Конспект урока по социально-бытовой ориентировке «Сервировка праздничного стола»
план-конспект урока

Киричек Марина Александровна

Цель: Совершенствовать у учащихся представления о сервировке стола, научить сервировать стол к празднику.

Задачи:

I.                   Образовательные:

1.     Формировать знания о сервировке стола и о правилах этикета за столом.

2.     Учить применять на практике полученные знания по сервировке стола.

3.     Развивать умение отвечать полными, развёрнутыми высказываниями на вопросы учителя.

II.                Коррекционно-развивающие:

1.     Развивать зрительное и слуховое восприятие, память в процессе сервировки стола.

2.     Корригировать мелкую моторику при выполнении практической работы.

3.     Развивать речь учащихся через беседу с учителем.

III.             Воспитательные:

1.     Воспитывать у учащихся трудолюбие, аккуратность в работе.

2.     Развивать фантазию, художественный вкус.

3.     Учить работать в коллективе, взаимовыручке и правилам этикета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_sotsialno.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по социально-бытовой ориентировке

9 класс

Тема: «Сервировка праздничного стола»

Тип урока: комбинированный.

Цель: Совершенствовать у учащихся представления о сервировке стола, научить сервировать стол к празднику.

Задачи:

  1. Образовательные:
  1. Формировать знания о сервировке стола и о правилах этикета за столом.
  2. Учить применять на практике полученные знания по сервировке стола.
  3. Развивать умение отвечать полными, развёрнутыми высказываниями на вопросы учителя.
  1. Коррекционно-развивающие:
  1. Развивать зрительное и слуховое восприятие, память в процессе сервировки стола.
  2. Корригировать мелкую моторику при выполнении практической работы.
  3. Развивать речь учащихся через беседу с учителем.
  1. Воспитательные:
  1. Воспитывать у учащихся трудолюбие, аккуратность в работе.
  2. Развивать фантазию, художественный вкус.
  3. Учить работать в коллективе, взаимовыручке и правилам этикета.

Оборудование: компьютер, презентация, фартуки, косынки, скатерти, полотняные и бумажные салфетки, столовая посуда, столовые приборы, стеклянная и чайная  посуда,  салфетницы, предметы для украшения стола (цветы, свечи).

I Организационный момент

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Слушают учителя. Выполняют действия.

- Здравствуйте ребята! Прежде чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки.  Давайте посмотрим,  друг на друга и улыбнёмся.

Слайд 1 (пустой)

II Повторение пройденного материала

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Слушают учителя.

Читают предложения, обосновывают свой выбор.

Отвечают на вопросы.

Составляют слово.

Отвечают на вопросы.

- Для начала, ребята, вспомним,  о чём говорили на предыдущих уроках. Поиграем в игру.

Игра «Угадай-ка!»

Задание: прочесть фразу и сказать к чему относится эта фраза, к санитарно-гигиеническим требованиям или к технике безопасности. Пояснить свой выбор:

  • руки тщательно вымой с мылом;
  • проверь исправность шнура перед включением электроприбора;
  • надень фартук и убери волосы под головной убор;
  • включай и выключай электроприборы сухими руками;
  • снимая горячую посуду с плиты, пользуйся прихватками;
  • передавай нож и вилку товарищу только ручкой вперёд;
  • используй для нарезки различных продуктов разные доски.

- Молодцы, с заданием справились.

- Скажите, ребята, на уроках СБО какой раздел сейчас изучаем?

- Правильно, мы изучаем раздел «Питание».

- Для того чтобы узнать о чём будем сегодня говорить, вы должны будете собрать из букв слово.

- Какое слово получилось? (Сервировка).

- О чём будем с вами говорить на уроке?

- Правильно. Молодцы!

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4 (пустой)

Дифференцированное задание.

III Сообщение темы и цели урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Слушают учителя.

Называют дату.

Работают в тетрадях.

- Итак, сегодня мы с вами будем говорить о сервировке стола. Не просто о сервировке, а о праздничной сервировке.

- Какое сегодня число?

- Запишите в тетрадь число и тему урока.

10 ноября.

Сервировка праздничного стола.

Слайд 5

IV Основная часть

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Работают в тетрадях.

Отвечают на вопросы.

Слушают учителя.

Рассматривают слайды, находят ошибки в сервировке, называют их.

Слушают учителя.

По цепочке читают вслух.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Слушают учителя.

 Читают меню.

Смотрят сервировку праздничного стола.

Отвечают на вопросы.

Смотрят слайды, называют праздники.

- Праздничный стол – всегда приятное событие, хотя и хлопотное, и утомительное для тех, кто его готовит.  Подготовить праздничный стол далеко непростое дело, оно требует мастерства, чувства меры, такта, изящества и многого другого, без чего невозможно создать праздничную атмосферу.

- Что же обозначает слово сервировка?

- Запишите определение в тетрадь.

Сервировка – это подготовка и оформление стола  для приёма пищи.

- Как вы думаете, для чего нужно красиво сервировать стол?

- Сервировка создаёт не только приятную обстановку, но и определённый порядок на столе. Красиво убранный стол вызывает приятное чувство, повышает аппетит. Это поможет выработать привычку есть опрятно, правильно пользоваться ножом, вилкой, ложкой.

- В младших классах вы уже учились накрывать столы. И я думаю,  вы помните, что сервировка стола должна соответствовать правилам.

_ Сейчас проверим вашу память и внимание. Поиграем в игру «Найди ошибку».

- Найдите ошибку в сервировке столов.

Игра «Найди ошибку».

- Молодцы! Справились с заданием.        

- Прочитайте требования к сервировке:

  • соответствовать мероприятию – строго сочетаться с меню подаваемых блюд и закусок;
  • отражать тематическую направленность застолья (Новый год, День рождения);
  • быть эстетичной – гармонировать с формой стола, скатертью, салфетками;
  • все предметы сервировки должны быть расположены в соответствии с принятыми правилами.

- Главное в праздничной сервировке стола – создание особой атмосферы, соответствующей  приёму.

- Стол будет выглядеть празднично, если его сервировать изящной посудой, красивыми столовыми приборами, а для напитков будут поданы хрустальные бокалы.

- Какие же предметы нужны для того чтобы сервировать праздничный стол?

- Каждый предмет при сервировке имеет своё место.

- Ребята, что мы должны ещё знать, чтобы правильно сервировать стол?

- Я составила предполагаемое меню праздничного стола. Прочитайте.

Предполагаемое меню:

Закуски: Салат «Маскарад».

               Рулет из лаваша с крабовыми палочками.

Первое блюдо: Окрошка.

Второе блюдо: Запечённое мясо с картофелем и сыром.

Десерт: Маковый торт со сливочным кремом.

Горячие напитки: чай.

Холодные напитки: сок, минеральная вода.
- Хочу вам показать и рассказать сервировку праздничного стола.

Показ сервировки праздничного стола на одну персону учителем.

  • Сервировка стола начинается со  скатерти. Хорошо выглаженную скатерть кладут так, чтобы средняя заглаженная складка приходилась на середину стола и со всех сторон свисала одинаково.
  • Посуда должна быть одинаковой. Количество тарелок зависит от меню. Тарелки ставят строго напротив каждого стула, на расстоянии 2-3 см от края стола. Вначале в качестве подставки ставят мелкие столовые тарелки, а на них закусочные. Затем на расстоянии 5-15 см слева от закусочных тарелок ставят пирожковые тарелки.
  • Количество используемых приборов зависит от меню. Справа от тарелок кладут нож и столовую ложку, слева – вилки. За тарелкой кладут десертный прибор.
  • Ножи должны быть обращены лезвием к тарелке. Вилки зубцами вверх. Расстояние между тарелкой и приборами – 0,5 см.
  • Издавна непременным атрибутом праздничного стола являются различные напитки. Для их употребления используют фарфоровую, стеклянную и хрустальную посуду.
  • Цветы и другие украшения ставят в центре стола. Цветы не должны быть высокими и иметь резкий запах.
  • Салфетки непременный предмет сервировки стола. Бумажные салфетки ставят в салфетницах, а полотняные кладут на пирожковую или закусочную тарелку. Все салфетки должны быть сложены одинаково.  

- Складывать полотняные салфетки можно разными способами. Можно сказать – это целое искусство. Я приготовила несколько вариантов складывания салфеток, чтобы показать вам.

- Это занятие требует много времени, сегодня на уроке мы не успеем позаниматься, займёмся этим на ближайших уроках.

 - Поэтому, когда вы будете сервировать столы, воспользуетесь бумажными салфетками.

- Посмотрите. Как вы думаете, какая салфетка подходит к моему столу?

- Посмотрите, я сервировала стол. Похож мой стол на праздничный? Почему?

Дополняю сервировку декором.

- Примерно так должна выглядеть сервировка праздничного стола.

- Посмотрите,  как можно празднично сервировать  столы.

- Попробуйте отгадать, к какому празднику они сервированы.

Слайд 6 (пустой)

Слайд 7

Слайд 8 (пустой)

Слайд 9

Слайды 10, 11, 12, 13

Слайд 14

Слайд 15 (пустой)

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18 (пустой)

Слайды  19, 20, 21, 22, 23

        V        Закрепление изученного материала.

Практическая работа

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Слушают учителя.

 Выбирают конверт, читают задание.

Слушают учителя.

Надевают фартуки, косынки, моют руки.

- Переходим к практической части урока.

- Перед работой вспомним технику безопасности:

  • посуду берём сухими руками;
  • ножи и вилки берём за ручки;
  • передаём друг другу ножи и вилки ручками вперёд;
  • тарелки и другую посуду берём по одной, не нагромождая одна на другую;
  • не толкаемся, ведём себя вежливо, помогаем товарищам.

- Сейчас вы будете выполнять практическую работу по праздничной сервировке стола. Какой праздник будет у вас – вы узнаете,  прочитав записку в конверте.

-Маша Т., Снежана Ч., Аня Б. – накрывают стол на две персоны, Маша Ш. накрывает стол на одну персону.

- Не забудьте, что вам нужно украсить свой стол к определённому празднику.

- Какие предметы будут нужны для сервировки стола?

- Обратите внимание на слайд, он поможет вам в работе.

 - Наденьте  фартуки, косынки, вымойте  руки.

Сервировка столов учащимися.

Слайд 24 (пустой)

           

Дифференцированные задания

Слайд 25

Опорная схема

VI Оценка деятельности учащихся

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Сервируют столы.

Оценка выполненной практической работы.

Подсчитывают  количество цветных и чёрных чашек.

- Столы накрыты. Давайте вместе посмотрим, что у вас получилось, оценим вашу работу по критериям, которые написаны на экране.

- За правильную сервировку каждый получит красивую чайную чашку, за ошибки – чёрную чашку. После того, как посмотрим все столы, оценим работу - подведём итоги.

Оценивание практических работ.

- Подсчёт чашек показал, что лучше всех справились с заданием -…

- Были замечания у …

Слайд 26

Слайд 27 (пустой)

VII Итог  урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Слушают учителя.

Читают и заканчивают предложение.

Слушают учителя.

- Чтобы услышать, каким для вас был урок, в подарок от меня салфетка, внутри которой записка, фразу которой вы должны прочитать и закончить.

(- Мне было трудно …

- Мне было интересно …

- Больше всего мне понравилось …

- Мне в жизни пригодится …)

- Я  благодарна  за понимание, поддержку, активную работу на уроке. Я хочу, чтобы знания, которые вы сегодня получили, пригодились вам в жизни.

Спасибо за внимание.

Урок окончен.

Слайд 28


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дубровина Р.Ж. Урок СБО в 9 классе "Сервировка праздничного стола"

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию конспект и презентацию открытого урока СБО в 9 классе на тему: "Сервировка праздничного стола". Образовательный ресурс призван решить проблему практической...

Дубровина Р.Ж. Урок СБО в 9 классе "Сервировка праздничного стола", презентация

Дубровина Р.Ж. Урок СБО в 9 классе "Сервировка праздничного стола", презентация...

Конспект урока по социально - бытовой ориентировке "Обувь. Уход за обувью"

Данный конспект поможет учителю СБО провести урок  по теме "Обувь. Уход за обувью" в 5 классе  весело , живо и интересно.  Презентация прилагается....

Дидактический материал к конспекту урока по социально - бытовой ориентировке "Обувь. Уход за обувью"

Данный дидактический материал  поможет учителю СБО провести урок  по теме "Обувь. Уход за обувью" в 5 классе  весело , живо и интересно. ...

Конспект урока по социально-бытовой ориентировке 9 класс по теме "Моя семья" при надомной форме обучения.

Выбор темы урока "Моя семья" не случаен.  Роль семьи, при надомном обучении ребенка с ограниченными возможностями, очень велика. Только во взаимопонимании, поддержки и любви между...