Адаптированная рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир"
рабочая программа (6 класс)

Джокович Мирия Михайловна

6 класс 2 вариант

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_okr_prir_mir.docx27.73 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

«Окружающий природный мир»

Настоящая адаптированная образовательная программа разработана на основе:

  1. Закона ФЗ № 273 от 29.12.2012. «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным Приказом Минобрнауки Российской Федерации № 1599 от 19.12.2014 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  3. Адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Коррекционная школа «Надежда» г. Южно-Сахалинска»;
  4. Примерной адаптированной рабочей программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) от 22.12.2015 № 4115.

Цель: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Задачи: 

- формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы,

- формирование временных представлений,  

- формирование представлений о растительном и животном мире.

Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».

Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. Внимание у обучающихся с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью.

Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации его продолжительность может быть увеличена.

У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью запас сведений и представлений об окружающем мире существенно сужен. Отмечается значительное недоразвитие восприятия и памяти. Вместе с тем, при целенаправленной планомерной коррекционно-педагогической работе у обучающихся формируются элементарные представления об окружающей действительности и о себе. Перенос освоенных действий и применение представлений в новых ситуациях часто затруднены, требуются дополнительные в них упражнения, либо формирование заново.

Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.

У детей со временем формируются представления об объектах неживой природы (солнце, луна, земля), представления о временах года, характерных признаках времён года, погодных изменениях, их влияние на жизнь человека, начинают узнавать и называть конкретные предметы; предметы, изображенные на рисунках; работать с простой (ситуативной) картинкой; уметь составлять связные высказывания по картинке.

Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с фронтальными и групповыми.

Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития детей.

Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Окружающий природный мир» входит в обязательную часть адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью. Программа реализуется через урочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.

Учебный план

Предмет

Класс

Кол-во часов в неделю

I ч.

II ч.

I полугодие

III ч.

IV ч.

II полугодие

Год

Окружающий природный мир

6

2

16

14

30

22

16

38

68

Содержание учебного предмета «Окружающий природный мир»

Предметы и явления неживой и живой природы

Планета Земля. Оболочки Земли

Значение воздуха для жизни на земле

Свойства воздуха

Давление и движение воздуха

Температу воздуха. Термометр

Движение воздуха в природе. Ветер

Повторение пройденного

Состав воздуха. Кислород, его значение и применение

Состав воздуха. Углекислый газ и азот

Охрана воздуха

Полезные ископаемые

Полезные ископаемые: гранит, известняк

Полезные ископаемые: песок, глина

Повторение пройденного

Горючие полезные ископаемые: торф

Горючие полезные ископаемые: каменный уголь

Добыча и использование каменного угля

Горючие полезные ископаемые: нефть

Добыча и использование нефти

Горючие полезные ископаемые: природный газ

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов: черные металлы, сталь, чугун

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов: цветные металлы

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов: благородные (драгоценные) металлы

Охрана полезных ископаемых

Повторение пройденного

Небесные тела: планеты, звезды

Солнечная система. Солнце

Исследование космоса.

Спутники. Космические корабли

Полеты в космос

Смена дня и ночи

Смена времен года. Сезонные изменения в природе

Повторение пройденного

Планируемые личностные и предметные результаты освоения предмета

        Предметные результаты.

Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень овладения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Минимальный

- узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях

- иметь представление о назначении объектов изучения

- относить изученные объекты к определенным группам

- называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе

- знать требования к режиму дня школьника

- узнавать и называть конкретные предметы;

- узнавать, называть предметы, изображенные на рисунках;

- работать с простой (ситуативной) картинкой; уметь составлять связные высказывания по картинке;

- работать с простой картинкой, требующей установления несложных связей; связных высказываний по картинке;

- принимать участие в беседе по содержанию услышанного.

-  производить практические действия с различными природными материалами;

-  узнавать и называть фрукты, овощи, диких и домашних животных.

- знать основные правила личной гигиены

- иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе

- выполнять задания под контролем учителя

- знакомиться с детьми, предлагать совместную игру и отвечать на приглашение (давать согласие или отказываться)

- владеть несложными санитарно-гигиеническими навыками

- владеть навыками самообслуживания

- ухаживать за комнатными растениями, подкармливать птиц, живущих около школы

- адекватно взаимодействовать с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях

- адекватно вести себя в классе, в школе, на улице

        Достаточный

- узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях

- иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире

- относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации

- знать отличительные существенные признаки групп объектов

- знать правила гигиены органов чувств

- знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей

- проявлять интерес, активность и самостоятельность в работе на уроке

- применять сформированные знания и умения при решении новых учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач

- отвечать и задавать вопросы учителю по содержанию изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте

- выполнять задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), качественно осмысленно оценивать свою работу и работу одноклассников, проявлять к ней ценностное отношение, понимать замечания, адекватно воспринимать похвалу

- проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми

- адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира

- быть готовыми к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы

         Личностные результаты.

  • положительное отношения к школе
  • положительное и осознанное принятие роли ученика
  • осознанное отношение к учебному процессу в целом
  • осмысленное восприятие собственных вкусов, привычек, желаний
  • эмоциональное осмысление событий собственной жизни
  • интерес к языковой и речевой деятельности
  • эмоциональное осмысление уклада жизни своей семьи, отношений между близкими людьми
  • развитие способности к сочувствию, сопереживанию, проявлению отзывчивости, готовности помочь
  • овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия
  • освоение доступной социальной роли обучающейся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций
  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Тематическое планирование

с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

 по предмету «Окружающий природный мир»

№ п/п

Содержание

Кол-во часов

1 четверть (16 часов)

Предметы и явления неживой и живой природы

2

Планета Земля. Оболочки Земли

2

Значение воздуха для жизни на земле

2

Свойства воздуха

2

Давление и движение воздуха

2

Температу воздуха. Термометр

2

Движение воздуха в природе. Ветер

2

Повторение пройденного

2

Итого

16

2 четверть (14 часов)

Состав воздуха. Кислород, его значение и применение

2

Состав воздуха. Углекислый газ и азот

2

Охрана воздуха

2

Полезные ископаемые

2

Полезные ископаемые: гранит, известняк

2

Полезные ископаемые: песок, глина

2

Повторение пройденного

2

Итого

14

        3 четверть (22 часа)

Горючие полезные ископаемые: торф

2

Горючие полезные ископаемые: каменный уголь

2

Добыча и использование каменного угля

2

Горючие полезные ископаемые: нефть

2

Добыча и использование нефти

2

Горючие полезные ископаемые: природный газ

2

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов: черные металлы, сталь, чугун

2

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов: цветные металлы

2

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов: благородные (драгоценные) металлы

2

Охрана полезных ископаемых

2

Повторение пройденного

2

Итого

22

4 четверть (16 часов)

Небесные тела: планеты, звезды

2

Солнечная система. Солнце

2

Исследование космоса.

2

Спутники. Космические корабли

2

Полеты в космос

2

Смена дня и ночи

2

Смена времен года. Сезонные изменения в природе

2

Повторение пройденного

2

Итого

16

Итого за год

68

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Литература для учащихся:

  1. Природоведение. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина.  – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 159 с.

Литература для учителя:

  1. Природоведение. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина.  – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 159 с.
  2. Природоведение. 5-6 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина.  – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 199 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития

Рабочая  программа по внеурочной деятельности «Учимся читать» для 1 класса разработана на основе ПРИМЕРНОЙ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧ...

Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Окружающий природный мир" (второй вариант)

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 68 часо...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР для обучающегося с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класс

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» составлена для индивидуального обучения на дому учащегося 2 класса со сложной структурой дефекта....

Адаптированные основные образовательные программы, адаптированные рабочие программы по русскому языку и литературе

Адаптированные основные образовательные программы, адаптированные рабочие программы по русскому языку...

Адаптированная рабочая программа "Окружающий природный мир" для учащихся 5 класса

Адапрированная рабочая программа составлена на основе Примерной адаптированнай основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной,тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуа...

Адаптированная рабочая программа по окружающему природному миру, 7 класс, вариант 2

Адаптированная рабочая программа по окружающему природному миру для обучающихся с ОВЗ , 7 класс, вариант 2...

Рабочая программа по математике 7 класс (Адаптированная рабочая программа)

Рабочая программа по математике 7 класс (Адаптированная рабочая программа)...