план-конспект индивидуального занятия по коррекционно-развивающему курсу "по развитию слухового восприятия и формированию произношения"
план-конспект занятия (5 класс)

Иссабекова Жанара Сафаргалиевна

Темы занятия: Звук «Р». Автоматизация. Оглушение звонких согласных на конце слов. Фразы учебной деятельности, обиходно-разговорного характера и фразы связанные с изучением общеобразовательных дисциплин.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения.

Темы занятия: Звук «Р». Автоматизация. Оглушение звонких согласных на конце слов. Фразы учебной деятельности, обиходно-разговорного характера и фразы связанные с изучением общеобразовательных дисциплин.

Цели:

Ф.П. -Автоматизировать  правильное произношение звука «Р»  в слогах; в словах;в словосочетаниях; в предложениях.

- Работать над правилом орфоэпии.

РСВ. -Развивать  речевой слух с КИ на материале фраз учебной деятельности, обиходно-разговорного характера и фраз связанных с изучением общеобразовательных дисциплин.

   Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Ф.П. -Закрепить произношение звука «Р» (во всех позициях);

-Закрепить правило орфоэпии (оглушение звонких согласных на конце слов);

РСВ. -Закрепить умение различать фразы с КИ на материале фраз.

Коррекционно-развивающие:

Ф.П. -Закрепить звук «Р» в самостоятельной речи.

- Развивать психические процессы: логическое мышление, память и внимание.

- Совершенствовать лексико-грамматические конструкции.

- Обогащать словарный запас.

РСВ.-Развивать слухоречевую память и слуховое внимание.

Коррекционно-воспитывающие:

Ф.П. -Воспитывать чувство удовлетворения от достигнутых успехов в формировании произносительных навыков.

РСВ. –Воспитывать навыки адыкватной самооценкиразвития слухового восприятия.

Оборудование:

1.  Карточки.

2.  Иллюстративный материал.

3. Тетрадь для домашних заданий.

4. Ноутбук.

План занятия:

Ф.П. -Организационный момент. (проверка готовности к уроку, объяснения критериев оценки)

-Определение темы, постановка целей и задач урока.

-Автоматизация звука «Р» (во всех позициях) в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

 -Оглушение звонких согласных на конце слов.

РСВ. -Развитие речевого слуха на материале фраз учебной деятельности и обиходно-разговорного характера и материале, связанном с изучением общеобразовательных дисциплин с использованием кохлеарного имплантанта на рабочем расстоянии.

5. Восприятие шепотной речи.

6. Итог урока.

7. Самооценка.

8. Домашнее задание.

Ход занятия:

I Организационный момент.

- Ш: -Здравствуйте!

-У: -Здравствуй, Андрей! Садись.

- Э : -Как работает речевой процессор? (РП работает хорошо.)

- Э: -Как ты слышишь? ( Я слышу хорошо.)

- Э: -Ты готов к занятию?  ( Да, я готов к занятию.)

 - Тетрадь для домашних заданий есть? (Да, есть)

-  На уроке ты будешь работать ИНДИВИДУАЛЬНО.

- Давай друг другу улыбнемся, чтобы было хорошее. Слушай внимательно, хорошо говори звуки.

- Э: -Какое сегодня число? ( сегодня….)

- Э: -Какой будет занятие? (будет занятие по развитию восприятия и воспроизведения устной речи.)

 - Э: -Что ты делал на прошлом занятие? ( На прошлом занятие я учился правильно говорить звук «Р», работал над текстом …. , отвечал на вопросы.

-У: -Давай подумаем и определим тему урока.

II Определение темы занятия.

-Э: - Послушай скороговорки, какой звук встречается чаще всего?

 Проворонила ворона воронёнка. Карт. №1

-У: -Выбери, пожалуйста, звук «Р» и прикрипи т на доску) Карт. №2

У: -Также мы будем продолжать работу над правилом орфоэпии, прочитай табличку и прикрипи на доску. Карт. №3

У: -Будем слушать фразы на рабочем расстоянии и воспринимать шепотную речь.

У: -Итак, назови нашу тему занятия. (Звук «Р». Оглушение звонких согласных на конце слов. Восприятие фраз.)

III. Определение целей.

У: Исходя из темы занятия, как ты думаешь, каковы цели нашего занятия? ( мне нужно правильно произносить звук «Р» в слогах, словах, в словосочетаниях и предложениях, верно говорить слова со звонкими согласными на конце слов и внимательно слушать фразы.)

У: А что ты будешь делать, чтобы достичь этих целей?

1. Сначала буду закреплять звук «Р» в слогах, словах, словосочетаниях,  предложениях также буду выпонять задания на закрепление правила орфоэпии.

2. Потом ты буду различать фразы.

3. Работай хорошо, думай, слушай внимательно.

Формулировка критериев оценки.

У: Если выполнишь задание правильно, положи пазл. Соберёшь всю картинку – значит, работал отлично. Если одного или двух пазлов будет не хватать – значит, работал хорошо. Если не хватает больше пазлов – значит в следующий раз постарайся работать лучше. Приступим к выполнению заданий. Хорошо говори и слушай.

-У: -В конце урока ты сам себе поставишь оценку.

II Работа над формированием произношения.

-Э: -Итак, что мы будем делать сначала? (Сначала мы будем продолжать работу над звуком Р)

-У: -Посмотри на профиль звука «Р» и скажи, пожалуйста, при произнесении данного звука в каком положении находятся губы, язык, рот? Произнеси звук «Р» Слайд №1

-Э: -Звук «Р» гласный или согласный? – (Согласный.) – Звонкий или глухой? (звонкий.) Парный или непарный? (Непарный.)

1. Закрепление звука в слогах.

-У: -Повтори слоги.

Ара – аро – ару

Ора – оро – ору

Ура –уро – уру

Тра – тро – тру

Кра – кро – кру

Здра – здро – здру

Атр – отр – утр

Арк – орк – урк

Арф – орф – урф  

Карточка №1

-У: -Что ты делал? (Я повторял слоги.)

-У: -Как ты справился с заданием? (Хорошо.)

Учитель оценивает выполненную учеником работу: "Молодец!" Положи первый пазл.

2. Закрепление звука в словах.

  • -Э: -Назови картинки  (самостоятельная речь, знание словаря): трап, трамвай, троллейбус, театр, экскаватор, термометр, градусник, температура. Слайд №2
  • -У: - А теперь послушай слова, запомни только транспорт.
  • -Э: - Составь слова: ми, ра, да, пи; тин, пан, сер.

 Карточка №2

-У:- Что ты делал? (Я называл картинки, слушал слова и составлял слова)

3. закрепление звука в словосочитаниях.

-Э: - Дополни словосочетания по картинкам: (предметные картинки)

Красный треугольник;

Картоная коробка;

Черная смородина. Слайд №3

-У: - Что делал? (Я дополнял словосочетания.)

-У: - Справился с заданием? (Да.)

-У: - Оцени себя.

5.Автоматизация звука в предложениях:

- Э: - Собери пословицы:

Карточка №3

Без труда, не вынуть и рыбку из пруда.

Каков мастер, такова и работа.

Рукам работа – душе праздник.

Рано встанешь, раньше работу закончишь.

-У: - Что делал? ( Я собирал пословицы.)

-У: - Справился с заданием? (Да.)

-У: - Оцени себя.

 -Э: -Что мы будем делать дальше?  (Дальше мы будем работать над правилом орфоэпии. НАЗЫВАЕТ)

-У: -Прочитай слова в первом столбике, какой части речи эти слова? (Существительные.)

-У: -В каком числе эти существительные? (Во множественном.)

-У: -Поставь слова в единственное число и прочитай слова парами, соблюдая правила орфоэпии.

Теплоходы                        теплоход

Ромбы                               ромб

Кроссворды                       кроссворд

Мусоровозы                      мусоровоз

Гаражи                              гараж

Ледорубы                         ледоруб

Рыболовы                         рыболов

Верхолазы                        верхолаз

Слайд №4

-Э: -Как ты говорил звонкие согласные на конце слов? (звонкие согласные на конце слов я говорил как глухие)

-У: -Как ты справился с заданием?(Хорошо)

-Э: -Что ты делал сейчас (я работал над правилом орфоэпии.)

-У: - Оцени себя.

III Работа над развитием слухового восприятия.

-Э: -Повтори (будем слушать фразы учебного и обиходно-разговорного характера на рабочем расстоянии. И будем воспринимать шепотную речь)

 -Э: -На каком расстоянии ты слышишь хорошо? (я слышу хорошо на расстоянии ….3м.)

-У: -Встань на это расстояние, слушай внимательно.

  • У тебя сегодня хорошее настроение?
  • Что делает экскурсовод? (проводит экскурсии ).
  • Андрей, спроси у меня, какая температура воздуха сегодня.
  • Произведения устного народного творчества: сказки, басни, пословицы, поговорки, былины.
  • Что ты любишь больше всего читать: про путешествия или фантастику?
  • Что делает агроном? (выращивает растения).
  • Покажи и назови нашу страну на карте. Что ты сделал?
  • Краеведческий музей, зал археологических находок, раскопки.
  • Назови и покажи на карте материки. (Евразию, Австралия, Антарктида).
  • Андрей, спроси у меня, который час.
  • Как называется ферма, на которой выращивают птиц?
  • Противоположные стороны прямоугольника равны. Повтори.

Карточка №3

-У: -А теперь встань на растояние 2 м, будем развивать шепотную речь.

-Э: -Что ты делал? (Я слушал фразы на рабочем расстоянии и воспринимал шепотную речь.) 

-У: -Как ты думаешь цели нашего занятия достигнуты? (Да.)

-У: - А как ты это понял? (Я хорошо говорил слоги, слова, словосочетания и предложения со звуками «Р», слушал фразы на рабочем расстоянии и различать шепотную речь.)

-Э: -Андрей, а как ты занимался, оцени себя сам? ( Я занимался отлично.)

-У: -Почему ты так думаешь? (потому что я собрал всю картинку.)

-У: -Я согласна с тобой, ты занимался отлично, составил всю картинку.

-У: -Какая картинка у тебя получилась? (….)

У: -На эту тему мы поговорим на следующем уроке. Всегда старайся слушать внимательно и хорошо говорить звуки, тогда тебе будет легче общаться с людьми. Наши занятия развивают слуховое восприятие и произношение.

-У: - Домашнее задание, тебе нужно будет выучить загадку и загадать брату и ребятам в классе.

-У: -Занятие окончено, спасибо работу. Попрощайся. (До свидания!)

-У: -До свидания!

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения по теме: Звуки З и Ж. Фразы обиходно-разговорного характера и фразы, связанные с изучением общеобразовательных предметов.

КОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательнаяшкола-интернат №15 II вида» План -конспект индивидуального занятияпо развитию слухового восприятия и формированию произношения по теме: Звуки З...

План -конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения по теме: Звуки Ц и Ч. Работа над интонацией. Диалог "Молочная ферма".

КОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательнаяшкола-интернат №15 II вида» План -конспект индивидуального занятияпо развитию слухового восприятия и формированию произношения по теме: Звуки Ц...

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс.

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию про...

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс.

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произнош...

Использование приёмов технологии « Развитие критического мышления» на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения как условие формирования коммуникативно - речевой компетенции учащихся с депривацией слуха

В центре современной образовательной системы – полноценное личностное развитие детей. Такой подход обращает школу к личности ребёнка, к его внутреннему миру, где таятся ещё неразвитые способност...

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 10 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 10 класс.

Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения (далее РСВ и ФП) в 10 б классе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащих и позднооглохших) (далее...