Развитие познавательных способностей у детей с ЗПР 1 класс
рабочая программа

Семидоцкая Анастасия Владимировна

Программа расчитана на 1 класс с детьми ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_1_klassa_rps.odt30.12 КБ

Предварительный просмотр:

СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

   

   

                                                                   

Рабочая программа

учителя — дефектолога

по курсу «Развитие познавательных способностей»

для обучающихся  1 класса

СОГБОУ «Гагаринская школа - интернат»

на 2022– 2023 учебный год

 

г. Гагарин 2023 г.

Цель и задачи программы.

Цель программы – это диагностика, развитие и коррекция общеинтеллектуальных умений младших школьников с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уровня обучаемости детей средствами комплексно разработанных заданий учебно-методического комплекта «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения».

Задачи программы.

Обучающие:- формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов); - углубление и расширение  знаний учащихся  исходя из интересов и специфики их способностей.

Развивающие:

- формирование  и развитие логического мышления;

- развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.);

- развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);

- развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;

- развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение  учитывать в своей работе заданную систему требований);

- развитие речи и словарного запаса учащихся;

- развитие быстроты реакции.

Воспитательные:

- формирование положительной мотивации к учению.

- формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к  себе и своим качествам;

- формирование умения работать в группе.

Курс развивающих занятий нацелен на решение задач и интеллектуально-личностно - деятельностного развития младших школьников.

Отличительные особенности программы.

     Отличительной особенностью программы является развитие познавательных способностей через задания не учебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности. Ведь именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу.   

   Названия тем являются «условными», так как на каждом занятии происходит развитие познавательных процессов в комплексе (мышления, внимания, памяти, зрительно-моторной координации, пространственных представлений), а не одного какого-то процесса.

Формы и режим занятий.

     

     Занятия проводятся  два раз в неделю по 40 мин. Всего 66  часов в год.

Структура занятия.

     Занятия имеют определённую структуру, которая включает вводную часть, основную и заключительную.

    Задача вводной части – направлена на тренировку элементарных мыслительных операций, на активизацию мыслительной деятельности, на создание у учащихся определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно.

  «Разминка» вводной части занимает 5 минут, в течение которых в быстром темпе дети отвечают на достаточно лёгкие вопросы, которые способны вызвать интерес, и рассчитаны на сообразительность (шарады, загадки, ребусы, логические задачи, «хитрые» вопросы. Например, «Какая ветка не растёт на дереве?», «В какое время суток ты ужинаешь?», «Что общего у всадника и у петуха?» и т.п.).

    Задача основной части – диагностика, коррекция и развитие познавательных процессов проводится по УМК «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения». Продолжительность основной части – 35 минут.

    Задача  заключительной части занятия состоит в подведении итогов и в самооценивании учащихся. В конце каждого занятия  предлагается таблица для оценки выполненных заданий. Детям следует закрасить прямоугольники. Если ученик считает, что выполнил задание правильно, то он закрашивает прямоугольник зелёным цветом. Если сомневается в правильности решения – красным. При оценивании занятия психологом: задание выполнено верно – прямоугольник также закрашивается зелёным, если допущена ошибка – красным. Ребёнок самостоятельно ищет свои ошибки, или психолог объясняет, в чём они заключаются. Так формируются навыки контроля и самоконтроля, которые делают ученика субъектом учебной деятельности. Чем чаще ученик занимается самооценкой, тем увереннее он становится субъектом обучения. Ребёнок самостоятельно ищет в своей работе ошибки, или психолог объясняет, в чём они заключаются. В конце пособия даны ответы к заданиям. Сверяя свои действия или конечный результат своей работы с эталоном, ученик  учится оценивать свою деятельность. Продолжительность заключительной части – 5-10 минут.

Ожидаемые результаты обучения.

В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:

 -логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения,   классификации, систематизации;

- увеличить скорость и гибкость мышления

-  выделять существенные признаки и закономерности предметов;

-  сравнивать предметы, понятия;

-  обобщать и  классифицировать понятия, предметы, явления;

-  определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;

-  концентрировать, переключать своё внимание;        

- развивать свою память;

- улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;

- уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;

- самостоятельно выполнить задания;

- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
- решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать;
- находить несколько способов решения задач;

- работать в группе.

Учебно – методическая литература для учителя- дефектолога

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический  конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев,  П.В.Степанов. – М.: Просвещение

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова ( и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — 2 – е изд. – М.: Просвещение

 Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов (и др); под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение

 Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей/Методическое пособие 1-4 классы.- М.: РОСТ книга.

Радченкова С. А. «Рабочая тетрадь дефектологов для занятий с детьми с ОВЗ

(1 класса )» Москва 2018г

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 КЛАСС

№ занятия

Развиваемые способности

Кол-во

часов

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок)

1

2

Развитие концентрации внимания. Графический диктант.

2

3

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

2

4

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

2

5

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

2

6

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

2

7

Совершенствование воображения. Задание по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу

2

8

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

2

9

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

2

10

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

2

11

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

2

12

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

2

13

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

2

14

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу

2

15

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

2

16

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графические диктанты.

2

 17

 Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

2

18

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.  Графический диктант

2

19

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

2

20

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

2

21

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.  Рисуем по образцу.

2

22

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

2

23

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

2

24

Тренировка внимания. Развитие мышления.  Графический диктант.

2

25

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

2

26

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

2

27

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

2

28

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

2

29

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

2

30

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

2

31

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графические диктанты.

2

32

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

2

33

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант.

2

34

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

2

Подготовила программу: учитель- дефектолог___________Семидоцкая А. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в международных проектах и олимпиадах как средство развития познавательных способностей одаренных детей

"Участие в международных проектах и олимпиадах как средство развития познавательных способностей одаренных детей" - это тема методической работы учителя иностранного языка, которая была пр...

Участие в международных проектах и олимпиадах как средство развития познавательных способностей одаренных детей

"Участие в международных проектах и олимпиадах как средство развития познавательных способностей одаренных детей" - это тема методической работы учителя иностранного языка, которая была представлена н...

Развитие познавательных способностей у детей в условиях детского дома

Многочисленные исследования психологов и педагогов, их педагогический опыт показывают, что наличие знаний не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы сам ребёнок научился самостоятельно и...

Методическая разработка занятия по развитию познавательных способностей для детей дошкольного возраста на тему: "Солнце - большая планета"

СОЛНЦЕ – БОЛЬШАЯ ЗВЕЗДА. (занятие-эксперимент по развитию познавательных способностей) Цель: дать представление о Солнце, как о звезде и о планетах Солнечной системы. Познакомить с понятиями «света»...

Программа "Развитие познавательных способностей" для детей с ОВЗ 6-8 класс

Программа внеурочной деятельности «Развитие интеллектуальных умений» для учащихся 7-8 класса составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной програ...

Развитие познавательных способностей у детей с ЗПР 2 класс

Рабочая программа расчитана на детей 2 класса с ЗПР...