Коррекция речевых нарушений на музыкальных занятиях с использованием элементов логоритмики, логоритмических упражнений.
методическая разработка по музыке на тему

Журавлева Ольга Германовна

Личный опыт работы по логоритмике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rech.doc452 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие речи и коррекция нарушений речи на музыкальных занятиях с использованием элементов логоритмики, логоритмических упражнений.            http://cs9213.vk.me/u77973754/127898865/y_8456d744.jpg

Система музыкальных занятий в детском саду предполагает интенсивное развитие музыкальных способностей дошкольников. Особенно эта работа важна для воспитанников с нарушениями в развитии речи.

Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств.

Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции.

Логоритмика является одним из эффективных видов работы над развитием речи и её коррекцией. Она способствует развитию ритмического чувства, а также нормализации и регулированию темпа и ритма высказывания. ( Э. Жак-Далькроз,, Г.А. Волкова, В.А. Гринер и др.) Основополагающий принцип логоритмических упражнений – взаимосвязь речи, музыки и движения.

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.

В настоящее время ощущается дефицит сенсорного воспитания детей, когда гораздо более важным считается обучить ребенка 3-4 лет грамоте, чем эстетическим канонам. С нейропсихологической точки зрения, тенденция ранней стимуляции функций чтения, письма, счета обедняет правополушарный нервно-психический потенциал ребенка, столь необходимый для его гармонического развития и, главное, приводит к потерям, невосполнимым в будущем.

Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика, музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально- волевых качеств личности. 

Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры.                                       http://cs9855.vk.me/u77973754/133893793/y_45766228.jpg

деревцо

Дует ветер нам в лицо.
(махать руками ладошками к себе)

Закачалось деревцо.
(руки подняты, покачивания туловищем из стороны в сторону)

Ветерок всё тише-тише,
(плавно опустить руки)

Деревцо всё выше-выше.
(поднять руки и тянуться вверх)


физкульт-привет

На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
(имитировать умывание)

Полотенцем растирались.
(имитировать растирание спины полотенцем)

Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо-влево наклонялись
И обратно возвращались.
(имитировать движения, указанные в тексте)

Вот здоровья в чем секрет:
Всем друзьям - физкульт-привет!
(резко поднять руки вверх)

 «Вежливые слова» («АРТТЕРАПИЯ»)

Здравствуйте, ладошки: хлоп, хлоп, хлоп.

Здравствуйте, сапожки: топ, топ, топ.

Здравствуйте, лягушки: ква, ква, ква.

Здравствуйте, кукушки: ку-ку, ку-ку, ку-ку.

Здравствуй, тонкий каблучок: цок, цок, цок.

И малышка светлячок: с-с-с-с-с-с

Здравствуй, поросёнок: хрю-хрю-хрю.

И маленький телёнок: му-му-му.

Здравствуй, шустрый ветерок: …

Звонкий детский голосок: ля-ля-ля

Здравствуй, сонная ворона: кар-кар-кар.

Поезд длинный у перрона: ту-ту-ту

Здравствуй, бурная река: (языком «бультыхать» во рту)

В синем небе облака (глиссандо на звук «а»)

Добрый день, ручным часам: тик-так, тик-так, тик-так

Громким детским голосам: У-Р-А!

Педагог: Ветерок пролетал, и платочки всем раздал (раздать платочки)

Мы платочки возьмём, как ветерок дуть начнём.

Дует, дует ветерок, полетел наш платок.

«Помидор»

И.П. – стоя на коленях, палочки лежат на полу, параллельно друг к другу – в горизонтальном положении.

Толстопузый помидор - перекладывать палочки поочерёдно через

Перелез через забор. одну в ритме стихотворения.

Как весёлый красный шар - покрутить палочки в руках при помощи

Покатился на базар. пальцев.

Обежал за рядом ряд… - стучать палочками о пол в темпе стихотв.

На ходу надел халат… - потирать палочки друг о друга

Подал звонкий голосок… - стучать торцами палочек.

Продаю томатный сок! - стучать одновременно двумя палочками.

«Осень»

 

Ветер по лесу летал,                      (Плавные, волнообразные движения

 Ветер листики считал:                    ладонями.)

 

Вот дубовый,                                    (Загибают по одному пальчику на

Вот кленовый,                                    обеих руках.)

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки - золотой,

 

Вот последний лист с осинки          (Спокойно укладывают ладони на стол.) 

Ветер бросил на тропинку.

 

«Дождик»

Координация речи и движения

К нам на длинной тонкой ножке     (Прыжки на одной ноге по кругу.)  

Скачет дождик по дорожке.              

 

В лужице – смотри, смотри! –          (Дети стоят лицом в круг;

Он пускает пузыри.                             ритмичные приседания.)

 

Стали мокрыми цветы.                       (Руки верх потряхивания кистями.)

 

Мокрый серый воробей                      (Встали, руки вдоль тела, потряхивания

Сушит пёрышки скорей.                      кистями.)

 

 «Птички»

Эта птичка – соловей,              (Дети загибают по одному пальчику на обеих                                                              

Эта птичка – воробей,               руках.)

Эта птичка – совушка,

       сонная головушка.

Эта птичка - свиристель,

Эта птичка - коростель.

Эта птичка - злой орлан.           (Машут сложенными накрест ладонями.)

Птички, птички, по домам.        (Машут обеими руками, как крыльями.)

 

  

«За грибами»

Координация речи с движениями; развитие творческого

воображения, подражательности; закрепление в речи глаголов:

«искать», « срывать», « собирать».

Все зверушки на опушке              (Дети идут в хороводе.)

Ищут грузди и волнушки.

 

Белочки скакали,                            (Скачут вприсядку, срывают воображаемые                                                         

Рыжики срывали.                              грибы.)

 

Лисичка бежала,                             (Бегут, собирают воображаемые грибы.) 

Лисички собирала.

 

Скакали зайчатки,                          (Скачут стоя, <срывают> грибы.)                      

Искали опятки.

 

Медведь проходил,             (Идут вразвалку, в конце строки топают правой ногой.)

Мухомор раздавил.

 

«Есть у каждого свой дом»

У лисы в лесу глухом

Есть нора надежный дом.

Не страшны зимой метели         (Дети загибают пальцы на обеих руках:

                                                                         по одному  пальцу на каждое двустишие.)

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом,   (Удары ладонями и кулачками поочередно.)

Всем тепло, уютно в нем.

 

Таким образом, систематически используя на музыкальных занятиях элементы логоритмики,  решаются следующие задачи:

  • Развитие слухового внимания
  • Развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха.
  • Развитие фонематического слуха.
  • Развитие пространственной организации движений.
  • Развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики.
  • Формирование и развитие кинестетических ощущений.
  • Воспитание выразительности и грации движений.
  • Воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое.
  • Формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации.
  • Развитие физиологического и фонационного дыхания.
  • Развитие певческого диапазона голоса.
  • Развитие чувства ритма.
  • Воспитание умения определять характер музыки, согласовывать её с движениями.
  • Воспитание умения перевоплощаться.
  • Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков.
  • Воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением.
  • Формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.

 Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учёт его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей.

E:\МУЗО\olga_germanovna.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерной технологии при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта.

Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повыша...

презентация использование фольклора в коррекции речевых нарушений детей с общим недоразвитием речи в условиях детского дома

презентация использование фольклора в коррекции речевых нарушений детей с общим недоразвитием речи в условиях детского дома ...

Использование метода Су-Джок терапии в коррекции речевых нарушений

Теория и опыт использования метода Су-Джок терапии...

Конспект интегрированного занятия с использованием элементов здоровьесберегающих технологий (сказкотерапия, логоритмика, синквейн) Тема : «В гостях у сказки»

Интегрированное занятие: «В гостях  у сказки», для детей подготовительного возраста с ОНР является закрепляющим по лексической теме  «Дикие животные» и проводится в интеграции с воспит...

Обобщение опыта по теме «Значение логоритмических игр и упражнений при коррекции речевых нарушений у учащихся начальных классов с ОНР».

Обобщение опыта по теме «Значение логоритмических игр и упражнений при коррекции речевых нарушений у учащихся начальных классов с ОНР»....

«Технология биоэнергопластики (кинезиологические и нейропсихологические игры и упражнения) при коррекции речевых нарушений у обучающихся с ОВЗ»

      Воспитание здорового и всесторонне развитого ребёнка остаётся наиболее актуальной проблемой в практике развития и воспитания, это говорит о необходимости поисков эффективны...

Использование элементов песочной терапии в коррекции речевых нарушений обучающихся с ОВЗ (умственная отсталость)

Использование элементов песочной терапии в коррекции речевых нарушений обучающихся с ОВЗ (умственная отсталость)...