Групповые формы работы в школе обучения детей с ОВЗ
статья

Звягин Максим Георгиевич

Материал рассматиривает групповые формы работы с детьми с особыми возможностями здоровья и с детьми-инвалидами, а также аспекты здоровьесбережения данных категорий учащихся. Статья написана в соавторстве с коллегой,  Метельской Екатериной Евгеньевной, учителем химии ГБОУ школы №355 Московского района Санкт-Петербурга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ

В ШКОЛЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ.

Авторы: Звягин Максим Георгиевич, учитель математики

        Метельская Екатерина Евгеньевна, учитель химии и биологии

Организация: ГБОУ школа №355 Московского района Санкт-Петербурга

Наша школа уже на протяжении многих лет работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья. И в процессе работы мы применяем различные формы работы: индивидуальные, дистанционные и групповые. Несмотря на положительные стороны индивидуального обучения, такие как:

  1. индивидуальный подход к ребенку;
  2. постоянный контакт с учителем;
  3. гибкое расписание уроков;
  4. комфортные условия для занятий;
  5. учет медицинских аспектов,

индивидуальное обучение имеет и ряд недостатков:

  1. отсутствие контакта со сверстниками и другими учащимися;
  2. ученик должен активно работать в течение всего урока  и быть в постоянном контакте с учителем и, как следствие, в постоянном напряжении;
  3. страдают процессы отработки простейших жизненных навыков (поездка в транспорте, пунктуальность и т.п.).
  4. уменьшенное количество часов на освоение программы, а значит, бóльшая самостоятельная работа ученика

Для смягчения влияния отрицательных сторон индивидуального обучения и для с целью здоровьесбережения учащихся с ОВЗ, мы применяем различные групповые формы работы: внеклассные учебные мероприятия, экскурсии и проведение открытых уроков.

ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ.

Каждый год в нашей школе организовываются различные внеклассные мероприятия, в которых активно участвуют дети с ОВЗ. Это и встречи с ветеранами, и предметные конференции и игры (Ко дню Победы, История науки о человеке, Путешествие в сказку (математика), Вечер занимательной физики, Химический КВН, мероприятия по географии и биологии). Особое место в этом ряду занимает ежегодная общешкольная конференция «Я познаю мир», уже второй год как получившая статус городской. Она проводится в очном и дистанционном режимах. Право на участие имеет каждый ученик. В её рамках учащиеся (под руководством учителей) каждый год готовят свои проекты. Тема конференции широко обсуждается на сайте, а защита работ проходит очно. Если учащийся не может прийти в школу, ему предоставляется возможность выступить дистанционно. Чаще всего посредством Skype. Городской этап конференции проходит как вебинар на портале «Петербургское образование».

Подобные мероприятия позволяют лучше раскрыть возможности учеников, повысить их общий уровень знаний, расширить возможности для общения и социализации.

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ.

С целью компенсировать уменьшенное количество часов учебной нагрузки мы проводим не только внеклассные мероприятия, но и открытые уроки, на которых приглашаем всех учащихся соответствующего класса. Вот несколько примеров: «Урок мужества, посвященный Дню памяти начала блокады Ленинграда», «Горные породы, вулканы, гейзеры», «Урок, посвященный Дню воды». На этих уроках ученики, обычно занимающиеся на дому, работают совместно, в малых группах. Они ставят различные эксперименты, проводят опыты, которые невозможно по понятным причинам провести в домашних условиях. Учащиеся получают возможность более объективно судить и о своём уровне подготовки, и об уровне своих одноклассников. Это позволяет нормализовать их самооценку, иногда завышенную, а иногда заниженную, что положительно сказывается на здоровье.

ЭКСКУРСИИ.

Есть такие аспекты учебной и повседневной жизни, которые трудно постичь самостоятельно и которые не вмещаются в формат внеклассного мероприятия или открытого урока. Этот пробел ликвидируется проведением экскурсий, на которые приглашаются (и приходят) одновременно учащиеся разных возрастных категорий. Мы многократно организовывали «походы» в Эрмитаж, по литературным местам Петербурга, по памятным местам Петербурга (Пискаревское кладбище, музей Блокады Ленинграда и т.п). Даже простой урок-экскурсия в Парк Победы способен принести свои положительные результаты: учащиеся не только получают новые знания или закрепляют имеющиеся, но и общаются друг с другом и учителями в неформальной обстановке, заряжаются положительными эмоциями, дышат свежим воздухом.

В заключение, перечислим те факторы групповых занятий, которые, на наш взгляд, способствуют укреплению здоровья учеников и готовят их к дальнейшей, надеемся успешной, жизни.

  1. Социализация учащихся в классе
  2. Соревновательный момент (отсутствующий при индивидуальном обучении)
  3. Умение совместно работать в группах
  4. Адаптация к большому количеству людей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Групповые формы работы и коллективный способ обучения на уроках математики"

« … развитие  и образование ни одному человеку не могут быть даны и сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью,  собственными силами, с...

Групповые формы работы на начальном этапе обучения игре на фортепиано (методические рекомендации).

Методические рекомендации адресованы педагогам дополнительного образования по классу фортепиано. Посвящены вопросам организации групповых занятий на начальном этапе обучения игре на фортепиано....

Групповая форма работы как средство активизации процесса обучения на уроках русского языка и литературы

В современной педагогической теории и практике назрело противоречие между тем, что требует от молодого поколения жизнь, и тем, что дает школа. К сожалению, традиционная методика не способствует полноц...

Статья "Групповая форма работы как один из приёмов интерактивной технологии обучения"

Для успешного и оптимального достижения поставленных перед учеником целей и задач в рамках системно – деятельностного подхода, на мой взгляд, как нельзя лучше подходят элементы интерактивной технологи...

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Групповые формы работы с использованием дидактических игр - эффективный способ развития коммуникативных компетенций и творческого мышления учащихся в процессе обучен

            Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методиче...

Дифференцированное обучения при групповой форме работы на уроке географии.

В статье, автор рассказывает  об использовании им  дифференцированного подхода при групповой форме работы на уроке географии.  ...

Методические рекомендации. Групповые формы работы на уроках теоретического обучения как средство повышения результативности обучения на уроках технологии

Методические рекомендации по применению групповой формы работы на уроках теоретического обучения как средство повывшения результативности обучения на уроках технологии...