Конспект занятия "Звуки Л-Ль"
план-конспект

Котова Елена Александровна

Коррекционное логопедическое занятие.  Подготовка к обучению грамоте в старшей  группе  коррекционной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи  шестого года жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx30.84 КБ

Предварительный просмотр:

Подробный конспект организованной образовательной деятельности в группе детей с тяжелыми нарушениями речи 5-6 лет.

Организационная информация

Тема занятия

Звуки Л,Ль

Предмет

Коррекционное логопедическое занятие.

Подготовка к обучению грамоте.

Группа

Старшая группа  коррекционной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи  шестого года жизни.

Психолого-педагогическая характеристика группы

Дети с общим недоразвитием речи II,III уровня (речь осложнена грубыми нарушениями звукопроизношения, слоговой структуры, ограниченным словарным запасом, аграмматизмами). Наблюдается вторичная задержка в развитии психологической базы речи – внимания (неустойчивое), памяти (запоминают после многократного повторения), восприятия (недостаточно сформировано фонематическое, пространственно-ориентированное восприятие), мыслительных операций (затруднены операции классификации, анализа, синтеза). Программу возрастной группы усваивают.

Автор занятия (ФИО, должность)

 учителя - логопеды

Образовательное учреждение

МАДОУ ДС №49 «Родничок»

Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)

ХМАО – Югра

Город/поселение

Нижневартовск

Методическая информация

Тип  занятия

Изучение нового материала. Фронтальное занятие.

Цели занятия

Познакомить детей со звуками Л, Ль.

Задачи занятия

1. Образовательные - дать артикуляционно-акустическую характеристику звуков Л и Ль; закрепить умение изменять сущ. в Р.п. ед.ч.; упражнять в составлении предложений по схемам с использованием предлогов; учить слитному чтению слогов

2. Коррекционно-развивающие – упражнять детей в слухо-произносительной дифференциации звуков Л, Ль; развивать артикуляционную моторику, фонематический слух, слуховое и зрительное внимание; автоматизировать звуки Л, Ль в речи

3. Воспитательные – воспитывать уважительное отношение к ответам товарищей, слушать ответ до конца, не перебивая.

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

Наглядные, словесные, практические, игра, анализ

Время реализации ООД

25  минут

Ожидаемый результат

1. Дети познакомятся со звуками Л,Ль.

2. Узнают артикуляционно-акустическую характеристику звуков.

3. Продолжат упражняться в:

- составлении предложений по схемам с использованием предлогов;

 - в слитном чтении слогов;

- в слухо-произносительной дифференциации звуков Л, Ль.

4.Отработают артикуляционные упражнения для звука Л;

- автоматизируют звуки Л, Ль в словах, предложениях и самотоятельной речи.

Необходимое оборудование и материалы

Магнитно-маркерная доска, интерактивная указка, проектор, компьютер, интернет, презентация.

Дидактическое обеспечение занятия

Картинки, в названии которых есть звуки Л,Ль.

Ход и содержание занятия, деятельность учителя и учеников.

Мотивация учащихся

- Друзья, сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие в «Страну потерянных звуков», а в замок какого звука мы стремимся, вы догадаетесь сами после того как сделаете некоторые артикуляционные упражнения.

Подробное описание всех этапов занятия.

I.     Оргмомент. Введение в тему занятия.

II.    Основная часть. Знакомство с новыми звуками.

Физминутка

III.     Итог занятия. Оценка деятельности детей.

- Если вы еще не догадались, о каких звуках пойдет речь, назовите следующую цепочку слов (произношение слов со звуком Л в начале и в конце слова. Дети делают вывод) – какой одинаковый звук в этих словах – на поиски какого звука отправимся в «Страну потерянных звуков»? (На поиски знаний о звуках Л и Ль).

1. - Мы отправляемся в путешествие на самолете – для того, чтобы как можно больше узнать об этих звуках, автоматизировать поставленные звуки в самостоятельной речи, подготовится к обучению грамоте в школе (Произношение звука Л, Ль) – упражнение «самолет».

2. - Дайте артикуляционно-акустическую характеристику звукам Л.Ль .

3. Определяем наличие звуков Л,Ль в словах

 – игра «Кто не полетит на самолете?» - (щелчком мыши, наводя на ненужное животное - удаляем лишнее, объясняя действие).

-- игра «Кого не стало?» - закреплять умение изменять сущ. в Р.п. ед.ч..

4. Дифференциация звуков Л,Ль в словах

 – игра «В каком салоне полетят пассажиры?» - (с помощью интерактивной указки дети показывают, в каком салоне полетят животные; можно провести стрелки маркером, а затем проверить правильность ответов).

 

5. Выполнение заданий на автоматизацию звуков Л, Ль в словах и фразах

- игра «Проверьте билеты пассажиров – чей это билет» -  составление предложений – «Это билет лисы, потому что в этом слове 2 слога и звук ЛЬ стоит в начале слова», …;

- игра «Какие места заняли пассажиры» - Расскажите, кто где сидит? (около, возле, над, под, между, справа, слева, в правом верхнем углу, …)

- игра «Около»  ) Рассмотрите картинки журнала вместе с пассажирами. Расскажите, что стоит «около лодки, …- (логопед кидает ребенку мяч – ребенок отвечает по картинкам»

   

- игра «Где летит самолет?» составление предложений с предлогами по схемам (опора на модели предлогов)

6.  Мы устали от длительного перелета –пора отдохуть:

 - 1. Дифференциация звуков Л, Ль на слух (развитие фонематического слуха) – игра «Хлопни - присядь» - если услышишь звук Л – хлопни над головой, звук Ль – присядь (в ряду звуков, слогов, слов);

- 2. выполнение движений в сопровождении чистоговорок.

-   3. Чистоговорки – попевки.

  1. Отдохнули, а сейчас почитаем:

(Слоговое чтение с использованием символов Ткаченко. Дети читают по символам – стрелка появляется по щелчку мыши. Элементы звукового анализа) – «Что произошло со стрелкой при чтении с буквой И, почему?».

Упражнение в чтении слогов.

-   Наш самолет благополучно приземлился в аэропорту города Л в Стране потерянных звуков.

    За время полета вы получили необходимые знания о звуках Л и Ль.

- Вспомните характеристику звуков Л,Ль. Чем эти звуки похожи и чем отличаются?

    Но останавливаться на полученных знаниях нельзя, нужно продолжать учится произносить звуки Л,Ль в самостоятельной речи и  читать букву Л в слогах, словах и предложениях.

Рефлексия деятельности на занятии

- Какое задание или игра вызвали у вас наибольшее затруднение (интерес)?

- Оценка деятельности детей логопедом.

Методическая рекомендация родителям  

В тетради наклеить или нарисовать картинки, в названии которых есть звуки Л и Ль.

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

1.https://www.youtube.com/watch?v=9F1folwh4Ic

2.https://www.youtube.com/watch?v=N1-nQpaQ2aE 

3. https://www.youtube.com/watch?v=VNWjhXrrLtg

В помощь учителю

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

- мотивация, развитие познавательной активности,

- сохранение сюжетной линии,

- удержание внимания,

- замена бумажного наглядного материала,

- использование игры,

- минимизация речи педагога, активизация речевой активности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...