Логопедическое занятие по теме "Однокоренные слова" с обучающимися имеющими нарушения интеллекта (5 класс)
план-конспект

Высовень Лариса Анатольевна

Данное логопедическоне занятие было проведено в 5 классе в школе для детей с ОВЗ имеющими нарушения интеелекта

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Логопедическое занятие по теме:

«Путешествие в подводное царство Нептуна»

Цели. Образовательные: уточнить представления обучающихся о родственных и однокоренных словах, упражнять в подборе родственных слов с корнем «ВОД», дифференциации родственных и однокоренных слов; формировать навыки грамотного письма

 

коррекционно – развивающие: развивать внимание,  память, восприятие, операции мышления: анализ, синтез, классификацию, сравнение; проводить анализ собственного состояния и деятельности; расширять активный словарный запас за счёт навыков словообразования.

воспитательные: воспитывать аккуратность, умение работать в коллективе, любовь в природе , умение жить во взаимодействии с природой окружающим миром познавать их и охранять.

Оборудование: Чудо- дерево,   карточки с родственными словами , конверты с заданиями, предметные картинки.

Ход занятия

 I. Вводная часть занятия  

                               

1. Оргмомент

Логопед: Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые гости! Я рада приветствовать Вас на нашем занятии. Я думаю, что вы хорошо потрудились на уроках и пришли с хорошим настроением. Но, возможно, кто – нибудь из вас устал. Как бы вы оценили свои силы? Перед вами три «озера сил» разного размера. Большое – прилив сил, среднее – спокойствие, маленькое – упадок сил. Выберите озеро, соответствующее количеству ваших сил.

  II. Основная часть

1. Введение в тему

Логопед: Речь человека – великое чудо. С помощью нее мы общаемся, и наша речь должна быть яркой, образной, выразительной.

Логопед: Из чего речь состоит?

Обучающиеся: Из слов

Логопед: Да, и как у нас есть родственники, так и слово может иметь родственников

Слайд 1

Родственные слова – это слова, имеющие одинаковый корень и близкие по смыслу.

Логопед: Сегодня мы будем работать над расширением словаря и учиться подбирать слова, родственные слову «вода».

         Логопед: Посмотрите на доску – какое интересное дерево выросло. Послушайте, как оно росло.

 

Слайд 2

       Как – то много лет назад

       Посадили странный сад.

       Не был сад фруктовым –

       Был он только словом.

       Это слово, слово – корень,

       Разрастаться стало вскоре

       И плоды нам принесло

       Стало много новых слов.

На этом дереве росли слова, родственные слову «вода». Но царю подводного мира Нептуну эти слова понравились, и поэтому сильным ливнем он смыл их и унес в свое царство.

Давайте вернём слова на дерево, но для этого надо отправиться  в путешествие в подводное царство Нептуна. Вы. Ведь знаете, что ПОД ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ ВОДА НЕ ТЕЧЁТ.

 (Открывается записанная на доске пословица).

- Как вы понимаете эту пословицу?

Обучающиеся: Чтобы чего - то добиться, надо приложить силы.

2. Введение в сказку

Логопед говорит на фоне музыки.

Обучающиеся имитируют плавательные движения

Мы в страну «живого слова»

Держим путь сегодня снова

В мир волшебной, доброй сказки-

Лишь на миг зажмурим глазки.

В подводном царстве покой и тишина. Его обитатели занимаются своими делами: плавают рыбки, извиваются водоросли, перемещается по дну краб.

        II. основная часть заняития

Логопед: Дорогу к Нептуну покажет нам сказочный герой.

 Отгадаете загадку и узнаете кто же это.

Внутри его водица

С ним не хотят водиться

А все его подружки

Пиявки да лягушки.

Обучающиеся отгадывают: Водяной.

Логопед: Задание от Водяного называется «Спустись по лесенке». (достает задание из конверта)

 

          Вставьте в пустые квадратики слово «вод», прочитайте полученные слова. (Запись на доске)

          А

          Н Ы Й

          Я Н О Й

 П О Д           Н Ы Й

Логопед: С заданием вы справились, отправляемся дальше.

В этом конверте следующее задание от Нептуна.

«Подбери слова к схемам»

Подбери слова к схемам

                                 ПОДВОДНИК

                                 ВОДИЦА

                                 ПОДВОДНАЯ

Логопед: Скажите, эти слова родственные?

Обучающиеся: Да.

Дыхательная гимнастика

Логопед: Мы все ближе к Нептуну, и вот еще  одно задание от того, кто:

     В акваланге, в маске, ластах

     Очень плавает прекрасно.

     Он герой такой один

     В тишине морских глубин.  

Обучающиеся отгадывают: Водолаз

Логопед: Водолаз предлагает нам выполнить дыхательную гимнастику.

  1. Глубокий вдох – выдох
  2. Дыхание через правую – левую ноздрю
  3. Вдох через правую ноздрю, выдох через левую
  4. 3 раза вдохнуть – выдохнуть, «нырнуть» под воду и не дышать, зажав нос. На счет 1-2-3 дышать.

Упражнения в подборе родственных слов

Логопед: Мы отдохнули, и теперь давайте подберем слова с корнем – «вод» так, чтобы они обозначали:

  1. Люди, работающие под водой
  2. Что – либо, лишенное воды
  3. Лодка, плавающая под водой

           Обучающиеся отвечают: подводники, безводное, подводная и записывают в тетрадь, выделяя корень слов, делая вывод, что слова родственные.

  Различение  родственных и однокоренных слов.        

Логопед: Ребята, а каких Вы знаете обитателей воды?

   Обучающиеся: Рыбы, крабы, медузы.

  Логопед: Краб подготовил для Вас интересные вопросы. Слушайте их внимательно.

  1. Почему не ШИПИТ ШИПОВНИК?
  2. С кем не ВОДИТСЯ ВОДИЦА?
  3. Можно ли РИСОВАТЬ РИСОМ?

Обучающиеся делают вывод, что слова не являются родственными, хотя и имеют одинаковый корень.

Физкультминутка

     Логопед: Чтобы немного отдохнуть, давайте сделаем упражнения от рыбки:

            -Рыбка, рыбка, как дела,

                                                Хлопают в ладоши

             Ты откуда приплыла?

            -Наклонись скорей вперед:

                                                             Туловище наклоняют вперед

              Рыбка по морю плывет.

            -Рыбка, рыбка, как живешь?

                                                              Приседают

              И куда теперь плывешь?  

            -Рыбка хвостиком виляет,

                                                            Имитируют плавательные движения

              Но от нас не уплывает.

Логопед: А не уплыла рыбка, потому что у нее есть задание для вас.

Распределите по предложениям слова с корнем –вод.

Обучающимся раздаются карточки с заданием.

  1. Уже облетели и плавают в … пожелтевшие листья ив.
  2. Необычной красотой поражают нас белоснежные …лилии.
  3. Стремительно падают вниз потоки горного … .

Слова для справок: вода, водяные, водопад.

Логопед: Что такое водопад?

Обучающиеся: Это когда вода падает с большой высоты.

Логопед: Положите на одну ладошку слово «вода», на другую – слово «падает» и соедините ручки. Какое слово получилось?

Обучающиеся: Водопад

Логопед: Наше путешествие близится к концу, осталось последнее задание. И если мы выполним его быстро и верно, Нептун отдаст вам слова с дерева.

Обучающиеся делятся на 2 группы и достают из конвертов задания.

 

4.Закрепление темы

Прочитайте, найдите «чужака».

 

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водяным на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает.

Вода увидела родственников и сразу приметила «чужака».

Логопед: Кто «чужак»?

Обучающиеся: Водитель, т. к. оно образовано от слова «водит».

Делают вывод, что объединяет родственные слова.

  Логопед:  Вот и ларец, в котором находятся слова с дерева, но будьте внимательны, там могут быть не родственные слова.                                

                                               

 Обучающиеся достают слова и прикрепляют к дереву: водопад, водяной, подводник, водолаз, водитель, безводный, вода, подводная.

III. Заключительная часть занятия

1. Выход из сказки

Логопед: Наше путешествие закончилось. Мы не прощаемся с нашими героями, а говорим им до свидания. Давайте выплывем из царства Нептуна и вернемся в наш обычный мир.  (музыка)

2. Итог занятия

Продолжите фразу: Сегодня на занятии мне понравилось  …  . Мне было трудно   …   . Мне не понравилось … .

А сейчас посмотрите на свои озёра сил.  Как бы вы оценили свои силы после нашего путешествия. Выберите соответствующее озеро сил.

Обучающиеся выбирают, учитель - логопед комментирует их выбор.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Айрис-фолдинг в работе с детьми, имеющими нарушения интеллекта

Занятия айрис-фолдингом помогают развивать внимание, наблюдательность, творческое воображение и пространственное мышление ребят, имеющими нарушения интеллекта, одновременно воспитывая у них трудолюбие...

Рецензия на рабочую программу по предметам учебного плана 12 класса (для обучающихся с нарушениями интеллекта)

Данная рабочая программа соответствует целям и задачам образовательной организации и основным требованиям федерального образовательного стандарта образования для обучающихся с умственной отсталостью (...

Конспект интегрированного урока физической культуры и ОБЖ для обучающихся с нарушениями интеллекта 1 класса.

Конспект представлен в виде технологической карты урока, содержит описание подвижных, сюжетно - ролевых игр и упражнений, направленных на профилактику детского травматизма....

Сценарий внеклассного мероприятия "Финансы - это серьезно" для учащихся 1-6 класса с ОВЗ имеющих нарушение интеллекта.

Сценарий внекласного мероприятия "Финансы -это серьезно"разработан для учащихся 1- 6 класса с ОВЗ, имеющих интеллектуальные нарушения. Цель внеклассного мероприятия:познакомитьучащихся с нар...

Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 8 класса по адаптированной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушение интеллекта.

Рабочая программа учебного предмета  "Биология" для 8 класса по адаптированной пограмме для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушение интеллекта....

Рабочие программы по предмету "Логопедические занятия" для обучающихся с нарушением интеллекта

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкоррекционного занятия(коррекционно – развивающей области)«Логопедические занятия»7 класс(умеренная умственная отсталость)...