тЕХНОЛОГИЯ: ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ
материал

Григорьева Наталия Владимировна

Формы и методы формирования ЛГК у детей с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_formirovaniya_leksiko-gram.stroya_rechi.docx29.05 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ СОШ №12  им. В.П. Чкалова С/П Д/С «КОЛОКОЛЬЧИК»

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ.

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ.

Составила: учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Григорьева Н.В.

2022г.

Технология развития лексико-грамматических категорий у дошкольников с речевыми нарушениями.

   Речь- это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

Цель развития лексико-грамматических компонентов речи- правильно овладевать собственной речью и правильно формулировать собственные речевые высказывания.

       Практическое усвоение лексических средств языка- первая задача коррекционного обучения детей, зачисленных в логопедическую группу. Решение этой задачи предполагает:

-формирование и развитие словаря,

-формирование грамматически правильного оформления речевого высказывания

          Словарь-это слова, обозначающие предметы, действия и признаки окружающей действительности. Различают активный и пассивный словарь.

Грамматический строй речи- система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический  и синтаксический уровень грамматической системы. Морфологический уровень-умение владеть приемами словообразования. Синтаксический уровень-умение составлять предложения, грамматически правильно сочетая слова.   Формирование грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение словарем. Это связано с тем, что  грамматические значения абстрактны и грамматика организована на основе большого количества правил. Существует много авторских методик по формированию лексико-грамматических категорий(ЛГК) языка: Ефименковой Л.Н, Ткаченко Т.А., Филичевой Т.Б,. Косиновой Е.М., Теремковой Н.Э.  Все эти методики разработаны с учетом программы коррекционного обучения и воспитания детей в соответствии с принципами:

-системности,

-комплексности,

Онтогенетического,

-учета патогенеза,

-учета индивидуальных особенностей.

   Большинство авторов настаивают на подборе лексического материала по тематическому принципу, так как это способствует: систематизированному усвоению и запоминанию, неоднократному повторению в  течение всего периода обучения,  повышению эффективности словарной работы в контексте практической деятельности.

Каждая тема разрабатывается по следующим направлениям:

-развитие словаря: активизация и обогащение словаря по теме; описание частей предметов, особенностей строения; название действий с данными по теме предметами; название признаков по нескольким параметрам(форма, цвет, размер, внещний вид, повадки.);

-формирование грамматических представлений: упражнение на словоизменение(род, число, падеж); упражнения на словообразование( уменьшительные и увеличительные суффиксы, приставочные глаголы); качественные, относительные, притяжательные прилагательные;

-составление предлогов различной структуры  с постепенным усложнением.

        Задачи по формированию грамматической стороны речи у детей можно рассматривать в трех направлениях:

  1. Помочь детям практически освоить морфологическую структуру родного языка(изменение по родам, числам, родам, падежам);
  2. Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов.
  3. Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте.

Объем грамматических навыков можно обобщенно представить следующим образом.

В МОРФОЛОГИИ. Морфологический строй речи дошкольников включает почти все грамматические формы. Самое большое место занимают существительные и глаголы. Именами существительными обозначают предметы, вещи, людей, животных, растения, отвлеченные понятия. Они имеют грамматические категории

Рода, числа, падежа. Необходимо упражнять детей в правильном употреблении падежных форм (особенно в употреблении форм  родительного падежа множественного числа существительных). В предложении существительное является одним из важнейших компонентов, оно согласуется с прилагательными в роде, числе, падеже, координируется с глаголом. Детям надо показать разнообразные способы согласования существительного с прилагательными и глаголами.

          Глагол обозначает действие или состояние предмета. Глаголы различаются по виду(совершенный или несовершенный), изменяются по лицам, числам, временам, родам и наклонениям. Дети должны правильно употреблять глаголы 1го.2го, 3го лица единственного и множественного числа. Дошкольники должны правильно использовать категорию рода, соотнося действие и предмет женского, мужского или среднего рода с глаголами прошедшего времени. Изъявительное наклонение глаголов выражается в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. Детей  подводят к образованию повелительного наклонения глагола. Владение разными  категориями и формами глаголов необходимо детям для построения разного типа предложений.

        Имя прилагательное обозначает признак предмета и выражает это значение в категориях рода. Числа, падежа. Детей знакомят с согласованием существительного с прилагательным, с полными и краткими прилагательными, со степенями сравнения прилагательных.

В процессе обучения дети овладевают  умениями употреблять и другие части речи: местоимения, наречия,  союзы, предлоги.

  В СЛОВООБРАЗОВАНИИ.  Детей подводят к образованию одного слов ана базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано, то есть из которого оно выводится с помощью аффиксов. Способы словообразования в нашем языке разнообразны: приставочный, суффиксальный, смешанный. Овладение разными способами словообразования помогает детям правильно употреблять названия детенышей, предметов посуды, направления движения.

В СИНТАКСИСЕ. Детей обучают разным способам соединения слов в словосочетания и предложения разных типов- простые и сложные. В зависимости от цели сообщения предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Особая эмоциональная окрашенность, выражающаяся специальной интонацией, может сделать любое предложение восклицательным.

Необходимо обучать детей обдумыванию словосочетания, затем правильно связывать слова в предложения. Особое внимание при обучении построению предложений необходимо уделять упражнениям на употребление правильного порядка слов, предупреждая неправильное согласование. Важно следить, чтобы дети не повторяли однотипные конструкции. Важно сформировать у детей правильное представление о структуре предложения и о правильном использовании лексики в предложениях разного типа. Для этого дети должны овладеть разными способами согласования слов в предложении, освоить некоторые смысловые и грамматические связи между словами, уметь интонационно оформлять предложение.

   Таким образом, в процессе формирования ЛГК у детей дошкольного возраста закладывается умение оперировать синтаксическими единицами, обеспечивается сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения и в процессе построения связного монологического высказывания.  Пути формирования грамматически правильной речи:

-создание благоприятной языковой среды, дающей образцы правильной речи, повышение речевой культуры взрослых,

-специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок,

-формирование грамматических навыков в процессе речевого общения,

-исправление грамматических ошибок.

   Среди занятий, направленных на обучение детей грамматическим навыкам, можно выделить следующие:

  1. Специальные занятия, основное содержание которых-формирование грамматически правильной речи. Целесообразно предусматривать на таких занятиях работу по всем направлениям: по обучению трудным грамматическим формам, по словообразованию, по построению предложения.
  2. Часть фронтального занятия.

-Грамматические упражнения проводятся на материале занятия.

-Грамматическое упражнение может быть частью занятия, но не связанным с его программным содержанием.

-часть индивидуального занятия по автоматизации звуков.

-на занятиях по другим разделам программы.

 

  Методы и приемы формирования ЛГК.

Сюда относятся дидактические игры, игры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок.

Эти приемы могут быть использованы и в качестве приемов при использовании других методов. Дидактические игры и игры-драматизации проводятся с детьми младшего и среднего возраста. Упражнения- преимущественно с детьми старшего дошкольного возраста. Методические приемы разнообразны, они определяются программным содержанием.

Обоснованность проведения работы в данном направлении.

Необходимость углубленной работы по данному разделу работы обусловлено количеством детей, страдающих ОНР, среди которых растет количество детей с 1-2 уровнем речевого развития и системным нарушением речевого развития типа моторной алалии.

    Как известно ,это комплексные нарушения, при которых страдают все стороны речевого развития(РР): произношение, слоговая структура, словарный запас, грамматическое  оформление высказывания, связная речь, а также другие психические процессы: память, внимание, мышление.

  Кроме того, увеличивается количество детей, не поступивших в логопедические группы, не имеющих проблем с произношением, но имеющих явно выраженное лексико-грамматическое недоразвитие.

Поэтому систему работы по данному разделу можно рекомендовать и воспитателям  обычных, неречевых групп.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ  С ОНР.

  Дети понимают значение большинства слов, составляющих пассивный и активный запас их сверстников. Они, как правильно, без ошибок соотносят услышанные слова с соответствующими картинками. Однако у них имеется резкое расхождение между достаточным пониманием  значения слов и возможностью их называния вследствие неустойчивости звуковых образов слов, трудностей воспроизведения слогового ряда. У этих детей часто наблюдается задержка  психического развития, поэтому значения некоторых слов также  не точны в их сознании.

Бедность словаря детей проявляется в неумении отбирать их из словарного запаса и правильно употреблять в речи знакомые слова.

Типичным является такой вид нарушений, когда один и тот же предмет в определенных ситуациях называется по-разному.

Можно отметить узкоситуативный характер словаря детей. Это проявляется в том, что они не сразу начинают употреблять в различных ситуациях речевого общения, усвоенные на занятиях. При малейшем изменении ситуации теряют, казалось бы, хорошо знакомые и произносимые в других условиях слова.

Н.Н. Трауготт называет это СИМПТОМОМ ПОВЫШЕННОЙ ТОРМОЗНОСТИ РЕЧИ, т.е. ребенок лишь очень постепенно приобретает возможность свободно оперировать знакомыми словами, без ограничения употребляя их в различных ситуациях. Эта особенность нередко приводит к отказу от называния слов к поиску.  При этом поиски нужного слова  сводятся к перебору, к замене искомого слова последовательным рядом других, близких по звучанию и по значению, использованию неадекватных ситуации слов.

Например:  ЗМЕЯ________ЗЕМЛЯ        КОРАБЛЬ_________ЛОДКА

                       НОЖНИЦЫ_____НОЖ        ЛЕВ_____________ТИГР

ХАРАКТЕР И СТРУКТУРА НАРУШЕНИЙ УСВОЕНИЯ СИНТАКСИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА.

         Особенности усвоения ЛГК детьми данной категории сопровождаются трудностями усвоения  морфологической системы словообразования и словоизменения, а также грамматической структуры предложения. Дети не усваивают , а затем неправильно используют падежные, числовые, родовые окончания, то есть в их речи имеются многочисленные аграмматизмы, ошибки в построении предложений Отсутствие и неустойчивость звуковых образов слов и трудности реализации слогового состава  надолго задерживают появление предложений у детей данной категории.

 

Под влиянием специального обучения по мере расширения словаря появляются односоставные предложения. При этом чем старше ребенок, тем больше используемые им  предложения  приобретают обобщенный характер.

        Дети, страдающие ОНР 1 уровня, надолго задерживаются на этапе однословных предложений. Те продолжают оставаться основной синтаксической единицей речи, даже когда дети овладевают довольно обширным словарем обиходных слов.  Предложение  в дальнейшем быстрей растет как за счет усложнения его содержания, так и вследствие увеличения количества слов.  Поэтому уже к началу  2го уровня речевого развития дети овладевают довольно большим набором синтаксических конструкций. Однако в этих предложениях еще практически отсутствуют или грубо нарушаются выражения грамматических отношений между словами(окончания, предлоги).

Таким образом, у детей четко прослеживается несоответствие  между уровнем развития предложения и способами его грамматического оформления.

ХАРАКТЕР И СТРУКТУРА УСВОЕНИЯ  МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА.

             Процесс формирования морфологических элементов языка и их использование в речи также проходит длительный и сложный путь развития. Овладев минимальным словарем, необходимым для  общения, дети пытаются с помощью этого словаря строить элементарные высказывания. При этом наблюдаются: ошибки в использовании атипичных форм мн.числа существительных, смешение падежных окончаний по типам склонения, а также родовых окончаний прилагательных, неравномерное усвоение форм выражения падежных окончаний.

        Дети под влиянием специального обучения овладевают набором синтаксических морфем. Но на этом и последних этапах появляются другие специфические ошибки.

ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ.

     При обследовании словаря важно выяснить следующее:

-объем экспрессивного словаря(наличие слов, обозначающих различные стороны окружающей жизни и представленность в речи ребенка различных частей речи),

С этой целью подбираются картинки, изображающие предметы и явления, их действия и качества, которые группируются по тематическому принципу.  Также важно установить, чем обусловлено отсутствие у ребенка тех или иных слов: ограничением опыта, знаний и представлений или трудностями воспроизведения названий слов, либо непониманием их значений. С этой целью  выясняется понимание ребенком значения неназванных или неправильно названных слов( педагог называет эти слова, ребенок показывает нужную картинку). Выявляется также уровень понимания имеющихся в активном словаре слов, т.н. не только их предметная соотнесенность, но и соответствующие этим словам понятия, их информационная насыщенность.

         Для исследования объема понятий. Стоящих за тем или иным словом, можно использовать следующие виды деятельности:

-определение предмета по его описанию, свойственным ему качествам(Серый, зубастый, злой, лохматый-кто?)

-Название(показ0 картинки , слов, противоположных по значению( лимон кислый, а что сладкое?)

-Подбор к названиям действий тех предметов, которые могут выполнять эти действия(кто плавает? летает? прыгает?)

  Обследование словаря дает возможность составить представление о сформированности у ребенка звуковых образов, слов и возможностях их воспроизведения, а также о слоговой структуре слов.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.

     Для дифференциальной диагностики различных речевых нарушений и решения коррекционных задач важно выяснить как практическое понимание детьми грамматических форм, так и их использование в собственной речи. Выясняется понимание ребенком синтаксических отношений слов в предложении и сформированность системы склонения.

      Для этого используются такие задания, как постановка вопросов к различным членам предложения, выраженным существительными в различных падежах.

Правильные смысловые ответы на эти вопросы (неговорящие дети  отвечают на них показом картинок) свидетельствуют о практическом понимании ребенком синтаксической роли слов, к которым ставится вопрос.

Дифференцированное понимание вопросов КТО? ЧТО? У КОГО? КОМУ? КЕМ? ЧЕМ? О КОМ? О ЧЕМ?

 У нормальных детей формируется к 3-4 годам, у детей с ОНР, даже находящихся в пограничных с умственной отсталостью зонах, к 5ти годам.

Существенное значение имеет и исследование понимания грамматических связей согласования  слов в предложении и их использования в собственной речи.

Виды заданий для обследования.

  1. Определение рода и числа существительных по  родовым окончаниям прилагательных и глаголов. «Покажи, где Саша нашел гриб, а где Маша нашла грибы». «Кто играет? Девочка. Где играют(девочки?)
  2. При исследовании собственной речи дети отвечают на вопросы: ЧТО СДЕЛАЛ МАЛЬЧИК? ДЕВОЧКА? ЧТО ДЕЛАЕТ ДЕВОЧКА? ДЕВОЧКИ?

Исследуется также грамматическая система словообразования:

Понимание наиболее распространенных суффиксов и приставок, их использование в собственной речи.  Ребенка просят показать картинки, соответствующие основным и производным словам: ГДЕ ЛЮДИ ВХОДЯТ В ТРАМВАЙ? ВЫХОДЯТ ИЗ ТРАМВАЯ? ГДЕ САХАР, А ГДЕ САХАРНИЦА? ПУГОВИЦА-ПУГОВИЧКА?

Для выявления нарушений структуры предложения используются такие задания: составление предложений по картинкам; повторение и понимание детьми предложений разных конструкций с постепенно увеличивающимся объемом.

Дети данной группы часто понимают значение задаваемых инструкций, но при их выполнении допускают  высокий процент ошибок в окончаниях слов. Многие конструкции совсем не воспроизводятся. В п же инструкциях отмечаются грубейшие синтагматические ошибки(пропуски основных членов предложения). Завершается обследование изучением состояния связной речи(составление рассказа по сюжетной картинке, пересказ прочитанного).

ЭТАПЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ САМЫЙ НИЗКИЙ УРОВЕНЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ.

  1. Работа начинается с формирования и уточнения у ребенка знаний об окружающем в соответствии с программными требованиями возрастной группы:  дифференцированное восприятие и уточнение цвета, формы, размера,, представления о количестве, о явлениях окружающего растительного мира.

На этой основе формируются элементарные обобщения.  Большое внимание уделяется  развитию произвольной памяти, внимания, процессов анализа, синтеза на уровне практической деятельности.

Основная задача логопедической работы этого периода- формирование элементарного словаря, обеспечивающего минимальное общение.

Необходимо:

-научить ребенка практическим образом вычленять слова из потока речи.

-привлечь его внимание к слоговому, фонемному и морфологическому составу слов, к оральному образу реализующих их движений.

-при отборе лексики необходимо учитывать  ее необходимость для элементарного общения, усвоения ее в  импрессивной речи, степень сложности фонетического и слогового состава слов и возраст детей.

-учитывать, что успешность усвоения звукового и двигательного состава слов достигается многократным повторением действий ребенка с языком на ограниченном, но повторяющимся из занятие в занятие лексическом материале в различных видах деятельности ребенка.

УПРАЖНЕНИЯ.

-Показ по инструкции педагога отдельных игрушек, предметов, действий.

-Ответы на вопросы к существительным в косвенных падежах.

-Выполнение действий с игрушкой по инструкции.

-Соотнесение предложений и их серии с конкретными картинками.

2.  НА ВТОРОМ ЭТАПЕ продолжается работа по развитию словаря и формированию Гс.  Формируется навык практического выделения морфем, на этой основе накапливаются наблюдения детей над способами их организации в языке. Вычленение морфем также способствует уточнению представлений  о фонологическом составе слов. Следует использовать такие морфемы, которые необходимы для грамматического оформления элементарного предложения и выражают наиболее воспринимаемые значения.

-единственное и множественное число существительных,

-родовые окончания глаголов, прилагательных,

-словообразующие аффиксы.

  1.  НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ  дети овладевают словарем обиходных слов, простым двусоставным предложением и его грамматическим оформлением.

Цель этапа-закрепить усвоенные ранее знания, усложняя формы деятельности с ними.   Проводится осознанный анализ фонологического, слогового состава слов и реализующих их движений.

;4 НА ЧЕТВЕРТОМ ЭТАПЕ  проводится закрепление представлений о фонематической, слоговой и морфологической структуре слов и грамматических категорий в процессе чтения.

Предлагаются следующие упражнения.

-чтение слогов и слов различной степени сложности и нахождение соответствующей картинки.

-чтение по картинкам определенных слогов и  выкладывание из них слов

-чтение слов и их дифференциация по слоговому составу.

-чтение слов и выделение лексем с заданной буквой или звуком.

-чтение и отбор ряда слов с определенным значением.

-чтение слов с пропущенными буквами и слогами.

-чтение предложений с одним и тем же лексическим составом, но с разным грамматическим оформлением.

-чтение текста и показ соответствующих предметов по картинке.

-чтение текста и ответы на вопросы педагога по тексту. Выделение каждого предложения.

-чтение и пересказ текста.

  Таким образом, развитие ЛГК достигается  формированием операций вычленения  основных элементов языка  речи(фонем, морфем, слов, артикулем слогов) и формированием функциональных связей между ними.

      Эти операции отрабатываются на каждом этапе, но каждый раз на более сложном уровне в процессе организованной деятельности ребенка с языком. Успешность овладения данными структурами достигается многократным повторением действий ребенка на ограниченном и повторяющемся лексическом и грамматическом материале.

КОНСПЕКТ   ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ.

ТЕМА:» ОВОЩИ»

Провела:учитель-логопед

Высшей квалификационной категории

Григорьева Н.В.

Тема: «Овощи».

Цель:  расширение словаря детей по лексической теме ОВОЩИ,

              Закрепление навыков словообразования.

Задачи:

1.Обогащение словаря:

-предметного: названия овощей,

-глагольного: действия с овощами,

-признаком:  подбор признаков к предметам.

2. Формирование грамматических категорий:

-образование мн.ч . И и Р. Падежа сущ.

-образование уменьшительно-ласкательной формы существительных,

-согласование сущ. с прилагательными в роде и числе,

-согласование сущ. с числительными.

-употребление простых предлогов.

3. Развитие связной речи:

-составление предложений с употреблением названий овощей в форме различных падежей,

-формирование начал   простого описательного рассказа с опорой на схему.

4. Развитие психических процессов:

-развитие слухового и зрительного внимания, памяти.

-развитие логического мышления.

Оборудование: предметные картинки, цифры от 1 до 5, мяч, схема Ткаченко

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

-Артикуляционная гимнастика.

-Пальчиковая гимнастика.

-Слуховая тренировка:

А) учимся слышать шепотную речь

Б) Игра «Бывает-не бывает»: найти и исправить логические ошибки в предложениях).

  1. Знакомство с темой.

-Ответы на вопросы по теме ОСЕНЬ. ТРУД ЛЮДЕЙ ОСЕНЬЮ.(что человек убирает в огороде?)

Рассмотреть и назвать картинки с изображением овощей.

Понятие: ОВОЩИ-ЭТО ПЛОДЫ, РАСТУЩИЕ В ОГОРОДЕ НА ГРЯДКЕ.

-На чем растут овощи?(на земле, на кустах, под землей).

Как их добывают?(выдергивают, выкапывают, срезают, срывают).

Подумайте, ка добывают:

Помидор           огурец     картошку        капусту

Лук                      горох       морковь

-Игра с мячом» Назови овощи ласково :ребенок ловит мяч, называет овощ ласково и возвращает мяч взрослому)

-Игра «Один-много»(И. и Р. Падеж мн.числа сущ.).

-Соотнесение овощей и сенсорных эталонов: поставить овощ к квадрату нужного цвета и озвучить: ОГУРЕЦ ЗЕЛЕНЫЙ  КАПУСТА ЗЕЛЕНАЯ…

-Пространственная ориентировка:  ребенок глазками овощ на доске и проговаривает:  КАПУСТА НАХОДИТСЯ НАД ОГУРЦОМ.

-Составление предложений: ребенок выходит к доске, снимает картинку и проговаривает: Я ПОШЕЛ НА ОГОРОД И СОРВАЛ ОГУРЕЦ.

-Составление простого описания овоща по схеме Ткаченко.

-Что можно приготовить из овощей(образование относительных прилагательных).

3. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С БИЛИНГВИЗМОМ.

После логопедического обследования  учащихся начальной школы были выявлены дети, для которых русский язык не является родным. Такие дети имеют те или иные трудности в усвоении лингвистического ма...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. "Осень. Деревья."

Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. Фронтальное занятие для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи."Праздник урожая.Овощи и фрукты."

Фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. Старший дошкольный возраст....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. "Сад.Фрукты.Ягоды.

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Использование технологии наглядного моделирования в работе по формированию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР.

Ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с нарушениями речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию использование наглядного моделирования  вызывает ин...

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с нарушениями речи с применением компьютерных технологий по лексической теме: «Одежда. Обувь. Головные уборы»

ПриветствиеСобрались все дети в круг!Я твой друг и ты мой друг!Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!Загадки:У меня они все разные:Ситцевые и атласные,И для дома, и для сада,Для театра и пар...