Использование образовательных технологий
план-конспект

Дорожкина Ольга Александровна

Представлены конспекты занятий с использованием здоровьесберегающих и информационно-коммуникативных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnye_tehnologii.docx131.51 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt2.87 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОРОГОБУЖСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

КОНСПЕКТ   ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

ТЕМА: «Путешествие в страну Здоровья».

Занятие проведено в соответствии с календарно-тематическим планированием.

        

Учитель-логопед: Дорожкина Ольга Александровна.

г.Дорогобуж

2019г.

Открытое занятие по приобщению детей к здоровому образу жизни в логопедической группе.

 «Путешествие в страну Здоровья»

Дата проведения: 1 ноября 2019г.

Подготовила: О.А.Дорожкина

Цель - формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью и потребность к здоровому образу жизни.

Задачи:

Образовательные:

- продолжить знакомить детей с устройством тела человека;

- уточнить знания детей о понятиях «здоровье»«болезнь» и «причины болезни»;

- расширить знания о полезных свойствах воздуха с опорой на исследовательские действия;

- знакомить детей с тем, как витамины влияют на организм человека.

Развивающие:

- развивать воображение, творческие способности, индивидуальное самовыражение детей, связную речь, внимание, словесно - логическое мышление, мелкую моторику;

- совершенствовать подвижность артикуляционной моторики, формировать навыки правильного рационального дыхания.

Воспитательные: воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье.

Оборудование: плащ и головной убор для Волшебницы, зеркало. Иллюстративный материал - плакат «Строение тела человека», пособие «Продукты питания». Для показа опыта: стаканчики с водой и трубочки по количеству детей. Карточки с названием витаминов А, В, С, D; смайлики по количеству детей.

Предварительная работа: Рассматривание анатомического атласа. Беседы «Чтобы стать здоровым»«Изучаем свой организм»«Микробы и вирусы»«Витамины и здоровый организм».

Дидактические игры«Угадай настроение»«Собери человечка»«Полезно - неполезно».

Ход занятия

Л.: Ребята к нам сегодня пришли гости! Давайте с ними поздороваемся! Ребята, а вы знаете, что обозначает слово «здравствуйте»(ответы детей) Когда мы его произносим, то не только приветствуем человека, но и желаем ему здоровья.

(Дети стоят вокруг логопеда)

Пальчиковая гимнастика: «Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй маленький дубок!

Мы живем в одном краю

Всех я вас приветствую!

(с пальчиками правой руки по очереди «здороваются» пальчики левой руки, похлопывая друг друга кончиками).

Л.: Ребята, а как вы думаете, что у человека самое дорогое на свете? Ответить на этот вопрос нам поможет волшебное зеркальце (дети поочереди смотрятся в предложенное зеркало).

Что вы в нем увидели?

Дети: себя.

Когда у вас хорошее настроение?

Дети: да

А когда у вас хорошее настроение?

Дети: когда мы здоровы.

Так что же дороже всего на свете?

Дети: наше здоровье.

Л.: Ребята, есть на свете страна Здоровья. В этой стране живут здоровые и жизнерадостные жители, а самую главную из них зовут Волшебница здоровья. Я получила от неё письмо: «Дорогие ребята! Я узнала, что вы очень многое знаете про свое здоровье, о том, как надо его беречь и укреплять. А не хотите ли вы поделиться с нами своими знаниями?»

Ответы детей - хотим.

Л.: Ну, тогда нам надо попасть в эту страну Здоровья. Я вам предлагаю стать воздушными шариками. (Звучит музыка)

Упражнение на дыхание:

Л.: Вдохнули носом глубоко, выдох через рот, надуваем шарик, не торопитесь. Дышим и представляем себе, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше.

Мини - этюд «Воздушные шарики».

(Дети, выполняя упражнение, «превращаются» в воздушных шариков и разлетаются в разные стороны).

Л.: Полетели легкие, разноцветные шарики, разлетелись кто, куда в разные стороны, ветер то сильнее, то тише, шарики летят то быстрее, то медленнее. Остановились, закрыли глаза. (В это время логопед переодевается в костюм Волшебницы)

Л.«Раз, два, три - вот опять ребята мы».

Л.: Ребята, вот вы и попали в страну Здоровья. Я очень рада вас видеть. Я Волшебница Здоровья.

Ребята, а знаете ли вы, что такое здоровье и что такое болезнь и как нужно заботиться о себе?

Л.: Скажите, кто из вас болел в этом году? А знаете ли вы, почему это произошло? Правильно. В ваш организм попали микробы.

Игра с мячом «Болезнь - здоровье»

(Дети стоят по кругу)

Л.: Я буду называть, как выглядят части тела у здорового человека, а вы должны не только ответить, как они выглядят у человека, который болен, но и поймать мяч. Отвечайте:

Глаза у здорового человека веселые, а у больного человека.

Дети отвечают - грустные (отвечают и ловят мяч),

Голос звонкий, а у больного человека?

(дети – тихий),

Нос сухой, а больного человека?

(дети – мокрый),

Глаза счастливые, а у больного человека?

(дети – несчастны),

Настроение хорошее, а когда человек болен?

(дети - плохое).

Л.: Ребята, как могут попасть микробы в наш организм?

Ответы детей: через грязные руки, по воздуху при кашле.

Л.: Как можно бороться с микробами?

Ответы детей: мыть руки.

Л.: Как часто надо мыть руки?

Л.: Какими предметами и вещами можно пользоваться всем вместе, а какими только одному? Давайте проверим.

Логопед вызывает ребенка и спрашивает:

- Можно ли пользоваться этим предметом всем вместе?

Игра «Можно - нельзя».

(Дети стоят вокруг логопеда).

Л.: Полотенце, карандаши, кисточка. Носовой платок, зубная щетка, книга, расческа. Ключи, зубная паста, игрушки.

Ребята, не всеми вещами можно пользоваться всем вместе, есть вещи, которыми человек пользуется один - это личные вещи.

Л.: Ребята, какое волшебное заклинание мы знаем?

Ответы детей: «От простой воды и мыла у микробов тает сила»

Л.: Молодцы, правильно! Бороться с микробами и болезнями нам помогают целебные звуки. Какие? Сейчас я вам покажу!

Если у нас болит горло, надо превратиться в комарика и спеть его песню. Давайте приложим руку к горлу и произнесем з-з-з (дети выполняют упражнение).

Когда начинаем кашлять, становимся большими жуками, приложите ладонь к груди, произносим ж-ж-ж.

А когда очень устали и болит голова, слушаем шум волн, произносим с-с-с.

Л.: Ребята, как можно помочь своему организму стать крепким и здоровым?

Ответы детей - заниматься спортом, гулять на свежем воздухе.

Л.: Совершенно верно. А мы еще умеем делать точечный массаж для профилактики простудных заболеваний.

(Дети выполняют комплекс точечного массаж по А. А. Уманской).

«Улитка»

Сначала мы выполним упражнение для носа.

«От крылечка до калитки три часа ползли улитки, три часа ползли подружки, на себе таща избушки». (Указательными пальцами к крыльям носа выполняем круговые движения, при этом нажимаем плавно)

А теперь выполним массаж ушных раковин.

«Чтобы уши не болели, разотрем мы их скорее» (поглаживаем уши кончиками пальцев сверху вниз).

«Вот сгибаем, разгибаем и опять все повторяем».

Л.: А знаете ли вы, из каких частей состоит тело человека?

(попросить показать ребенка на плакате части тела человека)

Л.: А знаете ли вы, что умеет делать ваше тело?

Ответы детей - дышать, говорить, есть, пить, видеть, двигаться.

Л.: Да ребята и помогают ему в этом наши помощники, которые мы видим - руки, глаза, уши, ноги.

Л: Ребята, а сейчас мы с вами проведем опыт. Для этого нам нужен стакан с водой и трубочка. Загляните внутрь этой трубочки. Что вы там видите? (Дети: ничего) Сейчас мы увидим, кто там прячется. Один, два, три, невидимка, из трубочки беги. (Опускаем трубочку в воду и подуем в нее, из трубочки бегут пузырьки).

Л.: Что за невидимка сидел в трубочке?

(Дети: Это воздух).

Л.: Правильно, а для чего нужен воздух?

(ребенок рассказывает стих)

Без дыханья жизни нет,

Без дыханья меркнет свет,

Дышат птицы и цветы,

Дышит он, и я, и ты.

Л.: А сейчас мы с вами сделаем дыхательное упражнение«Заблудились в лесу». Нужно на выдохе сказать «а-у-у».

Л.: Ребята, а какой должна быть наша пища.

Ответы детей: полезной.

Л: Давайте поиграем в игру «Полезное - неполезное».

Я буду называть продукты, а вы один раз хлопните в ладоши, если это полезные продукты, если неполезные - хлопать не надо.

Капуста, конфеты, морковь, торт, яблоко, мороженое, мясо, чипсы.

Как вы думаете, что будет с человеком, если питаться одними сладостями? (ответы детей)

Л.: Вам необходимо знать, что организму человека нужны различные продукты. Особенно полезны сырые овощи и фрукты: у того, кто их постоянно употребляет, как правило, бывает хорошее, бодрое настроение, гладкая кожа, изящная фигура.

— А вот конфеты, шоколад, мороженое, особенно в больших количествах, очень вредны для здоровья.

- Конечно же, не стоит полностью отказываться от сладкого. Однако необходимо употреблять разнообразную пищу – чтобы быть крепким, здоровым и быстро расти.

Послушайте стихотворение о пользе витаминов. (Ребенок читает стих)

В банане и йогурте,

В горстке малины-

Повсюду чудесные

Есть витамины.

Они берегут нас

От всяких болезней.

Чем больше их в пище,

Тем пища полезней.

Л.: Прослушав это стихотворение мы можем сказать в каких продуктах содержатся витамины А, В, С, Д. (показ картинок)

Витамин А содержит в продуктах питания: свекла, дыня, морковь, чеснок, капуста, петрушка, персики, шпинат, тыква, репа, сельдерей.

Витамин В – рис, изюм, рыба, яйца, сыр, йогурт, орехи, бананы, горох, печень, хлеб, грибы, творог, салат. В животных продуктах – баранина, говядина, крабы, моллюски.

Витамин С – черная смородина, шиповник, апельсины, лимоны, лук, петрушка.

Витамин Д – рыбий жир, печень, трески, говяжья печень, сливочное масло.

Л.: Ребята, я вижу, что вы знаете очень много о своем здоровье, как его сохранить, как стать сильными, крепкими и здоровыми. Ну а теперь нам пора прощаться, очень жаль ребята мне с вами расставаться. Давайте снова превратимся в воздушные шарики и полетим обратно домой. (звучит музыка) Вам нужно представить, что вы воздушные шары. Вы полетели в домой. Остановились, закрыли глаза. «Раз, два, три – вот опять ребята мы». Откройте глаза, я вижу на ваших лицах улыбку. Это очень хорошо. Ведь радостное настроение и улыбка помогают нашему здоровью.

Л.: Ребята, я сейчас раздам вам смайлики, а вы должны будите нарисовать улыбку, а какую должны решить сами. Если вам понравилось путешествие в Страну Здоровья, то вы нарисуете веселую улыбку, а если не понравилось, то грустную.

А сейчас я хочу угостить вас фруктовым сюрпризом, в котором много витаминов.

Учитель-логопед______________________О.А.Дорожкина

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОРОГОБУЖСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

КОНСПЕКТ   ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

ТЕМА: «Человек. Части тела».

Занятие проведено в соответствии с календарно-тематическим планированием.

        

Учитель-логопед: Дорожкина Ольга Александровна.

г.Дорогобуж

2019г.

Конспект  занятия в  логопедической группе на тему: «Человек. Части тела».

        Дата проведения: 24.11.2019год.

Цель -  познакомить детей с частями тела человека.

Задачи: образовательные: научить образовывать существительные множественного числа; научить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

развиваюшие: развитие мыслительных процессов анализа и синтеза, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, общей моторики.

воспитательные: воспитывать заботливое отношение к своему организму.

Оборудование: музыка «Вместе весело шагать», зеркала на каждого ребенка, плакат с изображением строения тела человека, мяч, бубен, металлофон, чудесный мешочек с предметами, круги (красный, зелёный, жёлтый на каждого ребёнка), предметные картинки.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Дети под музыку «Вместе весело шагать» входят цепочкой в зал, становятся в круг.

- Ребята, давайте поздороваемся с гостями. (Дети здороваются.) Здороваться – значит желать здоровья тем, с кем вы здороваетесь. И наши гости тоже пожелали вам здоровья.

-Сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости, подарите им свои улыбки!

-Покажите ваши волшебные ладошки, сделайте лучистое солнышко, скажите в тёплые ладошки хорошие добрые слова и раздайте их своим друзьям, и нашим гостям.

        II. Основная часть

Л.: А сейчас пройдите за стол. Возьмите со стола зеркало. Сейчас мы с вами будем изображать разные эмоции. Поднимите вверх брови, удивитесь. А сейчас нахмурьте брови, сморщите нос, изобразите Бабу Ягу. Какое у нее выражение лица? /злое, страшное/.  А теперь изобразите добрую фею. Улыбнитесь. Какое у нее выражение лица? /доброе, радостное/.  А какое выражение лица нравится вам? Какое настроение у вас чаще всего бывает? /ответы детей/.  Ну тогда начинаем наше занятие,  и пускай хорошее настроение будет сопровождать его.

Л.: Ребята послушайте загадку:

                                        На Земле он всех сильней,

                                                 Потому что всех умней.

                                                 Как вы думаете,  кто это? /человек/.

Л.: О ком мы будем говорить? /о человеке / Показ плаката со строением тела человека.

Л.: Сегодня мы узнаем, какие части тела есть у человека, для чего они нужны человеку. Как сохранить чистоту и здоровье нашего тела.

Л.:  Как называется самая большая часть тела человека? /туловище/  (показывает на плакате) - Покажите на себе .(живот, спина, бока)

Л.: А какая часть тела находится на самом верху и является самой главной частью? (голова)

Показываю на плакате.

Л.: Правильно, у человека есть голова. А для чего она нужна? (думать, нюхать).  Но только она не сама все это может делать, а с помощью органов, которые находятся на ней, вот  послушайте загадки)

Л.: Поставьте перед собой зеркало,  отгадывайте  загадки глядя в зеркало:

Брат с братом через дорогу живут.
А один другого не видят

Л.: Внимательно посмотрите на себя в зеркале. Как вы думаете, что это?

Д.: Это глаза.

Л.:  Разберёмся вместе, дети,

Для чего глаза на свете?

И зачем у всех у нас

На лице есть пара глаз?

Для чего нужны глаза?

Чтоб текла из них слеза?

Ты закрой глаза ладошкой,

И постой совсем немножко.

Сразу сделалось темно,

Где же мы, а где окно?

Странно, скучно и обидно.

Ничего вокруг не видно.

Л.: Посмотрите на картинки. Какие правила можно назвать,  что бы сохранить здоровье глаз? (дети рассматривают картинки и называют правила)

Л.: Послушайте правила для глаз:

-Надо ли беречь зрение и как это делать?

- Нельзя низко наклоняться над столом.

- Нельзя долго и близко смотреть телевизор, играть в компьютер.

- Нельзя читать лежа, в транспорте.

- Нельзя читать в темноте.

- Надо беречь глаза от ударов, от попадания микробов.

- Делать гимнастику для глаз.

- Употреблять витамины.

- Чаще бывать на свежем воздухе.

Л.: А вот вам задание: выполнить зарядку для глаз.

Смотрим вправо – никого,

Смотрим влево – никого.

Раз – два, раз – два –

Закружилась голова.

Глазки закрываем.

Глазки отдыхают.

Как откроем мы глаза

Вверх посмотрим,

да – да – да.

Вниз ты глазки опусти,

Вверх опять их подними.

Пальцами погладь глаза,

Отдыхать пришла пора.

Резко перевести взгляд вправо – влево.

 

Выполнить круговые вращения глазами.

 

Зажмурить глаза.

Погладить брови.

Резко перевести взгляд вверх – вниз.

 

 

 

 

Мягко погладить веки указательными пальцами.

 

Л.: А теперь следующая загадка

         У зверюшки  – на макушке, а у нас ниже глаз. /уши/

Л.: Для чего нужны уши? /уши нужны для того, чтобы слышать, слушать/

Л.: Все встаньте из-за стола, повернитесь ко мне спиной. Услышав бубен, поднимаете руки вверх, если металлофон, руки вперёд. Садитесь. Если бы ваши уши не слышали, могли бы вы выполнить это задание? (нет) Значит, уши надо беречь.

Л.: Как сохранить здоровье ушей? (Зимой носить шапку, мыть, осторожно чистить, не толкать острые предметы в уши).

Л.: Смотрим снова в зеркало. Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык)

Л.: Для чего нужен язык? (говорить, ощущать вкус пищи). Вот гора, а у горы две глубокие норы. В этих норах воздух бродит, то заходит, то выходит. (Нос)

Л.: Для чего нужен нос? (чувствовать запахи, дышать).

Л.: Не сеют, не сажают, сами вырастают. (Волосы). Отворю хлевец, покажу стадо белых овец. (Зубы и рот)

Л.: Что мы делаем зубами? (откусываем пищу, едим)

Л.: Какие правила могут быть для сохранения здоровья зубов? (чистить, полоскать после еды, не грысть твёрдые предметы)

Л.: А главные помощники нашего тела, это...? (руки и ноги). По сколько рук и ног у человека?  (показываю на плакате)

Л.: Случается, что человек теряет зрение, ему помогают в жизни руки. Игра «Назови на ощупь».  Дети берут предмет и называют, не вытаскивая его из мешочка. Вы убедились, что руки наши помощники?

III. Пальчиковая гимнастика.

«Здравствуй солнце золотое! Здравствуй небо голубое!

          Здравствуй вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок!

                        Мы живём в одном краю- всех я вас приветствую! (пальцы по очереди касаются друг друга).

Л.: Для чего нужны ноги? (ходить, бегать, играть, прыгать)

Л.: А теперь, ребята я хочу с вами поиграть в игру, которая называется “Исправь ошибки”.

Л.: Как вы считаете, голова нужна, чтобы нюхать? Вы согласны со мной? Объясните почему?

Л.: А глаза нужны, чтобы дышать? Уши – чтобы говорить? Нос - чтобы рисовать? Руки ходить? Ноги – чтобы думать? Рот – чтобы смотреть?

(После каждого вопроса делается пауза, чтобы дать возможность детям опровергнуть его и привести свои доводы)

Л.: Следующая игра “Доскажи словечко”. Я начинаю предложение, вы заканчиваете.

Л.: Головой мы что делаем? (думаем). Ушами что делаем? (слушаем). Глазами? (смотрим). Носом? (дышим, нюхаем). Ртом? (едим, пьем, говорим). Руками? (берем, держим). Пальцами? (трогаем, гладим, рисуем). Ногами? (ходим, бегаем, прыгаем).

IV. Физминутка

Л.: Встаньте за своими стульчиками, проведем небольшую зарядку. Кто скажите, сможет дети повторить движенья эти?

Руки вверх я подниму.

Вправо влево разведу.

И как птица полечу.

Головою поверчу.

А теперь присяду, встану и нисколько не устану.

Я попрыгаю немножко.

И на месте побегу.

Все на свете я могу.

Вверх ладошки! Хлоп, хлоп!

По коленкам – шлеп, шлеп!

По плечам теперь похлопай

По бокам себя пошлепай!

На носочки и на пятки,

Вот и кончилась зарядка.

Л.: Игра “Назови ласково”. Каждый должен любить своё тело. Назовите все части тела ласково: рука (ручка), нога (ножка), плечо (плечико), нос (носик), волос (волосик), палец (пальчик), голова (головка, головушка), щека (щечка), ухо (ушко), живот (животик), глаз (глазок).

Л.: А сейчас мы поиграем в игру  «Один много», я называю один предмет, а вы много.

Ухо – уши, шея - …, глаз - …, волос - …, голова - …, лоб-…,  рот - …, нос - …, щека - …, палец - …, локоть - …, бровь - ….

Л.: А  теперь  игра «Светофор», проверим, как вы запомнили правила, чтобы  сохранить своё здоровье.

Показываю картинки, а дети круги.

Л.: Молодцы! Вы усвоили правила.

V. Итог

Л.: Что мы сегодня узнали на занятии? /ответы детей/.

Учитель-логопед_______________________О.А.Дорожкина

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОРОГОБУЖСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

КОНСПЕКТ   ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

ТЕМА: «Мы здоровью не вредим, быть здоровыми хотим».

Занятие проведено в соответствии с календарно-тематическим планированием.

        

Учитель-логопед: Дорожкина Ольга Александровна.

г.Дорогобуж

2020г.

        

Конспект логопедического занятия «Мы здоровью не вредим, быть здоровыми хотим»

Дата проведения: 15.02.2020год.

Цель - формирование словаря дошкольников по теме «Части тела».

Задачи коррекционно-образовательные: - формировать практические умения и навыки пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью; - учить отвечать полным ответом; - закреплять звукопроизношение в чистоговорках..

Задачи коррекционно-развивающие: - развивать связную речь, артикуляционный аппарат, зрительное внимание, общую моторику.

Задачи коррекционно-воспитательные: - учить, не перебивая, слушать своих товарищей; - формировать бережное отношение к своему здоровью.

Ход занятия

  1. Оргмомент

Л.: Ах, ты, милый мой дружок, ты вставай скорей в кружок.

Мы сначала будем топать, а потом мы будем хлопать,

А затем мы повернемся, и друг другу улыбнемся. 

        II. Основная часть

Л.: Отгадайте загадки.

Живет мой братец за горой, не может встретиться со мной (глаза)

Всегда он в работе, когда говорим, а отдыхает, когда мы молчим (язык)

Их не сеют, не сажают, они сами вырастают (волосы)

Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут (ноги)

Меж двух светил я в середине один (нос)

Л.: А теперь посмотрим познавательный мультфильм «Части тела».

Л.: Мы говорим «один человек», а как мы скажем «много … (людей)»

Дети отвечают.

Л.: Люди все такие разные: полные и худые, низкие и высокие, молодые и старые, разные по цвету волос и глаз. Но все же мы похожи друг на друга формой своего тела. Посмотрите друг на друга.

Дети рассматривают друг друга.

Л.: Как же называется верхняя часть нашего тела? (голова)

Дети отвечают.

Л.: Ну-ка шею разомни – головою поверти.

А как же называется передняя часть головы? (лицо)

Дети отвечают.

Л.: На лице у нас есть что? (глаза)

Дети отвечают.

Л.: А для чего нужны глаза?

Дети отвечают.

Л.: Закройте глаза. Что вы видите?

Дети отвечают.

Л.: Откройте глаза. Что вы видите? (комнату)

Дети отвечают.

Л.: Глаза нужно беречь, ребята. Чтобы глаза не уставали, сделаем гимнастику.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Глазки вверх мы поднимаем, вниз потом их опускаем. Быстро – быстро поморгаем и тихонько открываем. Влево–вправо, влево–вправо, вот для глаз твоих забава.

Л.: Ребята, а что находится в верхней части лица? (лоб)

Дети отвечают.

Л.: Давайте погладим лоб пальчиками.

Дети выполняют задание.

Л.: А что находится ниже лба? (брови)

Дети отвечают.

Л.: Поиграем с бровями.

МИМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА

Мы умеем улыбаться, мы умеем удивляться, Сердимся мы иногда, не кричим мы никогда.

Дети выполняют мимические движения согласно тексту.

Л.: Ребята, как называется задняя часть головы? (затылок)

Дети отвечают.

Л.: Что располагается на голове? (уши)

Дети отвечают.

Л.: Для чего нам нужны уши?

Дети отвечают.

Л.: Чтобы уши хорошо слышали, сделаем массаж.

МАССАЖ ДЛЯ УШЕЙ

Дети выполняют движения по тексту.

Мы ладошки разомнем, ушки в ручки мы возьмем. Снизу вверх мы их пощиплем, а потом их разомнем. Сверху вниз опять пройдем…

Л.: Ребята, что у нас находится между глазами? (нос)

Дети отвечают.

Л.: Для чего же он нужен?

Дети отвечают.

Л.: Чтобы нос хорошо дышал, нужно делать каждый день дыхательную гимнастику.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Л.: Представьте, что перед вами ароматная ветка сирени. Делаем глубокий вдох носом, а выдыхая, произносим«Ах, как пахнет!»

Дети выполняют задание, подражая логопеду.

Л.: А теперь, ребята, отгадайте загадку.

В кармане он у нас лежит, грязнулю, плаксу сторожит. Он утрет потоки слез, не забудет и про нос. (носовой платок)

Дети отвечают.

Л.: Очень давно, в былые времена носовой платок был не носовым, а зубным. После еды им вытирали зубы. Потом богатые люди стали носить платок в нагрудных карманах, как украшение. Платочки шили из дорогого материала и украшали их бисером, вышивкой и даже драгоценными камушками. Люди стали понимать, что платок может приносить большую пользу – им можно вытирать глаза, нос. Пользуясь носовым платком, вы всегда будете чистыми и аккуратными. Носовые платочки бывают разные. Подойдите к столу и рассмотрите их.

Дети рассматривают платки на столе. 

Л.: Потрогайте эти платки. Из чего они сделаны? (из бумаги). Значит, какие они? (бумажные)

Дети отвечают.

Л.: А теперь возьмите со стола разноцветные платочки, потрогайте их. Из какого материала они сшиты? (из ситца)

Дети отвечают. Да, платки сшиты из ситца, значит, какие они (ситцевые)

Дети отвечают.

Л.: Возьмите со стола голубые и розовые платочки, потрогайте их. Какие они, из чего сшиты? (из шелка)

Дети отвечают.

Л.: Правильно. А если они сшиты из шелка, значит, какие они? (шелковые)

Дети отвечают.

Л.: Шелковыми платочками слезы и нос выти рать неудобно, зато с ними можно потанцевать. Возьмем платочки в правую руку и встанем в круг.

Дети слушают музыку, танцуют, повторяя движения логопеда.

Л.: Ребята, а что у нас находится под носом? (рот)

Дети отвечают.

Л.: Для чего нам нужен рот?

Дети отвечают.

Л.: Что находится во рту? (язык, зубы)

Дети отвечают.

Л.: А давайте с язычком поиграем. Язычок любил играть в песке, но лопатки у него не было. И тогда он сам превратился в лопатку.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Упражнение «Лопатка». Дети кладут язык на нижнюю губу и удерживают его в таком положении.

Л.: Еще язычок любит качаться на качелях.

Упражнение «Качели». Дети кладут язык за верхние зубы, затем - за нижние.

Л.: Вдруг мимо проползает змея!

Упражнение «Змейка». Дети высовывают язык изо рта и удерживают его несколько секунд.

Л.: Язычок сказал змейке:

Се – се – се – в гости я иду к лисе.

     Су – су – су - гриб растет в лесу.

     Ши – ши – ши – красивые ландыши.

     Ыш – ыш – ыш – большой камыш.

     Жа – жа – жа – иголки у ежа.

     Чи – чи – чи – вон летят грачи.

     Сы – сы – сы – тикают часы.

Дети повторяют чистоговорки за логопедом.

Л.: Пришел язычок домой и посмотрел, сколько времени.

Упражнение «Часики». Дети выполняют движения по тексту.

Влево – вправо, влево – вправо, тик – так, Время точно на часах, тик – так, тик – так.

Л.: Протяните свои руки вперед. Как называется эта часть руки? (локоть)

Дети отвечают.

Л.: А эта часть руки как называется? (кисть)

Дети отвечают.

Л.: А это что у нас на кисти? (пальцы)

Дети отвечают.

Л.: Давайте поиграем пальчика

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА "Пальцы – дружная семья»

Пальцы дружная семья, друг без друга им нельзя.

Дети сжимают, разжимают пальцы.

Вон большой, а это средний, безымянный и последний-

Наш мизинец – малышок, шевельни-ка им, дружок.

У-у! Указательный забыли. Чтобы пальцы дружно жили,

Будем их соединять и движенья выполнять.

Дети показывают пальцы согласно тексту. Соединяют поочередно пальцы левой и правой руки.

Л.: Игра «Что не так?».  Чтобы быть здоровым, не нужно дышать свежим воздухом. На ногах есть ногти.

Глаза для того, чтобы слушать. Уши для того, чтобы читать. У человека две руки и четыре ноги.

Упражнение «Посчитай ладошки» (за столом)

Сколько ладошек нарисовано на картинке? Обведите только правые ладошки.

III. Физкультминутка

Л.: Руки вверх я подниму! Дети. Это тоже я могу. 

Л.: Вправо – влево разведу! Дети. Это тоже я могу. 

Л.: Головою поверчу. Дети. Это тоже я могу.

Все вместе. А потом присяду, встану и нисколько не устану. Я попрыгаю немного и пешком пойду в дорогу. Если надо – побегу, это тоже я могу. Если очень захочу, я и в космос полечу!

Упражнение «Будь внимателен».

Л.: Подойдите к своим местам. Покажите правой рукой левую коленку. Левой рукой дотроньтесь до правой брови, правой – до носа, левой возьмитесь за левое ухо и т. д.

Игра «Хитрые вопросы»

Л.: Как ты думаешь, что случится, если человек перестанет:

-умываться; -чистить зубы; -есть; -пить; -гулять; -расчесывать волосы.

Релаксация. «Формула общего покоя».

Есть у нас игра такая, очень легкая, простая. Замедляется движенье, исчезает напряженье, И становится понятно: расслабление приятно.

IV. Итог

Л.: Вы сегодня познакомились с основными частями тела. Каждый человек хочет быть здоровым, бодрым, крепким, а для этого нужно беречь свое тело и заботиться о нем.

Наш девиз: «Мы здоровью не вредимбыть здоровыми хотим».

Учитель-логопед______________________О.А.Дорожкина

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

        ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ         

ДОРОГОБУЖСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

КОНСПЕКТ   ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

ТЕМА: «В поисках сокровищ (автоматизация [р] в словах и предложениях)».

Занятие проведено в соответствии с календарно-тематическим планированием.

        

Учитель-логопед: Дорожкина Ольга Александровна.

г.Дорогобуж

2021г.

   Тема: «В поисках сокровищ (автоматизация звука [р] в словах и предложениях)».

Цель – автоматизировать звук [р] в словах и предложениях. 

Задачи коррекционно-образовательные:

  • Закрепление правильного произношения звука [р] в словах и предложениях.
  • Развитие умения в  правильном  согласовании существительных со звуком [р] с числительными два, три, четыре, пять.
  • Развитие умения правильно понимать логико-грамматические конструкции, исправлять деформированное предложение, согласуя слова по смыслу с опорой на сюжетные картинки и без них.
  • Развитие умения правильно составлять цепной рассказ с опорой на наглядную схему.

Задачи  коррекционно-развивающие:

  • Развитие фонематического слуха, упражнять в определении наличия и места звука [р] в словах.
  • Развитие артикуляционной и мелкой моторики, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, логического мышления, пространственной ориентировки.

Задачи  коррекционно-воспитательные:

  • Воспитать интерес к занятиям, любознательность, желание узнавать новое.

Оборудование: настенное зеркало; карта “Острова в океане”, простой карандаш; ноутбук, мультимедийная презентация к занятию; болты и гайки из детского пластмассового конструктора; сундучок с конфетами.

   Речевой материал: слова, числительные,  предложения.

План занятия:

  1. Оргмомент.
  2. Сообщение темы занятия.
  3. Работа над темой.
  4. Итог занятия.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед: Сегодня мы отправляемся на поиски сокровищ. Посмотри, у нас есть карта (показывает), которая укажет, где искать сокровища. А помогать в поисках будет звук, который слышится в словах рыба, матрос, морской, корабль. Ты догадалась, что это за звук? Произнеси этот звук.

Ребенок: Р-р-р.

II. Сообщение темы занятия.

Слайд 2.

Логопед: В морском путешествии нас ждут приключении и задания. Будь внимательная, красиво и четко произноси [р]. Тогда нас ждет успех.

III. Работа над темой.

Слайд 3.

1. Артикуляционная гимнастика.

Логопед:  На чем мы отправимся в путь? (на корабле). Правильно, но нам его нужно построить. Берем длинные, гибкие доски для постройки (упражнение “Качели”). Проверяем доски на прочность (упражнение “Чистим зубки”). Сколачиваем их прочными гвоздями (Упражнение “Барабанщик”). Нужно не забыть поставить парус (упражнение “Чашечка”).

Слайд 4.

Я думаю, у тебя получился вот такой кораблик.

2. Изолированное произнесение звука [р] тихо-громко.

Логопед: Теперь поднимем якорь. Цепь тяжелая, гремит громко: р-р-р (ребенок громко произносит изолированный звук громко). Осталось только эхо (произносит изолированный звук тихо). Камни переворачиваются, стучат по дну лодки: р-р-р (громкое произнесение).

3. Упражнение на выработку направленной воздушной струи.

Логопед:  Ветер наполнил парус (ребенок дует на кусочек материи на палочке). Мы поплыли.

Логопед:  Вот мы уже и плывем. Но где нам искать сокровища? Вспомнила, у меня есть карта. Мы можем побывать на каждом из этих островов и поискать сокровища. Берем курс на первый остров! Возьми карандаш и проложи путь (нарисуй) линию от кораблика к острову).

Ребенок карандашом ведет линию к одному из островов – прокладывает курс.

4. Игра на развитие фонематического восприятия “Рассели животных”.

Слайд 5.

Логопед: Первый остров оказался необитаемый, но у нас есть животные, которым негде жить. Давай поселим их здесь. Но на остров поселятся только те животные, в названиях которых есть звук [р].

Ребенок, начиная с первого животного на слайде, называет его, определяет, есть ли нужный звук, щелкает по нему мышкой. Если ответ верный, картинка “переходит” на остров, если заданного звука нет – картинка покачивается.

5. Игра на развитие внимания, памяти “Кого не стало?”

Логопед:  Звери благодарны тебе, приглашают играть в прятки.

Игра с тем же слайдом. По щелчку мышки картинка исчезает. При правильном ответе появляется вновь по второму щелчку.

6. Упражнение на развитие зрительного восприятия, пространственной ориентировки “Узнай, кто это”

Слайд 6.        

Посмотри, кто вышел нас провожать. Назови.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/659509/1.JPG

Рисунок 1

Логопед: Поплывем к следующему острову. Прокладывай путь (ребенок чертит линию до следующего острова).

7. Игра “Угости крокодила” (автоматизация [р] в словах при согласовании существительного с числительным).

Слайд 7.

Логопед: На втором острове живет зубастый, голодный...(крокодил). Давай накормим его из наших запасов. У нас есть пирожки. Угощай крокодила и считай так: один пирожок, два пирожка, три пирожка, четыре пирожка, пять пирожков.

А теперь накорми его грушами, персиками, ватрушками. Крокодил благодарит вас за угощение. Он сыт, доволен и поет песенки, предлагает петь вместе с ним:

Ра-ра-ра– высокая гора.          
Ро-ро-ро– новое ведро.
Ры-ры-ры– воздушные шары.
Ру-ру-ру– продолжвем мы игру.
       Ребенок повторяет чистоговорки.

А теперь дальше в путь. Прокладывай курс (ребенок ведет линию к следующему острову)

8. Динамическая пауза “Теплоход”.

От зеленого причала

(Шаг вперед, руки опущены)

Оттолкнулся теплоход.

Раз, два –

(Два шага назад)

Он назад шагнул сначала.

А потом шагнул вперед -

(Два шага вперед

Раз, два –

(Руки вытянуты вперед и сомкнуты -

И поплыл по речке,

(Это нос теплохода; движения по кругу

Набирая полный ход.

мелкими шажками)

9. Автоматизация [р] во фразе на основе деформированного предложения.

Слайд 8.

Логопед:  Приплыли на следующий остров. Здесь живет Волшебник, чародей. Он знал, что мы приплывем на этот остров и написал для нас книгу. Но он такой рассеянный, наверняка что-то перепутал. Послушай, исправь, если нужно, а помогут тебе картинки на компьютере.

Слайд 9.

Дровами рубят топор.

На радуге – небо.

Крышка накрыта ведром.

Дорога едет по грузовику.

Горшок растет в розе.

Забор красит Рому.

Ребенок исправляет, произносит предложение в правильном варианте и выбирает соответствующую картинку.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/659509/2.JPG

Рисунок 2

Логопед: Волшебник по секрету сказал, что клад зарыт на последнем острове. Ты путь проложила по карте? (ребенок рисует линию к следующему острову). Давай подремонтируем корабль (логопед предлагает пластины, болты и гайки из игрушечного конструктора)

Логопед: Уже недалеко, подплываем к следующему острову.

10. Автоматизация [р] при составлении цепного текста.

Слайд 10.

Логопед:  Пока мы плыли, нам пришло письмо из детского сада. Братья Юра и Рома (логопед показывает картинку с изображением мальчиков) рассказывают о своей рыбалке. Послушай их рассказ и, опираясь на картинки, попробуй пересказать его.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/659509/3.JPG

Рисунок 3

Рома и Юра братья.
Братья идут на пруд.
В пруду братья поймают рыбу и раков.
Крупных раков братья подарят Р.

Логопед: Готова плыть к последнему острову, на котором спрятан клад? Тогда прокладывай путь (ребенок рисует линию к последнему острову.

11. Игра “Разложи правильно” (определение позиции [р] в слове).

Слайд 11.

Логопед: На этом острове живут одни обезьяны. Они собирают кокосы и раскладывают их по корзинам. Кокосы не простые, а с картинками. Называй картинки, определяй, где [р] в слове: начале, середине или в конце и клади в нужную корзинку.

12. Чтение слова с буквой Р, печатание Буквы Р.

Логопед:  Вот мы и на последнем острове. Здесь клад. Чтобы его найти, прочитай зашифрованное слово (ребенку предъявляется лист с написанным словом ба...абан. Подумай, какой буквы здесь не хватает. Впиши ее и прочитай, что получилось. А наш помощник (компьютер) поможет тебе проверить, правильно ты выполнил задание.

Слайд 12.

 Клад за барабаном. А вот и сундук (на экране появляется сундучок, логопед вытаскивает настоящий сундучок с конфетами. Что нужно с ним сделать? (открыть)

Ребенок открывает сундук, а в нем конфеты.

IV. Итог занятия.

Логопед: Пора возвращаться домой, ведь путь был долгим и трудным. Тебе понравилось наше путешествие? Что написано на экране, прочитай. Ты молодец, у тебя все получилось, нашла клад с конфетами. Какой звук помогал тебе в поиске сокровищ? (р-р-р).

Учитель-логопед ____________________О.А.Дорожкина


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к индивидуальному логопедическому занятию «В поисках сокровищ» (автоматизация звука [р] в словах, предложениях) Учитель-логопед О.А.Дорожкина Дорогобужский ДДТ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты