Развитие познавательных способностей у детей с ЗПР 2 класс
рабочая программа

Семидоцкая Анастасия Владимировна

Рабочая программа расчитана на детей 2 класса с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_2_klass.odt32.92 КБ

Предварительный просмотр:

СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

   

   

                                                                   

Рабочая программа

учителя — дефектолога

по курсу «Развитие познавательных способностей»

для обучающихся  2 класса

СОГБОУ «Гагаринская школа - интернат»

на 2022– 2023 учебный год

 

г. Гагарин 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной),   с использованием   методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2012 г. – с. 191 – 210.

Курс  введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. Во втором классе 68 часов (2 часа в неделю).

          Актуальность выбора определена следующими факторами:

на основе диагностических фактов выявлено, что у  учащихся слабо  развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.

       Новизна  данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:

  • Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
  • В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты.
  •  Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
  •   Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
  • В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
  • При планировании содержания занятий  прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

         Цель данного курса:

  • развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий.

         Основные задачи курса:

  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тренировка психических процессов:

развитие концентрации внимания;

тренировка внимания;

тренировка слуховой памяти;

тренировка зрительной памяти;

совершенствование воображения;

развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей).

Задания геометрического характера.

составление и моделирование предметов;

построение фигур из счетных палочек;

построение фигур из конструктора "Монгольская игра", "Танграм".

Нестандартные задания алгебраического характера.

арифметический шифр;

математический фокус ;

арифметические лабиринты с воротами;

математические ребусы;

магические квадраты 3*3;

Нестандартные задания логического характера

анаграмма;

комбинаторные задачи;

задачи с альтернативным условием.

Игры Зака З. А. ( "Муха", "Просветы")
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ» по 2 КЛАССУ

заня

тия

Календарные сроки

по плану

по факту

Тема занятия

Колич.часов

I четверть – 18 часов

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на начало года.

1

2-3

Развитие концентрации внимания. Решение логических задач.

2

4-5

Развитие концентрации внимания.

Логические  на развитие аналитических способностей.

2

6-7

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

2

8-9

Тренировка зрительной памяти.

Логические задачи на развитие аналитических способностей.

2

10-11

Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

2

12-13

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.

2

14-15

Развитие логического мышления. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

2

16-17

Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие  аналитических способностей.

2

18

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

1

19

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

1

20-21

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие  аналитических способностей.

2

22-23

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие умения рассуждать.

2

24-25

Поиск  закономерностей. Логические задачи на развитие  аналитических способностей.

2

26-27

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.

2

28-29

Развитие логического мышления.

Решение логических и творческо-поисковых задач.

2

30-31

Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

2

32

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие  аналитических способностей.

1

33

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие  аналитических способностей.

1

34-35

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

2

36-37

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие  аналитических способностей.

2

38-39

Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

2

40-41

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.

2

42-43

Развитие логического мышления.

2

44-45

Тренировка концентрации  внимания. Логические задачи на развитие  аналитических способностей.

2

46-47

Тренировка внимания Логические задачи на развитие  аналитических способностей.

2

48-49

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

2

50-51

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие  аналитических способностей.

2

52

Поиск закономерностей.

1

53

Поиск закономерностей.

1

54-55

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.

2

56-57

Развитие логического мышления.

2

58-59

Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать.

2

60-61

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие  логических способностей.

2

62-63

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать

2

64-65

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

2

66-67

Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать.

2

68

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие  логических способностей.

1

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

1.

Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2014 г

«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет)»

Рабочие тетради

в 2-х частях.

Подготовила программу: учитель — дефектолог _______ Семидоцкая А. В.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

п/п

Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

1.

Холодова О.А.,. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет)». - Москва: РОСТ книга, 2014. – 280 с.

Методическое пособие для 2 класса

2.

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

3.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

4.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

1.

Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2014 г

«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет)»

Рабочие тетради

в 2-х частях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в международных проектах и олимпиадах как средство развития познавательных способностей одаренных детей

"Участие в международных проектах и олимпиадах как средство развития познавательных способностей одаренных детей" - это тема методической работы учителя иностранного языка, которая была пр...

Участие в международных проектах и олимпиадах как средство развития познавательных способностей одаренных детей

"Участие в международных проектах и олимпиадах как средство развития познавательных способностей одаренных детей" - это тема методической работы учителя иностранного языка, которая была представлена н...

Развитие познавательных способностей у детей в условиях детского дома

Многочисленные исследования психологов и педагогов, их педагогический опыт показывают, что наличие знаний не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы сам ребёнок научился самостоятельно и...

Методическая разработка занятия по развитию познавательных способностей для детей дошкольного возраста на тему: "Солнце - большая планета"

СОЛНЦЕ – БОЛЬШАЯ ЗВЕЗДА. (занятие-эксперимент по развитию познавательных способностей) Цель: дать представление о Солнце, как о звезде и о планетах Солнечной системы. Познакомить с понятиями «света»...

Программа "Развитие познавательных способностей" для детей с ОВЗ 6-8 класс

Программа внеурочной деятельности «Развитие интеллектуальных умений» для учащихся 7-8 класса составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной програ...

Развитие познавательных способностей у детей с ЗПР 1 класс

Программа расчитана на 1 класс с детьми ЗПР...