Конспект логопедического занятия "Звук и буква Ш"
план-конспект

Фронтальное занятие  по логопедии в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_sh.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Звук и буква Ш.

Цель:

  • Коррекционно-образовательная: знакомство со звуком "ш", с буквой Ш; чтение слогов и слов.
  • Коррекционно-развивающая: автоматизация звука "ш" изолированно, в слогах, в словах. Развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики. Развитие фонематического слуха и восприятия. Уточнение и расширение словаря по теме "Зимняя одежда". Развитие связной речи. Формирование у детей самоконтроля за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль; развитие внимания, словесной памяти, мышления и воображения.
  • Коррекционно-воспитательные: воспитание интереса к учёбе;

Оборудование: таблица артикуляционно-акустического образа звука "ш"; картинки по автоматизации изолированного звука "ш" (звукоподражания); набор букв; слоговые дорожки; предметные картинки по теме "Зимняя одежда"; предметные картинки со звуком "ш"; сюжетная картинка "Зимние забавы"; бумага; проволока; буква Ш.

Ход занятия

1. Организационный момент.  

-Здравствуйте, ребята! Желаю всем хорошего настроения и отличной работы!

2. Сообщение темы урока. Постановка целей.

Выделение звука путём звукоподражания.

-Покажите, как деревья в лесу шумят. (Руки вверх, качаем, произносим звук "ш-ш-ш").

-Как шипит сердитая змея? (изображаем руками змею и шипим "ш-ш-ш").

-Покажите, как лопнул зацепившийся за ветку воздушный шарик? (тихо садимся со звуком "ш-ш-ш").

-Какой звук мы произносили? (звук ш). Итак, Тема урока: Звук и буква Ш.

-Ребята, сегодня на уроке мы

Вспомним: чем отличается звук от буквы

Узнаем: как правильно произносится звук Ш

Будем учиться: выделять звук Ш в слогах, словах

3. Основной этап.

1.  Артикуляционная гимнастика

-Ребята, давайте выполним гимнастику для язычка, для того чтобы наш язычок был послушный.

«Лопатка» -приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу

«Болтушка»-открыть рот,кончиком языка касаться верхней губы-движения вперед-назад

«Чашечка»-приоткрыть рот, края и кончик языка поднять кверху в форме «чашечки»

«Маляр»-открыть рот, поднять язык наверх, и движениями вперед-назад, водить по твердому небу.

-Молодцы!

-Что мы сейчас делали и зачем?

2.  Анализ акустико-артикуляционного образа звука "ш".

-Посмотрите  в зеркало, произнесите звук Ш  и внимательно посмотрите, что происходит с органами речи  при произношении звука "ш":

Губы округлены;

Зубы сближены;

Язык "чашечкой" за верхними зубами;

Воздушная струя тёплая, плавная.

-Согласный звук или гласный? Почему?

-Звонкий или глухой звук? Почему?

-Твёрдый или мягкий?

-Звук "ш" -особый звук. Он всегда твёрдый.

-Повторим: звук "ш" - согласный, шипящий, твёрдый, глухой.

3. Развитие фонематического слуха.

Игра "Поймай звук "ш". как только услышите звук Ш хлопайте в ладоши.

 1. Ш, С, А, Щ, З, О, Ш, И,Ч,Ш.

2. АШ, МА, УШ, ЗО, ШО, СУ, ШЕ, ЧО.

3. Я называю слова, а вы хлопаете, если в слове есть звук "ш" и запоминаете слова:

ШУБА, ПАЛЬТО, ЛЬДИНКИ, ВАЛЕНКИ, ШАПКА, САПОГИ, УШАНКА, РУКОВИЦЫ, ПЕРЧАТКИ, ШТАНЫ.

-В какое время года мы чаще употребляем эти слова?

-Какой звук мы ловили?

4. Автоматизация  звука "ш" в скороговорке.

-Давайте произнесём наш новый звук чётко в скороговорке

ШЕСТЬ МЫШАТ В КАМЫШЕ ШУРШАТ.

5. Физминутка.

-На звук "м" - руки вверх;

"н" - руки на пояс, повернуться вокруг себя;

"ш" - руки вперёд, присесть.

6. Соотнесение звука с буквой.

-Чем отличается звук от буквы?

«Звук мы говорим и слышим, а букву мы видим и пишем»

-Мы произносим звук "ш", а пишем букву ша. Почему эта буква синего цвета?

-На что похожа буква Ш?
Три столбца красиво в ряд
Как солдатики стоят.
На что похожа буква Ш?
На зубья этого ковша.
Ах, табуретка хороша!
Перевернул - и буква ш.

7. Закрепление оптического образа буквы.

-Делаем букву из бумаги путём отрывания.

-Какой звук обозначает буква Ш?

-Дайте характеристику. (согласный, твёрдый, глухой).

8. Чтение букв, слогов, слов с изучаемой буквой.

а)Букв.

-К доске выходят по 2 ученика и показывают букву, которую я произнесу - кто вперёд.

А Ш У М Л И О Н

б) Слогов.

-Игра "С кем поёт песенку буква Ш?" (слоговой абак).

АШ ОШ УШ ИШ ЕШ

ША ШО ШУ ШИ ШЕ

-Что общего в наших слогах?

-Какой звук буква Ш обозначает?

9. Чтение слов.

-Буква Ш живёт в гармошке.

В неваляшке и матрёшке.

И ещё во многих словах. Попробуем прочитать некоторые из них:

Шу     ба

Шап     ка

У   шан     ка

Шта   ны

-Назовите слова, значение которых вам непонятны.

-В какое время года носят эту одежду? Почему?

-Что еще можно и нужно надевать зимой , чтобы не замерзнуть?

4. Закрепление изученного. Развитие фонематического восприятия.

а) Игра "Почини слова".

«Слово бежало и букву потеряло»

_уба _апка у_анка _арф _таны _орты

-Назовите общее слово к этим словам. (Одежда).

-Какое слово из них лишнее и почему?

-Какую букву мы вставляли в слова?

-Охарактеризуем её.

б) Игра "Найди звук".

-Спрячьте в правую варежку картинки, на которых изображены предметы, при произношении которых мы встречаем звук "ш", а в левую - где нет нашего звука. (набор предметных картинок).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.

В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме – «Звук и буква Б»

Представленный конспект занятия предназначен для коррекционно-педагогической работы с детьми подготовительной группы, имеющими фонетико-фонематическое нарушение. Занятие комплексное, охватывает раздел...

Конспект логопедического занятия в 1 классе "Звуки [п],[п\'].Буква П"

Цель  логопедического занятия в 1 классе: обучение дифференциации звуков [п]-[п\'] изолированно, в слогах, в словах, предложениях на слух и правильному обозначению их на письме.  Занятие вклю...

Конспект логопедического занятия «Знакомство с буквой Ж»

Конспект логопедического занятия «Знакомство с буквой Ж»...

Конспект логопедического занятия Звуки Л,Ль. Буква Л.

Конспект фронтального  занятия для детей подготовительной  к школе логопедической группы по обучению к грамоте. Учим букву Л. Звуки Л-Ль....

Конспект логопедического занятия "Дифференциация букв П – Т, п – т в слогах и словах"

Конспект логопедического занятия предназначен для 2 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида...