Развивающие занятия на развитие памяти младших школьников с ЗПР
картотека (5 класс)

Герцик Ирина Алексеевна

Картотека игр и упражнений на развитие памяти школьников с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_na_razvitie_pamyati.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающие занятия и упражнения на развитие памяти       младших школьников с ЗПР.

Упражнение 1 «Чемодан».

Несколько детей садятся в круг. Ведущий начинает: «Я отправляюсь в кругосветное плавание и положу в чемодан…компас». Первый ребенок продолжает: «Я отправляюсь в кругосветное плавание и положу в чемодан компас и…часы!»

Второй: «Я отправляюсь в кругосветное плавание и положу в чемодан компас, часы и…рубашку!» И так далее. Играют до тех пор, пока кто-нибудь не выбьется из списка. Провинившемуся назначают штрафное задание. Например, попрыгать на одной ноге до двери и обратно.

Упражнение 2 «Пары слов».

Заранее приготовьте список, который содержит 10 пар слов. В каждой паре слова между собой имеют общую связь по смыслу. Допустим, «чашка – блюдце», «ночь – фонарь» и т. д. Зачитываем школьнику пары слов, чтобы запомнил, а затем называем в каждой паре первое слово, ученик называет второе.

Упражнение 3 «Остановка».

Следующее упражнение развивает не только слуховую память, но и внимание. Договоритесь с ребенком, что будете читать сказку. Как только вы озвучите условную фразу, он скажет слово: «Стоп!» (как вариант – хлопнет в ладоши). В качестве условной фразы берется одно из предложений текста, который будете читать, или даже одно слово.

Упражнение 4 «Эстафета слов».

Заранее приготовьте список, который содержит 10 пар слов. В каждой паре слова между собой имеют общую связь по смыслу. Допустим, «чашка – блюдце», «ночь – фонарь» и т. д. Зачитываем школьнику пары слов, чтобы запомнил, а затем называем в каждой паре первое слово, ученик называет второе.

Вариант 1

Занятие проводится по аналогии с известной игрой «Снежный ком». Вы называете одно слово, ребенок называет то слово, которое сказали вы, и добавляет свое слово. Вы повторяете свое слово, слово, которое сказал ребенок, и добавляете третье. Потом эстафета переходит опять к ребенку, он должен повторить 3 названных слова и добавить еще одно и т. д. Для «Эстафеты слов» лучше выбрать какую-нибудь тему, например: «Природа», «Погода», «На улице», «Спорт», «Фрукты». Можно договориться называть слова на какую-нибудь одну букву или только одушевленные существительные и т. д. Вот пример такой эстафеты на тему «Природа». Первый играющий говорит: «Деревья». Второй говорит: «Деревья, трава». Первый добавляет: «Деревья, трава, река». Второй: «Деревья, трава, река, лес». Проигрывает тот, кто ошибется в повторе или не сможет добавить еще одно слово. На первых порах можно играть в медленном темпе, постепенно доводя его до быстрого. Игру можно проводить и в группе, по кругу.

Вариант 2

Можно проводить занятие и по-другому. Вы произносите короткое предложение, ребенок повторяет его, добавляя еще одно слово. Вы делаете то же самое и т. д.  Например, вы говорите: «Я рисую». Ребенок добавляет: «Я рисую в альбоме». Вы говорите: «Я хорошо рисую в альбоме». Ребенок добавляет: «Я хорошо рисую в альбоме красками». Вы говорите: «Я хорошо рисую в альбоме красками цветы». Ребенок добавляет: «Я хорошо рисую в новом альбоме красками цветы» и т. д.

Упражнение 5 «Что какого цвета?».

Для занятия вам потребуются картинки-раскраски, цветные карандаши и заранее составленные тексты, в которых описано, как именно необходимо раскрасить предложенную картинку. Ребенку выдается раскраска и предлагается внимательно прослушать текст, запомнить, что какого цвета, и раскрасить картинку в соответствии с описанием. Предлагаем варианты заданий.

Вариант 1

Прослушай текст и запомни, какого цвета игрушки на елке (цвета в тексте выделены курсивом). Раскрась елочные украшения в соответствии с описанием.

Как мы наряжали елочку

Перед Новым годом папа принес домой большую зеленую елку. Мы с сестренкой очень обрадовались, ведь еще неделю назад были приготовлены красивые елочные игрушки. Скорее, скорее будем наряжать нашу елочку! Сначала мы повесили яркую гирлянду из красных конфет. Два веселых грибка-рыжика тоже украсили елку, их яркие оранжевые шляпки так и светились на ее зеленых лапах. Потом мы достали большие шары. На верхних ветках мы развесили желтые шары. Они загорелись, как маленькие солнышки. А красными шарами мы украсили нижние лапы елки. Посередине сестренка повесила целую гирлянду синих звездочек. А большую синюю звезду папа надел на макушку елки. Мы все любовались красавицей елкой.

Вариант 2

Прослушай текст и запомни, что какого цвета. Раскрась предметы в соответствии с описанием.

Лето на даче

Летние каникулы мы с сестренкой проводим на даче. У нас есть небольшой, но уютный домик за городом. Когда утром поднимается яркое оранжевое солнце, наш домик выглядит очень жизнерадостно. Папа покрасил стены синей краской, как вода в речке, в которой мы купаемся. На коричневой крыше находится черная труба, из которой идет дым, если в доме в прохладные дни топится печка. Но это бывает редко, летом солнышко нагревает дом так, что окна почти всегда открыты. Как отражение солнышка, около дома растет большущий подсолнух с желтыми лепестками и коричневой серединкой, усыпанной семечками. Он машет нам большими зелеными листьями, когда на улице разыгрывается ветерок. Недавно мы помогали папе по хозяйству, он поручил нам покрасить новый забор в такой же цвет, как крыша нашего дома. Это у нас замечательно получилось, правда, и сами себя мы немного покрасили. Раскрась картинку в соответствии с описанием, и ты увидишь, как выглядит наша дача.

Упражнение 6 «Выбор».

Для занятия вам потребуется составить текст из 8—10 предложений.

Прослушав текст, ребенок должен будет выборочно запомнить слова, о которых вы его предупредите перед чтением. Количество таких слов для запоминания варьируется от 3 до 5 в зависимости от возраста ребенка и длительности занятий. Вот несколько примеров таких заданий.

Вариант 1

Вы говорите ребенку: «Я буду читать тебе текст. Слушай его очень внимательно, тебе нужно будет запомнить все названия конфет, которые прозвучат».

Воскресное чаепитие

По воскресеньям у нас дома устраивается большое чаепитие. Поэтому мы с мамой утром ходим в кондитерский магазин и выбираем каждому члену семьи его любимое лакомство. Для папы мама просит продавщицу взвесить конфеты «Мишка на Севере» и «Маска». Сестренке мы покупаем карамель «Гусиные лапки». А мы с мамой больше всего любим конфеты «Белочка». Сегодня к нам в гости приедет бабушка. Она для внуков всегда привозит угощенье. В прошлый раз это были конфеты «Ласточка». Сама же она любит пить чай с вареньем.

А главным украшением стола станет, конечно же, пирог, который мы с мамой испечем к вечернему чаепитию.

Вариант 2

Вы говорите ребенку: «Я буду читать тебе текст. Слушай его очень внимательно, тебе нужно будет запомнить все имена героев».

Лесная компания

Не удивляйтесь, в нашем лесу все звери дружат между собой. Они помогают друг другу в трудную минуту, ходят в гости и часто проводят время, играя в веселые игры. Вот вчера, например, заяц Василий объявил общий сбор на большой поляне. Именно там звери устраивали футбольные матчи с командой соседней березовой рощи. Он пробежал с этим сообщением по всем жилищам, даже заглянул к лисе Снежане и к колючему ежику Семену, которые живут довольно далеко. Но ведь известно, что заяц — лучший бегун в лесу. Поэтому он и стал капитаном футбольной команды. Главное, что он не забыл разбудить медведя Филиппа, ведь он лучше всех защищает ворота. Ну и к сове Марусе не забыл заглянуть — лучшего судьи для матча нет во всем лесу. Надо пригласить еще братьев волков, и команда будет в полном составе. Если ребенок не очень хорошо справляется с заданием, то сократите количество слов для запоминания до трех. Можно еще поменять обычные слова для запоминания на эмоционально окрашенные. Тогда запомнить будет гораздо легче. Попробуйте изменить имена зверей. Тогда текст может быть таким.

Лесная компания

Не удивляйтесь, в нашем лесу все звери дружат между собой. Они помогают друг другу в трудную минуту, ходят в гости и часто проводят время, играя в веселые игры. Вот вчера, например, заяц по прозвищу Длинное Ухо объявил общий сбор на большой поляне. Именно там звери устраивали футбольные матчи с командой соседней березовой рощи. Он пробежал с этим сообщением по всем жилищам, даже заглянул к лисе, которую в лесу прозвали Рыжуха, и к колючему ежику Кольке, которые живут довольно далеко. Но ведь известно, что заяц — лучший бегун в лесу. Поэтому он и стал капитаном футбольной команды. Главное, что он не забыл разбудить медведя по прозвищу Ворчун, ведь он лучше всех защищает ворота. Ну и к сове не забыл заглянуть — лучшего судьи для матча нет во всем лесу. Не напрасно же лесные жители дали ей имя Умница. Надо пригласить еще братьев волков, и команда будет в полном составе.

Упражнение 7 «Слушаем и рисуем».

Задание: Прослушай стихотворение и по памяти нарисуй те предметы, о которых в нём говорится.

Матрешек будем рисовать: Раз, два, три, четыре, пять.

Всех больше первая матрешка: Зеленый сарафан, кокошник.

За ней сестра – вторая. В жёлтом платье выступает.

Третья меньше второй: Сарафанчик голубой.

У четвертой матрешки рост поменьше немножко,

Сарафанчик синий, яркий и красивый.

Пятая матрешка - в красненькой одежке.

Всех запомнить постарайся, за рисунок принимайся!

По просьбе ребенка можно прочитать стихотворение еще раз.

Упражнение 8 «Послушай рассказ и нарисуй рисунок».

Задание: Прослушай рассказ и нарисуй рисунок, точно отражающий его содержание.

В воскресенье слепил я трех замечательных снеговиков. Слепил их из комков снега. Один получился большой, другой - поменьше, а третий - совсем крохотный. Руки первого и второго - снежные комки, а у третьего - из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из угольков.

РАЗВИТИЕ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ

Упражнение 1 «Игра в рифму».

Подбор слов, совпадающих по ритмическому признаку («игра в рифму»). На первом этапе детям предъявляются около 20 таблиц с изображением различных предметов. Предлагается в ответ на показанную и названную педагогом картинку найти предмет и назвать соответствующее ему слово, близкое по звучанию («утка - дудка», «коза - стрекоза»). Спустя 10-15 минут детям предлагается вспомнить с опорой на   таблицы, какие слова участвовали в игре. В дальнейшем поиск созвучных слов осуществляется детьми без наглядной опоры, на слух, в ответ на заданное педагогом слово. Аналогичным образом осуществляется припоминание слов через 10-15 минут. После того, как дети обнаруживают успешность выполнения данного задания, им предлагается домашняя работа по составлению рифмующихся пар слов в устной форме. Методика направлена на расширение объема слухоречевой памяти, развитие функции анализа звукового состава слова, тренировку параметра удержания в памяти словесных стимулов в условиях интерференции.

Упражнение 2 «Последовательность».

Запоминание словесного материала в заданной последовательности. Перед ребенком выкладывается 10-12 картинок с изображением предметов и ставится задача показать предмет в ответ на называние педагогом в случайном порядке его словесного эквивалента, а также - задача запомнить, в каком порядке назывались и показывались предметы. Через 10-15 минут карточки с изображением предметов требуется разложить по порядку. Использование зрительной опоры помогает запомнить и удержать в памяти достаточно большой по объему стимульный материал.

Упражнение 3 «Распространение предложений».

При слуховом способе предъявления ребенку коротких предложений («Девочка сидит») предлагается добавить слова (действия, определения, дополнения и т. д.) для усложнения структуры предложения («Девочка сидит на стуле», «Маленькая девочка сидит на высоком стуле», «Маленькая красивая девочка прямо сидит на высоком стуле и т. д.»). Поскольку в памяти необходимо удерживать предыдущую версию фразы для последующего ее расширения, методика развивает такие параметры, как объем памяти в динамике повторения, помехоустойчивость слухоречевой памяти.

Упражнение 4 «Структурирование текста».

Ребёнку предлагается напечатанный (крупно написанный) текст, в котором не расставлены точки в конце предложений. Ставится задача при чтении текста вслух расставить точки. В случае групповой работы дети, слушающие, как читает и расставляет точки один из них, должны запомнить и пересказать проработанный текст. Методика требует взаимодействия понимания и запоминания, направлена на формирование навыка группировки слухоречевого материала, что расширяет объем вербальной памяти.

Упражнение 5 «Посчитай слова».

Подсчитывание количества слов в предложениях, предъявляемых на слух. Смысл упражнения состоит в подборе фразового материала, где применяются слова, содержащие приставки, сходные с предлогами (например, «Машина въехала в гору»). Важным моментом при выполнении задания является указание педагога на ошибки, т. е. актуализация механизма обратной связи.

Упражнение 6 «Группировка».

Группировка слов при запоминании. Ребёнку предлагается запомнить диктуемые слова, записывая их в столбик. После этого требуется мысленно представить себе столбик слов и записать также в столбик стимульный ряд. При этом первый столбик, записанный под диктовку, закрывается педагогом. По окончании припоминания учащийся сравнивает оба столбика, отмечая пропуски и ошибки. Оба столбика вновь закрываются, и продолжается повторное мысленное припоминание с последующей записью в столбик и так далее до полного и правильного запоминания. Выполнение этого упражнения предполагает опору на зрительную и моторную сферы.

Упражнение 7 «Опорные слова».

Использование опорных слов. Ребёнку дается задание составить рассказ, пользуясь словами, заученными перед этим. Существенными при выполнении этого задания являются два момента. Во-первых, до составления рассказа проводится работа по «нанизыванию признаков» на запоминавшиеся слова. Например, детям задается вопрос о слове «яблоко», входившем в стимульный ряд. «Яблоко. Какое оно?» — сочное, красивое, круглое, полезное и т. д. Во-вторых, при переходе к составлению рассказа педагог обращает внимание на то, что рассказ должен быть красивым, с разными словами-признаками, словами-действиями. Упражнение расширяет запас слов, закладывает в память связи между ними, тренирует навык их припоминания при решении других, прямо не связанных с памятью задач.

Упражнение 8 «Запоминание цифр».

Ребёнку предлагается запомнить ряд цифр (1, 7, 5, 2, 4). Запоминание проводится после ответов на вопрос, из каких стимульных цифр можно получить заданное число (например, число 8). Если учащийся отвечает 5 и 3, указывается, что ответ неверный, поскольку в запоминавшийся ряд цифра 3 не входила. Модифицированный усложненный вариант данной методики представлен в виде карточки, в центре которой обозначено двузначное число, соединенное стрелками с размещенными по кругу четырьмя — пятью другими двузначными числами. Требуется найти стрелку, ведущую к числу, сложение с которым центрального даст требуемый результат. При групповых занятиях дети должны следить за выполнением задания одним из учащихся.

Упражнение 9 «Перевод из зрительной в слухоречевую модальность».

Ребенок называет фигуры, предметы или буквы, показанные ему психологом.

Упражнение 11 «Рыба, птица, зверь».

Исходное положение — сидя за столом. Инструктор указывает на каждого ребенка и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь». Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать любого зверя. Если ответ правильный, инструктор продолжает игру, если ответ неверный — ребенок выбывает из игры. Игра может проводиться в разных вариантах.

Упражнение 12 «Пересказ по кругу».

Педагог читает текст. Участники игры внимательно слушают. Пересказ начинают с любого из игроков, далее – по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению, затем все вместе еще один раз слушают текст и дополняют пересказ, исправляют сделанные ошибки.

Магазин

Ребенку предлагается запомнить продукты, которые нужно купить в магазине. Выдайте малышу детскую сумочку или настоящую авоську. Пусть отправляется за покупками за ближайший поворот в квартире. Покупки могут быть воображаемыми, могут имитироваться листами скомканной газеты, нарисованными картинками, а могут быть игрушечными, если у вас в арсенале есть таковые.

Снежный ком

Назовите любое слово. Ребенок должен повторить ваше слово и придумать свое. Затем снова ваша очередь. Вы повторяете свое слово и слово ребенка, добавляете свое слово, третье. Таким образом, количество слов нарастает как снежный ком, а объем вашей слухоречевой памяти возрастает!

Повтори наоборот

Взрослый называет цепочку из слов, а ребенок повторяет их в обратном порядке. Усложнением этой игры будет включение ряда слов одной смысловой группы в предложение. Например, дедушка принес из леса лисички, сыроежки, подосиновики и боровики. В этом случае ребенок сознательно запоминает названия грибов и их последовательность, а начало предложения можно определить логически.

Положи в ладошку слово

Ребенок подставляет взрослому ладошку, в которую взрослый как бы кладет слова, одновременно дотрагиваясь до ладошки пальцами, сложенными щепотью (то есть имитируя подкладывание новых слов). Затем ребенок сжимает кулак, «запирает» его на ключик, а потом возвращает слова в ладошку взрослому. Полезным усложнением этой игры будет припоминание слов «из ладошки» по прошествии некоторого времени и даже на следующий день.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие памяти младших школьников с помощью технологий мультисенсорного воздействий на уроках музыки

Методическая тема:«Развитие памяти младших школьников с помощью технологий мультисенсорного воздействий на уроках музыки»     Работая с учащимися различного возраста, при огр...

Занятие по развитию речи младших школьников с ОНР. «Аты-баты, буду я солдатом!»

Занятие по развитию речи  младших школьников с ОНР. Основной целью данного занятия является воспитание  патриотизма,  уважения к защитникам Родины, гордости за свой народ, любовь к Роди...

«Особенности развития памяти младших школьников с нарушением интеллекта»

Данная работа предназначена для людей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

Программа коррекционно-развивающих занятий по формированию общеинтеллектуальных умений путем развития речи младшего школьника "Речевые секреты"

В настоящее время можно с точностью говорить о том, что человеческое мышление неразрывно связано с языком, с речью. Мышление необходимо существует в мате­риальной, словесной оболочке. Главная функ...

Городская педагогическая конференция (секция специалистов по психологии, социологии, логопедии) Тема выступления: Использование коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательных процессов у младших школьников «Путешествие в страну Размышляндию»

Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, воображение, память, мышление...

Упражнения на развитие памяти младших школьников.

Одно из самых удивительных свойств человеческого разума – память.Память – это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого о...

Развитие памяти младших школьников с задержкой психического развития

Память — это форма психического отражения, заключающаяся в закрепленности, сохранении и последующих воспроизведениях прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в дальнейшем....