, фантазию, воображение.

Практическое занятие.

  1. 7

Аппликация с элементами рисования. «Снегурочка возле ёлочки».

Продолжать  развивать мышление, фантазию, воображение.

Практическое занятие.

  1. 8

Итоговое занятие. Подготовка работ к выставке.

Формирование сочетания личных и общественных интересов в творческой деятельности.

Практическое занятие.

  1. 1

Аппликация по замыслу детей.

Повышать интерес детей к работе с бумагой через игру.

Практическое занятие + игра.

  1. 2

Аппликация по замыслу детей.

Развитие творческих способностей, воображения.

Практическое занятие.

  1. 3

Аппликация сюжетная

«Где – то на белом свете».

Учить применять различные техники аппликации (симметричная, обрывная, накладная).

Практическое занятие.

  1. 4

Аппликация сюжетная

«Где – то на белом свете».

Учить применять различные техники аппликации (симметричная, обрывная, накладная).

Практическое занятие.

  1. 5

Рисование.

«Зимняя сказка».

Развивать воображение, эстетическое восприятие: чувство цвета, формы, композиции.

Практическое занятие.

  1. 6

Рисование по замыслу.

Учить детей самостоятельно намечать содержание рисунка, выбирать размер и цвет бумаги, краски или карандаши.

Практическое занятие.

  1. 7

Аппликация по замыслу.

Учить детей самостоятельно намечать содержание аппликации, выбирать цвет бумаги.

Практическое занятие.

  1. 8

Лепка.

«Птицы».

Учить детей лепить по частям, передавать форму, окраску, величину туловища и головы; правильную посадку головы, положение крыльев хвоста.

Практическое занятие.

  1. 9

Рисование по замыслу.

Учить детей самостоятельно намечать содержание рисунка, выбирать размер и цвет бумаги, краски или карандаши.

Практическое занятие.

  1. 10

Рисование по замыслу.

Учить детей самостоятельно намечать содержание рисунка, выбирать размер и цвет бумаги, краски или карандаши.

Практическое занятие.

  1. 11

Лепка персонажа любимой сказки.

Учить замечать и передавать в лепке характерные особенности персонажей известных им сказок.

Практическое занятие.

  1. 12

Лепка персонажа любимой сказки.

Учить замечать и передавать в лепке характерные особенности персонажей известных им сказок.

Практическое занятие.

  1. 1

Экскурсия в весенний лес.

Развитие творческого восприятия.

Экскурсия.

  1. 2

Рисование по замыслу «Весенний лес».

Учить детей передавать в рисунке характерные особенности весны – синее небо, земля освобождается от снега, реки и ручьи ото льда, на деревьях набухают почки, прилетают птицы.

Практическое занятие.

  1. 3

Аппликация по замыслу

«Весений лес».

Учить детей передавать в аппликации характерные особенности весны – синее небо, земля освобождается от снега, реки и ручьи ото льда, на деревьях набухают почки, прилетают птицы.

Практическое занятие.

  1. 4

Итоговое занятие. Оформление выставки работ по теме: «Весенний лес»

Формирование сочетания личных и общественных интересов в творческой деятельности.

Практическое занятие.

  1. 5

Оригами.

«Лилии для орнамента».

Учить детей мастерить поделки в стиле оригами. Развивать творческие способности детей, воображение.

Практическое занятие.

  1. 6

Расположение лилий в орнаменте.

Развивать умение создавать орнамент, располагать его на листе бумаги.

Практическое занятие.

Тематический план работы

6 класс

Тема занятия

Кол-во часов

1

Организационное занятие.

1

2

Экскурсия в парк.

2

3

Поделка из семян-крылаток «Стрекоза».

1

4

Конструирование из шишек «Ёжик».

1

5

Конструирование из желудей «Цапля».

1

6

Аппликация из засушенных листьев «Бабочка»

1

7

Конструирование из орехов «Кораблик»

1

8

Экскурсия на выставку

2

9, 10

Лепка из глины. Хохломская ложка. Роспись изделия. Творческое занятие.

2

11

Аппликация из опилок «Петушок».

1

12

Конструирование из разных природных материалов.

Композиция «Гуси-лебеди»

2

13

Аппликация из срезов веток «Веточка рябины»

1

14

Творческий проект. Изготовление ёлочной игрушки «Бабочка».

Изготовление ёлочных игрушек согласно творческому проекту.

3

15

Изготовление ёлочных игрушек из сосновых и еловых шишек «Фонарики», «Лесовичок».

1

16

Изготовление Рождественской ёлочки из крупной раскрытой

сосновой шишки.

1

17

Аппликация из яичной скорлупы «Снеговик».

1

18,19

Работа с глиной. Лепка и роспись дымковской игрушки «Лошадки».

2

20

Аппликация из семян-крылаток. Композиция «Ерши».

1

21

Подарок папам к 23-ему февраля. Аппликация из тополиного пуха «Котёнок».

1

22

Подарок мамам к 8 марта. Конструирование из различных природных материалов. «Букет цветов».

1

23,24

Аппликация из семян. Панно «Мухоморы».

2

25

Аппликация из чешуек шишек. Панно «Букет»

1

26

Творческое занятие. Поделки из различного природного материала на свободную тему.

2

27

Популяризация детского творчества.

Итоговая выставка лучших детских работ.

1

Содержание учебного материала

6 класс.

     1. Организационное занятие. «Умелые руки не знают скуки»

     Цели: Познакомить учащихся с различными видами природных материалов, с поделками, которые можно из них сделать, с инструментами, которые им потребуются, с техникой безопасности при работе с ними; спланировать работу кружка.

     2. Экскурсия в парк. «Веселись, играй, да дело знай».

     Цели: Собрать природный материал; развивать любознательность, наблюдательность, бережное отношение к родной природе.

     3. Поделка из семян-крылаток. «Стрекоза». «Глаза страшатся, а руки делают».

     Цели: Учить работать с семенами-крылатками, формировать умения анализировать многодетальный образец, правилам личной гигиены; развивать глазомер, фантазию и воображение детей; корректировать мелкую моторику руки; воспитывать интерес к труду.

     Материалы: семена-крылатки, веточки дерева, пластилин, семена яблок.

     Инструменты и приспособления: ножницы, стека.

     Повторение техники безопасности при работе с ножницами. Выставка лучших работ.

     4. Конструирование из шишек. «Ёжик». «Работа хвалит мастера».

     Цели: учить работать с шишками, ориентироваться на образец; развивать творческое мышление, воображение; корректировать мелкую моторику руки; воспитывать инициативу, самостоятельность.

     Материалы: еловые шишки, веточки, кора дерева, гриб-трутовик, семена яблока, пластилин.

    Инструменты и приспособления: ножницы, стека, нож (для руководителя).

Повторение техники безопасности при работе с ножницами. Выставка лучших работ.

     5. Конструирование из желудей. «Цапля». «Делал наспех, сделал на смех»

     Цели: Учить работать с шилом; знакомить с новым типом образца – рисунком поделки; учить устанавливать последовательность работы; развивать внимание и наблюдательность, конструкторские навыки, творческие способности; воспитывать чувство коллективизма

     Материалы: желуди, крылатки, веточки, чёрный перец горошком, плюски желудей.

    Инструменты: шило, ножницы.

Повторение техники безопасности при работе с ножницами, с шилом, правила личной гигиены. Выставка лучших работ.

     6. Аппликация из засушенных листьев «Бабочка». «Мало хотеть надо уметь».

     Цель: формировать практические навыки работы с засушенными листьями; учить работать по представлению, продолжать учить анализу процесса работы, развивать воображение детей, умение ориентироваться на листе бумаги; формировать гигиенические навыки при работе с клеем.

    Материалы: засушенные листья, черенки кленовых листьев, клей.

     Инструменты: ножницы, кисточка, салфетка, баночка для клея.

Повторение техники безопасности при работе с ножницами, правила личной гигиены. Выставка лучших работ.

     7. Конструирование из орехов. «Кораблик». «Кто первый в труде, тому слава везде».

     Цель: учить детей делать игрушку из разнообразного природного материала; учить ориентироваться на схему, соизмерять части поделки, развивать творческое мышление, навыки планирования; закреплять умения контролировать свои действия; воспитывать уважительное отношение к людям труда, умение оказывать помощь друг другу.

    Материалы: скорлупа грецкого ореха, веточки, береста, пластилин.

Инструменты и приспособления: ножницы, шило, стека.

Повторение техники безопасности при работе с ножницами, с шилом, правила личной гигиены. Выставка лучших работ.

     8. Экскурсия на выставку. «С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся».

     Цель: воспитывать у детей чувство патриотизма, любовь к Родине, умение видеть прекрасное, прививать эстетический вкус, формировать интерес к творчеству народных мастеров и желание изготовить похожие поделки.

     9, 10. Лепка из глины. Хохломская ложка. Роспись изделия. Творческое занятие. «Каков мастер, такова и работа»

    Цели: знакомить детей с новым природным материалом – глиной, с искусством хохломских мастеров, учить работать по представлению, формировать умение расписывать поделку, внося дополнения, проявляя творческую фантазию; воспитывать любовь к народному творчеству, эстетический вкус; развивать творческое мышление; корректировать мелкую моторику руки.

Материалы: глина, вода,  краски.

Инструменты и приспособления: стеки, кисточки, баночка для воды, салфетки, подкладная доска.

Правила личной гигиены при работе с глиной и красками. Выставка лучших работ.

     11. Аппликация из опилок «Петушок». «Над чем постараешься, тому и порадуешься»

     Цели: познакомить детей с новым материалом – опилками; совершенствовать навыки работы с клеем; учить работать с шаблоном, развивать мелкую моторику, умение планировать работу, воспитывать творческое отношение к делу.

    Материалы: опилки, клей, картон, простой карандаш, шаблон, яичная скорлупа.

     Инструменты и приспособления: кисточка, баночка для клея, ножницы, салфетки.

     Повторение техники безопасности при работе с ножницами, с шилом, правила личной гигиены. Выставка лучших работ.

     12. Конструирование из разных природных материалов. Композиция «Гуси-лебеди». «Человек от лени болеет, а от труда здоровеет».

    Цели: формировать у учащихся умения представлять композицию, учить детей делать поделки, используя разный природный материал; развивать фантазию, воображение, творчество; укреплять интерес к работе, доброжелательное отношение детей во время совместных действий.

     Материалы: желуди с чашечками, береста, веточки, проволока, перья, гриб-трутовик.

    Инструменты и приспособления: шило, ножницы, плоскогубцы (для руководителя).

Повторение техники безопасности при работе с ножницами, с шилом, правила личной гигиены.

     13. Аппликация из срезов веток. «Веточка рябины». «Труд - дело чести, будь всегда на первом месте».

     Цели: учить детей работать со срезами веток, формировать умение работать по контурным линиям, правильно располагая детали, развивать творческие способности, глазомер, формировать умение планировать этапы работы, воспитывать аккуратность, эстетический вкус, отрабатывать навыки работы с иглой.

    Материалы: ветки различных пород деревьев, картон или фанера, клей.

    Инструменты и приспособления: острый нож (для руководителя), игла, кисточка, салфетки.

    Повторение техники безопасности при работе с колющими предметами, правила личной гигиены. Выставка лучших работ.

    14. Творческий проект. Изготовление ёлочной игрушки «Бабочка». Изготовление ёлочных игрушек согласно творческому проекту. «Есть терпение, будет и умение».

     Цели: познакомить детей с проектной деятельностью, развивать связную речь при защите проекта, умение выступать перед аудиторией, развивать умение слушать товарища и оценивать его работу, развивать творческие способности и инициативу учащихся, воспитывать экономное расходование материалов.

    Материалы: цветная бумага, скорлупа грецкого ореха, проволока, нитки, пенопласт, клей.

     Инструменты и приспособления: ножницы, шило, кисточка, салфетка.

Повторение техники безопасности при работе с колющими предметами, правила личной гигиены.

     15. Изготовление ёлочных игрушек из сосновых и еловых шишек «Фонарики», «Лесовичок». «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

     Цели: учить детей делать несколько вариантов одной игрушки, формировать устойчивый интерес к работе с шишками, учить мастерить игрушки с использованием дополнительных материалов, воспитывать инициативу, самостоятельность, развивать наблюдательность, творческое мышление.

     Материалы: сосновые и еловые шишки, желуди, веточки, береста, цветная бумага, нитки, клей.

Инструменты и приспособления: ножницы, шило, кисточка, салфетка.

Повторение техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами, правил личной гигиены. Организация предновогодней выставки детского творчества.

     16. Изготовление Рождественской ёлочки из крупной раскрытой сосновой шишки. «Каждое дело любовью освещается».

     Цели: обобщать знания детей о празднике Рождества, продолжать работать с шишками, учить работать по образцу и представлению, вносить дополнения, раскрашивать шишки и украшать получившиеся «ёлочки» бисером и крупой различных злаков, развивать творческие способности, эстетический вкус, воспитывать коммуникативные навыки.

     Материалы: крупные раскрытые сосновые шишки, водоэмульсионка, жидкая синька, бисер, крупа, клей, плюски желудей, спички без головок.

     Инструменты и приспособления: кисточки, салфетки, шило, нож (для руководителя).

     Повторение техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами, правил личной гигиены. Выставка лучших работ.

     17. Аппликация из яичной скорлупы «Снеговик». «Наскоро сделать-переделывать.»

     Цели: учить правильно взаиморасполагать детали, знакомить детей с мозаичной аппликацией из яичной скорлупы, учить работать с данным материалом, развивать воображение, мелкую моторику руки, воспитывать аккуратность, трудолюбие, самоконтроль.

     Материалы: яичная скорлупа, пластилин, картон.

     Инструменты и приспособления: пинцет, салфетка, стека.

Повторение правил личной гигиены. Выставка лучших работ.

     18, 19. Работа с глиной. Лепка и роспись дымковской игрушки «Лошадки». «Умелые руки работы не боятся».

     Цели: ознакомление с глиняной игрушкой как одним из видов народного творчества, продолжение знакомства работы с глиной и новыми приёмами лепки, развивать мелкую моторику руки, творческое мышление, воображение, эстетический вкус, воспитывать любовь к декоративно-прикладному искусству.

     Материалы:  глина, вода, водоэмульсионка, краски.

     Инструменты и приспособления: стеки, кисточки, баночка для воды, салфетки, подкладная доска.

     Правила личной гигиены при работе с глиной и красками. Выставка лучших работ.

     20. Аппликация из семян-крылаток. Композиция «Ерши». «Не сиди сложа руки, не будет скуки»

     Цели: совершенствовать навыки работы с хрупкими семенами-крылатками, продолжать учить работать по схеме, размещать объекты композиции, развивать фантазию, мелкую моторику руки, глазомер, воспитывать аккуратность, трудолюбие, самоконтроль.

     Материалы: семена-крылатки, клей, голубой картон.

     Инструменты: ножницы, кисточка, салфетка.

     Повторение техники безопасности при работе с ножницами, правил личной гигиены. Выставка лучших работ.

     21. Подарок папам к 23-ему февраля. Аппликация из тополиного пуха «Котёнок». «Глаза облюбовали, а руки сделали».

     Цели: знакомить детей с новым видом природного материала, учить технике работы с тополиным пухом, развивать внимание, мелкую моторику, фантазию детей, инициативу, творчество, внимание, воспитывать усидчивость, настойчивость в достижении цели, аккуратность, любовь и уважение к отцу.

     Материалы: тополиный пух, бархатная бумага.

     Инструменты: пинцет, ножницы, карандаш, шаблоны.

Повторение техники безопасности при работе с ножницами, правил личной гигиены.

     22. Подарок мамам к 8 марта. Конструирование из различных природных материалов. «Букет цветов». «Без волнения, без заботы не ищи радости от работы».

     Цели: совершенствовать навыки работы по образцу с различными природными материалами, закреплять навыки соединения материалов, развивать творческое мышление, фантазию, внимание, мелкую моторику, умение планировать этапы работы, воспитывать настойчивость в достижении цели, любовь и уважение к матери.

     Материалы: сосновые шишки, упругие веточки, береста, пенопласт, пластилин, клей.

      Инструменты: ножницы, кисточка, шаблоны, салфетка.

Повторение техники безопасности при работе с ножницами, правил личной гигиены.

     23, 24. Аппликация из семян. Панно «Мухоморы». «Тот труда не боится, кто умеет трудиться»

     Цели: знакомить детей с использованием различных семян, круп для изготовления панно, учить работать с данным природным материалом и способами его окраски, развивать наблюдательность, творческие способности, фантазию, внимание, мелкую моторику, воспитывать усидчивость, аккуратность, самоконтроль, взаимоконтроль, доброжелательное отношение друг к другу.

     Материалы: крупы (рис, гречка, пшено и т. д.), зелёнка, марганцовка, клей, картон или фанера.

     Инструменты: ножницы, пинцет, кисточки, шаблоны, салфетка.

Повторение техники безопасности при работе с ножницами, правил личной гигиены. Выставка лучших работ.

     25. Аппликация из чешуек шишек. Панно «Букет». «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится»

     Цели: познакомить детей с техникой работы из чешуек шишек, ориентируясь на рисунок, учить правильно наклеивать чешуйки, в зависимости от их месторасположения на панно, развивать внимание, наблюдательность, мелкую моторику, творческое мышление, воображение, фантазию, воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность, эстетический вкус.

     Материалы: еловые и сосновые шишки, веточки, скорлупа желудей, клей, лак.

     Инструменты: ножницы, пинцет, кисточки, салфетки, баночка с водой для кисточек.

     Повторение техники безопасности при работе с ножницами, правил личной гигиены. Выставка лучших работ.

     26. Творческое занятие. Поделки из различного природного материала на свободную тему. «Всякому молодцу ремесло к лицу»

     Цели: учить самостоятельно творчески мыслить, выбирать природный материал согласно творческому замыслу, самостоятельно планировать этапы работы, развивать творческое воображение, фантазию, самоконтроль, воспитывать творческую инициативу, желание сделать поделку качественно и аккуратно.

     Материалы: различный природный материал, клей, лак, пластилин, водоэмульсионка, краски.

     Инструменты: ножницы, шило, игла, пинцет, кисточки, стеки, салфетки, баночка с водой для кисточек.

    Повторение техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами, правил личной гигиены. Популяризация детского творчества. Итоговая выставка лучших детских работ.

Литература

  1. Биряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Игры – занятия с природным и рукотворным материалом: Методическое пособие. – СПб.: НОУ «Союз», 2005. – 103с.
  2. Богатеева З.А. «Чудесные поделки из бумаги». – М.,1992.
  3. Дорожин Ю. Г. «Простые узоры и орнаменты», М., 2000.
  4. Казакова Т.Г. «Теория и методика развития детского изобразительного творчества». – М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2006.
  5. Казакова Т. Т. «Развитие у детей творчества», М., 1985.
  6. Казакова Л. В. «Конструирование и ручной труд в младшем школьном возрасте», М., 1990.
  7. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», - М.: Мозаика – Синтез, 2010.
  8. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и  развития детей «Цветные ладошки», издат. КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, М., 2006.
  9. Начальная школа плюс до и после», №7, 05. М., ООО «Баласс», 2005.  
  10.  Петрова И.М. Объёмная аппликация: Учебно – методическое пособие. – СПб.: «Детство – Пресс», 2000.
  11. Вешкина О. Б. Декупаж. Креативная техника для хобби и творчества. – М.: Эксмо, 2009.– 64 с.
  12. Стецюк Виктор Григорьевич. Картины из сухих цветов: Техника. Приёмы. Изделия. – М.:  ООО «АСТ – ПРЕСС КНИГА», 2004. – 128 с.
  13. Технология. Организация кружковой работы в школе./ авт. – сост. О. Н. Маркелова. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2012. – 184 с.
  14.  Холтер Хелен. Узоры из бумажных лент. – М.:  Издательство «НИКОЛА – ПРЕСС», 2006.
  15.  Чиотти Донателла. Оригинальные поделки из бумаги.  – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009. – 96 с.
  16. http://marrietta.ru/post249682061.
  17. http://masterklassy.ru/
  18. proshkolu.ruuser/kolotova1977/file/1269720/
  19. area7.rumetodic-material.php?1841
  20. nsportal.ruНачальная школаВоспитательная работа…-programma…
  21. pandia.rutext/77/364/59640.php
  22. nsportal.ruНачальная школаВоспитательная работа…/kruzhok-solomka
  23. d04302.edu35.ru…article…программа…соломки.docx
  24. priroda33.comcategory/programma-kruzhka/
  25. stranamasterov.ruИсточникКартины из сухих растений
  26. pandia.rutext/78/127/26830.php
  27. festival.1september.ruarticles/631301/
  28. nsportal.ruШколаМатериалы МО…-dekorativno-prikladnomu



Предварительный просмотр:

областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»

Программа по творческому  развитию

для учащихся 5 класса

(класса со сложной структурой дефекта)

Программу составила:

Бурченкова Ольга Александровна

2020 год


Пояснительная записка

Творчество рассматривается учёными как человеческая деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего природного и социального мира.

Творческое развитие как учебно-воспитательный процесс имеет важное коррекционно - развивающее значение. Воспитательные занятия по блоку «Творческое развитие» при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности у детей с нарушением интеллекта, воспитанию у них положительных навыков и привычек.

Программа по творческому развитию построена с учетом специфики усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются различного характера нарушения интеллекта. Данная программа разработана для учащихся 5 - 6 классов (класс со сложной структурой дефекта).

Цель программы:развитие и коррекция механизмов творческого восприятия, мышления, продуктивного общения на основе воспитательных групповых, индивидуальных занятий.

Задачи программы:

- Коррекция нарушений мелкой моторики пальцев и кистей рук;

- Развитие внимания, памяти;

- Повышение мотивации и интереса к творческой деятельности;

- Воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе и т.д.).

Наряду с этими задачами решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:

  • ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
  • предварительно планировать ход работы над изделием, определять приемы работы и инструменты;
  • контролировать свою работу  (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).

Программа рассчитана на 2 года обучения (68 часов).

Программа адресована специалистам и воспитателям, работающим с умственно – отсталыми детьми в условиях коррекционного учреждения.

Предусматриваются личностно - ориентированный и индивидуально - дифференцированный подходы к детям, что позволяет, исходя из общих принципов, составлять индивидуальные коррекционно - развивающие программы для каждого ребенка.

Так как учащиеся  5-6 классов дети со сложной структурой дефекта все знания, умения и навыки они показывают только с помощью учителя или с его подсказкой.

Планируемые результаты

К концу обучения дети должны:

- Частично владеть культурой и техникой речи.

- Уметь обсуждать, делать выводы при помощи воспитателя.

- Уметь выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете (при помощи учителя).

- Развитие наблюдательности.

Пластилин:

- Умение изготавливать мелкие детали.

- Выполнение плоских изделий.

- Выполнение объемных изделий.

Оригами:

-Частично владеть техникой оригами.

- Уметь располагать поделку (рисунок, аппликацию) на листе бумаги.

- Уметь выполнять поделки из бросового материала при помощи воспитателя.

- Уметь намечать содержание работы (рисунка, аппликации) при помощи воспитателя.

- Уметь  выполнять коллективную работу.

К концу второго года обучения у детей должна наблюдаться положительная динамика познавательных процессов, расшириться кругозор через пространственное восприятие мира; должна наблюдаться динамика в развитии творческих способностей.

Принципы построения программы:

Методологической основой организации занятий по программе служит системно-деятельностный подход.

Программа строится на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей школьного возраста.

Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.

Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.

Содержание учебного материала для 5 – 6 классов

Занятие. Тема.

Цель

Форма

проведения

  1. 1

Экскурсия в осенний лес.

Развитие творческого восприятия.

Экскурсия.  

  1. 2

Поделка из природного материала.

« Ёжик на полянке».

Развитие и коррекция механизмов творческого восприятия.

Практическое занятие.

  1. 3

Поделка из природного материала.

«Весёлый мишка».

Развитие и коррекция механизмов творческого восприятия.

Практическое занятие.

  1. 4

Итоговое занятие.

Подготовка работ к выставке.

Практическое занятие.

  1. 5

Поделка из природного материала.

«Ожерелье из осенних листьев».

Развитие и коррекция механизмов творческого восприятия.

Практическое занятие.

  1. 6

Поделка из природного материала.

«Старичок – Лесовичок».

Развитие и коррекция механизмов творческого восприятия.

Практическое занятие.

  1. 7

Поделка из природного материала.

« Гусеница».

Развитие и коррекция механизмов творческого восприятия.

Практическое занятие.

  1. 8

Итоговое занятие.

Подготовка работ к выставке.

Практическое занятие.

  1. 1

Картина из крупы «Солнышко».

Развитие творческого воображения и мелкой моторики.

Практическое занятие.

  1. 2

Картина из крупы.

«Мышка».        

Развитие творческого воображения и мелкой моторики.

Практическое занятие.

  1. 3

Картина из крупы.

«Рыбка».

Развитие творческого воображения и мелкой моторики.

Практическое занятие.

  1. 4

Картина из крупы.

«Грибы на поляне»

Развитие творческого воображения и мелкой моторики.

Практическое занятие.

  1. 5

Изготовление Новогодней игрушки.

Развитие творческого воображения и художественного вкуса.

Практическое занятие.

  1. 6

Аппликация.

«Ёлочка».

Продолжать  развивать мышление, фантазию, воображение.

Практическое занятие.

  1. 7

Аппликация с элементами рисования.

«Снегурочка возле ёлочки».

Продолжать  развивать мышление, фантазию, воображение.

Практическое занятие.

  1. 8

Итоговое занятие. Подготовка работ к выставке.

Формирование сочетания личных и общественных интересов в творческой деятельности.

Практическое занятие.

  1. 1

Аппликация по замыслу детей.

Повышать интерес детей к работе с бумагой через игру.

Практическое занятие + игра.

  1. 2

Аппликация по замыслу детей.

Развитие творческих способностей, воображения.

Практическое занятие.

  1. 3

Аппликация сюжетная

«Где – то на белом свете».

Учить применять различные техники аппликации (симметричная, обрывная, накладная).

Практическое занятие.

  1. 4

Аппликация сюжетная

«Где – то на белом свете».

Учить применять различные техники аппликации (симметричная, обрывная, накладная).

Практическое занятие.

  1. 5

Рисование.

«Зимняя сказка».

Развивать воображение, эстетическое восприятие: чувство цвета, формы, композиции.

Практическое занятие.

  1. 6

Рисование по замыслу.

Учить детей самостоятельно намечать содержание рисунка, выбирать размер и цвет бумаги, краски или карандаши.

Практическое занятие.

  1. 7

Аппликация по замыслу.

Учить детей самостоятельно намечать содержание аппликации, выбирать цвет бумаги.

Практическое занятие.

  1. 8

Лепка.

«Птицы».

Учить детей лепить по частям, передавать форму, окраску, величину туловища и головы; правильную посадку головы, положение крыльев хвоста.

Практическое занятие.

  1. 9

Рисование по замыслу.

Учить детей самостоятельно намечать содержание рисунка, выбирать размер и цвет бумаги, краски или карандаши.

Практическое занятие.

  1. 10

Рисование по замыслу.

Учить детей самостоятельно намечать содержание рисунка, выбирать размер и цвет бумаги, краски или карандаши.

Практическое занятие.

  1. 11

Лепка персонажа любимой сказки.

Учить замечать и передавать в лепке характерные особенности персонажей известных им сказок.

Практическое занятие.

  1. 12

Лепка персонажа любимой сказки.

Учить замечать и передавать в лепке характерные особенности персонажей известных им сказок.

Практическое занятие.

  1. 1

Экскурсия в весенний лес.

Развитие творческого восприятия.

Экскурсия.

  1. 2

Рисование по замыслу «Весенний лес».

Учить детей передавать в рисунке характерные особенности весны – синее небо, земля освобождается от снега, реки и ручьи ото льда, на деревьях набухают почки, прилетают птицы.

Практическое занятие.

  1. 3

Аппликация по замыслу

«Весений лес».

Учить детей передавать в аппликации характерные особенности весны – синее небо, земля освобождается от снега, реки и ручьи ото льда, на деревьях набухают почки, прилетают птицы.

Практическое занятие.

  1. 4

Итоговое занятие. Оформление выставки работ по теме: «Весенний лес»

Формирование сочетания личных и общественных интересов в творческой деятельности.

Практическое занятие.

  1. 5

Оригами.

«Лилии для орнамента».

Учить детей мастерить поделки в стиле оригами. Развивать творческие способности детей, воображение.

Практическое занятие.

  1. 6

Расположение лилий в орнаменте.

Развивать умение создавать орнамент, располагать его на листе бумаги.

Практическое занятие.

Содержание учебного материала

Литература

  1. Биряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Игры – занятия с природным и рукотворным материалом: Методическое пособие. – СПб.: НОУ «Союз», 2005. – 103с.
  2. Богатеева З.А. «Чудесные поделки из бумаги». – М.,1992.
  3. Дорожин Ю. Г. «Простые узоры и орнаменты», М., 2000.
  4. Казакова Т.Г. «Теория и методика развития детского изобразительного творчества». – М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2006.
  5. Казакова Т. Т. «Развитие у детей творчества», М., 1985.
  6. Казакова Л. В. «Конструирование и ручной труд в младшем школьном возрасте», М., 1990.
  7. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», - М.: Мозаика – Синтез, 2010.
  8. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и  развития детей «Цветные ладошки», издат. КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА, М., 2006.
  9. Начальная школа плюс до и после», №7, 05. М., ООО «Баласс», 2005.  
  10.  Петрова И.М. Объёмная аппликация: Учебно – методическое пособие. – СПб.: «Детство – Пресс», 2000.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Большое творчество - маленькими руками» Развитие творческих способностей, через декоративно-прикладное и театральное искусство.

Методический материал из опыта работы В настоящее время проблема творческой самореализации и духовное развитие личности ребёнка имеет приоритетное направление. Творческая деятельность являе...

Творческий отчет "Развитие творческих способностей через игровую деятельность"

Дополнительное образование относится к сфере свободного времени, но не перестает быть образованием, т.е. областью развития личности. Именно в дополнительном образовании можно использовать игровые техн...

Обобщение опыта по теме "Развитие творческих способностей через УУД"

С успехом идет формирование УУД при правильном использовании игровых технологий.При всём богатстве содержания нашего языка предмет «Русский язык» частенько относится детьми к наиболее...

Организация взаимодействия дома детского творчества с воскресной школой Богоявленского собора города Малмыжа в рамках реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы по работе с природным материалом «Кладовые природы»

Деятельность современного образовательного учреждения направлена на предоставление доступного качественного образования, максимально полное удовлетворение запросов местного сообщества. В этих условиях...

"Воспитание сплоченного коллектива и развитие творческих способностей через познавательный процесс в разных формах внеурочной деятельности"

У разных классов слишком разные перспективы – эти «звездочки», к которым стремится приблизиться каждый коллектив. Двигаться вперед можно значительно быстрее, если к себе манит общее ...

Развитие творческих способностей через рисование.

В статье дается характеристика творческим способностям и намечены пути их развития....

Программа по работе с природным материалом «Сказка природы»

  Процесс изготовления поделок из природного материала положительно скажутся на развитии внимания, воображения, мышления, усовершенствуются знания, умения и навыки,  интеллектуальная,...