Рабочая программа УО
рабочая программа

Халтурина Анна Анатольевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uo_8_klass_variant_2_logopediya.docx51.02 КБ
Файл uo_9_klass_variant_2_logopediya.docx57.81 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МАЛОБУТЫРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ПРИНЯТО

школьным психолого-педагогическим консилиумом

Протокол от «____»__________2022 г. № _________

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

______________________ С.Н.Сиротина

     Приказ  от «___»______________2022 г.

                №____________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

инклюзивного обучения

для детей с умственной отсталостю

по коррекционному курсу «Логопедические занятия»

для 8 класса

на 2022-2023 учебный год

Составитель:

 учитель – логопед

А.А.Халтурина

с.Малые Бутырки  2022

Пояснительная записка

Для большинства умственно отсталых школьников типичны запаздывание и замедленный темп развития речи, ограниченный и не соответствующий возрастным нормам активный и пассивный словарь, отклонения в формировании фонетического, фонематического и грамматического строя.
Обучение оказывает решающее воздействие на психическое развитие умственно отсталых детей. Под влиянием его происходит как общее, так и речевое развитие обучающихся: увеличивается и уточняется словарь, совершенствуется умение пользоваться уже имеющимися грамматическими формами и происходит овладение новыми, уточняется звуковой состав слова, развиваются навыки звукового анализа и синтеза.
Нарушения устной речи еще более усугубляют недоразвитие познавательной деятельности умственно отсталых обучающихся, затрудняют процесс овладения грамотой и в большинстве случаев ведут к нарушениям письменной речи.

Поэтому важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка занимает логопедическая работа.

Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учащихся. Специфика логопедической работы обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями умственно отсталого ребенка, с другой – особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта.

 «Адаптированная рабочая программа по логопедии для детей с умственной отсталостью» разработана на основе документов»:

- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";

- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- САНПИНа 2.4.2.3286-15 от 10 июля 2015 г. N 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.»;

- «Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью»;

- учебного плана образовательного учреждения.

        Общее количество часов составляет 18  часов в год (2  раза в месяц).

Методологические и теоретические основы программы.

Как и любая программа, «Программа логопедических занятий для учащихся с умственной отсталостью имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

-гуманизма – вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;

- системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

- реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

- деятельностного подхода - опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

- индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;

- системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

 Не менее важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности. Учитывая специфику образовательного процесса в VIII вида, где обучаются дети, имеющие дефект интеллектуального развития, при создании использовались материалы исследований в сфере дефектологии и психологии С. Я. Рубинштейн, М.С Певзнер.

Цели и задачи программы.

Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.

Основные задачи программы:

  1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
  2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
  3. Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.
  4. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

Используемые технологии:

-информационные;

-объяснительно-иллюстративные;

-здоровье - сберегающие;

-личностно-ориентированные;

Основные методы организации реабилитационного процесса:

Для достижения поставленной цели и реализации задач реабилитационного процесса используются следующие методы обучения:

- наглядный;

- наглядно-слуховой прием;

- наглядно-зрительный прием;

- словесный;

- практический.

Организация работы по программе.

Коррекция нарушений речи учащихся с умственной отсталостью требует организации специальной логопедической работы.

На коррекционные логопедические занятия по расписанию отводятся часы в первую половину дня. Основной формой являются индивидуальное занятие. На занятие обучающегося отводится, как правило, 20 – 25минут.

Содержание рабочей программы.

Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико -грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Кроме того, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы в коррекционной школе являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности.

Содержание логопедической работы находится в соответствии с программой обучения грамоте и изучения родного языка. При этом цели и задачи логопедической работы (практическое овладение языком) иные, чем цели и задачи уроков русского языка (осознание и анализ языковых явлений).

В связи с тем, что старые условно – рефлекторные связи у умственно отсталых детей очень консервативны, необходимо тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. Частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме, характерна для логопедической работы в коррекционной школе. Учитывая быструю утомляемость умственно отсталых детей, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключения ребенка с одной формы работы на другую. Так как нарушения речи у умственно отсталых детей носят стойкий характер, логопедическая работа в коррекционной школе осуществляется в более длительные сроки, чем работа с детьми в общеобразовательной массовой школе.

Количество часов, указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

В структуру занятия могут входить:

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- дыхательная гимнастика;

- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;

- формирование фонематических процессов;

- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

- работа над предложением, текстом;

- обогащение и активизация словарного запаса.

Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.

Логопед проводит работу в тесной связи с учителями, воспитателями, родителями, психологом, медицинским персоналом школы и большое внимание уделяет работе по пропаганде логопедических знаний.

Данная программа разработана с учетом последовательной поэтапной коррекции всех компонентов речевой деятельности.

Программа состоит из следующих разделов:

1) коррекция фонематических процессов;

2) коррекционная работа на лексическом уровне;

3) коррекционная работа на синтаксическом уровне;

4) совершенствование связной речи.

8 класс (2 раза в месяц)

Коррекция  нарушений чтения и письма.

Коррекционная работа на лексическом уровне, восполнение лексических средств языка

Восполнение лексических средств языка

1.Обследование учащихся.

2.Повторение изученного в 7 классе:

  • развитие языкового анализа и синтеза,
  • формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем),
  • устранение оптической дислексии и дисграфии,
  • устранение семантической дислексии,

Практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватного их употребления, образование имен существительных, и прилагательных, дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.

Коррекционная работа на синтаксическом уровне

  • развитие языкового анализа и синтеза;
  • устранение оптической дислексии и дисграфии;
  • устранение семантической дислексии;

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

8 класс

Планируемые результаты

Минимальные

Базовые

1 год

  • различение гласных и согласных звуков и букв;
  • ударных и безударных согласных звуков;
  • оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости;
  • деление слов на слоги для переноса; списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;
  • запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;
  • обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь
  • дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
  • составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;

  • различение звуков и букв; характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;
  •  списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
  • запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов);
  • дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);
  • составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя,
  •  постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
  • деление текста на предложения; выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу
  • правила оформления деловых бумаг (заявления, объявления, объяснительная…).

Качество речевого развития обучающихся определяются мониторингом, состоящим из диагностики следующих параметров:

  • связная речь
  • словарь
  • грамматический строй речи
  • звуковая сторона речи
  • слоговая сторона речи
  • фонематические процессы
  • чтение
  • письмо

Мониторинг определяет 5 уровней речевого развития обучающихся с

  1. Оптимальный (звуки поставлены, автоматизированы в словах, словосочетаниях и фразовой речи, читает по норме, пишет с минимальным количеством ошибок, которые исправляет самостоятельно или после замечаний учителя).
  2. Выше среднего (звуки поставлены, автоматизированы, в речи допускает соскальзывания, читает по норме, пишет и списывает с различных источников, допускает ошибки, которые сам не исправляет)
  3. Средний (звуки поставлены, изолированно-автоматизированы, в речи встречаются частые соскальзывания, читает по норме, пишет с ошибками различного характера).
  4. Ниже среднего (звуки ставятся с трудом, в речи быстро соскальзывают, требуется дополнительная работа по постановке каждого звука, читает ниже нормы, но прочитанное частично осознает, пишет медленно, с ошибками различного характера).
  5. Низкий (звуки ставятся с трудом, в речи автоматизируются трудно, нет никакого контроля со стороны ребенка, к дефектам речи безразличен, читает ниже нормы, прочитанного не осознает, пишет медленно, с ошибками, имеет низкую учебную мотивацию).

8 класс (18 часов)

Содержание рабочей программы

Форма и режим занятий.

Индивидуальные  занятия – 2 раза в месяц.

Продолжительность – 20-25 минут.

   Каждый конкретный ребёнок будет осваивать данную программу в соответствии со своими возможностями и способностям и в своём темпе продвигаться в речевом развитии.

Название раздела, темы логопедического занятия

Задачи

Кол-во часов

Информационное сопровождение

Дата

Обследование.

1 ч.

1.

Обследование устной и устной речи

Обследовать речь на уровне понимания слов, предложений, грамматических форм текста.

1

 Индивидуальные карточки с вопросами. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М., «Просвещение», 1991 г.

Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». –М.,

« Айрис дидактика», 2007 г.

09.09

Гласные первого и второго ряда.

5 ч.

2.

Гласные звуки.

Вспомнить гласные первого ряда. Характеристика.

1

Схемы гласных звуков, картинный материал. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М., «Владос», 1995 г.

23.09

3.

Гласные второго ряда.

Вспомнить гласные второго ряда, как они образуются.

1

Картинный материал. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.

14.10

4.

Дифференциация гласных А-Я.

Развивать фонематический слух, расширять словарный запас.

1

Карточки с заданиями, картинки по обобщающей теме «Животные и детёныши». Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М., «Владос», 1995 г.

28.10

5

Дифференциация гласных О-Ё.

Вырабатывать дифференциацию о-е в словах, предложении. Совершенствовать грамматические формы речи.

1

Карточки с заданиями, стихотворный текст, кроссворд. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.,

«Владос», 1995 г.

11.11

6

Дифференциация гласных У-Ю.

Обогащать лексический запас, развивать фонематический слух.

1

Задание по карточкам, кроссворд. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М., «Владос», 1995 г.

25.11

Дифференциация звонких и глухих согласных.

5  ч.

7

Дифференциация В-Ф в словах, предложениях.

Развивать слуховую дифференциацию звуков в-ф. развивать фонематический слух.

1

Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями, веера букв. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М., « 5 за знания» 2005 г.

02.12

8

Дифференциация З-С в словах, предложениях.

Развивать умение соотносить звуки з-с с буквами з  и с, расширять словарный запас.

1

Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями, веера букв. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М., « 5 за знания» 2005 г.

16.12

9

Дифференциация Ж-Ш в словах, предложениях.

Развивать слуховую дифференциацию звуков ж-ш.

1

Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями, веера букв. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М., « 5 за знания» 2005 г.

13.01

10.

Дифференциация Б-П в словах, предложениях.

Развивать слуховую дифференциацию звуков б-п.

1

Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М., « 5 за знания» 2005 г.

27.01

11.

Дифференциация Г-К

 в словах, предложениях.

Развивать слуховую дифференциацию звуков к и г. Развивать  фонематический слух.

1

 Карточки с заданиями, веера букв, таблицы. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М., « 5 за знания» 2005 г.

03.02

Состав слова.

3 ч.

12

Корень слова.

Упражнять в подборе однокоренных слов.

1

Раздаточный картинный материал, карточки с заданиями. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. Аграмматическая дисграфия».

17.02

13

Приставка в слове.

Закрепить знания о слогообразующем значении приставки.

1

Раздаточный картинный материал, карточки с заданиями. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. Аграмматическая дисграфия».

03.03

14

Суффиксы.

Закрепить знания о словообразующем значении суффикса.

1

Раздаточный картинный материал, карточки с заданиями. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. Аграмматическая дисграфия».

17.03

Части речи

3ч.

15

Имя существительное

Значение имени существительного в речи. Склонение.

1

Н.Н.Бабешкина, В.П.Спиреденков «Развитие речи на уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы».

07.04

16

Имя прилагательное

Значение имени прилагательного в речи. Склонение

1

Н.Н.Бабешкина, В.П.Спиреденков «Развитие речи на уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы».

21.04

17

Глагол

Упражнения на подбор синонимов, антонимов, глагольном словообразовании.

1

Н.Н.Бабешкина, В.П.Спиреденков «Развитие речи на уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы».

05.05

18

Итоговое обследование

1

19.05

  1. Материальное обеспечение образовательной деятельности.
  1. Смирнова Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М., «Мозайка», 2004г.
  2. Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». –М:, « Айрис дидактика», 2007 г.
  3. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.,  «Просвещение» , 1981 г.
  4. Каше Г.А. «Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся». – М., «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР»,1960 Г.
  5. Ефименко Л,Н, Садовникова И.Н. «Формирование связной речи у детей- олигофренов». – М., «Просвещение»,1970 г.
  6. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и  их преодоление у младших школьников». – М., «Владос», 1995 г.
  7. Костенко Ф. Д. «Сборник диктантов». – М., «Просвещение», 1972 г.
  8. Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М., «Аквариум», 1996 г.
  9. Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». – М., «Владос», 2001 г.
  10. Юрова Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М., 2005 г.
  11. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М., «5 за знания» 2005 г.
  12. Филлипова «Говори правильно». – М., Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2007 г.
  13. Мазанова Е.В. «Коррекция акустической дисграфии». – М., 2007 г.
  14. Ястребова А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М., «Аркти», 2007 г.
  15. Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М., «Просвещение», 1991 г.
  16. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». – М., «Творческий центр»,2005 г.
  17. Сахарова И.И. «Чистоговорки в картинках». – М., «Творческий Центр Бриз», 2008 г.
  18. Громова О.Е. «Исправление произношение». – М., «Творческий Центр Сфера», 2008 г.
  19. Мазанова Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии» – «Аквариум», 2004 г.
  20. Мазанова Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум», 2004 г.
  21. Мазанова Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и Аграмматическая дисграфия». - «Аквариум», 2004 г.
  22. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М., «Владос», 2004 г.

Литература, используемая учителем – логопедом в работе над программой.

  1. Логопедия под редакцией Волковой Л.С.– М.: «Просвещение», 1989 г.
  2. Филичева Т.Г., Чевелёва Н.А., Чиркина Т. В. «Основы логопедии». – М.: «Просвещение», 1989 г.
  3. Лалаева Р. И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: «Владос»,

1998 г.

  1. Лалаева Р. И. «Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы», - М.: «Просвещение», 1978 г.
  2. Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». – М.: «Владос»,1999 г.

7. Лист фиксирования изменений и дополнений в рабочей программе

Дата внесения изменений

Содержание изменений

Причина

Подпись лица, внесшего запись

                



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МАЛОБУТЫРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ПРИНЯТО

школьным психолого-педагогическим консилиумом

Протокол от «____»__________2022 г. № _________

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

______________________ С.Н.Сиротина

     Приказ  от «___»______________2022 г.

                №____________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

инклюзивного обучения

для детей с умственной отсталостю

по коррекционному курсу «Логопедические занятия»

для 9 класса

на 2022-2023 учебный год

Составитель:

 учитель – логопед

А.А.Халтурина

с. Малые Бутырки  2022

Пояснительная записка

Для большинства умственно отсталых школьников типичны запаздывание и замедленный темп развития речи, ограниченный и не соответствующий возрастным нормам активный и пассивный словарь, отклонения в формировании фонетического, фонематического и грамматического строя.
Обучение оказывает решающее воздействие на психическое развитие умственно отсталых детей. Под влиянием его происходит как общее, так и речевое развитие обучающихся: увеличивается и уточняется словарь, совершенствуется умение пользоваться уже имеющимися грамматическими формами и происходит овладение новыми, уточняется звуковой состав слова, развиваются навыки звукового анализа и синтеза.
Нарушения устной речи еще более усугубляют недоразвитие познавательной деятельности умственно отсталых обучающихся, затрудняют процесс овладения грамотой и в большинстве случаев ведут к нарушениям письменной речи.

Поэтому важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка занимает логопедическая работа.

Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учащихся. Специфика логопедической работы обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями умственно отсталого ребенка, с другой – особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта.

 «Адаптированная рабочая программа по логопедии для детей с умственной отсталостью» разработана на основе документов»:

- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";

- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- САНПИНа 2.4.2.3286-15 от 10 июля 2015 г. N 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.»;

- «Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью»;

- учебного плана образовательного учреждения.

        Общее количество часов составляет 36 часов в год (1 раз в неделю).

Методологические и теоретические основы программы.

Как и любая программа, «Программа логопедических занятий для учащихся с умственной отсталостью имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

-гуманизма – вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;

- системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

- реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

- деятельностного подхода - опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

- индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;

- системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

 Не менее важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности. Учитывая специфику образовательного процесса в VIII вида, где обучаются дети, имеющие дефект интеллектуального развития, при создании использовались материалы исследований в сфере дефектологии и психологии С. Я. Рубинштейн, М.С Певзнер.

Цели и задачи программы.

Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.

Основные задачи программы:

  1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
  2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
  3. Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.
  4. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

Используемые технологии:

-информационные;

-объяснительно-иллюстративные;

-здоровье - сберегающие;

-личностно-ориентированные;

Основные методы организации реабилитационного процесса:

Для достижения поставленной цели и реализации задач реабилитационного процесса используются следующие методы обучения:

- наглядный;

- наглядно-слуховой прием;

- наглядно-зрительный прием;

- словесный;

- практический.

Организация работы по программе.

Коррекция нарушений речи учащихся с умственной отсталостью требует организации специальной логопедической работы.

На коррекционные логопедические занятия по расписанию отводятся часы в первую половину дня. Основной формой являются индивидуальное занятие. На занятие обучающегося отводится, как правило, 20 – 25минут.

Содержание рабочей программы.

Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико -грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Кроме того, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы в коррекционной школе являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности.

Содержание логопедической работы находится в соответствии с программой обучения грамоте и изучения родного языка. При этом цели и задачи логопедической работы (практическое овладение языком) иные, чем цели и задачи уроков русского языка (осознание и анализ языковых явлений).

В связи с тем, что старые условно – рефлекторные связи у умственно отсталых детей очень консервативны, необходимо тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. Частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме, характерна для логопедической работы в коррекционной школе. Учитывая быструю утомляемость умственно отсталых детей, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключения ребенка с одной формы работы на другую. Так как нарушения речи у умственно отсталых детей носят стойкий характер, логопедическая работа в коррекционной школе осуществляется в более длительные сроки, чем работа с детьми в общеобразовательной массовой школе.

Количество часов, указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

В структуру занятия могут входить:

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- дыхательная гимнастика;

- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;

- формирование фонематических процессов;

- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

- работа над предложением, текстом;

- обогащение и активизация словарного запаса.

Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.

Логопед проводит работу в тесной связи с учителями, воспитателями, родителями, психологом, медицинским персоналом школы и большое внимание уделяет работе по пропаганде логопедических знаний.

Данная программа разработана с учетом последовательной поэтапной коррекции всех компонентов речевой деятельности.

Программа состоит из следующих разделов:

1) коррекция фонематических процессов;

2) коррекционная работа на лексическом уровне;

3) коррекционная работа на синтаксическом уровне;

4) совершенствование связной речи.

9 класс (1 часа в неделю)

Коррекция  нарушений чтения и письма.

Коррекционная работа на лексическом уровне, восполнение лексических средств языка

Восполнение лексических средств языка

1.Обследование учащихся.

2.Повторение изученного в 8 классе:

  • развитие языкового анализа и синтеза,
  • формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем),
  • устранение оптической дислексии и дисграфии,
  • устранение семантической дислексии,

Практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватного их употребления, образование имен существительных, и прилагательных, дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.

Коррекционная работа на синтаксическом уровне

  • развитие языкового анализа и синтеза;
  • устранение оптической дислексии и дисграфии;
  • устранение семантической дислексии;

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

9 класс

Планируемые результаты

Минимальные

Базовые

1 год

  • различение гласных и согласных звуков и букв;
  • ударных и безударных согласных звуков;
  • оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости;
  • деление слов на слоги для переноса; списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;
  • запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;
  • обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь
  • дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
  • составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;

  • различение звуков и букв; характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;
  •  списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
  • запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов);
  • дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);
  • составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя,
  •  постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
  • деление текста на предложения; выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу
  • правила оформления деловых бумаг (заявления, объявления, объяснительная…).

Качество речевого развития обучающихся определяются мониторингом, состоящим из диагностики следующих параметров:

  • связная речь
  • словарь
  • грамматический строй речи
  • звуковая сторона речи
  • слоговая сторона речи
  • фонематические процессы
  • чтение
  • письмо

Мониторинг определяет 5 уровней речевого развития обучающихся с

  1. Оптимальный (звуки поставлены, автоматизированы в словах, словосочетаниях и фразовой речи, читает по норме, пишет с минимальным количеством ошибок, которые исправляет самостоятельно или после замечаний учителя).
  2. Выше среднего (звуки поставлены, автоматизированы, в речи допускает соскальзывания, читает по норме, пишет и списывает с различных источников, допускает ошибки, которые сам не исправляет)
  3. Средний (звуки поставлены, изолированно-автоматизированы, в речи встречаются частые соскальзывания, читает по норме, пишет с ошибками различного характера).
  4. Ниже среднего (звуки ставятся с трудом, в речи быстро соскальзывают, требуется дополнительная работа по постановке каждого звука, читает ниже нормы, но прочитанное частично осознает, пишет медленно, с ошибками различного характера).
  5. Низкий (звуки ставятся с трудом, в речи автоматизируются трудно, нет никакого контроля со стороны ребенка, к дефектам речи безразличен, читает ниже нормы, прочитанного не осознает, пишет медленно, с ошибками, имеет низкую учебную мотивацию).

9 класс (33 часов)

Содержание рабочей программы

Форма и режим занятий.

Фронтальные  занятия – 1 раза в неделю.

Продолжительность – 20-25 минут.

Каждый конкретный ребёнок будет осваивать данную программу в соответствии со своими возможностями и способностям и в своём темпе продвигаться в речевом развитии.

Название раздела, темы логопедического занятия

Задачи

Кол-во часов

Информационное сопровождение

Дата

Обследование.

2 ч.

1.

Обследование устной и письменной  речи

Обследовать речь на уровне понимания слов, предложений, грамматических форм текста.

1

 Индивидуальные карточки с вопросами. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М., «Просвещение», 1991 г.

Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». –М.,

« Айрис дидактика», 2007 г.

02.09

2.

Обследование устной и письменной  речи

Выявить нарушения чтения и письма.

1

Индивидуальные карточки с вопросами. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М., «Просвещение», 1991 г.

Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». –М.,

« Айрис дидактика», 2007 г.

09.09

Гласные первого и второго ряда.

6 ч.

3.

Гласные звуки.

Вспомнить гласные первого ряда. Характеристика.

1

Схемы гласных звуков, картинный материал. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М., «Владос», 1995 г.

16.09

4.

Гласные второго ряда.

Вспомнить гласные второго ряда, как они образуются.

1

Картинный материал. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.

23.09

5.

Безударные гласные.

Показать разницу в звучании одного и того же гласного звука в ударной и безударной позиции.

1

Карточки с заданиями. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М., «Владос», 1995 г.

30.09

6.

Дифференциация гласных А-Я.

Развивать фонематический слух, расширять словарный запас.

1

Карточки с заданиями, картинки по обобщающей теме «Животные и детёныши». Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М., «Владос», 1995 г.

07.10

7.

Дифференциация гласных О-Е.

Вырабатывать дифференциацию о-е в словах, предложении. Совершенствовать грамматические формы речи.

1

Карточки с заданиями, стихотворный текст, кроссворд. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М.,

«Владос», 1995 г.

14.10

8.

Дифференциация гласных У-Ю.

Обогащать лексический запас, развивать фонематический слух.

1

Задание по карточкам, кроссворд. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М., «Владос», 1995 г.

21.10

Дифференциация звонких и глухих согласных.

8 ч.

9.

Дифференциация В-Ф в словах, предложениях.

Развивать слуховую дифференциацию звуков в-ф. развивать фонематический слух.

1

Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями, веера букв. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М., « 5 за знания» 2005 г.

28.10

10.

Дифференциация З-С в словах, предложениях.

Развивать умение соотносить звуки з-с с буквами з  и с, расширять словарный запас.

1

Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями, веера букв. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М., « 5 за знания» 2005 г.

11.11

11.

Дифференциация Ж-Ш в словах, предложениях.

Развивать слуховую дифференциацию звуков ж-ш.

1

Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями, веера букв. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М., « 5 за знания» 2005 г.

18.11

12.

Дифференциация Б-П в словах, предложениях.

Развивать слуховую дифференциацию звуков б-п.

1

Предметные картинки, раздаточные карточки с заданиями. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М., « 5 за знания» 2005 г.

25.11

13.

Дифференциация Д-Т

 в словах, предложениях.

Развивать умение соотносить звуки д,т с буквами д и т.

1

Карточки с заданиями, веера букв, кроссворды, таблицы. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М., « 5 за знания» 2005 г.

02.12

14.

Дифференциация Г-К

 в словах, предложениях.

Развивать слуховую дифференциацию звуков к и г. Развивать  фонематический слух.

1

 Карточки с заданиями, веера букв, таблицы. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М., « 5 за знания» 2005 г.

09.12

15.

Дифференциация С-Ш

 в словах, предложениях.

Формировать умение дифференцировать звуки с-ш.

1

Карточки с заданиями, веера букв, таблицы. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М., « 5 за знания» 2005 г.

16.12

16.

Дифференциация З-Ж

 в словах, предложениях.

Формирование фонематического восприятия; развивать слуховое и речевое внимание.

1

Карточки с заданиями, веера букв, кроссворды, таблицы. Барылкина, Л.П.

« Эти трудные согласные». – М.,

« 5 за знания» 2005 г.

23.12

Состав слова.

3 ч.

17

Корень слова.

Упражнять в подборе однокоренных слов.

1

Раздаточный картинный материал, карточки с заданиями. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. Аграмматическая дисграфия».

13.01

18

Приставка в слове.

Закрепить знания о слогообразующем значении приставки.

1

Раздаточный картинный материал, карточки с заданиями. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. Аграмматическая дисграфия».

20.01

19

Суффиксы.

Закрепить знания о словообразующем значении суффикса.

1

Раздаточный картинный материал, карточки с заданиями. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. Аграмматическая дисграфия».

27.01

Части речи

14 ч.

20.

21.

Имя существительное

Значение имени существительного в речи. Склонение.

2

Н.Н.Бабешкина, В.П.Спиреденков «Развитие речи на уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы».

03.02

10.02

22.

23.

Имя прилагательное

Значение имени прилагательного в речи. Склонение

2

Н.Н.Бабешкина, В.П.Спиреденков «Развитие речи на уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы».

17.02

03.03

24.

25.

Глагол

Упражнения на подбор синонимов, антонимов, глагольном словообразовании

2

Н.Н.Бабешкина, В.П.Спиреденков «Развитие речи на уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы».

10.03

17.03

26.

Наречие

Закрепить значение и образование наречий. Упражнения на подбор синонимов, антонимов.

1

Н.Н.Бабешкина, В.П.Спиреденков «Развитие речи на уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы».

07.04

27.

28.

Личные местоимения

Стилистическая роль, правильное употребление местоимений.

2

Карточки с заданиями. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку.  Имя прилагательное» . – М:, «Просвещение», 2002 г.

14.04

21.04

29.

Числительные

Значение и роль в речи.

1

Карточки с заданиями. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку.  Имя прилагательное» . – М:, «Просвещение», 2002 г.

28.04

30.

31.

Предлоги

Значение и роль в речи. Дифференциация

Приставки и предлога.

2

Карточки с заданиями. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку.  Имя прилагательное» . – М:, «Просвещение», 2002 г.

05.05

12.05

32.

Работа над предложениями, необходимыми в различных бытовых ситуациях

Работа над предложениями, необходимыми в различных бытовых ситуациях. Закрепление на практике знания о

видах предложений

1

Н.Н.Бабешкина, В.П.Спиреденков «Развитие речи на уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы».

19.05

33.

Итоговое обследование

1

26.05

  1. Материальное обеспечение образовательной деятельности.
  1. Смирнова Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М., «Мозайка», 2004г.
  2. Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования». –М:, « Айрис дидактика», 2007 г.
  3. Фомичёва М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М.,  «Просвещение» , 1981 г.
  4. Каше Г.А. «Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся». – М., «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР»,1960 Г.
  5. Ефименко Л,Н, Садовникова И.Н. «Формирование связной речи у детей- олигофренов». – М., «Просвещение»,1970 г.
  6. Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и  их преодоление у младших школьников». – М., «Владос», 1995 г.
  7. Костенко Ф. Д. «Сборник диктантов». – М., «Просвещение», 1972 г.
  8. Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М., «Аквариум», 1996 г.
  9. Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». – М., «Владос», 2001 г.
  10. Юрова Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М., 2005 г.
  11. Барылкина, Л.П. «Эти трудные согласные». – М., «5 за знания» 2005 г.
  12. Филлипова «Говори правильно». – М., Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2007 г.
  13. Мазанова Е.В. «Коррекция акустической дисграфии». – М., 2007 г.
  14. Ястребова А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М., «Аркти», 2007 г.
  15. Ефименко Л.Н., Мисаренко Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М., «Просвещение», 1991 г.
  16. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». – М., «Творческий центр»,2005 г.
  17. Сахарова И.И. «Чистоговорки в картинках». – М., «Творческий Центр Бриз», 2008 г.
  18. Громова О.Е. «Исправление произношение». – М., «Творческий Центр Сфера», 2008 г.
  19. Мазанова Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии» – «Аквариум», 2004 г.
  20. Мазанова Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум», 2004 г.
  21. Мазанова Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и Аграмматическая дисграфия». - «Аквариум», 2004 г.
  22. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М., «Владос», 2004 г.

Литература, используемая учителем – логопедом в работе над программой.

  1. Логопедия под редакцией Волковой Л.С.– М.: «Просвещение», 1989 г.
  2. Филичева Т.Г., Чевелёва Н.А., Чиркина Т. В. «Основы логопедии». – М.: «Просвещение», 1989 г.
  3. Лалаева Р. И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: «Владос»,

1998 г.

  1. Лалаева Р. И. «Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы», - М.: «Просвещение», 1978 г.
  2. Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». – М.: «Владос»,1999 г.

7. Лист фиксирования изменений и дополнений в рабочей программе

Дата внесения изменений

Содержание изменений

Причина

Подпись лица, внесшего запись

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...