Проект "Ёлочная игрушка"
проект

Семидоцкая Анастасия Владимировна

Развитие и активизация словаря. зрительного восприятия  и т.д

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_elochnaya_igrushka.doc188.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБОУ «ГАГАРИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

Проект 

«ЁЛОЧНАЯ ИГРУШКА»

  1. 2 класс

Выполнили: учитель-дефектолог

Семидоцкая Анастасия Владимировна

Гагарин 2022г.

Вид проекта: познавательный, творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный 2 неделя
Участники проекта: дети подготовительных групп, воспитатели, учитель-логопед, родители.

Цель проекта: повышение интерес к истории новогодней игрушке и научиться её изготавливать. 

Задачи:
1. Формировать познавательный интерес детей к изучению традиций новогоднего праздника, истории его возникновения.

2. Активизировать поисковую деятельность дошкольников, развивать познавательные навыки и способы применения их на практике.

3. Дать представление детям, что новогодняя игрушка – это не только атрибут зимнего праздника, но и часть истории нашей страны.
4. Развивать умение определять материал, свойства и качества новогодних игрушек, способствовать развитию творческой инициативы и поисковой деятельности дошкольников.

5. Развивать связную речь через рассказы о своей любимой игрушке
6. Воспитывать уважительное отношение к культурному наследию нашей страны.

Актуальность:

Русская история и культура знает множество традиций, которые являются духовной памятью народа. Такие праздники как Масленица, день Ивана Купала прочно вошли в жизнь русского народа и получили развитие в сказках, преданиях, легендах.

Одной из наиболее значимых традиций, несомненно, является празднование Нового года. Каждый календарный год заканчивается и начинается тем, что мы любуемся нарядами пушистой ёлочки: то на ней заполыхают красные шары, то она приоденется в золото, то выберет себе серебряный наряд, то станет переливаться всеми цветами радуги - так сверкают гирлянды, мишура, и, конечно, елочные игрушки. Ёлочная игрушка имеет свою историю. Меняется эпоха, власть и игрушка тоже претерпевает изменения, отражая определенные исторические периоды и нравы общества.

Новый год – самый любимый, чудесный, семейный праздник. Праздник с чудесными превращениями и подарками Деда Мороза. Наряжать елку – это предпраздничный творческий процесс, в котором, как правило, участвуют практически все члены семьи – родители, дети, бабушки и дедушки. И, как правило, у каждого члена семьи есть любимые елочные игрушки и конечно интересная история, связанная с появлением этих игрушек. В ходе этого проекта мы познакомим дошкольников с возникновением традиции празднования Нового года, с историей появления первой ёлочной игрушки. «Откуда берется новогодняя игрушка? Почему люди во все времена любили делать игрушки своими руками? Из чего можно сделать елочную игрушку своими руками? Что будет особенного в ней? » Разобраться в этом поможет работа, осуществляемая в ходе реализации проекта «Новогодняя игрушка».

Проблема:

Всем известно, что один из самых любимых праздников дошкольников – Новый год! Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение елки игрушками, долгожданные подарки под ёлкой, волшебные превращения – всё это не сравниться даже с Днём Рождения. Но в ходе работ с родителями выяснилось, что многие не знают про новогодние традиции, приметы, особенности, большинство не спешат сделать новогодние игрушки и никогда не делали, а предпочитают приобрести их в магазине.

Методы реализации проекта:

– наглядный: альбомов, картин, фотографий;

– словесный: беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы учителя-логопеда, прослушивание песен, чтение стихов, сказок, рассказов, заучивание стихотворений с детьми;

– практический: продуктивная деятельность.

Этапы реализации проекта

1этап-подготовительный:

- постановка целей,

- определение проблемы и значимости проекта;

-подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, ресурсы интернета, мультфильмы);

-подбор наглядно дидактического материала; художественной литературы.

2 этап - основной:

- организация совместной деятельности с детьми, проведение познавательных занятий соответствующей тематики;

-совместная работа родителей и детей;

-подбор консультаций для родителей.

3 этап - итоговый:

  • Оформление выставки;

План проекта

Социально коммуникативное развитие

  •  «Подбери словечко» (Дед Мороз,  какой? прилагательные).
  • «Четвёртый лишний» (классификация игрушек, предметов на новогоднюю тему)
  • «Найди ёлочку» (развитие внимания)
  • Игрушка по кругу.
  • «Собери Игрушку» (разрезные картинки)

Познавательное развитие

  • Беседы: «Новый год у ворот»
  • «История новогодней игрушки»;
  • «Как мы празднуем Новый  год»;
  • «Чем украшают ёлку на новый год?»
  • «Откуда появились дед Мороз и Снегурочка»
  • «Какие персонажи являются главными в новогодним празднике»
  • Загадки по теме «Зима», «Новый год»;
  • «Просмотр презентаций «История ёлочной игрушки», «Дед Мороз и Санта Клаус», «Всё про Деда Мороза»,

Речевое развитие

  • Речевые игры «С чем связано?», «Письмо деду Морозу»,
  • Е.Благинина «О ёлке, о сером волке, о стрекозе и бедной козе».
  • К. Чуковский «Ёлка»
  • С.Михалков «В лесу стояла ёлочка».
  • В. Львовский «Марш ёлочных игрушек»
  • В.Берестов «Новогоднее происшествие»
  • Г. Дядина «Шар»
  • Русская народная сказка «Морозко».
  • Загадки на тему «Зима»
  • Н.Подлесова «Дед Мороз и сосулька»
  • В.Одоевский «Мороз Иванович».
  • чтение стихов: И.Суриков «Зима»,М.Дружинина «Скоро скоро к нам придет…»,И.Гурина «Снегурочка»;
  • Рассказы детей о своей любимой новогодней игрушке;
  • Дидактическая игра «Почта деда Мороза».
  • Дидактическая игра «Наряди елочку»

Художественно-эстетическое развитие

  • Рисование « Новогодняя игрушка», «Новогодняя ёлка», «Наша семья встречает Новый Год».
  • Аппликация «Новогодний шар»
  • Раскраски с новогодней тематикой.
  • Ручной труд из бумаги «Бумажная гирлянда»
  • Мастер-класс «Объемная снежинка» проводила  Кузнецова Виктория Петровна

Физическое развитие

  • Физкультминутки:
  • «Вот под Ёлочкой», «Ёлочка»
  • Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы», «Снежок»

Работа с родителями

  • Разучивание  с детьми стихов к Новогоднему утреннику.
  • Поиск информации  и раскрасок в интернете.
  • Совместная творческая работа родителей и детей «Новогодняя игрушка на ёлку».

Ожидаемый результат:

- повышение интереса дошкольников к истории новогодних традиций;

- рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ;

- активное участие родителей в жизни детского сада и логопункта;

- развитие творческих способностей детей и родителей;

- проведение творческих выставок, конкурсов по теме проекта;

- повышение интереса к коллективной и командной работе с детьми, коллегами и родителями.

Приложение 1

ЗАГАДКИ «ЗИМА»

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, —

Значит, к нам пришла... (зима)

Вот какие чудеса:

Стали белыми леса,

Берега озер и рек.

Что случилось? Выпал... (снег)

Наши окна — как картинки.

Кто художник-невидимка?

На стекле букеты роз

Нам нарисовал... (мороз)

 

Змейкой вьются по земле,

Воют жалостно в трубе,

Засыпают снегом ели.

Это — зимние... (метели)

 Заморозил чародей

И озера, и ручей.

Холодом дышал, и вот —

Не вода в ручье, а... (лед)

Свяжет бабушка их внучке,

Чтоб зимой не мерзли ручки.

Сохранят тепло сестрички —

Шерстяные... (рукавички)

На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год.(декабрь)


Снег колючий по земле
Гонит ветер в …(феврале)

Белым пледом лес укрыт,

И медведь в берлоге спит.

Снег, как белая кайма.

Кто хозяйничал? (зима)

 

С неба звездочки летят

И на солнышке блестят.

Точно в танце балеринки,

Кружатся зимой... (снежинки)

Кто все ночи напролет

Песни снежные поет?

Ветру — зимняя подруга,

Наметет сугробы... (вьюга)

Заметает в парке тропы,

Собирает снег в сугробы.

Кто же эта незнакомка,

Догадались вы? (Поземка)

Снежный шарик сделать можно,

Это ведь совсем не сложно!

Лепим мы не пирожки:

Для игры нужны... (снежки)

Мы его слепили ловко.

Глазки есть и нос-морковка.

Чуть тепло — заплачет вмиг

И растает... (снеговик)

По сугробам возле речки

Едут длинные дощечки,

Ищут горочки повыше.

Назови дощечки! (Лыжи)

Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это?(январь)

 


 Приложение 2

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Дидактическая игра «Доскажи слово»

Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.

Ход игры: Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.

                                            Ра-ра-ра — начинается иг ….

                                            Ры-ры-ры — у мальчика ша...

                                            Ро-ро-ро — у нас новое вед...

                                            Ру-ру-ру — продолжаем мы иг..

                                            Ре-ре-ре — стоит дом на го...

                                            Ри-ри-ри — на ветках снеги...

                                            Ар-ар-ар — кипит наш само....

                                            Ры-ры-ры — детей много у го...

Дидактическая игра «Какое время года?»

 Цели: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

 Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.

Зимний сон

Мне ночью снились горы…
Высокая гора,
Та самая, с которой
Катались мы вчера.
Мы до деревни ближней
Неслись по целине,
И ночью снег и лыжни,
Блестящий снег и лыжни
Всё время снились мне.
Агния Барто

Хитрые санки

Мои санки едут сами,
Без мотора, без коня,
То и дело мои санки
Убегают от меня.
Не успею сесть верхом,
Санки — с места и бегом…
Мои санки едут сами,
Без мотора, без коня.
А под горкой мои санки
За сугробом ждут меня.
Непослушным, скучно им
Подниматься вверх одним.
И. Бурсов

Игра «Найди ёлочку»

- Посмотрите, перед вами много ёлочек. Все они одинаковые и только одна из ёлочек не похожа на другие. Найдите эту ёлочку. Чем она отличается от других?

Приложение 3

ИГРЫ-ЗАБАВЫ

«Зимние игры»

Стали дети кататься (ладони держите горизонтально перед грудью и делайте движения вперед-назад, как бы катаясь на лыжах),

И снегу кувыркаться (делайте синхронные круговые движения руками перед грудью: правой рукой — по часовой стрелке, а левой — против часовой стрелки).

Захотели в снежки играть (переложите «снежок» из одной ладони в другую)

Стали лепить их и друг в друга кидать («слепите» снежок, а затем понарошку «бросьте» его в кого-нибудь).

Начали комья снежные катить (сымитируйте соответствующие движения)

—бабу снежную лепить (снизу вверх двумя руками одновременно изобразите нарисуйте три стоящих друг на друге снежных кома: большой, средний и маленький)

Весело зимой! Не хочется домой!

 «Мороз»

Но вечер приближается (разведите руки в стороны),

Вьюга начинается (покачайте над головой руками из

стороны в сторону).

Крепчает мороз (с усилием сожмите кулаки)

—Щиплет щеки, щиплет нос (пальцами слегка ущипните

щеки и нос)

Руки стали замерзать (потрите ладони)

Надо их отогревать (подышите на ладони).

Вечер приближается (разведите руки в стороны)

Темнота сгущается.

Нам домой давно пора

—До свиданья! До утра! (помашите рукой на прощание).

 «Какой снежок!»

Дети шагают, прижимая шаг к полу, под слова:

Какой снежок,

Какой снежок,

Какой снежок хороший!

Покрыт лужок,

Покрыт лужок,

Покрыт лужок порошей.

И воробей, и я, и ты

На нем оставили следы.

Снежок спешит,

Спешит—и глядь, (дети останавливаются,

оглядываются, разводят руками)

Прибрал опять! Прибрал опять!

«Снежинки-балеринки».

Дети бегут по кругу и кружатся со словами:

Под музыку вьюги

Кружатся подруги,

Кружатся снежинки —

Зимы балеринки.

Устали кружиться (дети приседают).

На землю присели,

Заслушались музыкой

Зимней метели.

Лишь миг отдохнули —

И снова их ветер

Заставил кружиться (дети кружатся)

В веселом балете.

Приложение 4

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ

«С чем связано слово?»

Зима — снег, холод, мороз, шуба, сани, снеговик, лыжи, коньки. Конь — лошадь, телега, конюшня, грива, овёс. Вишня — дерево, сад, варенье, фрукт, компот. Дерево — лес, кора, пенёк, крона, ствол, листья, почки. Птица — яйцо, клюв, пение, соловей, перья, крылья, полёт. Глаза — зрение, слезы, моргать, ресницы, зрачок, видеть. Лодка — река, лето, весло, деревянная, мотор, корма, нос. Январь — зима, первый месяц, начало года, середина зимы.

«Письма отдеду Морозу». (Составление коротких рассказов по сюжетным картинкам.)

Ребёнок-почтальон раздаёт детям конверты с картинками от Петрушки. Дети по очереди вскрывают конверты и «читают письма». Обучающий должен помочь ребятам отвечать на наводящие вопросы сложными предложениями.

 

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

«Зимние забавы»

 Что зимой мы любим делать? (Поочередно соединяют

В снежки играть, на лыжах бегать, большой палец с остальными.)

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

Новогодние игрушки (Поднимают руки вверх

Праздник приближается, «к макушке елки» и, опуская

Елка наряжается. вниз, разводят в стороны.)

Мы развешали игрушки: (Поочередно соединяют

Бусы, шарики, хлопушки. большой палец с остальными.)

А здесь фонарики висят, (Крутят ладошками

Блеском радуют ребят. в воздухе - «фонарики».)

 

«Снежок»

Раз ,два ,три, четыре, (загибать пальчики)

Мы с тобой снежок слепили(лепить, меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий,  очень гладкий. (показывают круг, гладят ладони друг о друга)

Раз – подбросим, ("подбросить" ,посмотреть вверх)

Два – поймаем. ("ловят", приседают)

Три – уроним (встают, "роняют")

И … сломаем! (топают)

 «Ёлочка2

Утром дети удивились, (разводят руки в стороны, подняв плечи)  
Что за чудеса случились  
Этой ночью новогодней.  
Ожидали, что угодно, (сжимают и разжимают пальцы)  
А увидели парад:  
В ряд снеговики стоят, (руками рисуют в воздухе три круга) 
Глазки весело горят, (закрывают и открывают ладонями глаза)  
А перед ними ёлочка (хлопают в ладоши)  
Пушистая, в иголочках.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ

Вот под елочкой

Вот под елочкой зеленой (Встали.)

Скачут весело вороны: (Прыгаем.)

Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)

Целый день они кричали, (Повороты туловища влево-вправо.)

Спать ребятам не давали: (Наклоны туловища влево-вправо.)

Кар-кар-кар! (Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)

Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.)

И все вместе засыпают: (Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

Кар-кар-кар! (Тихо.) (Хлопки над головой в ладоши.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к мастер-класс "Традиции воспитания из прошлого". Народные игрушки и игрушки сделанной из бумаги и картона.

Народные игрушки народными мастерами.  Игрушки-самоделки своими руками, принесут ребенку удовольствие и пользу....

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе. Тема урока "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Роспись собственной модели игрушки."

Данный урок - заключительный в серии уроков на тему "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках".  Он предполагает самостоятельную работу детей над росписью собственной модели иг...

Конспект урока по ИЗО в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка"

Коспект урока по ИЗО в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка"...

Методическая разработка по изготовлению игрушки из различного вида тканей «Игрушка - шарик»

1. Данная методическая разработка предназначена для детей 11 - 12 лет, занимающихся в детском объединении «Мягкая игрушка». В технологической карте показывается порядок изготовления игрушек на пр...

Конспект открытого занятия для дошкольников "В каждой избушке свои игрушки" (знакомство с историей русской игрушки)

Занятие проводится для детей 5-6 лет в рамках комплексной программы Школа раннего развития "Ступеньки творчества"....