Конспект логопедического занятия во 2 классе по теме "Весна"
план-конспект

Крылепова Татьяна Владимировна

Занятие на развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной звукослоговой структуры. «Весна»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_vo_2_klasse_po_teme_vesna.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной звукослоговой структуры. «Весна»

Предмет (направленность): логопедия

Возраст детей: 2 класс (группа АООП ТНР 5.1), 8-9 лет

Место проведения: кабинет логопеда

Логопедическая тема: Развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной звукослоговой структуры.

Грамматическая тема: Звуки и буквы.

Лексическая тема: Весна.

Цель: Развитие фонетико-фонематического анализа и синтеза, фонематического восприятия на материале слов различной слоговой структуры.

Задачи:

Образовательные:

-Развивать и совершенствовать связи между произносительным и слуховым образом звука.

-Развивать фонематический анализ и синтез слов различной слоговой структуры, совершенствовать фонематические представления.

-Учить распознавать слова-предметы, слова-действия, слова-признаки.

-Формировать навык составления схемы предложения.

Коррекционные:

-Развивать навыки аналитико-синтетической деятельности.

-Развивать орфографическую зоркость.

-Активизировать словарь по лексической по теме занятия: «Весна».

-Развивать зрительное восприятие, слуховую память, внимание, логическое мышление, ориентировку в пространстве и времени.

-Развивать общую моторику.

Воспитательные:

- Развивать самостоятельность, самоконтроль.

-Воспитывать у учащихся умения взаимодействовать друг с другом и учителем на уроке.

Оборудование Предметные и сюжетные картинки: солнце, сосульки, зима, проталины, подснежник, Март, медведь в берлоге, карточки с заданиями, звуковые и слоговые схемы слов, цифровые и знаковые шифровки слов, CD-диск «Голоса птиц и зверей. Медведь», карточки со словами, буквы из разрезной Азбуки (С, З, Ц), пособие «Сугробы» - гимнастика для глаз, открытки-подснежники, цветные карандаши, тетради, доска, мел, дидактическое пособие-игра «Грамматический компас».

Содержание занятия

I. Организационный момент.

«Звуковая разминка» с клавесами

- Сядет тот, кто повторит ритм за мной.

(Учащиеся садятся на свои места)

II. Сообщение темы занятия.

- Ребята, я получила по почте один предмет. Угадайте, что это?

- Сначала П’, потом И, потом С’, потом М, потом О.

Сколько в слове букв, звуков?

Учащиеся выбирают нужную картинку. (ПИСЬМО)

– Открыв конверт, я не смогла прочитать письмо. Помогите мне его прочитать. Для этого читайте буквы, выделяющиеся больше остальных.

М О Е Н Н Л Э Я С З Ц А П К О О Д Л

Д Ё О В Б В У А И Л О И С В Н Ы Л А Д Р 

В У Б Ч Е ХА Д Й У ТЬ Е

(Меня заколдовали, выручайте!)

- Запишите это предложение. (Анализ предложения)

- В письме просьба о помощи. Выручим героя?

III. Основная часть.

1. Развитие фонематического анализа (Определение количества звуков в слове).

- Наш герой прислал нам в письме несколько подсказок, куда нам двигаться. Чтобы узнать, откуда начать путь, нам необходимо выполнить первое задание:

- Определите количество звуков в первом и последнем словах письма, выберите верный ответ - это шифр.

На доске варианты шифров. (Шифр 4-9.)

9-5 4-9 8-4

- Верно. Перевернем табличку. Ребята, вот новое задание.

2. Развитие фонематического слуха, умения слышать звук на фоне слова.

- Узнаем, кто заколдовал нашего героя?

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, —

Значит, к нам пришла...

- Посмотрите на указатель. Откуда начнем путь?

Учащиеся определяют верный указатель. (Таблички с буквами: «З», «Ц», «С»)

3. Развитие зрительно-пространственных представлений, звуко-буквенного анализа (Определение места звука в слове).

- Запишите слово ЗИМА, объясните правописание (подберите проверочные слова).

- На нашей карте три пути, найдем верный.

- Напишите в тетрадь ряд цифр, соответствующих количеству звуков в слове МЕТЕЛЬ (1,2,3,4,5) . Зачеркните ту цифру, которая соответствует количеству слогов в этом слове. Обведите в квадрат ту цифру, которая соответствует месту ударного гласного в слове. Подчеркните ту цифру, которая количеству мягких согласных звуков в слове.

На доске разные варианты схем, под правильной – картинка «МЕТЕЛЬ».

- Выберите верную схему на карте. Откроем ее, что здесь нарисовано. Мы на верном пути. Пройдем через метель, спасем нашего Героя.

4. Развитие зрительно-пространственных ориентировок, буквенного синтеза, развитие языковых представлений.

Игра «Буквенная арифметика». (Подбор слова к схеме).

- На доске следующее послание, разгадав его, мы узнаем, кто нам поможет. Дан ряд букв. Я буду вам загадывать буквы, вы слушайте внимательно, запоминайте эти буквы и в уме складывайте из них слово. (Если дети затрудняются, можно обозначить буквы цифрами).

На доске: С Л Ц В И Е Т Н О

1 3 5 4 2

- Возьмите 1 букву, потом последнюю, затем 2 сначала, 2 с конца, теперь букву после буквы Л, букву, которая стоит между буквами И и Т. (Солнце)

- Запишите это слово, объясните правописание.

- На следующих дорожках звуковые шифровки слов, определите шифровку слова СОЛНЦЕ, докажите свой выбор. Из какого количества букв состоит слово СОЛНЦЕ, а звуков?

- О - - О

(Если учащиеся затрудняются, учитель предлагает воспользоваться памяткой = мягкий согласный, - твёрдый согласный, О – гласный). Под схемой картинка «солнце».

- Выполним проверку. Молодцы!

5. Зрительная гимнастика.

- Дальше только одна дорога, пойдем по ней.

- В лесу еще много снега, сугробы большие. Найдем глазками самый большой сугроб. Ой, кто там. (Звучит CD- запись «Рычание медведя»)

(Картинка «Сугробы»)

6. Динамическая пауза.

- Кажется, мы разбудили медведя. Успокоим его, вспомним физминутку про медвежат.

Медвежата в чаще жили, головой своей крутили,

Вот так, вот так, головой своей крутили.

Медвежата мед искали, дружно дерево качали,

Вот так, вот так, дружно дерево качали,

А потом они скакали.

- Медведь проснулся, вылез из берлоги и указал нам путь. И мы идем дальше. (Дети записывают слово медведь в тетрадь, объясняют правописание, определяют количество звуков и букв)

7. Игра «Грамматический компас».

- Видите стрелку. Пришло время, чтобы достать наш грамматический компас. Крутите стрелку и придумывайте слова по заданию.

(На поле грамматического компаса нанесены разметки - «предмет», «действие», «признак» и различные буквы. Учащиеся придумывают слово на ту букву и разметку, которая выпадет).

- Чтобы прогнать Зиму, необходимо придумать как можно больше весенних слов.

8. Игра «Нет гласных». Развитие звукобуквенного и слогового анализа.

- На нашем пути новая загадка. Из нашего слова потерялись гласные, верните их на место. Какое слово получилось?

П Р … Т… Л …Н … (ПРОТАЛИНА)

На доске звукобуквенные схемы слов.

- Подберите к нашему слову схему. Докажите свой выбор. Зарисуйте схему в тетрадь.

- Запишите слово в тетрадь напротив схемы.

9. Грамматическая арифметика.

- Чтобы определить дальнейшее направление, необходимо решить пример.

под + снежный - ый +ик =

- Напишите это слово в тетрадь. С помощью пронумерованного алфавита выполните цифровую запись этого слова.( 17-16-5-19-15-6-8-15-10-12) Под правильной табличкой спрятана картинка «подснежник».

10. Развитие слогового синтеза, зрительного восприятия.

- Соберите слоги в порядке возрастания размера букв в этих слогах.

КИ - СО - СУЛЬ

- Какое слово получилось?

- Верно. На первой и на второй картинке нарисованы сосульки (3 сосульки, 4 сосульки). Куда же нам идти? Выбрать путь нам поможет друг нашего героя.

11. Развитие оперативной речеслуховой памяти. Закрепление фонематического анализа.

- Чтобы пройти дальше, необходимо выполнить задание.

- Назовите общий звук в словах, запишите соответствующую букву.

1. МОСТ, МАК, ШУМ

2. АИСТ, ЗАЯЦ, ЛАК

3. РОТ, ПАРУС

4. ТЫКВА, ТОН, СТУЛ

- Какое получилось слово? Сколько в нем звуков? Слогов? Назовите ударный гласный. (Март.)

- Выберите ту картинку, на которой столько сосулек, сколько звуков в слове МАРТ, столько капель, сколько слогов в слове МАРТ.

12. Работа над грамматической темой урока. Развитие высших психических функций.

- Прочитайте слова, которые мы сегодня записали на уроке.

- Назовите лишнее слово.

- Чтобы окончательно расколдовать нашего героя, освободить от колдуньи ЗИМЫ, нам нужно составить последнее слово.

 Возьмите 4 звук в третьем слове, последний - во втором, первый звук в шестом слове, предпоследний в четвертом, ударный гласный звук в последнем слове.

- ЗИМА

- СОЛНЦЕ

- МЕДВЕДЬ.

- ПРОТАЛИНА.

- ПОДСНЕЖНИК

-СОСУЛЬКИ.

- МАРТ.

-ВЕСНА.

-Что получилось? (Весна)

Появляется картинка «Волшебница-весна».

- Молодцы. Весна расколдована. Скоро она порадует нас своим теплом.

IV. Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся.

Организованное окончание урока.

- В какое путешествие мы сегодня отправились?

- С какими заданиями-загадками столкнулись?

- Как в будущем помогут нам эти задания?

- Какое настроение у вас в конце урока?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия «К нам весна шагает быстрыми шагами» для 3 класса

Цели:Коррекционно–образовательные:Активизировать и обогащать лексический словарь по теме «Весна».Учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их  взаимосвя...

Конспект логопедического занятия 2 класс

Конспект логопедического занятия 2 класс Учитель-логопед МБОУ «Сапогогвская СОШ» Лубянова Наталья ГеннадьевнаТема: «Автоматизация звука [Ч] в слогах, словах, предложениях».Цель и задачи:- закреп...

Конспект логопедического занятия в классах НОДА

Основной задачей данного конспекта показать виды работ учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата по специально оборудованным учебным зонам....

Конспект логопедического занятия на тему: «Многозначные слова» в 3 классе(ЗПР) Занятие подготовила и провела учитель-логопед высшей квалификационной категории Е.Н. Курусь

Конспект занятия составлен для воспитанников 3 класса (ЗПР) по теме "Многозначные слова". Целью занятия являлось знакомство детей с помощью речевых упражнений и игр с многозначными словами....

Конспект логопедического занятия (2 класс)

Конспект логопедического занятия (2 класс)Тема1. Общеобразовательная: «Имя существительное»2. Лексическая: «Школьные принадлежности»3. Грамматико-орфографическая: правопи...

Конспект логопедического занятия 1 класс (обучающиеся с ОВЗ, интеллектуальные нарушения, 1 вариант) Дифференциация букв У и И в словах и слогах.

Конспект логопедического занятия1 класс (обучающиеся с ОВЗ, интеллектуальные нарушения, 1 вариант) Дифференциация букв У и И в словах и слогах. Тема занятия: Дифференциация букв У и И в словах и ...