Развитие познавательных способностей у детей с ЗПР 3 класс
рабочая программа

Семидоцкая Анастасия Владимировна

Программа расчитана на детей 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_na_3_klass.odt40.44 КБ

Предварительный просмотр:

СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

   

   

                                                                   

Рабочая программа

учителя — дефектолога

по курсу «Развитие познавательных способностей»

для обучающихся  3  класса

СОГБОУ «Гагаринская школа - интернат»

на 2022– 2023 учебный год

 

г. Гагарин 2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной),   с использованием   методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2012 г. – с. 191 – 210.

Курс  введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В третьем классе 68 часов (2 часа в неделю).

          Актуальность выбора определена следующими факторами:

  • на основе диагностических фактов выявлено, что у  учащихся слабо  развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.

       Новизна  данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:

  • Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
  • В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты.
  •  Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
  •   Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
  • В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
  • При планировании содержания занятий  прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

         Цель данного курса:

  • развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

         Основные задачи курса:

  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тренировка психических процессов:

развитие концентрации внимания;

тренировка внимания;

тренировка слуховой памяти;

тренировка зрительной памяти;

совершенствование воображения;

развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей).

Задания геометрического характера.

составление и моделирование предметов;

построение фигур из счетных палочек;

построение фигур из конструктора "Монгольская игра", "Танграм".

Нестандартные задания алгебраического характера.

арифметический шифр;

математический фокус ;

арифметические лабиринты с воротами;

математические ребусы;

магические квадраты 3*3;

Нестандартные задания логического характера

анаграмма;

комбинаторные задачи;

задачи с альтернативным условием.

Игры Зака З. А. ( "Муха", "Просветы")
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (68 часов)

Тема

Количество

часов

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок)

1

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

10

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

10

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

10

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

11

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

10

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

10

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

6

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления  на конец учебного года.

2

Всего

68

п/п

Дата

Кол-во

часов

Тема,

тип занятия, форма проведения

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

Контрольно-оценочная

деятельность

1 четверть – 18 часов

1

1

1.Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок)

Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Называть предметы по описанию.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Объяснять  значение слов и выражений.

Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

   

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Составлять и преобразовывать фигуры.

Объяснять  значение слов и выражений.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

   

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

Определять на глаз размеры предмета.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве.

Объяснять смысл крылатых иметафорических вражений.

Стартовый контроль

Диагностика

2

1

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

Прогностический

Пооперационный контроль

3

1

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

Самооценка

Самоконтроль

4

1

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

Рефлексивный контроль

5

1

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

Прогностический контроль

Контроль по результату

Самоконтроль

6

1

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

Рефлексивный контроль

Прогностический контроль

7

1

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

Прогностический контроль

8

1

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

Рефлексивный, прогностический  контроль, самоконтроль

9

1

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

Прогностический

Пооперационный контроль

   10

1

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

Самооценка

Самоконтроль

11

1

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

Рефлексивный контроль

12

1

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

Прогностический контроль

Контроль по результату

Самоконтроль

13

1

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

Рефлексивный контроль

Прогностический контроль

14

1

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

Прогностический контроль

15

1

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

Рефлексивный, прогностический  контроль, самоконтроль

16

1

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

Прогностический

Пооперационный контроль

17

1

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

Прогностический контроль

18

1

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

Прогностический

Пооперационный контроль

2 четверть – 14 часов

19

1

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

 

Определять  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач  и проведения дидактических игр.

   

Объяснять  закономерности.

 

Выделять черты сходства и различия

Описывать признаки геометрических фигур.

Находить и выделять признаки разных предметов.

Узнавать предметы по их  признакам.

Давать описание предметов , явлений в соответствии с их признаками.

Ориентироваться в пространстве листа.

Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Давать несложные определения понятиям.

Определять на глаз размеры предмета.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

Излагать свои мысли ясно и последовательно.

Прогностический

Пооперационный контроль

20

1

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

Самооценка

Самоконтроль

21

1

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

Рефлексивный контроль

22

1

 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

Прогностический контроль

Контроль по результату

Самоконтроль

23

1

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

Рефлексивный контроль

Прогностический контроль

24

1

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

Прогностический контроль

25

1

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

Рефлексивный, прогностический  контроль, самоконтроль

26

1

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

Прогностический

Пооперационный контроль

27

1

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

Самооценка

Самоконтроль

28

1

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

Рефлексивный контроль

29

1

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

Прогностический контроль

Контроль по результату

30

1

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

Рефлексивный контроль

31

1

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

Прогностический контроль

32

1

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

Рефлексивный, прогностический  контроль, самоконтроль

3 четверть – 20 часов

33

1

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

Различать  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Называть предметы по описанию.

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Объяснять  значение слов и выражений.

Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Различать  предметы по цвету, форме, размеру.

   

Описывать  то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

Составлять и преобразовывать фигуры.

Определять на глаз размеры предмета.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

Прогностический

Пооперационный контроль

34

1

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

Самооценка

Самоконтроль

35

1

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

Рефлексивный контроль

36

1

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

Прогностический контроль

Контроль по результату

37

1

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант

Рефлексивный контроль

38

1

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

Прогностический контроль

39

1

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

Рефлексивный, прогностический  контроль, самоконтроль

40

1

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

Прогностический

Пооперационный контроль

41

1

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

Самооценка

Самоконтроль

42

1

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

Рефлексивный контроль

43

1

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант

Прогностический контроль

44

1

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

Рефлексивный контроль

Прогностический контроль

45

1

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

Прогностический контроль

46

1

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

Рефлексивный, прогностический  контроль, самоконтроль

47

1

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

Прогностический

Пооперационный контроль

48

1

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

Самооценка

Самоконтроль

49

1

Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

Рефлексивный контроль

50

1

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

Прогностический контроль

Самоконтроль

51

1

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

Прогностический

Пооперационный контроль

52

1

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

Самооценка

Самоконтроль

4 четверть – 16 часов

53

1

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления  на конец учебного года

Итоговый контроль,

Самоконтроль

Определять  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач  и проведения дидактических игр.

   

Объяснять  закономерности.

Выделять черты сходства и различия

Описывать признаки геометрических фигур.

Находить и выделять признаки разных предметов.

Узнавать предметы по их  признакам.

Давать описание предметов , явлений в соответствии с их признаками.

Ориентироваться в пространстве листа.

Составлять  загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Давать несложные определения понятиям.

Определять на глаз размеры предмета.

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве.

Прогностический

54

1

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

Самооценка

Самоконтроль

55

1

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

Рефлексивный контроль

56

1

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.Графический диктант

Прогностический контроль

Контроль по результату

57

1

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант

Рефлексивный контроль

58

1

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант

Прогностический контроль

59

1

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

Рефлексивный, прогностический  контроль,

60

1

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

Прогностический

Пооперационный контроль

61

1

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

Самооценка

Самоконтроль

62

1

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

Рефлексивный контроль

63

1

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

Прогностический контроль

Контроль по результату

Самоконтроль

64

1

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант

Прогностический контроль

65

1

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

Прогностический контроль

66

1

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

Рефлексивный, прогностический  контроль,

67

1

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

Прогностический

Пооперационный контроль

68

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления  на конец учебного года.

Итоговый контроль,

Самоконтроль

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

1.

Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2011 г

«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей »

Рабочие тетради в 2-х частях.

                                               

ПОДГОТОВИЛА ПРОГРАММУ: __________        УЧИТЕЛЬ- ДЕФЕКТОЛОГ СЕМИДОЦКАЯ А. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в международных проектах и олимпиадах как средство развития познавательных способностей одаренных детей

"Участие в международных проектах и олимпиадах как средство развития познавательных способностей одаренных детей" - это тема методической работы учителя иностранного языка, которая была пр...

Участие в международных проектах и олимпиадах как средство развития познавательных способностей одаренных детей

"Участие в международных проектах и олимпиадах как средство развития познавательных способностей одаренных детей" - это тема методической работы учителя иностранного языка, которая была представлена н...

Развитие познавательных способностей у детей в условиях детского дома

Многочисленные исследования психологов и педагогов, их педагогический опыт показывают, что наличие знаний не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы сам ребёнок научился самостоятельно и...

Методическая разработка занятия по развитию познавательных способностей для детей дошкольного возраста на тему: "Солнце - большая планета"

СОЛНЦЕ – БОЛЬШАЯ ЗВЕЗДА. (занятие-эксперимент по развитию познавательных способностей) Цель: дать представление о Солнце, как о звезде и о планетах Солнечной системы. Познакомить с понятиями «света»...

Программа "Развитие познавательных способностей" для детей с ОВЗ 6-8 класс

Программа внеурочной деятельности «Развитие интеллектуальных умений» для учащихся 7-8 класса составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной програ...

Развитие познавательных способностей у детей с ЗПР 1 класс

Программа расчитана на 1 класс с детьми ЗПР...

Развитие познавательных способностей у детей с ЗПР 2 класс

Рабочая программа расчитана на детей 2 класса с ЗПР...