Статья "Методы и технологии коррекционной работы учителя-дефектолога"
статья

Екатерина Ивановна Григорьева

В статье представлены методы и технологии, используемые в работе учителя-дефектолога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и технологии коррекционной работы учителя-дефектолога

В своей работе я использую следующие методы обучения:

Словесные (в ограниченном объёме):

  • Объяснение - при подаче нового материала;
  • Обсуждение - в обсуждении фильмов, изображений;
  • Рассказ - по слайдам, презентациям, изображениям и т.д.
  • Беседа -  по фильму, фрагменту, изображению.

Наглядные:

  • Наблюдение – при введении первичных понятий презентации, фильмы, слайды, иллюстрации и т.д.;
  • Демонстрация – при показе объекта
  • Показ – при выполнении индивидуальных заданий детьми

Практические:

  • Устные упражнения и письменные упражнения (применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса)
  • Практические работы (использование тренажёров).
  • Работа с картами
  • Работа с изображениями
  • Работа с текстом учебника

В своей работе я использую следующие технологии обучения:

1)Информационно – коммуникативные:

  • Объясняю тему с использованием презентации;
  • Использую фрагменты презентации при повторении пройденного материала;
  • Сохраняю отдельные слайды презентации в виде рисунков и на занятии даю задание по рисункам;
  • Предлагаю детям презентацию, в которой слайды перемещены. Задание – изучить предложенный материал и расположить слайды в нужном порядке;
  • Даю детям задание изучить материал презентации и ответить на вопрос, указать все лишние слайды.

2) Здоровьесберегающие:

  • Создание образовательной среды, обеспечивающей атмосферу доброжелательности, веры в свои силы, осуществляю индивидуальный подход в обучении, для каждого ребёнка создаю ситуацию успеха.  
  • Развитие двигательной активности, обеспечение адекватного восстановления сил. Провожу динамические паузы, физминутки, гимнастики для глаз, дыхательные и пальчиковые гимнастики,  смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходима во избежание переутомления.
  • Установка на ЗОЖ. Провожу беседы, даю практические задания.

3) Игровые технологии.

  • Аналогии с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация, подражание голосу).
  • Театрализации, способствующие активизации пространственно-образного мышления, раскрытию творческих возможностей.
  • Двигательные игры во время динамической паузы.
  • Игры в виде путешествий («сегодня мы погуляем/отправимся в путешествие по…» и т.д.)

4) Сказкотерапия.

  • Проведение аналогии поведения и поступков героев сказок с детьми.
  • Создание на занятии благоприятной обстановки для детей.
  • Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.

5) Арт-терапия.

  • музыкотерапия (игра на музыкальных инструментах);
  • кинезиотерапия (танцетерапия);
  • логоритмика;
  • смехотерапия;
  • ароматерапия. 

Данная технология способствует формированию высокого жизненного тонуса и гармоничных отношений с окружающим миром, развитию взаимопонимания между ребёнком и педагогом, возникновению мотивации речевого общения, пополнению и активизации словаря, учит ребенка самовыражаться, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.

  1. Индивидуальный и дифференцированный подход.

Рабочая программа для каждого обучающегося составляется и реализуется мною на основе адаптированной основной общеобразовательной программы ГБОУ школы-интерната № 16 Пушкинского района Санкт-Петербурга и с учётом индивидуальных особенностей каждого обучающегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ VIII вида

В своей работе учителя-дефектологи опираются как на общепедагогические принципы организации образовательного процесса в условиях школы, так и на специфические принципы специальной педагогики, которые ...

Коррекционная работа учителя - дефектолога и взаимодействие с семьёй.

В данной статье обсуждается роль дефектологов в комбинированных садах и формы работы в смешанных группах, где воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья. Также рассмотрена система взамо...

Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- дефектолога, как средство оптимизации коррекционно – развивающего процесса с дошкольниками с ОВЗ

В последние годы отмечается увеличение числа детей с ОВЗ и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Для этого как ...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога. Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в средней группе "Домашние животные".

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога.Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в средней группе«Домашние животные»....

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога. Открытое подгрупповое коррекционное занятие по развитию зрительного восприятия в средней группе "Разное печенье".

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога.Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в средней группе «Разное печенье»....

«Средства занимательной математики в коррекционной работе учителя – дефектолога с детьми с ДЦП (младший дошкольный возраст)»

quot;Средства занимательной математики в коррекционной работе учителя - дефектолога с детьми с ДЦП (младший дошкольный возраст)"...

Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- дефектолога, как средство оптимизации коррекционно – развивающего процесса с детьми ОВЗ

Цель применения информационно – коммуникационных технологий: развитие и коррекция познавательных процессов младших школьников с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного ма...