Логоритмические упражнения, как физкультмнутки, для учащихся начальной школы, имеющих речевые особенности развития (ТНР).
методическая разработка

Перцева Ольга Владимировна

Для детей с особенностями речевого развития, у которых повышена утомляемость, желательно проводить физкультминутки на всех уроках и занятиях, используя логоритмические упражнения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmicheskie_uprazhneniya_-_fizkultminutki.docx21.35 КБ

Предварительный просмотр:

Логоритмические упражнения, как физкультмнутки,

для учащихся начальной школы,

имеющих речевые особенности развития (ТНР).

Логоритмические упражнения – это упражнения, относящиеся к здоровьесберегающей технологии, которые направлены на развитие координации движений (общей моторики и моторики пальцев рук) и речи, таким образом, решают образовательные, коррекционные и оздоровительные задачи. Логоритмические упражнения могут проводиться как под музыкальное сопровождение, так и под ритмичное проговаривание поэтического материла.

Логоритмические упражнения направлены на совершенствование речи детей, овладение ими двигательными навыками, развитие умения ориентироваться в окружающем мире, творчески проявлять себя, повышать самооценку.

Физкультминутки – это кратковременные физические упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности (возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и дают отдых тем участкам, которые работали).

Физкультминутки в начальных классах проводятся во время учебных занятий. Учитель может специально отвести на уроке 2 – 3 минуты, чтобы ученики могли сделать короткую передышку. Можно использовать время перемены или динамической паузы. Физкультминутку может проводить и сам учитель, и подготовленный ученик. Ученики могут проводить физкультминутки по очереди.

Для детей с особенностями речевого развития, у которых повышена утомляемость, рекомендовано проводить физкультминутки на всех уроках и занятиях, используя логоритмические упражнения.

Задачи логоритмических физкультминуток:

  1. улучшение кровообращения,
  2. снятие утомления мышц, нервной системы,
  3. коррекция звукопроизношения,
  4. формирование правильного речевого выдоха,
  5. развитие просодической и темпо-ритмической сторон речи,
  6. активизация мышления детей,
  7. развитие координации движений,
  8. создание положительных эмоций,
  9. повышение интереса к занятиям.

Физкульминутки с элементами логоритмических упражнений выполняются в тесном контакте с учителем-логопедом, который рекомендует уровень сложности речевого материала. Очень важно, что средствами логоритмических физкультминуток, помимо профилактики утомления на уроках, также формируются детские эмоции, просыпаются их мысли и фантазии, способствующие повышению качества усвоения образовательного материала детьми.


Примерные упражнения для физкультминуток с применением логоритмических упражнений.

Упражнение «Облачко»

Цель: развитие координации движений и речи, чувства ритма, слуховой памяти, внимания, воображения, формирование речевого выдоха.

Держит девочка в руке (с положения стоя наклоняются к полу — «срывают цветок», потом разгибаются).

Облачко на стебельке. (держат воображаемое облачко руками, за которыми тянутся вверх.)

Стоит дунуть на него - (дуют на одуванчик),

И не будет ничего. (разводят руками в стороны, качают головой.)

 

Упражнение «Ветер»

Цель: развитие согласованности речи и движений, чувства ритма, координации движений, слуховой памяти, внимания, формирование речевого выдоха.

Ветер дует нам в лицо. (машут на себя руками, после слов длинный выдох через  рот)

Закачалось деревцо. (качаются из стороны в сторону.)

Ветер тише, тише, тише, (дети приседают.)

Деревцо всё выше, выше. (выпрямляются.)

Упражнение «Дождик»

Цель: развитие координации движений и речи, чувства ритма, слуховой памяти, внимания, воображения, формирование речевого выдоха.

Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на двух ногах) 

Вышел дождик погулять! (марш) 

Шел неспешно по привычке.

А куда ему спешить (развести руки в стороны и пожать плечами) 

Вдруг читает на табличке: (пальцем правой руки вести слева направо с движением головы)

«По газону не ходить!» (отрицание – головой) 

Дождь вздохнул тихонько: «Ох!»

Упражнение «Печем оладушки»

Цель: развитие координации движений и речи, моторики пальцев рук и кистей,чувства ритма, слуховой памяти, внимания, воображения, формирование речевого выдоха.

Тесто круто замесили, ух – пух! Ух - пух! (сжимать и разжимать ладошки) 

Сковородки раскалили, ух – пух! Ух - пух! (круговые движения двумя руками – как по столу – от центра вправо – влево)

Ти-ди, ла-да, ладушки, испечем оладушки («печем» оладушки)  

Хлоп-шлеп, хлоп-шлеп, хлоп-шлеп, хлоп-шлеп!

Лады - лады, ладушки, горячи оладушки! (круговые движения вправо-влево от центра перед собой: «дуют» на ладошки)

Упражнение «Я мороза не боюсь»

Цель: развитие координации движений и речи, чувства ритма, переключения внимания.
Я мороза не боюсь,
(шагаем на месте)

С ним я крепко подружусь. (хлопаем в ладоши)

Подойдет ко мне мороз, (присели)

Тронет руку, тронет нос (показали руку, нос)

Значит, надо не зевать, (хлопаем в ладоши)

Прыгать, бегать и играть. (прыжки на месте)

Упражнение «Я на скрипочке играю»

Цель: развитие координации движений и речи, чувства ритма, переключения внимания.
Я на скрипочке играю,

Тили-тили-тили. (показывают, как играют на скрипочке.)

Скачут зайки на лужайке,

Тили-тили-тили. (прыгают)

А теперь на барабане.

Бум-бум-бум, (ритмично хлопают в ладоши)

Трам-трам-трам! (топаем ногами)

В страхе зайки разбежались по кустам. (присели)

Упражнение «А часы идут, идут»

Цель: развитие координации движений, темпо-ритмической стороны речи, чувства ритма, воображения, переключения внимания, снятие зрительного напряжения и общего тонуса мышц.

Тик-так, тик-так, (голова на месте, двигаются глазки вправо-влево)
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт
А в часах сидит кукушка,
(дети садятся в глубокий присед)
У неё своя избушка.
Прокукует птичка время,
(наклон вперед)
Снова спрячется за дверью, (
приседания)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга.
(вращение туловищем вправо)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой.
(вращение туловищем влево)
А часы идут, идут,
(ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают.
(замедление темпа ходьбы)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят!
(бег на месте)
Если их не заведут,
То они совсем встают.
(дети останавливаются)

Упражнение «Четыре друга»

Цель: развитие мышц кистей рук, активного внимания, координации движений.

Сидят четыре друга - (показывают цифру на пальцах)

Четыре рыбака. (имитация забрасывания удочки в реку.)

И неподвижны в речке

Четыре поплавка. (застыли на месте в любой позе.

А рядом на пригорке сидит усатый кот. (разглаживают от подбородка воображаемые длинные усы в обе стороны.)

Он тоже смотрит в речку. (большие и указательные пальцы выполняют колечки, через которые, как в глазок, смотрят.)

Добычи вкусной ждет. (гладят ладошами по животу.)

Упражнение «Медведь»

Цель: развитие просодической стороны речи, координации движений и речи, чувства ритма, воображения, переключения внимания.

Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит. (говорить низким голосом; идти вразвалочку)

Находит в дуплах мёд и в рот к себе кладёт. («доставать» мёд рукой)

Облизывает лапу сластёна косолапый, (имитация движения)

А пчёлы налетают, медведя прогоняют: («отмахиваться» от пчёл)

«Ж-ж-ж, ж-ж-ж» (высоким голосом прожужжать).

А пчёлы жалят мишку: «Не ешь наш мёд, воришка». (слегка пощипать себя за нос и щёки)

Бредёт лесной дорогой медведь к себе в берлогу. (идти вразвалочку)

Ложится, засыпает и пчёлок вспоминает. (руки под щеку, наклонить голову)

Упражнение «Пять пальцев»

Цель: развитие моторики кистей и пальцев рук, активного внимания, координации движений.

На моей руке пять пальцев. (показывают раздвинутые пальцы обеих рук.)

Они пишут и хватают, (имитация движений по тексту)

Моют, чистят и строгают.

Они пилят и что-то берут,

В них таскают и ими дают.

Удивительная семья –

Полюбуйтесь, друзья! (показывают раздвинутые пальцы обеих рук.)

Их нетрудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Все умеют, живут дружно -

Ссориться совсем не нужно! (Хлопают в ладоши.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Работа с учащимися начальной школы, имеющими проблемы в развитии (синдром Дауна)»

Дети с синдромом Дауна имеют разные способности и возможности, как в прочем и любые дети. Моя работа посвящена особенностям развития учащихся с синдромом Дауна в школах 8 вида (II тип)....

«Особенности сформированности навыков здорового образа жизни у учащихся начальной школы с задержкой психического развития».

Состояние здоровья подрастающего поколения это важнейший показатель благополучия общества, государства, которое отражает не только настоящую ситуацию, но и дает точный прогноз на будущее. Самый благоп...

Обобщение опыта по теме «Значение логоритмических игр и упражнений при коррекции речевых нарушений у учащихся начальных классов с ОНР».

Обобщение опыта по теме «Значение логоритмических игр и упражнений при коррекции речевых нарушений у учащихся начальных классов с ОНР»....

Профилактическая работа педагога-психолога с агрессивными детьми. Реализация коррекционной работы непосредственно с обучающимися начальной школы имеющими агрессивные тенденции.

Проведение индивидуальной психокоррекционной работы  является важным этапом помощи ребенку, имеющему агрессивное поведение....

Использование интерактивного графического диктанта на занятиях по логопедии со школьниками начальной школы, имеющими нарушения речи

Документ представляет методику использования интерактивного графического диктанта (ИГД) в логопедической работе с младшими школьниками, имеющими речевые нарушения. ИГД объединяет элементы слухового во...