Конспект логопедического занятия "Имя существительное" 4 класс
план-конспект

Климченко Светлана Рэмовна

Цель: согласование местоимений он мой, она моя, оно моё с существительными

Задачи:
• Закрепление  понятий  одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;
• закрепление умения  изменять существительное по числам;
• Развитие слухового внимания, восприятия, логического мышления, мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_na_temu.docx38.94 КБ

Предварительный просмотр:

13.01.21.

Конспект логопедического занятия на тему:

«Имя существительное» Класс 4

 Провела учитель-логопед Климченко С.Р.

Цель: согласование местоимений он мой, она моя, оно моё с существительными

Задачи:
• Закрепление  понятий  одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;
• закрепление умения  изменять существительное по числам;
• Развитие слухового внимания, восприятия, логического мышления, мелкой моторики.

Наглядные пособия и раздаточный материал: макет весов, предметные картинки, плакат с кармашками-вкладышами, слоговые таблицы с номерами.

Ход занятия

I. ОРГ. МОМЕНТ

- Я здороваюсь везде-

Дома и на улице,

Даже «Здравствуй» говорю

Я соседской …

Логопед и дети ...курице. (Дети показывают «крылышки»)

Здравствуй, солнце золотое! (Показывают солнце)

Здравствуй, небо голубое! (Показывают небо)

Здравствуй, вольный ветерок! (Показывают «ветерок»)

Здравствуй, маленький дубок! (Показывают «дубок»)

Здравствуй, Утро! (Жест вправо)

Здравствуй, День! (Жест влево)

Нам здороваться не лень! (разводят обе руки в стороны)

2. Введение в тему занятия.

«Всему название дано-
И зверю и предмету
Вещей вокруг полным полно,
А безымянных нету.
И всё, что в памяти у нас,
Означено словами»

 - Что вы знаете об имени существительном?

  Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предметы, события, явления природы.

  Почему одни имена существительные отвечают на вопрос кто?, а другие – что?

На доске изображение весов, на которых написаны вопросы КТО? ЧТО?

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/07/26/s_5b598ac867da4/931945_1.jpeg

 но ещё и относящиеся к разному роду. ( объявление темы занятия)

У детей карточки со словами существительными. Детям надо прикрепить слова на весы к вопросу КТО? или ЧТО?.
Слова: аист, пенал, кукла, рука, ручка, муха, человек, дорога, мышка.

- По какому принципу раскладывали слова? (одушевлённые, неодушевлённые) .

4. Работа по карточке №1. Записать слова в два столбика по признаку - одушевленные – неодушевленные:

            Собака, воробей,   речка, Андрей, верблюд, лыжи, ёжик, Барсик, автобус, дождь.
Что ещё знаете об именах существительных? (дают имена предметам)

5. На доске предметные картинки (гриб, грибы, вишни, листья)

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/07/26/s_5b598ac867da4/931945_2.jpeg

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/07/26/s_5b598ac867da4/931945_3.jpeg

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/07/26/s_5b598ac867da4/931945_4.jpeg

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/07/26/s_5b598ac867da4/931945_5.jpeg

-Какая картинка лишняя? (подводим ответы детей к тому, наводящими вопросами, к тому, чтобы назвали лишней гриб). Почему?
Д.: Много-один
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

-Логопед читает сказку из книги В. Волиной “Весёлая грамматика” “Как у существительных род появился”.

“ Из этой истории вы узнаете, как у существительных род появился. Сначала все существительные были очень и очень похожими. Да такими похожими, что даже сама королева Грамматика их путала.

И вот однажды она издала приказ: “Кто придумает для моих слов-существительных знаки различия, тот будет награждён.”

А жили в другом королевстве муж и жена. Жадные они очень были. Услышали про указ королевы и бросились делить между собой слова. Слов много, а жизнь коротка. Делили они делили, пока смерть им не помешала. так и не разделили до конца все слова. пришла королева Грамматика и постановила: “Те слова, которые взял себе муж, пусть будут МУЖСКОГО рода. Там оказались слова – стул, кот, снег и многие другие. Те слова, которые взяла себе жена, пусть будут ЖЕНСКОГО рода. Там оказались слова-ручка, парта, кошка и многие другие слова. А те слова, которые остались неразделёнными пусть будут СРЕДНЕГО рода. Там оказались слова – море, солнце, окно, сердце и многие другие. Вот так и появился у существительных род.”

6. На доске вывешиваются ( по ходу чтения сказки) три домика, в первом домике в окошке –мальчик, подписано на крыше М.Р., во втором домике лицо девочки и подписано Ж.Р., в третьем домике- пустое окошко, подписано на крыше- СР.Р.

-Чтобы нам разобраться, куда, в какой домик пойдут слова-существительные, нам будут помогать слова-помощники: он мой, она моя, оно моё.

            На какие три группы можно разделить эти слова. Какой вывод можно сделать? Имена существительные  относятся к мужскому, женскому и среднему роду.

Женский род  запомню я и скажу: "Она моя”.

И запомню  род мужской  и опять скажу: "Он мой”.

Средний род:  "Оно моё” – это правило твоё.

  Работа по карточке №2.

 Определить род имён существительных. 

 Шкаф, молоко,  девочка, ученик, парта, петух, книга, солнце,  кот, пальто, лисица,  капуста, воробей, мороз,  окно,  платье,  черепаха, облако.

7. Физминутка:

Мы закроем все тетрадки

И приступим к физзарядке ,

Руки за спину кладём,

По тропинке все идём.( ходьба по комнате)

А теперь все дружно встали,

Не устали? (не устали)!

Нам так, то в лес шагаем,(ходьба на месте)

Ручеёк в пути встречаем. (изображаем ручеёк, наклоны влево, вправо)

Повернулись раз-два, где ж заветная тропа?(повороты влево, вправо)

Снова вышли на дорожку,(ходим по комнате)

Там нарвали груш немножко (наклоны)

Наклонились и присели,

Отдохнуть за парты сели.

8. Игра на развитие слухового внимания «Слушай слово»

Логопед называет существительные в единственном и множественном числе, дети воспринимают на слух, если слово существительное в ед.ч, хлопают в ладоши 1 раз, если существ. во мн.ч., хлопают в ладоши 2 раза.

Слова: мышка, мышки, цветы, цветок, пальцы, палец, стол, столы, конфеты, конфета, солнце, луна.

- На какие слова вы хлопали 1 раз, на какие 2 раза? Почему? Почему слова луна и солнце я назвала только в единственном числе? Можно ли эти слова назвать во множественном числе? Почему? Оказывается, есть существительные, про которые можно сказать только во множественном числе или только в единственном.

9.  Работа по карточке №3.

            Допиши  пару.

            Шапки - ,   носки - ,  яблоки - ,  сад - ,  сапоги - , груша - , лес - ,  камни - , острова - , село - , поля - , деревья - , столы - ,  ключи - , ромашки - , ягоды - , огни

10. Итог урока.

Какую часть речи повторяли?

Что такое имя существительное?

Что имеет имя существительное?

Какие бывают имена существительные?

Как изменяются имена существительные?

  - Спасибо за урок.

  Работа по карточке №2.

 Определить род имён существительных. 

 Шкаф, молоко,  девочка, ученик, парта, петух, книга, солнце,  кот, пальто, лисица,  капуста, воробей, мороз,  окно,  платье,  черепаха, облако.

  Работа по карточке №2.

 Определить род имён существительных. 

 Шкаф, молоко,  девочка, ученик, парта, петух, книга, солнце,  кот, пальто, лисица,  капуста, воробей, мороз,  окно,  платье,  черепаха, облако.

4. Работа по карточке №1. Записать слова в два столбика по признаку - одушевленные – неодушевленные:

Собака, воробей, Казахстан,  речка, Андрей, верблюд, лыжи, ёжик, Барсик, автобус, Костанай, дождь.

4. Работа по карточке №1. Записать слова в два столбика по признаку - одушевленные – неодушевленные:

Собака, воробей, Казахстан,  речка, Андрей, верблюд, лыжи, ёжик, Барсик, автобус, Костанай, дождь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия «К нам весна шагает быстрыми шагами» для 3 класса

Цели:Коррекционно–образовательные:Активизировать и обогащать лексический словарь по теме «Весна».Учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их  взаимосвя...

Конспект логопедического занятия 2 класс

Конспект логопедического занятия 2 класс Учитель-логопед МБОУ «Сапогогвская СОШ» Лубянова Наталья ГеннадьевнаТема: «Автоматизация звука [Ч] в слогах, словах, предложениях».Цель и задачи:- закреп...

Конспект логопедического занятия в классах НОДА

Основной задачей данного конспекта показать виды работ учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата по специально оборудованным учебным зонам....

Конспект логопедической игры-викторины «Прощание с осенью» для детей старшего дошкольного возраста с логопедическим диагнозом «Общее недоразвитие речи»

Конспект логопедической игры-викторины «Прощание с осенью» для детей старшего дошкольного возраста с логопедическим  диагнозом «Общее недоразвитие речи»Автор: учитель-лого...

Конспект логопедического занятия (2 класс)

Конспект логопедического занятия (2 класс)Тема1. Общеобразовательная: «Имя существительное»2. Лексическая: «Школьные принадлежности»3. Грамматико-орфографическая: правопи...

Конспект логопедического занятия 1 класс (обучающиеся с ОВЗ, интеллектуальные нарушения, 1 вариант) Дифференциация букв У и И в словах и слогах.

Конспект логопедического занятия1 класс (обучающиеся с ОВЗ, интеллектуальные нарушения, 1 вариант) Дифференциация букв У и И в словах и слогах. Тема занятия: Дифференциация букв У и И в словах и ...