Коррекционное занятие Тема: Языковой анализ и синтез на уровне слов и предложений.
план-конспект

Федосова Елена Николаевна

Коррекционное занятие Тема: Языковой анализ и синтез на уровне слов и предложений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОКОУ «Курская школа «Ступени»

Учитель-дефектолог: Федосова Е.Н.

Коррекционное занятие

Тема: Языковой анализ и синтез на уровне слов и предложений.

- формировать умение определять границы предложений в тексте, предоставленном в письменном виде, узнавать предметы по заданному признаку; активизировать номинативный словарь учащихся;

- развивать мыслительные операции анализа и синтеза, зрительное восприятие; совершенствовать умение осуществлять само- и взаимоконтроль деятельности в процессе выполнения задания; развивать связную речь учащихся;

- создать условия для стремления к общению с природой.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

- Прочитайте правила общения на нашем коррекционном занятии:

Внимательно слушай –

И всё услышишь.

Внимательно смотри –

И всё увидишь.

Думай –

И всё обязательно поймёшь.

- Что же мы делаем на коррекционных занятиях? (Думаем, отвечаем на вопросы, выполняем различные задания)

- Сегодня на занятии мы тоже будем выполнять много различных интересных заданий.

2.  Беседа о зимних признаках в природе.

- Во многих сказках люди отправляются за тридевять земель в тридевятое царство искать чудо-чудное, диво-дивное. А ведь удивительное и необычное часто находится рядом.

(Картинка «Из осени в зиму»)

- Посмотрите на картинку. Что на ней изображено?

Зима пытается накрыть снежным покрывалом природу. А какая пора года сейчас? Назовите мне признаки зимы.

-Послушайте загадку и угадайте первых помощников зимы.

Что за звёздочка такая

На пальто и на платке –

Вся сквозная, вырезная,

А возьмёшь – вода в руке? (Снежинка)

3.Дыхательная разминка.

(Картинка «Падающие снежинки»)

- Закройте глаза и представьте, что на ладошки упали снежинки. Вы любуетесь их красотой, но знаете, что они могут быстро растаять. Чтобы не допустить этого, давайте попробуем их сдуть.

(Легонько, рывками, глубокий вдох-выдох)

4. «Восстанови буквы»

- Некоторые снежинки, которые послала нам Зима, попали на буквы и размыли некоторые их части. Помогите восстановить их.

Ж  Б  М  Р  Н  (Сначала буквы без некоторых элементов, а затем дети дописывают их)

- Давайте составим зимние слова, чтобы в них присутствовала одна из этих букв.

5. «Составь слово»

-Красавица Зима приготовила ещё несколько испытаний.

Посмотрите, она перепутала буквы в словах, чтобы мы не смогли их прочитать. Давайте всё исправим.

НСЕГ   ЕЙИН   ООРЗМ   МЗИА   ЁКЛА   ЛДЁ

(СНЕГ, ИНЕЙ, МОРОЗ, ЗИМА, ЁЛКА, ЛЁД)

- Каким бывает снег? Мороз? Иней? Зима? Лёд? Ёлка?

6. «Найди слово»

- Перед вами карточки с правильным и не правильным написанием некоторых из угаданных слов. Подчеркните верное написание.

СНЕГ       СЕНГ     СГЕН    СНЕГ       СГНЕ      СНЕГ     СЕНГ

МОРОЗ   МОРОЗ   МРОЗ   МОРОС   МОРОЗ   МОВОЗ

ИНЕЙ     ЙНЕИ     ИНЕЙ   ИНЭЙ      ИИЕЙ     ИНЕИ    ИНЕЙ

-Проверьте друг у друга правильность выполнения задания.

7. Зрительная гимнастика «Снежинка»

- Проследите глазками за помощницей Зимы, чтобы не упустить следующего задания.

8. «Реши задачу».

- Посмотрите, снежинка принесла нам очередное задание:

Лучше умственной зарядки

Нет для взрослых и детей:

Кто со мной играет в прятки,

Тот становится умней.

Скала – с – ла + ток = каток

Метла – ла + ль = метель

Снег + у + р + очки – и + а = Снегурочка

- Еще  мы постараемся отгадать загадки:

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

Только месяц наш пройдёт,

Мы встречаем Новый год. (декабрь)

Одеяло белое не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось. (снег)

Чтоб не мёрзнуть, пять ребят

В печке вязанной сидят. (варежки)

С кем Мороз играет в прятки,

В белой шубке, в белой шапке?

Знают все его дочурку,

И зовут её…(снегурка)

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная.(ёлка)

Кто знает верную примету,

Высоко солнце, значит лето.

А если холод, вьюга, тьма

И солнце низко, то …(зима)

Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно.(лёд)

У избы побывал –

Всё окно разрисовал,

У реки погостил –

Во всю реку мост мостил.(мороз)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

Но вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это …(снегири)

Не снег, не лед,

а серебром деревья уберет.(иней)

- Мы хорошо потрудились. Давайте сейчас отдохнём.

9. Физкультминутка.

- - Посмотрите, что изображено на картинке. Правильно, это сказочный лес. Сейчас мы встанем и пойдём на чудесную прогулку.

Представьте, что мы отправляемся в сказочное путешествие по сказочному лесу. Хорошо в лесу. Тихо падают снежинки, и если поднять лицо вверх они щекочут нос. Мы идём, и под ногами приятно хрустит снег. Потрогайте снег рукой. Как много снежинок! Все они такие разные, большие и маленькие. Вдохните морозный воздух.

Закружились снежинки в хороводе. Идём дальше, вокруг много сугробов, деревья все в снегу. Посмотрите направо, на ветке сидит красногрудый снегирь. А теперь посмотрите налево, под ёлкой сидит пушистый белый заяц. Подул холодный зимний ветер. Закачались деревья. Поднимите руки, деревья качаются вправо, влево, вперёд, назад. Вот мы вышли на сказочную поляну. Наше путешествие закончилось. Сядьте на места.

10. Работа со словами.

- Что за звук я слышу.(Звук метели) На что это похоже? Да, это вьюга. Она нам принесла снежные слова. Посмотрите внимательно и прочитайте.

зима

снег

снежинка

Снегурочка

мороз

лёд

декабрь

ёлка

вьюга

метель

снеговик

санки

лыжи

коньки

морозная

зимняя

холодный

скользкий

ледяной

праздничная

серебристый

новогодняя

рыхлый

искристый

снежная

белый

скрипучий

дует

метёт

мёрзнуть

кружиться

лепить

кататься

замерзает

морозит

сверкает

- Какой частью речи являются эти слова? Но ветер принёс нам ещё слова.

Давайте составим словосочетания, используя слова первого и второго столбика.

11. «Найди ошибки»

- Я тоже составила свои словосочетания. Посмотрите, верно ли они написаны.

Снежный уроз

Скрипучий сенг

Марозная зма

Навагодняя ёлка

(Дети исправляют ошибки и записывают словосочетания в тетрадь)

12. «Склеенное предложение»

- Последнее словосочетание присутствует и в нашем следующем задании.

Детям раздаются карточки с заданиями. Работа выполняется в паре.

ВСЯСЕМЬЯЛЮБОВАЛАСЬЛЕСНОЙКРАСАВИЦЕЙМНОГОРАДОСТИПРИНЁНОВОГОДНИЙПРАЗДНИК

ДЕТИСТАЛИУКРАШАТЬЁЛКУСКОРОНАЁЛКЕЗАГОРЕЛИСЬРАЗНОЦВЕТНЫЕЛАМПОЧКИ

ПОДНОВЫЙГОДПАПАПРИНЁСДОМОЙЁЛКУМАМАДОСТАЛАЁЛОЧНЫЕУКРАШЕНИЯ

После выполнения проверяется правильность выполнения задания.

Вся семья любовалась лесной красавицей. Много радости принёс новогодний праздник.

Дети стала украшать ёлку. Скоро на ёлке загорелись разноцветные лампочки.
   

Под Новый год папа принёс домой ёлку. Мама достала ёлочные украшения.
 

- Красивый ли текст у нас получился? Какая часть должна быть первой? Второй? Третьей?

       Под Новый год папа принёс домой ёлку. Мама достала ёлочные украшения.
     Дети стала украшать ёлку. Скоро на ёлке загорелись разноцветные лампочки.
     Вся семья любовалась лесной красавицей. Много радости принёс новогодний праздник.

13. Итог занятия. Рефлексия.

- Молодцы дети. Волшебница Зима очень рада, что вы были внимательны и справились со всеми заданиями. А соприкоснувшись с красотой зимней природы, я надеюсь, вы стали чуточку добрее.

- Вспомните, что же мы делали на сегодняшнем занятии. Какие задания для вас были особенно тяжелы?

Давайте украсим нашу ёлочку снежинками.

Кому было легко выполнять задания, повесит свою снежинку на верхних веточках ёлки, кому немного труднее – чуть ниже, а кому было тяжело и он нуждался в помощи – на нижних ветках ёлочки. Мы украсили нашу ёлку и с нетерпением будем ждать новогоднего праздника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и развитию тонкой моторики рук для учащихся 4 класса "В мастерской у пчёлки Майи".

В конспекте представлены различные логопедические задания, направленные на коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и на развитие тонкой моторики рук. В ходе занятия использу...

Содержание и приемы коррекционной работы при дисграфии на основе нарушений языкового анализа и синтеза.

Нарушения письма создают существенные препятствия в овладении грамотой и приводят к трудностям в обучении. Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у ...

Способы взаимодействия логопеда и учителя в процессе коррекционно-логопедической работы по преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Способы взаимодействия логопеда и учителя в процессе коррекционно-логопедической работы по преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтезаДля эффективной работы школьного логопеда...

Индивидуальный план логопедической работы с обучающимся 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида Ф. Романом по преодолению фонематической дислексии на фоне нарушения языкового анализа и синтеза

В работе по данному плану исполь­зуются слоговые таблицы, а также «Дидактический ма­териал  для развития техники чтения в начальной шко­ле» Г.Г. Мисаренко, рекомендации А.Н. Корнева и дру­гих авт...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Коррекция сложной дисграфии (дисграфии на почве языкового анализа и синтеза, осложненного оптическим и акустическим недоразвитием) для обучающихся 6 класса

В ходе углубленной диагностики речевого развития у группы обучающихся шестого класса выявлен сложный вид дисграфии, обусловленный недоразвитием языкового анализа и синтеза, оптико – пространстве...

Календарно - тематическое планирование коррекционной работы (В.7.2) по коррекции дисграфии на почве недоразвития языкового анализа и синтеза, ОНР

Календарно - тематическое планирование коррекционной работы для учащихся 2 класса (обучающихся  по адаптированной основной общеобразовательной программе  вариант 7.2)по коррекции дисграфии н...