Статья "Система коррекционно-развивающей помощи лицам с особыми потребностями в России".
статья

Екатерина Ивановна Григорьева

Последние три десятилетия в России характеризуются интенсивным поиском наиболее эффективных форм гуманизации педагогической деятельности, пересмотром отношения государства к людям с особыми потребностями. Особую актуальность приобрели вопросы организации социально - педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.  Многие годы люди с выраженными интеллектуальными нарушениями относились к разряду «необучаемых», таких детей помещали в дома для инвалидов системы социального обеспечения. В конце ХХ века рядом выдающихся педагогов и учёных были проведены исследования, целью которых было оценить возможности развития детей с недоразвитием интеллекта и определить роль специального обучения в их развитии. Наиболее важным результатом этих исследований стало заключение, сделанное в отношении детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью, о роли специально ор­га­ни­зо­ван­ного обу­че­ния в кор­рек­ции нарушений их пси­хи­че­ско­го и лич­но­ст­но­го раз­ви­тия, их социализации. Учебная деятельность школьников с ОВЗ рассматривается в работе как средство их социализации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система коррекционно-развивающей помощи лицам с особыми потребностями в России.

 Последние три десятилетия в России характеризуются интенсивным поиском наиболее эффективных форм гуманизации педагогической деятельности, пересмотром отношения государства к людям с особыми потребностями. Особую актуальность приобрели вопросы организации социально - педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.  Многие годы люди с выраженными интеллектуальными нарушениями относились к разряду «необучаемых», таких детей помещали в дома для инвалидов системы социального обеспечения. В конце ХХ века рядом выдающихся педагогов и учёных были проведены исследования, целью которых было оценить возможности развития детей с недоразвитием интеллекта и определить роль специального обучения в их развитии. Наиболее важным результатом этих исследований стало заключение, сделанное в отношении детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью, о роли специально организованного обучения в коррекции нарушений их психического и личностного развития, их социализации. Учебная деятельность школьников с ОВЗ рассматривается в работе как средство их социализации.

Глобальные сдвиги в жизни “неполноценного меньшинства” приходятся на конец XVIII - начало XX века. В этот период осуществляется переход от «…осознания возможности к осознанию необходимости и целесообразности обучения глухих, слепых и умственно отсталых» (Н.Н.Малофеев). Для детей с лёгкой степенью умственной отсталости в России открылись вспомогательные школы и классы, которые продолжают работу в настоящее время. Первая специальная школа в России работает с 1906 года (Х.С.Замский), в Европе первая школа для детей с умственной отсталостью открыта в 1897г. в Брюсселе. В конце XVIII - начале XIX в. в России начали создаваться специальные училища для глухих, в 1806 г. по распоряжению императрицы Марии Федоровны открыто в Павловске первое училище для глухих, в Европе первая школа для глухих открыта в 1760г. во Франции. За последнюю четверть XIX века в Санкт-Петербурге и в Москве открылись 24 образовательные учреждения специального обучения детей с нарушениями зрения, первая школа для слепых в Европе открылась в 1784 году во Франции. Для детей с выраженной и глубокой умственной отсталостью в России до конца ХХ века отсутствовали образовательные учреждения. Их помещали в закрытые учреждения интернатного типа, где оказывали, в основном, помощь медицинскую, присмотра и ухода, Программ воспитания и обучения детей с недоразвитием интеллекта в таких учреждениях не реализовывали. Между тем, исследования показали, что лица с тяжелыми нарушениями интеллекта при создании для них специальных условий становятся частично трудоспособными и могут быть социально адаптированы.

В 2018 году мировое сообщество отметит 70-летие Всеобщей декларации прав человека. Понять человека с особыми потребностями в контексте прав человека значит увидеть неравенство отношения к нему.  Процесс интеграции людей с нарушениями развития в общество в России происходит в особых социокультурных условиях, отличающихся от западноевропейских. В Европе процесс по интеграции людей с особыми потребностями в общество начался в условиях демократического и экономического подъёма, в России - в условиях становления демократии и экономического кризиса.

Характер отношения общества к умственно отсталым людям зависит от уровня развития культуры, образования, здравоохранения, экономических и политических условий. По мере развития, общество возлагает на себя всё более серьёзные социальные обязательства. Дети с выраженной умственной отсталостью больше не относятся к категории «необучаемых». Л.С. дал определение термину «развитие», как явлению, которое рассматривается как непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся, в первую очередь, непрестанным возникновением и образованием нового, не существующего на прежних стадиях.

В настоящее время в России оптимальная модель социально- педагогического сопровождения и помощи людям с умеренной умственной отсталостью только разрабатывается. Задача эта исключительно важна для государства ещё и потому, что в последние десятилетия в России стремительно растёт число детей, имеющих нарушения в развитии. Растёт и число семей, имеющих на воспитании таких детей, так как родители всё реже сдают их в закрытые государственные учреждения. Разнообразие образовательных форм, нацеленность их на повышение образовательного уровня ребёнка, индивидуализация образовательного маршрута – основные задачи коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими умеренную умственную отсталость.

В России систему учреждений психолого-педагогической диагностики детей с умеренной умственной отсталостью  представляют психолого- медико- педагогические комиссии (ПМПК и МПК) и консультативно-диагностические центры (КДЦ государственные и негосударственные). В задачи ПМПК входят: оценка статуса развития ребёнка, обследование и диагностика его состояния; отбор и объединение детей в группы по сходным состояниям, выявленном в процессе диагностики, рекомендации по дальнейшему образовательному маршруту; занятия с детьми; консультирование родителей и опекунов. В ПМПК и КДЦ работают консультативные кабинеты психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с выраженной умственной отсталостью, пункты приема специалистов, работающих с детьми с разной степенью тяжести интеллектуального недоразвития. Основной задачей обследования ребёнка в ПМПК является определение места его обучения, дальнейшей перспективы его развития, разработка его индивидуального образовательного маршрута. В своей деятельности эта служба руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка и действующим Законодательством об образовании Российской Федерации.

         Предметом диагностики чаще всего является активность ребёнка и совпадение его поведенческих реакций с реакциями ребёнка в норме, свойственными этому возрасту. Технология диагностики направлена на выявление возможных рисков в развитии ребёнка в возрасте от 3-х лет, т.к. до этого возраста отсутствует предмет для психологической диагностики. Т.е., ребёнок раннего возраста (от 9 мес. до 3 лет) минует ПМПК. Но, именно раннее выявление отклонений особенно важно для умственно отсталых детей. Так как со временем возникают побочные нарушения, надстройка над основными. Ранняя диагностика позволяет предотвратить появление новых наслоений социального характера на первичный дефект. Эта проблема - наиважнейшая в системе коррекционно-развивающей помощи лицам с особенностями развития в нашей стране. В настоящее время в стране ведут деятельность Институты раннего вмешательства, один из них находится в Санкт- Петербурге, но, эти структуры негосударственные, оказывающие платные диагностические и образовательные услуги.

В настоящее время в нашей стране дети с ограниченными возможностями здоровья могут получить дошкольное и школьное образование либо в массовых образовательных учреждениях на условиях инклюзии, либо в специализированных, реализующих специальные программы обучения.

В дошкольных образовательных учреждениях работают группы для детей с особыми потребностями, а также группы с интегрированными формами коррекционной помощи.  Основными технологиями дошкольных образовательных учреждений для детей с ОВЗ являются:

- обеспечение специальной готовности к школьному обучению: развитие всех видов деятельности – «предшественников» учебной, формирование мотивационной готовности, сенсорной, физической и речевой готовности;

- реализация программ воспитания и образования для детей с ОВЗ;

- обеспечение коррекционно - развивающего сопровождения воспитанников.

В системе школьного образования дети с ОВЗ могут обучаться в классах (группах) для таких учащихся в коррекционных школах, реализующих программы образования соответствующего уровня, либо в общеобразовательных школах в условиях инклюзивного обучения, если в этих школах созданы необходимые условия. В коррекционных школах дети обучаются по адаптированным программам, эти программы являются основными для данных школ. В общеобразовательных школах дети обучаются по адаптированным программам, не основным для данной школы. В обоих случаях, школы должны реализовывать следующие технологии:

- коррекционного обучения;

- коррекционного воспитания;

- нормализации отношений в семье и с семьёй;

- коррекционного или психолого – педагогического сопровождения воспитания ребёнка с ОВЗ.

Система учреждений раннего вмешательства, дошкольные и школьные образовательные учреждения, составляют блок коррекционной помощи (нормализации) в общей системе педагогической помощи в России лицам с ОВЗ. Следующий блок в системе помощи – блок пожизненного сопровождения (центры реабилитации). Это учреждения системы социального обеспечения, с дошкольными и школьными отделениями. Социально-бытовые службы дневного, интернатного и стационарного типа. Центры реабилитации выполняют функции социального патронажа за людьми с ОВЗ на протяжении всей их жизни. В настоящее время в каждом административном районе при отделах социальной защиты населения районных Администраций организованы центры социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов и комплексные центры социального обслуживания населения. Эти учреждения оказывают социально-психологические, социально-медицинские, социально-педагогические, физкультурно-оздоровительные услуги инвалидам.

Со второй половины 80-х годов прошлого столетия в России начали работу Благотворительные общественные организации (БОО), целью создания и деятельности которых стала помощь и поддержка людям с особыми потребностями. На оказание коррекционно-развивающей помощи лицам с ОВЗ стали работать дефектологические кабинеты, кабинеты для оказания систематической психолого-педагогической и медицинской помощи семье и ребенку при ассоциациях родителей, при благотворительных организациях соответствующей направленности.

В 1989 году силами родителей и педагогов был создан Центр лечебной педагогики (ЦЛП) в Москве, активно работающий и в настоящее время. В центре оказываются комплексные услуги по обследованию, реабилитации детям и их семьям, проводят обучения и тренинги для специалистов, работающих с такими детьми.

В 1993 году начало работу первое и пока единственное такого рода Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Псковской области «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения». ЦЛП имеет отделения ранней помощи, детский сад, школьное отделение и отделение учебного проживания. Для своих воспитанников ЦЛП реализует адаптированные образовательные программы основного и дошкольного образования для детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата, интеллектуальной недостаточностью, а также дополнительные общеразвивающие программы физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической направленности. С целью обучения людей с выраженной интеллектуальной недостаточностью самостоятельно жить в центре работает отделение учебного проживания. После окончания ГБОУ «ЦЛП», выпускники обеспечиваются занятостью в «Производственно-интеграционных мастерских» г. Пскова. Основные направления работы ЦЛП: обучение и воспитание детей, научно-практическая работа, сопровождение семей учащихся ЦЛП и сотрудничество с родителями, расширение контактов учащихся ЦЛП и их семей с местным сообществом. Опыт работы центра показывает, что данная форма работы с людьми с выраженной интеллектуальной недостаточностью является наиболее успешной.

Сейчас трудно представить, что когда-то в России к детям с особыми потребностями будет такой же подход, как, например, в Германии, Швеции, Дании или США. Однако, мы живём во времена перемен. И, если в 90-е годы предыдущего столетия, коррекционно- развивающая работа с лицами с выраженной интеллектуальной недостаточностью проводилась в основном медицинскими средствами, сейчас мы на пути перехода к модели социальной. Всё большую ценность приобретает человек – ребёнок с особыми потребностями.

 ЛИТЕРАТУРА

 1- У.Эйгней. Статья «Инвалидность и права человека». Журнал «Особый ребёнок. Исследования и опыт помощи. Проблемы социолизации и интеграции»; Вып.3 : науч. – практ. сб.- Эл. изд. М. : Теревинф, 2016 – с.22-26

 2- Малофеев Н.Н. Статья «Интеrрированное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы». Журнал «Особый ребёнок. Исследования и опыт помощи. Проблемы социолизации и интеграции»; Вып.3 : науч. – практ. сб.- Эл. изд. М. : Теревинф, 2016 – с.65-73.

 3 – Х.С.Замский. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ века : Приложение:Дневник Е. К. Грачевой. — М.: НПО «Образование», 1995.

 4 – Л.В.Мардахаев, Д.И.Иванова, Л.В.Кузнецова и др. Специальная педагогика под ред.Л,В,Мардахаева, Е.А.Орловой. Учебник для бакалавров. - М. Издательство Юрайт, 2014

5 - Андреева И.В., Петрова Е.А. Статья «Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития». Сборник материалов 1-й международной научно-практической конференции. Роль социальных институтов в сопровождении семьи и ребёнка с ТМНР, аспекты взаимодействия. - СПб, 2014, с.13-18.

6 – Дименштейн Р.П., Ларикова И.В.Статья «Интеграция особого ребёнка в России» Журнал «Особый ребёнок. Исследования и опыт помощи. Проблемы социолизации и интеграции»; Вып.3 : науч. – практ. сб.- Эл. изд. М. : Теревинф, 2016 – с. 5-21

7 - Л.М.Шипицына. Необучаемый ребёнок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – 2-е изд., перераб. и дополн. – СПб.: Речь, 2005.

8 - А.Зарин, к.п.н. Л.Б.Баряева. Статья «К вопросу об интеграции в образовании детей с проблемами интеллектуального развития в России». Инновационные процессы в коррекционной педагогике. Доклады международной конференции. Псков, 1998 г. /Под Е.Т.Логиновой.- Санкт-Петербург: Издательство Института раннего вмешательства, 1999.- С.57-67.

 9 - Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.

 10 – Т.Б.Епифанцева и др. Настольная книга педагога-дефектолога. Ростов н/Д: Феникс, 2007

 11 – С.Д.Забрамная, Т.Н.Исаева. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью. – М.: В.Секачёв, ТЦ «Сфера», 2007

 12 – Е.А.Екжанова, Е.В.Резникова. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов: Дрофа; Москва; 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающие технологии обучения детей с особыми образовательными потребностями

В статье представлены методы и приёмы обучения детей,  испытывающих трудности в учебной деятельности...

Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Психологическая помощь подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации "Я выбираю жизнь".

По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди детей и подростков. Уровень самоубийств среди российских подрос...

Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся классов "особый ребенок" коррекционной школы. Тема занятия: "Праздник красок"

Конспект коррекционно-развивающего занятия  для учащихся классов "особый ребенок" коррекционной школы. Тема занятия: "Праздник красок" Конспект коррекционно-развивающего ...

Коррекционно-развивающее занятие в ГПД класса "Особый ребенок" на тему "Викторина по математике"

В данной методической разработке представлено занятие в группе продленного дня класса "ОР" по закреплению материала  по предмету "Математическое представление и конструирование"....

Мастер-класс «Взаимодействие педагога с родителями. Помощь в создании предметно-развивающего пространства в условиях семьи в целях повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми»

Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме организации развиваюшей среды и игрового пространства дошкольников в условиях семьи.Тематический план проведения мастер-класса:1....

"Проектирование коррекционно-развивающей программы отдельных учебных предметов для обучающихся с особыми образовательными потребностями"

Итоговая аттестационаая работа по результатам курсовой подготовки «Теория и методика обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья» реферативного характера....

Комплексная модульная коррекционно-развивающая программа помощи детям с расстройствами аутистического спектра, нарушениями коммуникации и поведения, тяжелыми и множественными нарушениями раннего и дошкольного возраста

Аутизм – это первазивное нарушение, которое затрагивает все стороны жизни и развития ребенка. Поэтому и подход к работе с таким ребенком должен быть единым и комплексным со стороны разных специа...