Развитие коммуникации детей с РАС с помощью сенсорных игр (групповые формы работы)
статья

Никитина Елена Анатольевна

       Расстройство аутистического спектра (аутизм) – это прежде всего нарушение коммуникации, социального поведения. При аутизме теряется интерес к реальности и общению с окружающими, утрачивается эмоциональный контакт с другими людьми. Отмечается также снижение ориентировки на речевые сигналы, невнимание к речи другого человека, его мимике, взгляду, что оказывает тормозящее влияние на развитие коммуникативной стороны речи. Во многом это связано с качественно иной переработкой сенсорной информации, чем у нейротипичных людей.

    В данной статье вашему вниманию предложены примеры нескольких групповых сенсорных игр, которые помогают детям не просто видеть друг друга, но и через различные ощущения устанавливать контакт с окружающими.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие коммуникации детей с РАС с помощью сенсорных игр (групповые формы работы)

       Расстройство аутистического спектра (аутизм) – это прежде всего нарушение коммуникации, социального поведения. При аутизме теряется интерес к реальности и общению с окружающими, утрачивается эмоциональный контакт с другими людьми. Отмечается также снижение ориентировки на речевые сигналы, невнимание к речи другого человека, его мимике, взгляду, что оказывает тормозящее влияние на развитие коммуникативной стороны речи. Во многом это связано с качественно иной переработкой сенсорной информации, чем у нейротипичных людей.

       Я не буду рассказывать о сенсорных особенностях детей с расстройством аутистического спектра, напомню лишь, какие бывают чувственные ощущения:

- зрительные (яркие цвета);

- слуховые (разнообразные звуки);

- тактильные (то, что ребёнок ощущает посредством прикосновения, ощупывания);

- проприоцептивные (двигательные, ощущения от движения тела в пространстве);

- вкусовые (различение на вкус разных продуктов и блюд);

- вестибулярные (поддержание равновесия, т.е. устойчивое положение тела в пространстве).

       В Центре социальной поддержки и реабилитации, в котором я работаю, получают помощь много ребят с РАС разной степени выраженности и особенностями проявления. Как логопед учу таких детей контактировать с окружающим миром, опираясь на индивидуальные особенности сенсорных ощущений ребёнка.

    Проблемы коммуникации я бы разделила на два вида:

- взаимодействие аутичного ребёнка со взрослыми;

- взаимодействие аутичного ребёнка с детьми.

    Причём, если не выстроить отношения между таким ребёнком и работающими с ним взрослыми, то практически невозможно учить детей контактировать между собой.

Что мне помогает в решении этих проблем?

      Прежде всего ставлю задачу, чтобы на индивидуальных занятиях ребёнок с РАС проникся ко мне доверием, получал как эмоциональное удовольствие, так и удовольствие от сенсорных ощущений при общении со мной. И здесь нет мелочей, важно всё: темп речи, громкость и тембр голоса, запах духов и то, насколько близко ребёнок позволяет приближаться к себе.

      После этого можно постепенно переходить к групповым формам работы. Причём два ребёнка в игре – это уже группа в случае с детьми с РАС.

    Хочу предложить вашему вниманию примеры нескольких групповых сенсорных игр, которые помогают детям не просто видеть друг друга, но и через различные ощущения устанавливать контакт с окружающими.  Подойдут для таких занятий игры с водой, различными наощупь материалами, парашютом, а вот игры с песком, на мой взгляд, для группы не подходят, так как ребёнок «застревает» на своих ощущениях и не обращает внимание на другого.

     Проведение специально организованных сенсорных игр с аутичным ребёнком может дать прекрасные возможности для установления контакта с окружающими.

      Вот несколько рекомендаций для проведения таких игр:

- новые сенсорные ощущения вводим только индивидуально. При взаимодействии в группе эти ощущения должны быть уже хорошо знакомыми и вызывать приятные эмоции;

- не настаиваем, если ребёнок не готов играть в группе, или он остаётся пассивным, продолжаем осуществлять игровые действия и повторяем попытку в следующий раз. При этом надо быть готовым к тому, что какие-то варианты развития событий ребенок примет не сразу, а с чем-то не согласится категорически. Например, он не сразу включается в деятельность, но я вижу, что боковым зрением наблюдает за происходящим. Значит, нужно дать ребёнку больше времени на принятие игры и игроков;

- радуемся самому минимальному участию ребёнка в совместной игре, пусть даже он просто находился рядом и н наблюдал, но не отверг игровую ситуацию;  

- постоянно поддерживаем эмоциональный контакт как между взрослым, так и между детьми;

- при взаимодействии в игре необходимо называть детей по именам, побуждая их контактировать между собой взглядом или жестом, или каким-то действием;

- своим примером учим радоваться совместным действиям, то есть эмоционально заряжаем ребёнка;

- обязательно оговариваем и выполняем правила поведения во время сенсорных игр: не разбрасываем песок, не выливаем и не разбрызгиваем воду на пол и т.п. Это бывает трудно выполнять, так как удовольствие от приятных ощущений может захлестнуть. Педагогу нужно внимательно наблюдать за детьми и вовремя переключать внимание, чтобы не случилось сенсорное перенасыщение.

      Сенсорных игр огромное количество, осветить всё невозможно, в помощь тут фантазия и интуиция. Приведу примеры нескольких из них. И начну с игр с водой.

Взаимодействие через тактильные и зрительные ощущения: игры с водой.

     Как правило, всем детям, в том числе с РАС, нравится играть с водой. И это прекрасно подходит для налаживания работы в группе. Рекомендую не привлекать много ребят, так как цель в таких играх – увидеть партнёра, выполнить поочерёдно либо вместе с ним простое игровое действие.  

«Разложи в стаканчики»

     В достаточно вместительной ёмкости для воды лежат разноцветные шарики: красные, жёлтые, синие. У каждого участника игры есть стаканчик либо красный, либо жёлтый, либо синий. Задание – достать из воды шарики соответствующего цвета и положить в свой стаканчик. В случаях затруднения прошу ребят помочь друг другу. Можно доставать шарики или другие предметы не только руками, но и пинцетом, ложкой и т.д. Варианты игры разнообразны.

«Буря по морю гуляет и кораблик подгоняет»

     В ёмкость для воды двое ребят опускают бумажные кораблики каждый своего цвета. Далее разные варианты игры: можно дуть в одну сторону, стараясь обгонять кораблики друг друга, можно дуть навстречу друг другу, сталкивая их на пути, а можно, сильно дуя, поменять местами стоянку бумажных судов. Фантазии не предела!

   

Взаимодействие через тактильные ощущения

     Цель этих игр – не только и не столько действия с предметами из разных материалов, так как тактильные ощущения отрабатывались ранее на индивидуальных занятиях. Цель – увидеть, почувствовать рядом с собой другого человека.  

 «Разложи в коробки»

        В моём «волшебном» мешочке лежать небольшие деревянные и резиновые предметы, а также кусочки пластилина. Задание – по очереди наощупь достать их по одному из мешочка и разложить каждый в свою коробку: в одну – пластилин, в другую – деревянные предметы, а в третью – резиновые. Варианты игры могут быть разные.

«Угадай, чья рука»

     Двое детей прячут сначала по одной руке в непрозрачном тканевом мешочке. Я ощупываю руку и называю имя. Ребятам, как правило, нравится эти ощущения, они стараются спрятать обе руки. Это очень сближает! И опять, вариантов игры много.

Взаимодействие через двигательные, вестибулярные и зрительные ощущения: игры с мячом и парашютом.

     В этих играх могут участвовать уже несколько детей, однако это усложняет взаимодействие. Ведь зачем передавать кому-то мяч, если самому так приятно прыгать на нём. Или получать удовольствие от колыхания парашюта, а приходится не просто перебегать под ним, но и меняться с кем-то местами.

     Однако так постепенно приобретаются простые социальные навыки, а это новый шаг в социальном развитии ребёнка.

Игра с мячом «Передай другому»

Дети становятся в круг. Ведущий просит передать мяч тому, кого назовёт по имени.

Игра с парашютом

       Дети становятся вокруг парашюта и  поднимают и опускают его. Те, кого ведущий называет по именам, должны перебежать под ним и поменяться местами. Детям не просто увидеть друг друга. Бывает, что кто-то из детей отбежит от всех, но, встав в уголок недалеко от играющих, с удовольствием за всеми наблюдает. Это в случае с детьми с РАС нормально, постепенно ребёнок привыкнет к такому виду взаимодействия и подойдёт к играющим.

     Это лишь примеры коллективных игр для развития коммуникации. Создание дружелюбной сенсорной атмосферы, применение специальных занятий и видов активности помогают ребёнку справиться с имеющимися у него проблемами и облегчить процессы обучения и социализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая форма работы на уроках литературы как особый фактор совместной деятельности и стимулирующее действие на развитие личности учащихся.

Технологизация  учебного и воспитательного процессов связана с поиском таких дидактических подходов, которые могли бы превратить обучение в своего рода «производственно-технологический процесс с ...

Групповая форма работы, как фактор развития творческого потенциала учащихся.

В статье рассмотрена групповая форма работы при обучении  английскому языку. Проанализированы характеристики, основные формы  групповой работы. Выявлено что, групповые формы работы способств...

Групповые формы работы в школе обучения детей с ОВЗ

Материал рассматиривает групповые формы работы с детьми с особыми возможностями здоровья и с детьми-инвалидами, а также аспекты здоровьесбережения данных категорий учащихся. Статья написана в соавторс...

Индивидуальные и групповые формы работы с текстом как средство развития учебной мотивации учащихся и повышения их качества знаний.

Формирование функциональной грамотности учащихся достигается прежде всего на основе работы с текстами различных типов, стилей речи, разнообразия их тематики и проблематики. В связи с этим я...

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Групповые формы работы с использованием дидактических игр - эффективный способ развития коммуникативных компетенций и творческого мышления учащихся в процессе обучен

            Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методиче...

Научная публикация «Групповые формы работы как средство развития у школьников коммуникативных навыков».

Современное общество предъявляет высокие требования к развитию коммуникативных умений, поэтому учащихся нужно с раннего возраста учить превращать свои мысли в речь, отстаивать свою точку зрения и спос...