Выступление на районном мероприятии "Разные дети-равные возможности" на тему " Лайф хаки от педагогов коррекционных групп"
консультация

Пименова Татьяна Николаевна

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС) ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В положении о ФГОС выделен раздел III пункт 3.3. Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

Изменение, улучшение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды, является одним из эффективных условий реализации образовательного процесса детей, особенно, детей с ОВЗ.

В детском саду дошкольники учатся взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, познают окружающий мир, развивается крупная и мелкая моторика, дети овладевают умениями и навыками в продуктивной и творческой деятельности.

Работа с детьми осуществляется в тесном взаимодействии и контакте со специалистами: учителем-логопедом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_layfhaki_ot_pedagogov_korrektsionnyh_grupp.docx29.79 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  № 23  «АЛЕНУШКА»

                                                                                                                     141613, Московская область,                    

                                                                                                                г. Клин, ул. Самодеятельная, д. 2

                                                                                                                     тел.: 8(49624)2-35-95

                                                                                                                fediukina.nadejda2012@yandex.ru

Выступление на районном мероприятии в рамках клуба для педагогов городского округа Клин, по теме: «Разные дети-равные возможности»

Тема: «Лайф хаки от  педагогов коррекционных групп»

Подготовила: учитель-дефектолог Пименова Т.Н.

Дата проведения: 22.11.2023г.

г.о. Клин

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС) ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В положении о ФГОС выделен раздел III пункт 3.3. Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

Изменение, улучшение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды, является одним из эффективных условий реализации образовательного процесса детей, особенно, детей с ОВЗ.

В детском саду дошкольники учатся взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, познают окружающий мир, развивается крупная и мелкая моторика, дети овладевают умениями и навыками в продуктивной и творческой деятельности.

Работа с детьми осуществляется в тесном взаимодействии и контакте со специалистами: учителем-логопедом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем.

Был создан «Журнал взаимодействия воспитателей и специалистов ДОУ», в котором отражаются задания, рекомендации для педагогов и родителей, уровень освоения материала каждым ребенком.

В группе, которую посещают дети с ограничениями здоровья совместно с нормально развивающимися сверстниками, развивающая предметно-пространственная среда достаточно насыщенная (большой выбор дидактических материалов, игр, упражнений), полифункциональная (наличие модулей, из которых дети строят всевозможные постройки, ширма, мягкая мебель для уединения детей, трансформируемая передвижная полочка), вариативная (разнообразный набор материалов, инструментов, пособий), доступная (нахождение материала на уровне ребенка, в доступном месте), а также безопасная, чтобы здоровью детей, ничто не угрожало.

Организацию РППС мы начали с создания положительного микроклимата в коллективе, чтобы обстановка в группе напоминала домашнюю. Если ребенку уютно и комфортно в детском саду, это залог здоровья и хорошего настроения на весь предстоящий день. Мебель, расставленная по периметру групповой комнаты, дает больше пространства при организации двигательного режима (использованию подвижных игр, динамических пауз, выполнения физических и общеразвивающих упражнений).

В группе созданы условия для работы с детьми ОВЗ - это 11 центров:

«Центр по развитию речи»»,

«Математический Центр»,

«Центр Книги»,

 « центр Природы »,

 «Познавательно-исследовательский Центр»,

 «Театральный Центр»,

«Центр Музыки»,

«Центр Творчества»,

 «Центр Конструирования»,

 «Игровой Центр»,

«Сенсорный центр»

Далее представим оснащение центров и их использование в работе с детьми.

«Центр по развитию речи» - это специальное место для индивидуальной работы с ребенком, которое оснащено зеркалом, необходимыми пособиями, дидактическим материалом. В работе с детьми с ОВЗ используем:

- сюжетные, предметные, «разрезные картинки» по темам, согласно тематическому планированию для пополнения словарного запаса, обобщающих понятий, лексико-грамматических категорий («Что из чего сделано?», «Прогноз погоды», «Транспорт», «В мире животных» и др.);

- рисунки-изображения артикуляционной гимнастики («Толстячок», «Худышечка», «Лягушечка», «Хоботок», «Маляр», «Барабанщик», «Грибок», «Лошадка», «Блинчик», «Змейка», «Чистим зубки», «Часики», «Вкусное варенье», «Колокольчик»);

- упражнения для языка, губ, щек («Хомячок - Толстячок», «Белочка грызет орешки», «Очень вкусная брусника», «Пролезаем через бурелом» и др.);

- игры и упражнения для развития речевого дыхания («Сдуй снежинку с варежки», «Горячий чай», «Чья птичка дальше улетит», «Посади бабочку на цветок», «Футбол», «Шарик», «Буря в стакане», «Перчатка» и др.);

- дидактические игры и упражнения для развития психических процессов и познавательного развития («Скажи наоборот», «Назови ласково», «Какое слово отличается от других», «Что напутал художник?», «Сосчитай до пяти», «Исправь

ошибку». «Четвертый лишний», «Раздели слово на части», «Разгадывание загадок», «Повтори цепочку», «Послушай, ответь на вопросы, перескажи», «Чего не бывает осенью?»);

- дидактические игры и задания на умение подбирать прилагательные, образование относительных прилагательных, прилагательных от существительных, согласование с числительными («Скажи сколько», «Красивые слова», «Один - много»), составление описательных рассказов, образование множественного числа существительных, употребление в речи местоимений «мой», «моя», «мое» с существительными («Составь предложение»);

- игры и упражнения на развитие фонетико-фонематических процессов («Угадай музыкальный инструмент: бубен, погремушка, колокольчик», «Запомни звуки и назови»);

- народные игры с ладошками, природным материалом, предметами домашнего обихода («Мозаика», «Шнуровки», «Веревочки», «Застежки пуговицами, молнией, прищепками, бусинами» и др.);

- упражнения и задания на развитие мелкой моторики: пальчиковую гимнастику и игры с использованием стихов, песенок, потешек; массажа с растиранием пальчиков и массажеров для рук («Зайки-Попрыгайки», «Детки», «Птички-невелички», «Лодка», «Очки», «Пальчики в лесу», «Вышел дождик на прогулку»);

- физкультминутки, упражнения на релаксацию.

«Математический Центр» оснащен: счетными палочками, набором цифр, блоками Дьенеша, палочками Кюизенера,  пособия Никитина, головоломками, лабиринты, ребусами. Используем игры: «Танграмм», «Колумбомо яйцо», «Составь узор», «Сложи фигуру», обучая детей умению осуществлять поисковые действия умственного и практического плана; создавать в воображении новые образы на основе восприятия схематических изображений. Решаются такие задачи: развитие памяти, внимания, конструктивного мышления, сообразительности; воспитывается терпение и усидчивость.

В «Центре Книги» располагается литература разных жанров: сказки, рассказы, стихотворения, басни, потешки, песенки. Дети с удовольствием рассматривают картинки, мы читаем, беседуем о прочитанном.

В «Центре Природы» дети учатся ухаживать за комнатными растениями, отмечать в календаре природы погоду, на основе собственных наблюдений, отмечать число, месяц, день недели, время года. Проводим игры: «Времена года», «Что где растет?», «В лесу», «Про животных», «Почемучка» и др.

Для маленьких исследователей в группе организован «Познавательно-исследовательский Центр». Центр оснащен разными необходимыми (доступными и безопасными) материалами: весами, мерными ложечками и сосудами, емкостями с сыпучими веществами: песком, рисом,, пшеницей, овсом и др., природным материалом: листьями, веточками, семенами; ракушками, камнями, кристаллами, перьями и т.п.. Ребята рассматривают через микроскоп, лупу разные предметы, с опорой на схему экспериментируют.

«Театральный Центр», «Центр Ряженья». Детям очень нравится наряжаться, перевоплощаться в сказочных, вымышленных героев, этому помогает организация и оснащение центров, в которые включены разные виды театров: настольный, кукольный, теневой. Способствует развитию речи, раскрепощенности, самостоятельности театрализация постановок «Три поросёнка», «Смешарики», «Колобок», «Заюшкина избушка».

В «Центре Музыки», ребята имеют возможность импровизировать, используя музыкальные инструменты, благодаря их разнообразию, вообразить себя «На концерте», «На балете», участником «Оркестра» или даже его руководителем или дирижером.

Следующий центр - это «Центр Творчества: «Лепилки, Мазилки, Творилки». Дети очень любят рисовать, создавать аппликативные работы, лепить. В центре большой выбор разных художественных материалов, которые находятся в доступном месте для детей. Они могут брать необходимый для них (в данный момент) материал и заниматься творчеством.

Центр Конструирования: «Винтик и Шпунтик». Оснащение центра разными видами конструкторов с разной тематикой (пластмассовый, деревянный), способствуют развитию умений создавать постройку, соотносить пропорции, развивать воображение, память, умение воспроизводить постройку по памяти, основываясь на имеющийся опыт.

«Игровой Центр». Многообразие дидактических игр развивает у детей терпение, усидчивость, память, запоминание, внимание, умение соблюдать правила игры. Включаем в деятельность детей игры: «Лото», «Ассоциации», «Про животных», «Транспорт» и др.

Так же сюжетно-ролевые игры как: «Парикмахерская», «Магазин», «Дом». Сюжетно-ролевые игры создают условия и способствуют развитию у детей диалогической, монологической речи, умения договариваться, обговаривать общий замысел, распределять роли, развивать сюжет игры.

В группе с целью индивидуализации педагогического процесса используются следующие компоненты детской субкультуры - прежде всего, приходя в детский сад, ребенок должен чувствовать себя комфортно, чувствовать себя любимым и неповторимым; заходя в группу, ребенок видит, что его здесь ждут, ему рады:

- «Визитная карточка группы» - размещенные фотографии детей группы, позволяют каждому ребенку чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых.

- «Наше настроение» - ребята, приходят в детский сад, крепят свое фото на смайлик, с каким настроением они пришли, в течение дня, настроение меняется, они прикрепляют фото на другой смайлик (радостный, грустный, сердитый);

- «Наши новости»: отображаются интересные события в жизни детей и группы;

- Рубрика «Поздравляем» - поздравления ребенка не только с днем рождения, но также и с его успехами.

- «Уголок дежурства». На стенде размещены кармашки с фотографиями детей, кто дежурит сегодня и в каком центре: «Мы и природа», «На занятиях», «Столовой»;

- Материалы индивидуальных проектов. Наблюдая за объектами живой и неживой природы, дети передают в рисунках свои впечатления;

- Панно «Семейная книга». На разноцветных вагончиках наклеены семейные фотографии детей. Представлен также альбом «Семейные фотографии»;

- «Стена творчества». Здесь дети помещают свои рисунки и поделки. Название работы, придумывает сам ребенок, также присутствует его фамилия, имя - «Подписи на рисунках».

- «Доска выбора». Необходимо, чтобы каждый ребенок имел возможность свободного деятельности, участников совместной деятельности.

Для родителей детей, а также детей с ОВЗ регулярно проводятся консультации воспитателями и специалистами ДОУ, на которых даются рекомендации по выполнению заданий, упражнений в домашних условиях.

Таким образом, ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом - это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом.

В нашем детском саду имеется интерактивная песочница, сенсорная комната, комната Монтессори.

В последнее время увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), в том числе и детей-инвалидов.

Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие этим детям вести полноценную жизнь.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Виды ОВЗ

В утвержденной классификации нарушений основных функций организма выделен ряд типов.

1) Нарушения психических процессов. Речь идет о восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, эмоциях и воле.

2) Нарушения в сенсорных функциях. Это - зрение, слух, обоняние и осязание.

3) Нарушения функций дыхания, выделения, обмена веществ, кровообращения, пищеварения и внутренней секреции.

4) Изменения статодинамической функции.

Существует также педагогическая классификация нарушений.

Она состоит из следующих категорий.

  • Дети, с нарушениями: слуха (позднооглохшие, слабослышащие, глухие);
  • зрения (слабовидящие, слепые);
  • речевыми дисфункциями (разные степени);
  • интеллекта;
  • задержкой психического развития (ЗПР);
  • опорно-двигательного аппарата;
  • эмоционально-волевой сферы.

Отдельная категория - дети, имеющие множественные нарушения (сочетание двух или трех нарушений).

Дети с ОВЗ в дошкольном учреждении

Дети с ОВЗ в ДОУ - это одна из основных проблем неспециализированного детского сада, поскольку процесс взаимного приспособления очень сложен для ребенка, родителей и педагогов. Приоритетной целью интегрированной группы является социализация детей с ОВЗ. Для них дошкольное учреждение становится начальной ступенью. Дети, имеющие разные возможности и нарушения развития, должны научиться взаимодействовать и общаться в одной группе, развивать свой потенциал (интеллектуальный и личностный). Это становится одинаково важным для всех детей, так как позволит каждому из них максимально раздвинуть существующие границы окружающего мира.

Малыши с ограниченными возможностями имеют право развиваться вместе со сверстниками, начиная с раннего возраста. Недостаток группового взаимодействия отрицательно влияет на состояние детей-инвалидов. В специализированных учреждениях прививают нормы поведения и культуры, воспитатели помогают справиться с гиперактивностью, эмоциональной зажатостью или напряжением. Малыш обучается вместе со специалистами по индивидуально подобранной программе, которая включает развивающие упражнения, игры, адекватную физическую нагрузку. На территории детского сада происходит усиленная корректировка имеющихся нарушений и профилактика отклонений здоровья. Малыши учатся выполнять базовые незначительные движения, постепенно переходя от легких к более сложным упражнениям.

Мы можем выделить следующие направления работы специалистов дошкольного учреждения с детьми с ОВЗ:

  • Социализация в ДОУ
  • Сенсорное развитие.
  • Моторное развитие.
  • Развитие речи и коммуникации.
  • Развитие познавательной деятельности.
  • Развитие игровой деятельности.
  • Формирование бытовых навыков.
  • Взаимодействие с родителями.

Рассмотрим некоторые наиболее важные элементы этой деятельности:

Социализация в ДОУ

Социализация детей с ограниченными возможностями заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе.

Главной задачей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является вовлечение таких детей в детский коллектив. Дети с разными возможностями, с нарушениями развития и без них, должны научиться жить и взаимодействовать в едином социуме. Для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может оказаться практически единственным местом, где созданы условия для полноценного развития ребенка.

В ходе педагогической деятельности одна из главных задач, которую воспитателю необходимо ставить перед собой, - это включение детей с ОВЗ в систему социальных отношений по средствам детских видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения). Эта же задача решается воспитателем и в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников учреждения.

Значительная часть детей с ОВЗ испытывают трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требований, новым социальным контактам, стилю общения. Обучение даётся ребёнку за счёт высоких психологических затрат (повышенная тревожность, низкая самооценка, психосоматические заболевания и невротические симптомы и др.). Возможны неадекватные поведенческие реакции. Воспитателю необходимо предусмотреть увеличение времени , отводимого на режимные моменты, прием пищи, различные упражнения на релаксацию(дыхательная и артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, динамические паузы, логоритмические упражнения, игры с водой и песком, самомассаж, сенсорные тропы, ребристые дорожки, тактильные панно и коврики, звуковые эффекты и музыка).

Сенсорное развитие

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. и напрямую связано с развитием органов чувств и их взаимодействием.

Дефицит сенсорного развития зачастую связан с недостаточным количеством стимулов, нарушением восприятия и оценки этих стимулов. Проявляется в необходимости более длительного времени ребенку для приема и переработки сенсорной информации и, фиксации на сенсорных стимулах в ущерб другим видам деятельности, наличии трудностей в обобщении, хранении и отображении сенсорного опыта в речи. Преодолевается сенсорный дефицит использованием сенсорного материала, сенсорных игр, расширением практической деятельности.

Моторное развитие

Моторика - это двигательные функции всего организма. Под моторикой понимают движения, которые выполняют определенные задачи и сопровождаются последовательностью действий. Различают крупную и мелкую моторику, а также моторику определённых органов. Крупная моторика включают в себя выполнение таких действий, как ходьба, бег, прыжки, переворачивания, наклоны, ползание и другие физические качества. Развитие крупной моторики проходит по общему шаблону в определённом порядке у всех людей, являясь основой в деятельности ребенка, на которую накладываются более тонкие и сложные движения мелкой моторики Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.

У детей с ОВЗ часто возникают трудности с арсеналом двигательных возможностей, связанными с бытовыми навыками и предметными действиями, а также качеством движений. Движения детей могут быть вялыми или, наоборот, напряженно скованными и механическими, с отсутствием пластичности. Наблюдается нарушение развитие крупной моторики, координации движений, затруднено сохранение занятой позы, встречается двуручная деятельность. Нарушение мелкой моторики отражается на бытовых навыках, рисовании, письме, лепке, ручном труде и др.

Соответственно при плантровании работы с детьми с ОВЗ необходимо уделить внимание моторному развитию. Полезными будут различные упражнения, игры на развитие проприоцепции (способность чувствовать положение тела, положение мышц, даже не используя зрение), которая, в свою очередь, связана с развитием координации и равновесия.

Мигель Л.А.считает, что:

«Сначала обучать таких детей рекомендуется восприятию и воспроизведению движений в пространстве собственного тела, начиная с движений головой, руками, кистями и пальцами рук, а затем переходить к движениям туловищем и ногами. После ориентированных игр или во время упражнений на стимуляцию тонуса мышц, при двигательном и эмоциональном тонизировании, у ребенка часто устанавливается прямой взгляд, он начинает разглядывать педагога и окружающий его мир.»[10]

Развитие познавательной деятельности

Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления, речи.

У детей с ОВЗ часто встречаются недоразвитие способности к восприятию и переработке информации, Это проявляется в необходимости более длительного времени для этих процессов. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности; память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.; мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое Часто встречаются недостаточность знаний об окружающем мире, недостаточно сформированы пространственные представления. Дети часто не могут установить симметричность, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое, ..

Целесообразно опираться в своей работе по развитию познавательной сферы на двигательные методы. Закрепление телесных навыков, так называемых паттернов, предполагают включенность таких психических функций, как эмоции, память, восприятие, процессы саморегуляции, речь. В планировании работы включаются игры и задания на формирование непроизвольного внимания с помощью наглядных средств обучения, произвольного внимания и памяти, способности распределять и переключать внимание, ориентироваться в пространстве. Одним из эффективных средств развития познавательной деятельности является использование дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у детей эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами. Дидактические игры способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение материала. В качестве игрового материала могут использоваться: пословицы, поговорки, скороговорки; задачи – шутки; загадки, ребусы; нахождение сходств и отличий между несколькими предметами; игры «Рассыпанные буквы и слоги».

Развитие коммуникации и речи

«… практически нет ни одной аномалии развития, при которой в той или иной степени не страдала бы речь. В речи, как в зеркале, отражаются интеллектуальные, личностные, поведенческие и любые другие особенности человека. В то же время речь является мощнейшим средством полноценного, всестороннего развития ребенка.»[6]

Очень важно для дальнейшей работы выяснить, являются ли отклонения в речевой сфере результатом нарушения познавательной сферы, или нет. Иными словами, «определения первичности или вторичности речевого дизонтогенеза»

Все нарушения речи можно разделить на четыре основных вида: нарушение звукопроизношения, недоразвитие речи или утрата раннее имевшейся речи, нарушение ритма и темпа речи, расстройства речи, связанные с нарушением слуха.

Григоренко Н.Ю. отмечает, что: «следует особо акцентировать внимание:

  • на определении сохранности познавательного развития для дальнейшей оценки первичности или вторичности проявлений речевого дизонтогенеза в структуре отклоняющегося развития ребенка с ОВЗ;
  • на наличии или отсутствии мотивации ребенка к общению в целом, и к речевому общению в частности;
  • на способность воспринимать и распознавать ребенком обращенную к нему речь (на развитии речевого слуха и фонематического слуха как его компонента);
  • на уровне понимания ребенком обращенной к нему речи;
  • на отсутствии или наличии невербальных средств общения (взгляда, мимических средств, жестов, эмоционально коммуникативных поз, тактильных контактов, вокализаций);
  • на отсутствии или наличии вербальных средств коммуникации;
  • на том, что говорит ребенок - есть ли только отдельные соотнесенные слова, или фраза, или начатки связного высказывания; качество лексического наполнения, возможности грамматического конструирования высказывания;
  • и на том, как говорит ребенок – на качестве фонационного оформления его речи.»[5]

При работе с детьми с ОВЗ следует учитывать, что часто встречаются: ограниченное понимание обращенной речи, речь привязана к ситуации, с одной стороны, и оторвана от деятельности – с другой стороны, наблюдаются аморфные слова и жесты, односложные ответы «да», «нет», словарный запас беден, поскольку основывается на предметной деятельности, присутствуют в основном существительные и глаголы, встречаются нарушения грамматического строя речи, звукопроизношения и многое другое. Работу по речевому развитию легче осуществлять в совместной деятельности, используя жесты и мимику, экспрессивную речь, привлекая и контролируя внимание ребенка.

Игровая деятельность

Игра для ребенка – это способ познания мира. В игре у детей развивается общая, мелкая и артикуляционная моторика, фонематический слух, правильное звукопроизношение обогащается словарь, формируется грамматический строй и связная речь, развивается мышление.

Дети с ОВЗ часто не имеют потребности в игре, плохо овладевают манипулятивными действиями с игрушками. Интерес к игре возникает в процессе обучения. Развивающие игры предшествуют освоению деятельности с предметами.

Игровые действия развиваются в два этапа: ознакомительный и отобразительный. Также воспитатель знакомит детей с функцией замещения игрушки предметом. В старшей дошкольном возрасте у детей с ОВЗ часто присутствует только предметная игра, поэтому воспитатель ставит перед собой задачу усложнения игровых действий, и затем обучения ребенка сюжетной игре, а затем сюжетно-ролевой игре.

В процессе взаимодействия со сверстниками у детей с ОВЗ чаще всего наблюдается параллельная игра. В парной игре дети взаимодействуют со сверстниками через предмет, используют партнера по игре как объект, показывают отдельные игровые действия. Часто детям с ОВЗ сложно ощущать себя в коллективе. Перед педагогом стоит сложная задача вовлечь такого ребенка в сюжетно-ролевые игры с другими детьми и общеколлективные игры.

Вся работа по развитию индивидуальных способностей ведется постепенно: первый этап – индивидуальные игры, второй – участие в парных, групповых играх, и последний этап – самый главный – вовлечение в коллективные игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на методическом объединении педагогов коррекционных групп на тему «Формирование социальных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта»

Сообщение на методическом объединении педагогов коррекционных групп на тему «Формирование социальных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта»...

Презентация на городском методическом объединении педагогов коррекционных групп на тему "Формирование социальных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта".

Презентация на городском методическом объединении педагогов коррекционных групп на тему "Формирование социальных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта"....

Выступление на районном МО классных руководителей на тему: "Будьте здоровы"

Выступление на районном МО классных руководителей на тему: "Будьте здоровы"...

Выступление на районном семинаре молодых специалистов по теме «Современные формы работы классного руководителя с семьей»

Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей наряду с другими стала одной из осн...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУПП "ЛЭПБУК В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ"

ПРЕДСТАВЛЯЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИЮ МАСТЕР-КЛАССА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУПП ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ "ЛЭПБУК В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ" - ДВЕ ЧАСТИ. В ДАННОМ МАТЕРИАЛЕ РАСКРЫТЫ ЗНАЧЕНИЕ И ВИД...

Выступление на районном методическом объединении учителей биологии Тема: «Применение игровых технологий на уроках биологии»

Одним из способов активизации деятельности учащихся и формирования у них интереса к урокам биологии являются нетрадиционные. Нетрадиционные способы: конкурсы, викторины, инсценировки. Эти формы можно ...

Выступление на Районном МО учителей физики по теме: "Активизация познавательной и мыслительной деятельности на уроках физики"

Важнейший фактор успешного формирования прочных знаний по физике – развитие учебно-познавательного энтузиазма учащихся на уроках, которое достигается интеллектуальной и эмоциональной подготовкой...